|
«Самоцветное слово Урала» Приложение к программе «Чтение и начальное литературное образование» (авт. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., «Образовательная система «Школа 2100») Объяснительная записка Данное приложение разработано в качестве дополнения к программе «Чтение и начальное литературное образование» (авт. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., «Образовательная система «Школа 2100») для реализации регионального компонента содержания образования. Цель: познакомить учащихся с творчеством уральских поэтов и писателей и на этой основе развивать интерес к чтению литературных произведений. Задачи:
Для реализации поставленных задач используется систематическое включение литературных произведений уральских авторов в уроки чтения по учебникам Образовательной системы «Школа 2100» (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева). ^ : близость авторов по мировосприятию, жанровая, стилевая и тематическая общность произведений. Первоклассники познают себя и окружающий мир: людей, их взаимоотношения, природу; усваивают нормы отношения к этому миру, поведения в нем через стихи и маленькие рассказы Л.Преображенской, Л.Рахлиса, Р.Дышаленковой, А.Горской и т.д. Все произведения, включенные в круг чтения первоклассников, обладают яркостью сюжета, доступны и привлекательны юному читателю. ^ круг произведений поэтов и писателей Урала расширяется. Учащиеся знакомятся с литературными сказками и характером творчества Е.Пермяка, С.Власовой, Ю.Подкорытова; открывают для себя богатство уральского фольклора. Третьеклассники осознают тематическое многообразие произведений уральских авторов, наслаждаются поэтической палитрой родного края /Л.Татьяничева, В.Машковцев, А.Гольдберг, А.Подогов и др./. В четвертом классе дети получают представление об истории развития детской литературы на Южном Урале; познают самобытный жанр уральской литературы – сказы, открывая для себя новые страницы жизни и творчества Д.Н.Мамина-Сибиряка, П.П.Бажова (монографический принцип изучения литературы) и других авторов. Предложенный литературно-краеведческий материал позволяет полностью реализовать региональный компонент содержания образования на уроках чтения. Он может быть включен в уроки как дополнительный по темам курса литературного чтения и как основной (на уроках обобщения по разделу) по усмотрению учителя, а также использоваться во внеурочной деятельности с учащимися. Круг произведений для чтения в данном приложении обширен. Это дает возможность вариативного выбора тематики и авторов каждому учителю в соответствии с особенностями класса. Использование текстов, включенных в круг чтения, позволяет реализовать и другие авторские программы учителей, решающих проблемы начального литературного образования. ^ «Самоцветное слово Урала» /для включения в урочную и внеурочную деятельность по учебникам из серии «Свободный ум»/ I класс «Капельки солнца» «Попрыгать, поиграть…» /Стихи и маленькие рассказы об играх, игрушках, увлекательных занятиях/ Л. Преображенская «Строгий проводник» «Осени примета» «Это Вова или нет?» «Палочки-считалочки» «Кошки-мышки» Л. Рахлис «Шай-бу!» «Ванька-встанька» А. Борченко «Разбежались буквы» А. Горская «Два портфеля» «Сосчитай-ка» Н.Пикулева «Качели» Е.Раннева «Друзья», «Осенняя примета» М.Юрина «Пластилин» Е.Сыч «Не хочу болеть» Я.Грантс «Космонавты» ^ 1 «Кукла Олюшка» «Пластилиновый город», «Вишенки» «Наш дом» /Стихи и маленькие рассказы о детях и родителях, их взаимоотношениях, о любви, о младших братьях и сестрах/ Л. Преображенская «Вовкина бабушка» ^ Р. Дышаленкова «Собака и мальчик» «Разговор с очень взрослым сыном» «Ссора» А. Борченко «Большой я или маленький» Е. Ховив «Близнецы» Г. Комаров «В папин выходной» Н.Пикулева «Я проснулся и лежу» Е.Раннева «Грустинка», «А я хотела кошку», «Берегите маму», «Помощница» М.Юрина «Зайка» «Ребятам о зверятах» /Стихи и маленькие рассказы о дружбе людей и животных, о взгляде взрослых и ребят на мир природы/ Л. Преображенская «Лисонька» «Косули» «Белочка» «Ежик» «Зайчик» «Воробушек» «Весна близко» Л. Рахлис «Азбука» «Очень важный паук» «Паук» «Сверчок» «Божья коровка» «Нет прекрасней в мире блюда» Р. Дышаленкова «Стихотворение про разумную утку» Г. Комаров «Кот не знал» А. Горская «Девочка и щенок» С. Гершуни «Под сосной живая кочка» Н.Шилов «Верблюд», «Воронья ворчалка», «Две сороки» К.Рубинский «Заяц» ^ «Солнечный зайчик» «Пять котят» и др. «Маленькие открытия» /Стихи и маленькие рассказы о мире природы, о его красоте, о маленьких открытиях, которые делает человек умеющий вглядываться и вслушиваться/ ^ Л. Преображенская «Зимним вечерком» «Расти бы сосенке» В. Дьяков «Темнее туч чернеет дальний лес» «Зима» Е. Ховив «Чудеса» «Какого цвета лето?» А. Горская «Разноцветный ветер» Н. Шилов «Лето» «Желание» «Счастье» Б. Рафиков «Ветер» Р. Дышаленкова «Уральские камешки» М.Придворов «Про ветер» Н.Пикулева «Какое время года», «Про лето», «Удивительное дело» М.Юрина «Стать бы…» Е.Сыч «На что похоже солнышко» С.Школьникова «Уральский подснежник» ^ II класс «Маленькая дверь в большой мир» «Там на неведомых дорожках» /Авторские и народные волшебные сказки, скороговорки/ Вл. Машковцев «Пушкин в Уральске» А. Подогов «Пушкин на Урале» Уральская народная сказка «Иван – стряпкин сын» Л. Преображенская «Чудесный клад» «Дедушка Слышко» «Две сестрички» Н. Пикулева «Скороговорки» ^ «Сказочные человечки» Л. Преображенская «Тяп-Ляп» «Сказочные богатыри» Ю. Подкорытов «Сказки из старинной шкатулки» К. Копысова «Ермак и хан Кучум» А. Часовников «Поток – богатырь» С. Власова «Зузелка» «Полозов дворец» В. Усольцева «Легенда о Ю-Ояке» П. Бажов «Про великого полоза» «Сказка мудростью богата» /Сказки разных народов о мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности, русские народные пословицы и загадки, народные и авторские колыбельные песни/ Уральский фольклор Загадки Н. Пикулевой, А. Горской, Л. Рахлиса, Л. Преображенской, Г. Трейлиба Л. Смирнова «Колыбельная» Ю. Подкорытов «Сказки из старинной шкатулки» /вступление/ В. Усольцева «Дети орла» «Сказка – ложь, да в ней намек» /Сказки разных народов о животных, веселые стихи о животных. Считалки/ Л. Рахлис «Откуда вышел Шишел-мышел» Е. Пермяк «Ежиха» «Белая бабочка» «Крылатая изменница» Уральская считалочка «Рыбочка – окунечек» Н. Шилов «На кого я похож» Е. Ховив «Воробьиный язык» «Самое обыкновенное чудо» /Сказки о тех и о том, что с нами рядом/ ^ Л. Рахлис «Чудеса» «А я-то думал» «На рассвете в тихие часы» Р. Дышаленкова «Веселые эти и грустные эти» «Осенняя метла» А. Кочетков «Радуга» К. Мустафин «Птицу ищу из чудесной страны…» Л. Татьяничева «Не для себя» «Солнечный луч» Т. Большакова «Эхо» С. Школьникова «Сосулька» А. Дементьев «Летающие цветы» Л.Преображенская «Самый красивый» Н.Крупина «Розовые загадки» «Кукушкины слезки» III класс «В одном счастливом детстве» «Прощание с летом» /Стихи и рассказы о лете/ А. Гольдберг «Говорят, что здесь…» А. Горская «Звездный калейдоскоп» «Летние приключения и путешествия» /Стихи, рассказы и отрывки из повестей о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений/ ^ «Однажды летом» В. Максимцов «Ильменская сказка» /фрагмент/ А. Дементьев «Подземные робинзоны» /отрывок из повести/ «Природа летом» /Стихи, рассказы и отрывки из повестей о красоте и поэзии летней природы/ Л. Преображенская «Жароптицево перо» К. Рубинский «Бессонница» ^ » «Уроки и переменки» /Стихи, отрывки из повестей о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках/ Р. Дышаленкова «Молекулы» Н. Цуприк «Опять двойка» А. Горская «Открытый урок» /сборник стихов/ «Глухая пора листопада» /Стихи, рассказы о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок/ К. Рубинский «День осени» ^ А. Кочетов «Осень» В. Машковцев «Осенний вид» Л. Татьяничева «Осень в Зауралье» М.Юрина «Дух осени» Л. Сурнина «Осеннее утро» Л. Смирнова «Краски осени» ^ Н. Белышева «Художник – осень» «А с золотых берез…» «И кот ученый свои мне сказки говорил» /Русские народные сказки. Литературные сказки. Стихи о сказках и волшебстве/ ^ «Поет зима, аукает…» /Стихи, рассказы о зимней природе, ее красках и звуках, о новогоднем празднике/ Б. Ручьев «Зима» Л. Татьяничева «Пожалуй, я не видела ни разу…» А. Кочетков «Зима» С. Школьникова «Тихий снег» А. Гольдберг «Зимняя сказка» М. Чучелов «Запах снега» ^ Л. Смирнова «Зимой» Г. Кодиненко «Первый снег» Н. Белышева «Снег выпадет внезапно» «В рождественский Сочельник» «Животные в нашем доме» /Стихи, рассказы о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных/ А. Дементьев «Слепой заяц» В. Савин «Найда» М. Гроссман «Кирюха» «Мы с мамой и папой» /Стихи, рассказы о семье, о детях и родителях, о серьезных проблемах и счастливых днях/ Л. Преображенская «Добрая волшебница» «Ниточка незримая» Л.Татьяничева «Орленок» ^ «Грусть» Н. Белышева «Размышления о счастье» «Наполним музыкой сердца» /Стихи, рассказы и отрывки из повестей о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о волшебном влиянии музыки на душу человека/ Р. Дышаленкова «Город и музыка» Н. Ваторопина «Музыка» ^ «День смеха» /Веселые юмористические стихи, рассказы и отрывок из повести о веселых людях и событиях, о чувстве юморе/ Р. Дышаленкова «Околесица» Л. Рахлис «Торт с надписью» «Кто я такой» Г. Трейлиб «Укуруши есть» Н. Шилов «Неприветливый привет» «Безусый самсусам» «Мухи», «Полет» Е.Сыч «В нашем доме», «Книжка», «Повезло» М.Юрина «Подарите мне смешинку» «О, весна, без конца и без края!» /Стихи, отрывок из повести о весне, о весенней природе/ А. Кочетков «Весна» А. Подогов «Люблю я погрустить наедине» В. Стариков «Лесная встреча» М.Юрина «Примета» ^ «Весна» «День Победы» /Стихи – размышления о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказы о военном детстве/ Р. Дышаленкова «Стихи о герое» В. Крапивин «Гвозди» /фрагмент/ Н. Ваторопина «Воронко» «Конверт без адреса» К. Мустафин «Четыре правила» «Улыбка» М. Львов «Двухэтажный человек» «Высота» Уральский фольклор в годы Великой Отечественной войны ^ «Родная земля» /Отрывки из произведений о России, о любви к родной земле/ Н. Ваторопина «Родничок» А. Гольдберг «Уралу» А. Подогов «Заветный уголок» «Савельев ключ» «Я рос в заповедном поселке» К. Киньябулатова «Будь счастлива, Родина моя» Р.Дышаленкова «Касли», «Париж», «Златоуст», «Верхний Уфалей», «Бакал», «Сатка», «Челябинск» ^ «Касли» Н. Белышева «Провинциалка» «Гимн солнцу» «Купается солнце» Л. Смирнова «Уральская Венеция» «Счастье» Л. Шулика «Не покину уральских вьюг» IV класс «В океане света» «Произведения современной детской литературы разных жанров» /Стихи, баллада-шутка, отрывки из сказочной, фантастической повести, рассказы/ М.Юрина «Завтра и вчера» О. Виноградов «Полиций будущ» /фрагмент из фантастической повести/ «У истоков детской литературы» /Отрывки из русской летописей. Стихи для детей поэтов 17 в., произведения для детей писателей 18 в. Нравоучительный характер произведений для детей, их прямая назидательность/ С. Власова «Песни Сабаная», «Клинок Уреньги» и др. сказы о географических названиях Ю. Подкорытов «Сказки из старинной шкатулки» Н. Кондратовская «Тайна абзаковской лиственницы» «Детская литература 19 века» /Басни И. Крылова. Сказки А. Пушкина и В. Жуковского, В. Даля. Исторические рассказы. Разнообразие жанров. Образность произведений. Появление темы природы в детском чтении. Учебные книги для чтения. Тема детства в рассказах писателей конца 19 века./ ^ Г. Аверина «Щучий юбилей» Л. Преображенская «Парус серебристый» «Всегда со мной» «Сказы старого мастера» /урок – превращение по уральским сказам П. Бажова/ Р.Дышаленкова «Воспоминание об Урале», «Душа камня», «Перстенёк» А. Кочетков «Семь маленьких новелл о минералах» «Певец Урала» /урок – письмо о жизни и творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка/ З. Дмитриева «Литое слово» /быль/ «Детская литература 20 века /20-30 гг./ /Богатство и разнообразие жанров детской литературы. Детские журналы. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов/ Л. Преображенская «Старая телеграмма» Творчество М. Чучелова, В. Савина, С. Черепанова, П. Бажова. Выпуск первых послереволюционных детских сборников «Детская литература 30-50 гг.» /Развитие детской литературы. Юмор и сатира. Рассказы, сатирические стихотворные портреты/ Становление детской литературы на Южном Урале: Л. Татьяничева, Л. Преображенская, В. Кузнецов, Н. Цуприк, С. Власова, М. Гроссман, А. Дементьев, С. Гершуни, Н. Глебов, А. Гольдберг, Н. Кондратковская, Л. Конторович. С. Гершуни «Сережа» Л. Преображенская «Бабушкин внук» Л. Татьяничева «Аппетит» А. Борченко «Обновка» Б. Рафиков «Света и цветы» Р. Шагалеев «В школу вновь проспал Ильдар» «Детская литература 60-90 гг.» / «Панорама поэзии для детей». Знакомство с творчеством молодых детских писателей. Современные детские журналы/ Активное развитие детской литературы на Урале: Л. Рахлис, Ю. Подкорытов, Е. Ховив, В. Андреев, Н. Воторопина, А. Горская, Н. Пикулева, Т. Большакова, А. Борченко, Б. Рафиков, К. Рубинский, Р. Шагалеев, Н. Шилов, С. Школьникова, О. Юлдашев и т.д. Детские газеты и журналы Южного Урала. Детские странички в газетах / «Тропинка», «Теремок», «Светлячок» и т.д./ Молодые писатели Урала. Сборник «Золотая долина». Издательство Марины Волковой. Серия книг «От 7 до 12». Урок – встреча с писателями. ^
1 Курсивом выделены фамилии авторов из Литературного объединения города Касли |
![]() | «Самоцветное слово Урала» Приложение к программе «Чтение и начальное литературное образование» Данное приложение разработано в качестве дополнения к программе «Чтение и начальное литературное образование» (авт. Бунеев Р. Н.,... | ![]() | Пояснительная записка Данная программа разработана на основе программы «Чтение и начальное литературное образование» «Чтение и начальное литературное образование» для четырехлетней начальной школы ( Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева) Согласно программе... |
![]() | Программа «Чтение и начальное литературное образование» Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г и обеспечена учебниками «Литературное... | ![]() | Программа по предмету «Литературное чтение» Составлена на примерной программе начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским... |
![]() | Программа «Чтение и начальное литературное образование» (1-4 кл)образовательная система «школа 2100» Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются... | ![]() | Рабочая программа курса «Литературное чтение» «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы для 2 класса Л. А. Ефросининой – М.: Вентана-Граф, 2009г. Программа... |
![]() | Рабочая программа Профиль подготовки: начальное образование и информатика; начальное образование и иностранный язык (англ язык); начальное образование... | ![]() | Рабочая программа Профиль подготовки: начальное образование и информатика; начальное образование и иностранный язык (англ язык); начальное образование... |
![]() | Рабочая программа по литературному чтению Ступень обучения (класс) начальное общее образование, 4 класс Программа разработана на основе государственной программы «Литературное чтение», автор Н. А. Чуракова, Сборник программ для четырёхлетней... | ![]() | «Чтение и начальное литературное образование» (для четырехлетней начальной школы) Рекомендовано Министерством образования и науки РФ Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются... |