Программа комплексного учебного курса 4 класса «основы религиозных культур и светской этики» (начальное общее образование) Модуль «Основы светской этики» Образовательная система «Школа 2100» icon

Программа комплексного учебного курса 4 класса «основы религиозных культур и светской этики» (начальное общее образование) Модуль «Основы светской этики» Образовательная система «Школа 2100»



НазваниеПрограмма комплексного учебного курса 4 класса «основы религиозных культур и светской этики» (начальное общее образование) Модуль «Основы светской этики» Образовательная система «Школа 2100»
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНОГО КУРСА 4 КЛАССА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ) Модуль «Основы светской этики» Образовательная система «Школа 2100»

  • Муниципальное общеобразовательное учреждение

  • «Каслинская средняя общеобразовательная школа №27»

  • Каслинского муниципального района

  • Учитель: Честнокова Татьяна Павловна


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • Нормативные документы и инструктивно-методические материалы

  • Общая характеристика учебного курса (цель и задачи)

  • В результате письменного добровольного волеизъявления родителями обучающихся класса сделан выбор модуля ОРКСЭ «Основы светской этики».



Особенности программы курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика», для 4–5 классов (авт. Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева).

  • Изучение курса направлено на достижение следующих целей:

  • развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества;

  • формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

  • осознание ценности человеческой жизни;

  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.



Особенности программы курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика», для 4–5 классов (авт. Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева).

  • В основу программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в образовательной программе «Школа 2100»:

  • Личностно ориентированные принципы – принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

  • Культурно ориентированные принципы – принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

  • Деятельностно ориентированные принципы -принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.



Особенности программы курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика», для 4–5 классов (авт. Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева).

  • Формулирование целей изучения курса в виде линий развития личности школьника средствами этого курса.

  • 1-я линия развития личности – понимать и объяснять систему обще­человеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика (познавательные действия):

  • 1. Добывать и критически оценивать поступающую информацию.

  • 2. Систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (в его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).



Особенности программы курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика», для 4–5 классов (авт. Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева).

  • 2-я линия развития личности – уметь и хотеть действовать в соответствии с системой общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика (личностно-оценочные и коммуникативные действия):

  • 1. Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

  • 2. Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (в учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за него.

  • 3. Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).



Особенности программы курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика», для 4–5 классов (авт. Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева).

  • ГЛАВА 1

  • ^ «КАК ОТЛИЧИТЬ ДОБРО ОТ ЗЛА?»

  • ЗАЧЕМ ИЗУЧАТЬ ЭТУ ГЛАВУ?

  • Уточнить смысл слов: добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство, справедливость и милосердие, счастье и смысл жизни (работа с информацией)

  • Объяснять свой выбор поступков, своё отношение к ним, используя слова: добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство, справедливость и милосердие, счастье и смысл жизни



^ Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  • Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

  • Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.

  • Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

  • Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

  • Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

  • Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  • Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.

  • Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

  • Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

  • Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.

  • Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.

  • Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.



Планируемые результаты освоения учебного предмета

  • Предметные результаты

  • К 1-й линии развития относятся следующие из них:

  • Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

  • Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.

  • Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России.

  • Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.



Планируемые результаты освоения учебного предмета

  • Предметные результаты

  • Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:

  • Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.

  • Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.

  • Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.



Планируемые результаты освоения учебного предмета

  • Жизнь так устроена, что человеку приходится постоянно сталкиваться с разными проблемами. Наша цель – помочь каждому научиться их решать, оставаясь при этом достойным человеком.

  • Для этого надо уметь:

  • Организовывать свои действия (ставить цель, планировать работу, действовать по плану, оценивать результат)

  • Работать с информацией (самостоятельно находить, осмысливать и использовать её)

  • Общаться и взаимодействовать с разными людьми (понимать друг друга, договариваться, сотрудничать друг с другом)

  • Развивать качества своей личности, учиться оценивать свои и чужие поступки)



Диагностика успешности достижения результатов в ходе проектной работы

  • Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.

  • В системе педагогического мониторинга по курсу используются также такие виды и формы текущего контроля как поурочный устный опрос и портфолио ученика.



Подготовка проектов

  • ^ ТЕБЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО:

  • В ходе изучения главы – выбрать для себя ОДИН проект.

  • В свободное от уроков время подготовить проект: поставить цель, составить план, осуществить его и получить результат до конца изучения главы.

  • На последнем уроке по данной главе представить всем свой проект: текст, изделие или провести действие.

  • ^ ТЫ ИМЕЕШЬ ПРАВО:

  • Выбрать любой проект из предлагаемых в учебнике или придумать свой, но тоже связанный с темой главы.

  • Делать свой личный проект или объединиться с одноклассниками в коллективном проекте.

  • Участвовать сразу в нескольких проектах.



