|
ОТЧЕТ МБОУ «Лицей города Абдулино» О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ФОРМИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МОНИТРИНГА ОСВОЕНИЯ ВЫПУСКНИКАМИ ТРЕТЬЕЙ СТУПЕНИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ» I Нормативно-правовое обеспечение деятельности ОУ 1. Письмо министерства образования Оренбургской области от 27.12.2010 №01/15-6155 «Об участии в проекте «Формирование муниципальной системы мониторинга освоения выпускниками третьей ступени общеобразовательных программ»; 2. Приказ министерства образования Оренбургской области от 14.01.2011 №01/20-14 «Об утверждении региональных экспериментальных площадок»; 3. Приказ министерства образования Оренбургской области от 06.05.2011 №01/20-647 «О продолжении реализации проекта «Формирование муниципальной системы мониторинга освоения выпускниками третьей ступени общеобразовательных программ»; 4. Письмо министерства образования Оренбургской области от 28.08.2011 №01/15-5800 «О сроках контрольных работ проекта «Формирование муниципальной системы мониторинга освоения выпускниками третьей ступени общеобразовательных программ»; 5. Приказ УСПОК МО Абдулинский район от 14.01.2011 №03/17/6 «Об участии образовательных учреждений в проекте «Формирование муниципальной системы мониторинга освоения выпускниками третьей ступени общеобразовательных программ»; 6.Приказ отдела образования администрации МО Абдулинский район от 25.08.2011 №03-01/30/162 «Об участии общеобразовательных учреждений в проекте «Формирование муниципальной системы мониторинга освоения выпускниками третьей ступени общеобразовательных программ»; 7. Приказ отдела образования МО Абдулинский район от 07.09.2012 №03-01/27/238 «Об участии образовательных учреждений в проекте «Формирование муниципальной системы мониторинга освоения выпускниками третьей ступени общеобразовательных программ»; 8. Положение о муниципальной системе оценки качества образования; 9. Приказ МБОУ «Лицей г. Абдулино» от 06.09.2011 №81 «Об участии в проекте «Формирование муниципальной системы мониторинга освоения выпускниками третьей ступени общеобразовательных программ» 10. Приказ МБОУ «Лицей города Абдулино» от 10.09.2012 №79 «Об участии в проекте «Формирование муниципальной системы мониторинга освоения выпускниками третьей ступени общеобразовательных программ» II Организационная деятельность образовательного учреждения В 2012-2013 учебном году приказом по образовательному учреждению (№79 от 10.09.2012 г.) были назначены координатор проекта Зарипова Х.С., в ноябре Костина Т.Б., заместитель директора по УВР, ответственный за оформление протоколов результатов мониторинга Лобкарева М.В., системный администратор, организаторы проведения контрольных срезов, учителя, ответственные за проверку контрольных срезов. В ходе реализации проекта учителями-предметниками Азарниковой Е.Н.,Кривцовой С.А., учителями математики, Яковлевой З.Г., Гавриковой А.Н., учителями русского языка, были организованы консультации для учащихся 10, 11 классов , участвующих в Проекте, согласно графику, утвержденному директором школы, по повторению материала за курс основной школы (5-9 классы). Проанализировав результаты участия образовательного учреждения в реализации проекта «Формирование муниципальной системы мониторинга освоения выпускниками третьей ступени общеобразовательных программ» в 2011-2012 учебном году на педагогическом совете и на заседаниях ШМО, в ОУ был составлен план мероприятий по реализации проекта «Формирование муниципальной системы мониторинга освоения выпускниками третьей ступени общеобразовательных программ» на 2012-2013 учебный год. . Согласно вышеуказанному приказу Учителями-предметниками Азарниковой Е.Н., Кривцовой С.А., Яковлевой З.Г., Гавриковой А.Н. были откорректированы календарно-тематические планы с учетом графика проведения мониторинговых контрольных работ в 10-11 классах по русскому языку и математике и разработаны индивидуальные маршруты достижения учащихся 10-11 классов по результатам мониторинговых работ. В сентябре 2012 года согласно графику проведения контрольных работ проекта были проведены входные мониторинговые работы по русскому языку и математике в 10-11 классах по текстам министерства образования Оренбургской области. По результатам входных контрольных работ учителями-предметниками разработаны планы проведения групповых консультаций по ликвидации пробелов в знаниях учащихся. Кривцовой С.А., заместителем директора по УВР, был составлен график консультаций для учащихся 10-11 классов по ликвидации пробелов в знаниях, выявленных по результатам мониторинговых работ, который утвержден директором школы Результаты мониторинговых работ занесены в индивидуальные маршрутные листы учащихся. III Информационно-методическая деятельность образовательного учреждения На совещании при директоре изучены положение о муниципальной системе оценки качества образования и приказ отдела образования администрации МО Абдулинский район «Об участии общеобразовательных учреждений в проекте «Формирование муниципальной системы мониторинга освоения выпускниками третьей ступени общеобразовательных программ». Результаты участия 10 11 классов в реализации проекта «Формирование муниципальной системы мониторинга освоения выпускниками третьей ступени общеобразовательных программ» в 2011-2012 учебном году были проанализированы на заседаниях школьных методических объединений, на заседании педагогического совета. Промежуточные результаты участия в Проекте анализировались на совещаниях при директоре, заседаниях методического совета, заседаниях ШМО. В школе оформлен информационный стенд «Участие в мониторинге освоения общеобразовательных программ учащихся 10, 11 классов». По результатам проведенных входных мониторинговых работ в сентябре 2012 года учителями предметниками разработаны пакеты индивидуальных заданий для высокомотивированных учащихся 10-11 классов с целью совершенствования и развития ЗУН по русскому языку и математике. С целью совершенствования методической компетентности учителей русского языка и математики на заседаниях ШМО рассмотрены вопросы организации индивидуальной и групповой работы старшеклассников (техники, методы, методики). С целью совершенствования ИКТ-компетентности в сентябре системным администратором Лобкаревой М.В. были проведены кратковременные курсы по работе в электронных таблицах для учителей русского языка и математики. IV Работа с учащимися 10-11 классов График контрольных работ в рамках мониторинговых исследований был доведен до сведения учащихся 10-11 классов. После проведения каждой мониторинговой работы учителями-предметниками проводился подробный анализ результатов выполненной работы с учащимися 10-11 классов, разбирались типичные ошибки, задания, вызвавшие наибольшее затруднение. Согласно утвержденному графику для учащихся проводились групповые консультации по русскому языку и математике по результатам проведенных входных мониторинговых работ. Кроме этого, высокомотивированные учащиеся выполняли дополнительные задания повышенной трудности с целью совершенствования и развития ЗУН, а учащиеся группы учебного риска индивидуальные дополнительные задания базового уровня с целью ликвидации пробелов знаний, выявленных в результате мониторинговых работ. Учителя-предметники проводили индивидуальные консультации по мере необходимости. Мамонтовой М.М., педагогом-психологом ОУ, проведены тренинговые занятия для учащихся 10-11 классов «Способы саморегуляции в стрессовой ситуации». Кроме этого, в течение всего периода участия в проекте учащиеся получали психологическую поддержку в виде индивидуальных консультаций педагога-психолога. ^ Зарипова Х.С.., директор МБОУ «Лицея г. Абдулино», ознакомила родителей учащихся 10-11 классов со всеми нормативными документами по участию общеобразовательных учреждений в проекте «Формирование муниципальной системы мониторинга освоения выпускниками третьей ступени общеобразовательных программ» на родительских собраниях. Кроме этого, на родительских собраниях в 10-11 классах учителями-предметниками Азарниковой Е.Н., Кривцовой, С.А. Яковлевой З.Г., Гавриковой А.Н.,проводился подробный анализ результатов мониторинговых работ и были даны рекомендации для родителей с целью контроля работы учащихся. Для родителей учащихся, имеющих отрицательные отметки по результатам мониторинговых работ, и учащихся, понизивших свои результаты в сравнении с результатами прошлого учебного года, были проведены индивидуальные консультации учителями-предметниками. ^ Математика Общие сведения об учителях ведущих в 10, 11 классах.
Преподавание алгебры и геометрии в 10-11 классах ведется по учебникам: А.Г.Мордкович и др, Алгебра и начала математического анализа 10-11 класс; (Профильный уровень) ; М.: Мнемозина, 2010., А.С.Атанасян и др, Геометрия 10-11; М.: Просвещение, 2010. Планирование составлено на основе программы: Алгебра и начала анализа 10-11 /авторы: И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович/- М.:Мнемозина, 2010. Геометрия 10-11 /автор:Т.А.Бурмистрова/- М.:Просвещение, 2010. Количество часов: алгебра-5 часов в неделю: всего- 170, геометрия-2 часа в неделю: всего-68. В проекте по математике приняли участие 34 учащихся 11 – х классов, 22 учащихся – 10-х классов. Общее количество участников диагностических работ, несмотря на их обязательность, не было постоянным. Это связано с болезнью учеников. ^ :
14.09.12 г. в рамках реализации проекта «Формирование муниципальной системы мониторинга освоения выпускниками третьей ступени общеобразовательных программ» в 10 классе проведена контрольная работа №1 по математике. Контрольная работа состоит из 8 заданий базового уровня сложности программы курса математики 5 – 8 класса. В выполнении работ принимало участие 20 учащихся. Качество знаний 45%,успеваемость 90%.
^
Анализ результатов формирования умений, выделенных в кодификаторе, позволяет сделать следующие выводы: 1.Высокие и достаточные результаты выполнения заданий учащиеся показали по темам:
Основная проблема при выполнении заданий заключается в отсутствии умений работать с текстом, невнимательность при вычислениях. Сложными для учащихся оказались те разделы курса алгебры, в которых учащимся необходимо было применить формулы сокращенного умножения. Особого внимания требует проблема формирования вычислительных навыков. Доступные и разнообразные вычислительные инструменты – от мобильного телефона до компьютера – способствуют снижению вычислительных умений учащихся школ, а также отсутствию привычки к самоконтролю. Важнейшим условием успешности выполнения заданий является осмысленность, осознанность действий ученика и просто здравый смысл. В противном случае, даже имея необходимые знания, можно прийти к неверному ответу. 21.09.12 г. в рамках реализации проекта была проведена контрольная работа №2 по математике. Контрольная работа состоит из 9 заданий базового уровня сложности программы курса геометрии 7 – 9 класса . В выполнении работ принимало участие 18 учащихся. Качество знаний 83,3 %, успеваемость 89%.
^
Анализ результатов формирования умений, выделенных в кодификаторе, позволяет сделать следующие выводы: 1. Средний уровень выполнения заданий учащиеся показали по темам:
Типичными при выполнении заданий базового уровня является ошибки, связанные с незнанием формул, правил, свойств, алгоритмов действий, методов решения. Многие учащиеся испытывают затруднения при изображении геометрических фигур, при вычислении элементов фигур, в применении знаний к решению практических задач, в проведении доказательства несложных геометрических фактов. Рекомендации:
Развивать гибкость мышления, способность анализировать предлагаемую конфигурацию и вычленять в ней части, рассмотрение которых позволяет найти путь решения задачи. 28.09.12 г. в рамках реализации проекта проведена контрольная работа №3. Контрольная работа состоит из 6 заданий базового уровня сложности программы курса алгебры 7 – 9 класса. В выполнении работ принимало участие 20 учеников. Качество знаний 50%, успеваемость 90%.
^
Анализ результатов формирования умений, выделенных в кодификаторе, позволяет сделать следующие выводы: 1. Высокий и средний уровень выполнения заданий учащиеся показали по темам:
2. Низкий уровень выполнения заданий учащиеся показали по темам:
По результатам решения заданий, можно говорить о том, что, значительная часть учащихся не усвоила материал, связанный с решением квадратных неравенств и систем неравенств. По-прежнему вызывают затруднения решение текстовых задач на составление дробно – рационального уравнения и решение этого уравнения. Большинство ошибок в решении заданий связаны с недостаточным освоением курса алгебры основной школы и даже арифметики начальной школы. Типичными являются ошибки, связанные с незнанием формул, правил, свойств элементарных функций, алгоритмов действий, методов решения. 14.11.12 г. в рамках реализации проекта «Формирование муниципальной системы мониторинга освоения выпускниками третьей ступени общеобразовательных программ» в 10 классе была проведена контрольная работа №4 по математике. В выполнении работ принимало участие 19 учеников. Качество знаний 42,1 %, успеваемость 89,5%.
^
Анализ результатов формирования умений, выделенных в кодификаторе, позволяет сделать следующие выводы: 1. Высокий и средний уровень выполнения заданий учащиеся показали по темам:
2. Низкий уровень выполнения заданий учащиеся показали по темам:
По результатам решения заданий, можно говорить о том, что, значительная часть учащихся не усвоила материал, связанный с применением основных теорем планиметрии. По-прежнему вызывают затруднения решение текстовых задач на составление дробно – рационального уравнения и решение этого уравнения. Большинство ошибок в решении заданий связаны с недостаточным освоением курса алгебры основной школы и даже арифметики начальной школы. Типичными являются ошибки, связанные с незнанием формул, правил, свойств элементарных функций, алгоритмов действий, методов решения. 21.12.12 г. в рамках реализации проекта была проведена контрольная работа №5 по математике. Контрольная работа состоит из 12 заданий базового уровня сложности курса алгебры и геометрии 7 – 10 класса. В выполнении работ принимало участие 19 учеников.
Качество знаний 42,2%, успеваемость 89,47%. ^
Анализ результатов формирования умений, выделенных в кодификаторе, позволяет сделать следующие выводы: 1. Высокий уровень выполнения заданий учащиеся показали по темам:
решение простейших иррациональных уравнений
По результатам решения заданий, можно говорить о том, что, больше всего затруднений вызывает задание, связанное с умением вычислять значения тригонометрических выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования.. Улучшились результаты по решение текстовых задач на составление дробно – рационального уравнения и решение этого уравнения. Большинство ошибок в решении заданий связаны с недостаточным освоением курса алгебры основной школы. Типичными являются ошибки, связанные с незнанием формул, правил, свойств элементарных функций, алгоритмов действий, методов решения. Особого внимания требует проблема формирования вычислительных навыков, а также привычка к самоконтролю. 12.03.13 г. в рамках реализации проекта была проведена контрольная работа №6 по математике. Контрольная работа состоит из 8 заданий базового уровня сложности и 2 заданий повышенного уровня сложности курса алгебры и геометрии 7 – 10 класса. В выполнении работ принимало участие 21 ученик. Качество знаний 42,9%, успеваемость 90,48%.
^
Анализ результатов формирования умений, выделенных в кодификаторе, позволяет сделать следующие выводы: 1. Высокий уровень выполнения заданий учащиеся показали по темам:
Решение стереометрической задачи на нахождение геометрических величин По результатам решения заданий, можно говорить о том, что, больше всего затруднений вызывает задание, связанное с умением вычислять значения тригонометрических выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования по известным формулам. Недостаточно сформированы умения по решению текстовых задач, составлению уравнения по условию задачи. Основные ошибки в задании С1 были связаны с незнанием формул для решения простейших тригонометрических уравнений, а также с неверным отбором корней (часть учащихся неверно определили принадлежность корня промежутку, другие – допустили вычислительные ошибки при нахождении корня, третьи – нашли только часть, а не все множество корней. Большинство ошибок в решении заданий связаны с недостаточным освоением курса алгебры основной школы. Типичными являются ошибки, связанные с незнанием формул, правил, свойств элементарных функций, алгоритмов действий, методов решения. Особого внимания требует проблема формирования вычислительных навыков, а также привычка к самоконтролю. 17.05.13 г. в рамках реализации была проведена контрольная работа №7по математике. Контрольная работа состоит из 10 заданий базового уровня сложности и 2 заданий повышенного уровня сложности курса алгебры и геометрии 7 – 10 класса. В выполнении работ принимало участие 19 учеников. Качество знаний 57,9%, успеваемость 100%.
^
Анализ результатов формирования умений, выделенных в кодификаторе, позволяет сделать следующие выводы: 1. Высокий уровень выполнения заданий учащиеся показали по темам:
Решение стереометрической задачи на нахождение геометрических величин По результатам решения заданий, можно говорить о том, что, больше всего затруднений вызывает задание, связанное с умением преобразовать тригонометрические выражения, осуществляя необходимые подстановки и преобразования по известным формулам. Недостаточно сформированы умения по решению текстовых задач, составлению уравнения по условию задачи. Основные ошибки в задании С1 были связаны с незнанием формул для решения простейших тригонометрических уравнений, а также с неверным отбором корней (часть учащихся неверно определили принадлежность корня промежутку, другие – допустили вычислительные ошибки при нахождении корня, третьи – нашли только часть, а не все множество корней. Проведенный мониторинг показал, что у десятиклассников недостаточно сформирована теоретическая база знаний. Контрольные работы по математике показали положительную динамику в усвоении таких тем, как: решение задач на проценты, вычисление значений тригонометрического выражения, вычисление угла прямоугольного треугольника через известные его элементы, применение производной для нахождения точки максимума функции, определение значения дробно-рационального выражения, содержащего радикалы, решение иррационального уравнения, нахождение углового коэффициента касательной по графику производной этой функции. Вывод. Результаты мониторинга должны привлечь внимание учащихся к ответственности за результаты своего труда, учителя к подготовке учащихся к такому виду работы, администрации ОУ к проблемам учителей математики при организации подготовки к экзамену. Учителям предметникам использовать основные направления педагогической деятельности:
На уроках использовать проектную технологию, технологию проблемного обучения, исследовательские и другие развивающие образовательные технологии. Мониторинговые исследования действительно являются одним из эффективных способов выявления пробелов в знаниях учащихся, что позволяет:
В связи с этим можно сказать, что проект «Формирование муниципальной системы мониторинга освоения выпускниками третьей ступени общеобразовательных программ», несомненно, значим. Эффективность его реализации состоит в том, что учащиеся периодически повторяют материал, пройденный в предыдущих классах, планомерно проходит подготовка к сдаче ЕГЭ, уменьшается возможность стресса на экзамене. Для учителя создаётся возможность целенаправленной подготовки учащихся к сдаче экзаменов. ^ :
![]() Сравнивая результаты входной контрольной работы в 11-х классах с результатами итоговой работы видим относительную стабильность результатов и устойчивость знаний. ^ - В1, В2, В5 -не умеют использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; - В4, В6, В9, С2,С4- работа с графиком, геометрическими фигурами, координатами и векторами; - В3, С1, С3, С5- решение уравнений и неравенств; - В7 – выполнение преобразований и вычислений; -В8, В11- выполнение действий с функциями; - В12,В13, В14 - построение и исследование простейшей математической модели; - В10- вычисление вероятностей. К заданиям второй части даже не приступают более половины учащихся, что говорит о низкой мотивации учащихся и их неуверенности в имеющихся знаниях. Анализ ошибок, допущенных учащимися, показывает, что в процессе регулярного прохождения курса математики следует уделять большее внимание развитию общематематических навыков (умению читать условие задачи, выполнять арифметические действия), развитию пространственных представлений учащихся. Результаты мониторинговых работ в 11 классе показали, что учащиеся научились выполнять задания, проверяющие умение моделировать реальные ситуации на языке алгебры, составлять уравнения по условию задачи, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры. Задания данного типа вызывали затруднения у учащихся в прошлом учебном году. Но остались затруднения с выполнением заданий:
^ года показали, что задания на применение производной для нахождения наибольшего и наименьшего значения, точек максимума и минимума и задачи геометрического характера остались проблемными заданиями для выпускников. С данными типами заданий не справились 9 и 10 человек (из 34) соответственно. Максимальный балл по школе – 81 ( Капалин Максим), минимальный балл по школе – 32. Средний балл – 53,32 (11а класс – 52; 11б – 54,65). 15 человека (44%) справились с заданиями блока В от 86% до 100% (Капалин Максим – 100%). 26 человек (76%) приступали к выполнению заданий блока С и получили баллы. Задание С1 (решение тригонометрического уравнения) выполнили полностью 12 человек, выполнили частично – 11 человек. Задание С2 (стереометрическая задача) выполнил полностью – 2 выпускников (Биккулов Ильназ, Капалин Максим). Задание С3 (решение системы неравенства) выполнили полностью 3 человека, частично (1 -2 балла из 3) – 6 человек. Задание С4 (планиметрическая задача) выполнил 1 человек, 1 - частично. Частично справились с выполнением задания С5 (1 балл из 4) 5 человек, с заданием С6 никто не справился. ^ Результаты диагностики по русскому языку в 10 классе (22 ученика):
^ 1 диагностическая работа - наибольшее количество ошибок было допущено при выполнении заданий А1- соблюдение орфоэпических норм, А4- нахождение безударной проверяемой гласной в корне, А5- нахождение чередующихся гласных в корне слова, А15- определение морфологической характеристики слова; ^ - наибольшее количество ошибок допущено при выполнении заданий А2- определение типов односоставных предложений, А3- определение лексического значения слова, В3- нахождение в тексте односоставных предложений. Подтвердили свои оценки 5 человек, повысили – 2 человека, понизили- 11 человек; ^ - трудности возникли при выполнении заданий В1- определение способа словообразования, В3- определение способа связи в словосочетании, В8- средства связи слов в предложении, В9- нахождение в тексте средств выразительности; ^ - получили «5»-0 человек, «4»- 9 человек, «3»- 10 человек, «2»- 1 человек. Таким образом, качество знаний составило 45%, успеваемость- 95%; 5 диагностическая работа - трудности возникли при выполнении заданий А4, А6, В1; ^ - трудности вызвали задания А2- употребление паронимов (не справились 10 человек- 48%), А7, А8-ошибки при построении текста (12 человек и 10 человек соответственно- 57% и 48%) , А23- знаки препинания при однородных членах предложения (11 человек- 52%).Самый высокий результат- 27 баллов (93,1%)- у Нигматовой Татьяны, самый низкий результат- 14 баллов (48, 3%) – у Малафеевой Марии; ^ - наибольшее количество ошибок допущено при выполнении заданий А5- правописание приставок (6 человек не справились- 30%), В1- определение способа образования слов (не справились 7 человек- 35%), В6- умение правильно определять способ связи предложений в тексте (не справились 7 человек- 35%). Самый высокий результат- 22 балла (100%) – у Паряевой Елены, Скобелевой Елены, Степановой Анастасии, Толчевой Полины. Самый низкий результат- 15 баллов (68,2%) – у Байкова Виктора, Резаевой Анастасии. ^ 1 диагностическая работа - 13.09.2012 г.
Наибольшее количество ошибок допущено при выполнении заданий А1-нормы орфоэпии, А2- употребление паронимов, А4- определение проверяемой безударной гласной в корне слова, А5- раздельное написание слов, А8- знаки препинания в сложном предложении, А15- морфологическая характеристика слова, В1- определении способа образования слова, В6- предложения с обособленными членами предложения. 2 диагностическая работа -20.11.2012 г..
Допущены следующие ошибки: А1- нормы орфоэпии (не справились 10 человек) А3- образование формы слова (не справились 8 человек) А5- нарушение синтаксических норм (не справились 13 человек) А7- умение составить текст (не справились 24 человека) А17- правописание суффиксов (не справились 15 человек) А18- правописание не с различными частями речи (не справились 10 человек) А20- знаки препинания в сложносочиненном предложении ( не справились 16 человек) В8- средства выразительности (не справились 17 человек) 3 диагностическая работа - 21.12.2012 г.
Типичные ошибки: А8- запятые при обособленных членах предложения, А13- типы речи и стили речи, В2- нахождение грамматической основы предложения, В4- нахождение обособленных членов предложения. 4 диагностическая работа - 26.02.13. Из 34 учащихся 11-х классов работу выполняло 32 человека. В 11-а 17 человек, в 11-б 15 человек.
^ :
Самый высокий результат в 11-а – 59 баллов (92%)- у Капалина Максима, Салимгареевой Маргариты. В 11-б- 51 балл (79,7%)- у Рядчикова Максима. Самый низкий результат в 11-а – 44 балла (69%) у Харламовой Марии. В 11-б самый низкий балл- 31 балл (48,4%)- у Титова Тимофея. ^
Тестирование учащихся 11 классов проводилось по 2 вариантам, разработанным в рамках единой спецификации, обеспечивающим равноценность и объективность. На основе анализа обязательного минимума содержания и программных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся 11-го класса для контроля были выделены следующие элементы содержания: - Орфоэпическая норма. - Лексический анализ слова. - Самостоятельные части речи. - Морфологический анализ слова. - Слитное, дефисное и раздельное написание слов. - Правописание Н, НН в суффиксах частей речи. - НЕ- НИ- с различными частями речи. - Правописание окончаний в словах разных частей речи. - Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями. - Знаки препинания в сложном предложении. - Типы связи слов в словосочетании. - Грамматическая основа предложения. - Односоставные и двусоставные предложения. - Сложные предложения с разными видами связи. - Средства художественной выразительности. - Построение предложений с деепричастным оборотом. -Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложениями. Анализ протокола результатов тестирования в формате ЕГЭ по русскому языку показывает, что уровень подготовленности одиннадцатиклассников удовлетворительный. Анализ выполнения заданий типа А, включающих 30 вопросов с выбором ответа, показал, что наибольшее затруднение вызвало у школьников задание
Анализ выполнения задания типа С (написать сочинение по прочитанному тексту) проводился по 12 критериям. По первому критерию (формулировка проблем исходного текста) – 26 учащихся верно сформулировали одну из проблем исходного текста, не допустили фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы. 8 учащихся не справились . По второму критерию (комментарий к сформулированной проблеме) справились только 22 человека. По третьему критерию (отражение позиции автора) 24 человека набрали максимальное количество баллов, они сформулировали позицию автора, не допустили фактических ошибок, связанных с её пониманием. Однако 9 выпускников не набрали ни одного балла, они не сформулировали позицию автора и допустили фактические ошибки, связанные с её пониманием. По четвёртому критерию (аргументация собственного мнения по проблеме) только 4 человека набрали максимальное количество баллов, 9 человек получили 0 баллов. Речевое оформление - 5 критерий (17 человек) и 6 критерии (14 человек) – набрали максимальные баллы. По 7 критерию (соблюдение орфографических норм) только 16 выпускников набрали максимальное количество баллов , 1 человек (Родина Т.) получил 0 баллов. По 8 критерию (пунктуационная грамотность) - 8 человек получили максимальный балл, 3 ученика получили 0 баллов (Моисеева Ю., Родина Т., Цветков М.). По 9 критерию (соблюдение языковых норм) 14 человек, 10 критерию (соблюдение речевых норм) 22 человека, ^ – этические и фактические ошибки – 33 и 30 человек соответственно получили максимальное количество баллов. Самый высокий результат показала Кириллова Кристина (11-а)- 60 баллов (93,75%). Самый низкий результат показала Терновская Ольга (11-б)- 32 балла (50%) Результаты пробного ЕГЭ по русскому языку показывают, что учащиеся 11-а класса неплохо справились с заданиями, но некоторые темы требуют повторения. В частности, необходимо особое внимание обратить на повторение таких тем, как соблюдение орфоэпических норм, употребление в речи паронимов, способы словообразования, способы связи слов в словосочетании, типы односоставных предложений. Для более эффективной подготовки к ЕГЭ необходимо использовать различные формы, как-то: индивидуальные консультации, групповые занятия, самостоятельную работу, активизировать работу по выполнению части С. Более активно использовать интернет-ресурсы. Анализ заполнения бланка регистрации, бланков ответов свидетельствует о недостаточной работе с учащимися по изучению правил заполнения бланков ответов и контролю за умением их заполнять. Поэтому особое внимание нужно уделить работе по заполнению бланков ЕГЭ. В 11 классе учащиеся показывали стабильно высокие результаты показали по результатам всех мониторинговых работ. Среди вопросов, вызывающих затруднение, отмечались вопросы, связанные с умением анализировать текст, задания на лексику (определение паронимов, антонимов, синонимов, омонимов и др.) и задание на определение морфологических характеристик слова. ^ , что учащиеся хорошо справились с заданиями. Максимальный балл по школе – 95 (Лукьянова Дарья), 92 балла - Салимгареева Маргарита, по 90 баллов набрали Идкаев Артем и Капалин Максим, минимальный балл по школе – 51 (1 человек). Средний балл по школе – 71,03, по району - 67,6 . (11а -75,3 учитель Яковлева З.Г., 11б - 67,8, учитель Гаврикова А.Н.) Выводы: Участие выпускников третьей ступени в реализации проекта «Формирование муниципальной системы мониторинга освоения выпускниками третьей ступени общеобразовательных программ»: а) позволило в течение двух лет администрации школы, педагогам, учащимся и их родителям отслеживать уровень подготовки учащихся к сдаче единого государственного экзамена; б) выявило проблемные темы по русскому языку и математике, что позволило корректно спланировать работу учителей-предметников по подготовке к ЕГЭ; в) способствовало психологическому настрою учащихся на сдачу единого государственного экзамена после 11 класса. г) обозначило учащихся группы риска по отношению к результатам единого государственного экзамена на раннем этапе подготовки, что способствовало более качественной работе с данной категорией учащихся; д) обозначило для нашего образовательного учреждения проблему приемственности в основной школе по предмету математика. Участие в мониторинге освоения выпускниками третьей ступени общеобразовательных программ накладывает ответственность на всех участников образовательного процесса: администрацию, учителей, обучающихся и их родителей с одной стороны, а с другой стороны помогает организовать системную работу образовательного учреждения, ориентированную на качественный конечный результат. Участие в данном проекте показывает самим учащимся уровень их подготовки к сдаче ЕГЭ, выявляет проблемные темы и позволяет вовремя откорректировать свои маршруты по подготовке к экзаменам, способствует психологическому настрою учащихся на сдачу выпускных экзаменов. Участие образовательного учреждения в данном проекте повышает ответственность учителей как старшей, так и основной школы за конечный результат своей педагогической деятельности. Поэтому учителю необходимо спроецировать свою работу так, чтобы в полной мере использовать продуктивные виды деятельности, способствующие формированию ключевых компетенций обучающихся, контрольно-измерительные материалы, соответствующие структуре ЕГЭ, организовать систематический и системный тематический контроль и учет знаний обучающихся, развивать свою ИКТ-компетентность с целью совершенствования технологии информационно-аналитической деятельности. Все эти аспекты необходимо учесть администрации школы для планирования эффективных направлений методической работы. Кроме этого, администрация, проанализировав результаты мониторинговых исследований, должна уметь принять мудрые управленческие решения, способствующие повышению качества образования. Данный проект позволяет сформировать систему показателей, реализующих основные цели оценки качества образования, оценить уровень индивидуальных образовательных достижений обучающихся, дать качественную оценку образовательным программам с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг, оценить эффективность деятельности педагогов и определить размер их стимулирующих доплат и выявить факторы, влияющие на качество образования. Директор МБОУ «Лицей г. Абдулино» Зарипова Х.С. |