Готовим проекты

  • ГЛАВА 1

  • ^ КАК ОТЛИЧИТЬ ДОБРО ОТ ЗЛА?

  • Хочешь ли ты осуществить какой-нибудь проект (творческое дело)

  • по теме «ЗОВ ДОЛГА И СОВЕСТИ»?

  • Если да, то выбери один из предложенных или придумай свой:

  • Сообщение-презентация «Муки совести в судьбе известных литературных героев»

  • Пластилиновая композиция «Народные пословицы о совести и долге»

  • Игра-викторина «Долг в жизни людей разных профессий»

  • ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

  • Включить в районный конкурс проектов тему

  • ^ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА»!!!



Содержание учебного предмета. НРК.

  • Введение. Россия – наша Родина! Южный Урал – наш родной край (Подбор тематических стихотворений учащимися. Видеосборник стихов уральских авторов «Родная земля». Опрос земляков «Мои духовные ценности».)

  • Как отличить добро от зла? Образцы нравственности в культуре родного края. (Включение соответствующего материала в проекты. Клуб интересных встреч «Помочь и спасти»)

  • Каковы истоки правил морали? Культура народов Южного Урала. (Презентации уч-ся, возможно Клуб интересных встреч)

  • Что можно и что нельзя людям разных призваний? Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, интеллигенты. (Презентации уч-ся, возможно Клуб интересных встреч)

  • Что хранит многоликую Россию? «Не может родина быть малой с такой великою душой!» (Включение соответствующего материала в проекты. Видеосборник стихов уральских авторов «Родная земля»)



«Счастье и смысл жизни»





Похожие:

Программа комплексного учебного курса 4 класса «основы религиозных культур и светской этики» (начальное общее образование) Модуль «Основы светской этики» Образовательная система «Школа 2100» iconТема собрания: «Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательные учреждения
Значение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» велико. Проведение федерального эксперимента, введение нового предмета...
Программа комплексного учебного курса 4 класса «основы религиозных культур и светской этики» (начальное общее образование) Модуль «Основы светской этики» Образовательная система «Школа 2100» iconКнига для учите­ля. М., 2009;  Основы религиозных культур и светской этики: Брошюра для родителей. М., 2009
Особую роль для достижения данной стратегической задачи выполняет комплексный учебный курс «Основы мировых религиозных культур и...
Программа комплексного учебного курса 4 класса «основы религиозных культур и светской этики» (начальное общее образование) Модуль «Основы светской этики» Образовательная система «Школа 2100» iconРекомендации к критериям оценки по курсу орксэ рекомендации по оценке знаний обучающихся по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
«Основы религиозных культур и светской этики» в 4-х классах в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об...
Программа комплексного учебного курса 4 класса «основы религиозных культур и светской этики» (начальное общее образование) Модуль «Основы светской этики» Образовательная система «Школа 2100» iconУчебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (орксэ)
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации...
Программа комплексного учебного курса 4 класса «основы религиозных культур и светской этики» (начальное общее образование) Модуль «Основы светской этики» Образовательная система «Школа 2100» iconПротокол установочного семинара-совещания по обсуждению вопросов готовности субъектов Российской Федерации к внедрению курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях
Обсуждение вопросов готовности субъектов Российской Федерации к внедрению курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных...
Программа комплексного учебного курса 4 класса «основы религиозных культур и светской этики» (начальное общее образование) Модуль «Основы светской этики» Образовательная система «Школа 2100» iconС 1 сентября 2012 года вводится новый предмет с 4 класса «Основы религиозных культур и светской этики»
Целью курса является формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении...
Программа комплексного учебного курса 4 класса «основы религиозных культур и светской этики» (начальное общее образование) Модуль «Основы светской этики» Образовательная система «Школа 2100» iconМетодические материалы для учителей и организаторов апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Материалы подготовлены на основе вопросов, наиболее часто поступающих в адрес Главного управления образования Курганской области,...
Программа комплексного учебного курса 4 класса «основы религиозных культур и светской этики» (начальное общее образование) Модуль «Основы светской этики» Образовательная система «Школа 2100» iconРаботы по введению курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в мбоу сош №16 ст. Балковской на 2012-2013 гг. Проект
«Основы религиозной культуры и светской этики» в условиях общеобразовательной школы, формирование социокультурной компетенции учащихся,...
Программа комплексного учебного курса 4 класса «основы религиозных культур и светской этики» (начальное общее образование) Модуль «Основы светской этики» Образовательная система «Школа 2100» iconПояснительная записка 1 Рабочая программа по модулю «Основы православной культуры»
Рабочая программа по модулю «Основы православной культуры» в рамках учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»...
Программа комплексного учебного курса 4 класса «основы религиозных культур и светской этики» (начальное общее образование) Модуль «Основы светской этики» Образовательная система «Школа 2100» iconОсобенности преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в мбоу оош №21 Х. Свободы Цель
Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты