Тема опыта: «Театрализованная деятельность как средство объединения семьи и детского сада». Автор опыта icon

Тема опыта: «Театрализованная деятельность как средство объединения семьи и детского сада». Автор опыта



НазваниеТема опыта: «Театрализованная деятельность как средство объединения семьи и детского сада». Автор опыта
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество



Тема опыта: «Театрализованная деятельность как средство объединения

семьи и детского сада».


Автор опыта: Акимова Елена Юрьевна, музыкальный руководитель МБ ДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №7 «Аннушка» г. Нарьян – Мар»

Воспитывает все: люди, вещи, явления,  но прежде всего и дольше всего — люди.  Из них на первом месте — родители и педагоги.
Макаренко А. С.

1.1. Условия возникновения, становления опыта

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития ребенка – детский сад №7 «Аннушка» г. Нарьян-Мара представляет собой образовательное учреждение для детей раннего (1,5 – 3 года) и дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). В нашем учреждении функционирует 8 групп (1 группа раннего возраста, 2 младшие, 2 средние, 2 старшие, 1 подготовительная), общее количество детей 177, педагогический коллектив – 25 человек, общее количество сотрудников – 64 человека.

Контингент родителей представлен разными социальными слоями: учителя, работники торговли, рабочие, служащие, чиновники, предприниматели, есть неработающие.

87% - полные семьи, 13% - воспитывает одна мама, 15% - многодетные семьи, 2% - неблагополучные семьи.

В договоре о сотрудничестве между нашим учреждением и родителями воспитанников мы руководствуемся прежде всего положениями п.1 ст.18 Закона РФ «Об образовании»: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, расширяется их кругозор, получают уроки нравственности, формируется их характер, в семье закладываются исходные жизненные позиции.

Гармоническое развитие личности должно осуществляться во всех сферах человеческой жизни, что требует согласованности всей системы педагогических воздействий взрослых на ребенка.

Одним из приоритетных направлений в работе ДОУ является объединение усилий родителей и педагогов для успешного решения воспитательно-образовательных задач. Для этого требуется совершенствование содержания, форм и методов в работе с семьей, которые могли бы удовлетворить запросы родителей, как в информационном, так и в организационном плане.

^ 1.2. Актуальность опыта

В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и идеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. А целью работы с семьёй является создание единого образовательного пространства на основе Федеральных государственных требований.

В. Сухомлинский сказал: «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок». Но в последнее время родители стремятся дать ребенку разнообразные материальные блага, развить его интеллектуально через систему дополнительного образования; и очень часто забывают, что  только при активном взаимодействии с детьми растет их авторитет, взаимопонимание и взаимоуважение, значительно повышается самооценка ребенка.

Сегодня в дошкольных учреждениях воспитательно-образовательный процесс предполагает в основном взаимодействие «воспитатель - ребенок», и не в полной мере мы используем взаимодействие с родителями. А именно семья оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Родители могут значительно разнообразить жизнь ребенка в детском саду, внести свой вклад в образовательную и воспитательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, с участием одного родителя, одной семьи: кто-то умеет шить, печь печенье, рисовать, кто-то хорошо поет, кто-то танцует, кто-то играет на музыкальных инструментах. Или коллективное мероприятие: театральные постановки, концерты, семейная мастерская, спортивные соревнования, выставки, конкурсы. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: и педагоги, и родители, и, самое главное, дети. Они начинают с уважением, гордостью, любовью и благодарностью смотреть на своих пап и мам. На протяжении всего срока пребывания ребенка в детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Анализ сложившейся ситуации показывает, что в настоящий момент существует ряд противоречий:

  • Между необходимостью совершенствования системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поиском новых форм взаимодействия




  • Между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством технологических решений по реализации данной проблемы

Несмотря на то, что работа с родителями проводилась в системе, использовались разные формы работы с семьёй, такие как беседы, родительские собрания, конкурсы, праздники и др., желаемого эффекта это не принесло. Поэтому возникла необходимость поиска инновационных форм работы с родителями, в которых и родители, и дети будут активными участниками. Одной из продуктивных и интересных форм является театрализованная деятельность, которая способствует полноценному объединению семьи и детского сада.

^ 1.3. Ведущая педагогическая идея опыта – создание условий для объединения семьи и детского сада в единое образовательное пространство через театрализованную деятельность.

^ 1.4. Длительность работы над опытом

Работа по объединению семьи и детского сада в единое образовательное пространство через театральную деятельность была начата музыкальным руководителем с 2003 г. во всех возрастных группах и проводилась в несколько этапов:

^ 1 этап – начальный (подготовительный) сентябрь 2008г – октябрь 2008г.

2 этап - основной (формирующий) ноябрь 2008г. – апрель 2012г.

3 этап – заключительный (контрольный) май 2012г.

^ 1.5. Диапазоном опыта является система занятий с детьми и работа музыкального руководителя с родителями и педагогами: музыкальные занятия + индивидуальная работа с детьми + репетиции, консультации, беседы с родителями и воспитателями ДОУ; праздники, концерты, развлечения.

^ 1.6. Теоретическая база опыта.

Различные аспекты театрализованной деятельности детей являются предметом целого ряда научных исследований. Вопросы организации и методики обучения театральной деятельности детей нашли отражение в работах В.И. Ашикова, В.М. Букатова, Т.Н. Дороновой, А.П. Ершовой, О.А. Лапиной, В.И. Логиновой, Л.В. Макаренко, Л.А. Никольского, Т.Г. Пени, Ю.И. Рубиной, Н.Ф. Сорокиной и др. Возможности обучения театральной деятельности в развитии различных сторон личности ребёнка раскрыты в исследованиях Л.А. Тарасовой (социальные отношения), И.Г. Андреевой (творческая активность), Д.А. Стрелкова, М.А. Бабаканова, Е.А. Медведевой, В.И. Козловского (творческие интересы), Г.Ф. Похмелкиной (гуманистическая направленность), Е.М. Котиковой (нравственно-эстетическое воспитание).

Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым. Прежде всего, потому, что в основе его лежит игра, которая, в свою очередь, является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Этот постулат детской психологии известен всем. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую «зону ближайшего развития».

Театральная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности. Она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и д.р.).

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет воспитателям через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Совместные участия дарят детям и взрослым теплоту дружественного общения, уважение друг к другу, сплочение в успешном достижении цели. Получая положительный эмоциональный заряд, ребенок открывается навстречу добру и красоте. Этому способствуют совместные со взрослыми переживания, исполнительская деятельность, общее веселье, доброжелательность отношений.

В 90-х годах, в соответствии с "Концепцией дошкольного воспитания" (1989) начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи, сообществе семьи и детского сада (Л. М. Кларина). Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности, как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей. Л. М. Клариной разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи (дети, родители, профессионалы).

Например, создание в детском саду методического кабинета, оснащенного психолого-педагогической литературой для родителей, совместное обсуждение с ними прочитанного с целью возможного использования приобретенных таким образом знаний в условиях детского сада, открытие на этой основе дискуссионного клуба профессионалов и родителей, библиотеки детской литературы, которая может быть использована как в детском саду, так и в семье, организация спортивной секции для детей и родителей, разнообразных клубов по интересам. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.

Коллективный характер театрализованной деятельности поз­воляет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, родителей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. При под­готовке спектакля они учатся выделять цель, средства ее до­стижения, планировать и координировать свои действия и многому другому. Действуя в роли, дети и родители приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития.

Особая роль принадлежит театрализованной деятельности в создании положительного эмоционального фона. Театрализованная деятельность позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения. Посредством театрализованной деятельности можно показать родителям особенности их детей, помочь принять ребенка таким, какой он есть. Совместная театрализованная деятельность детей и родителей вносит разнообразие в жизнь ребенка и дарит ему радость.

Поэтому театрализованная деятельность является средством развития интереса родителей к деятельности детского сада, сплочения родителей, родителей и педагогов, а значит, способствует объединению семьи и детского сада в единый образовательный процесс.

На всех этапах работы с родителями необходимо учитывать уровень педагогической и индивидуальной культуры родителей.

Необходимо создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности (дети разучивают песни, танцы, стихи на занятиях и индивидуально, учат роли для театрализации), родители готовят свои выступления (согласно плану мероприятий). "Открытость детского сада внутрь" - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. 


^ 1.7. Новизна опыта определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». В ДОУ помимо традиционных форм взаимодействия с родителями, используются инновационные – спектакли, подготовленные силами родителей и детей. Они направлены на признание приоритета семейного воспитания. Основной акцент сделан на взаимодействие «дети – родители»

Целью педагогического опыта автор считает сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества через театральную деятельность.

В ходе исследования решались следующие задачи.

  • Изучение литературы, составление перспективного плана работы с детьми и родителями

  • Формирование и подкрепление у родителей установки на сотрудничество.

  • Установление доверительных взаимоотношений между родителями и педагогами ДОУ, налаживание взаимодействия.

  • Формирование интереса родителей к деятельности дошкольного учреждения через выступление детей.

  • Трансляция положительного образа ребёнка родителям, раскрытие новых, непознанных сторон детей через театральную деятельность.

  • Привлечение родителей к подготовке утренников и участию в них.

  • Создание условий для самореализации в системе ребёнок-родитель.

  • Создание условий для развития эмоционального благополучия детей, повышения уверенности в себе.

  • Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду;

  • Сплочение родительского коллектива, вовлечение пап и мам в жизнедеятельность группового сообщества;

  • Развитие творческих способностей родителей, детей;

  • Привлечение родителей к подготовке атрибутов для выступлений, детских костюмов.



Основные принципы работы:

  1. Принцип открытости детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живут и развиваются его дети).

  2. Принцип сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей.

  3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

  4. Позитивный настрой на общение.

  5. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.

Формы работы с родителями через театрализованную деятельность:

  1. Утренники и праздничные групповые мероприятия.

  2. Постановка детских спектаклей.

  3. Участие родителей в детских утренниках.

  4. Постановка родительского спектакля – развлечения для детей.


^ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПИСАНИЯ ОПЫТА

На начальном этапе моей целью было знакомство с родителями в младших группах, установления контакта с ними, сбор информации по проблеме, анализ литературы, разработка перспективного плана мероприятий. Поиск новых, современных  приемов и методов взаимодействия  педагога с родителями, которые помогут выстроить партнерские отношения (Приложение 1), анкетирование родителей (Приложение 2).

На втором этапе проводились практические занятия, осуществлялась совместная деятельность педагога, родителей и детей, индивидуальная работа с детьми, репетиции, совместные праздники, спектакли (Приложение 4-7), консультации с родителями.

На заключительном этапе были подведены итоги, отмечены трудности и положительные стороны, появились планы на будущее. Было принято решение продолжать начатую работу.


Создание единого образовательного пространства невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а, поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Далеко не все семьи в полной мере реализуют свой потенциал воспитания, в силу недостатка педагогических знаний, низкого уровня педагогической осведомленности и педагогической рефлексии. Необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения.

Организация таких мероприятий крайне сложна. Прежде всего, необходим значительный временный ресурс, ведь постановка спектакля требует многочисленных встреч,  репетиций.

На первом этапе перед музыкальным руководителем стояла задача привлечь внимание родителей к работе детского сада, заинтересовать их выступлениями детей. Для этого автор опыта постаралась всех детей задействовать в празднике осени – они пели, танцевали, играли, читали стихи, разыгрывали маленькие сценки, песенки, брали на себя небольшие роли. При помощи воспитателей (они пригласили для участия в празднике активных мам) с несколькими родителями подготовили небольшую сценку «Маша обедает» - она стала сюрпризом для детей. Перед праздником было рассказано родителям о возрастных особенностях детей, о том, чем дети занимаются на музыкальных занятиях, требованиях к ним. У родителей остались хорошие впечатления о детских выступлениях.

Затем родителям предложили поучаствовать в следующем нашем празднике – Дне Матери – подготовить для детей сказку «Капризка». Родители с интересом отнеслись и к этому предложению, оказалось, у многих есть артистические способности и большое желание выступать. Но пока откликнулись родители более активных детей. Сказка была показана на День Матери, прошла очень живо и интересно. Артисты сами придумали костюмы, определили характер персонажей. Остальные родители присоединились к детям: танцевали, играли.

Следующим этапом было сплотить родителей, объединить их для более крупного проекта. Им стала сказка «Муха Цокотуха». Главную роль – Мухи - играла мама, а остальные роли - дети. Родители же готовили атрибуты для сказки и были задействованы в массовке - играли роль торговцев на базаре. А в заключение сыграли в оркестре «Песню старого извозчика». Музицирование – тоже один из любимых видов деятельности родителей. А «Песня старого извозчика» стала «визитной карточкой» оркестра в исполнении родителей, так как там для всех найдется инструмент и несложная партия, которую можно быстро выучить. Явка на первую репетицию оркестра была почти стопроцентной.

В средней группе мы продолжили работу. С большим энтузиазмом родители взялись за подготовку к осеннему празднику. На этот раз ставили сказку «Колобок наоборот». Тут репетиций понадобилось побольше, надо было и костюмы подобрать, и над характерами персонажей поработать. Старались, чтобы родители сами искали возможные варианты, прислушивались к их мнению, и мы вместе приходили к решению. Вместе мы придумывали яркие, запоминающиеся образы, которые были бы интересны детям: – волк - спортсмен, с мячом и свистком, медведь – рыбак и музыкант – сыграл с детьми «Шуточку», вместо барабана у него было ведро для рыбы. Заяц пришел с овощами в авоське, поиграл с Колобком в «прятки», а лиса любовалась на себя в зеркало.

Изучая  литературу по работе с родителями, я обратила внимание, что эффективность работы с родителями резко повышается, если взаимодействие с ними строится на основе сотрудничества и доверительных отношений. Общение  на таких репетициях между мной и  родителями  получается непринужденным и доверительным, и создает  момент позитивного восприятия детского сада и меня, как педагога.

После осеннего праздника началась подготовка к Дню матери – предложили поставить спектакль «Вечерняя сказка» по мотивам «Сказки о глупом мышонке» (Приложение 4). Персонажей там много, как и желающих выступить. К нам присоединились новые артисты. Предложили родителям самим выбрать себе роль, представить себя в новом образе. Для некоторых этот процесс перевоплощения оказался очень неожиданным и интересным. Все ждали, что будут готовые костюмы. Но мы подошли к этому вопросу творчески. Родители и не предполагали, что лошадь может быть в сарафане, шляпе и галошах, а вместо гривы - шиньон. Не обязательно надевать маску, чтобы тебя узнали: достаточно выразительной походки, цоканья, ведь на занятиях мы с детьми тоже учимся ходить «как лошадки» - высоко поднимая ножки и цокая язычком. Родители начали петь, сами сочиняли мелодию, придумывали свои костюмы, декорации. На репетиции приходили и в обеденный перерыв, и перед работой забегали, некоторые просили «побольше слов». Родители очень творчески подошли к этому празднику, выразили желание выступать еще и еще. Это был праздник, подготовленный родителями для своих детей, а они оказались благодарными зрителями и с восторгом приняли эту сказку.

В старшей группе в рамках «Недели ненецкой культуры» было проведено мероприятие «Гость группы», на котором В.И. Талеева, мама тройняшек познакомила детей с ненецкими музыкальными инструментами, спела песню на ненецком языке, рассказала о быте этого народа. Дети попробовали поиграть на рожках, бубне, послушали звон копытцев на тучейке, увидели настоящую люльку. В заключение посмотрели сказки в исполнении детей подготовительной группы «Большое путешествие маленького мышонка» (эскимосская сказка) и ненецкую сказку «Кто съел лепешки».

Уже 2 раза мы проводили «Минуту славы» - праздник, на котором дети выступают вместе с семьей – мамой, папой, бабушкой, братьями или сестрами. Это и песни, и танцы, и игра на музыкальных инструментах (родители играют, дети поют), инсценирование стихов и песен. Порой бывает очень неожиданно видеть родителей в роли папы-людоеда, или бабушки-пиратки. При этом родители от выступления получают не меньшее удовольствие, чем дети.

Эмоциональное общение, участие в общем деле способствует сплочению коллектива родителей, детей и педагога (Приложение 3). От таких совместных мероприятий выигрывают все:  дети начинают гордиться своими родными, а родители приобретают опыт сотрудничества как со своим ребёнком, так и с другими семьями и даже возможность подружиться. Все это помогает создать в группе доброжелательные отношения, основанные на доверии, ведь родители охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Этот интерес я и стараюсь  использовать при организации взаимодействия с родителями.       

В подготовке к праздничным мероприятиям, в которых основная роль принадлежит детям (концерты, спортивно-музыкальные развлечения, музыкальные сказки), мы старались задействовать всех детей, заинтересовать их идеей праздника для мам и бабушек, пап и дедушек, сплотить в общей, коллективной деятельности. Для раскрытия перед родителями положительного образа ребёнка, новых, непознанных сторон детей через театральную деятельность и развитие интереса к театральной деятельности у детей и родителей были использованы различные направления в подготовке праздничных мероприятий: дети рассказывали стихи, пели песни, а также осваивали различные роли. Для сплочения детей и родителей были организованы игры, в ходе которых дети смогли посмотреть на родителей со стороны, посмотреть, как их сильные большие папы и всегда заботливые и хлопотливые мамы могут стать «маленькими», подурачиться, поиграть в те же игры, которые так любят сами дошкольники. Это такие мероприятия, как «Новый год», «8 марта», 23 февраля, День матери, День рождения сада и др.

Так как театральная деятельность ведётся постоянно и является одним из любимых видов деятельности детей, а также положительные результаты воздействия театральной деятельности на личность ребёнка были неоднократно отмечены родителями группы, то они с удовольствием участвуют в праздниках и развлечениях.

На осеннем празднике в средних группах мы ставили сказки «Репка наоборот», «Три медведя», в которой участвовала целая семья – мама, папа и ребенок, на новый год – сказку «Приключение в лесу», в старшей музыкальную сказку «Волк и семеро козлят», где родители участвовали вместе с детьми, пели, танцевали «Танго», учили основам безопасности жизни, и просто играли. В подготовительной группе на 8 марта дети показывали для мам водевиль «Наши добрые соседи», а родители им перед выпускным подготовили мини-оперу «Колобок на новый лад». Дети знали, что им готовится сюрприз и ждали с нетерпением. В старших и подготовительных группах на День защитника Отечества традиционно проводится спортивно-музыкальный досуг с участием родителей. И там мамы и папы обязательно готовят небольшую сценку, поют военные песни, участвуют в соревнованиях. Любой праздник в детском саду проходит с участием родителей.


^ 3. Результативность опыта

На сегодняшний день можно сказать, что у автора опыта сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками музыкального руководителя и воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Родители активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. Посещаемость на праздниках у нас всегда очень высокая – приходят целыми семьями. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детей в детском саду, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка, замечать успехи других детей и радоваться за них. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши дети, и даже больше родители. Их надо хвалить даже если они просто пришли на праздник или выполнили какое-нибудь самое простое задание. И в следующий раз они сделают что-то более существенное. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко.

В ходе  работы над педагогической идеей автор еще раз убедился, что главное в нашей педагогической деятельности, чтобы подход к работе не носил формальный характер. Изобрести что-то новое в педагогике невозможно, а вот наполнить новым содержанием, применив современные интерактивные  приемы и методы можно. И как результат эффективности такой работы – повышение качества образования наших детей за счет активного включения родителей в образовательный процесс.


Список используемой литературы

1.Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).

2.Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2004. - №4. – с. 23-35.

3.Давыдова О.И., Богословец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. –М., 2005.


4.Дошкольные учреждения и семья / Под ред. Т.Н.Дороновой и др. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

5.Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ») (6).

6.Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис — пресс, 2006. - 128с. - (Дошкольное воспитание и развитие)

7. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова.- 3-е изд., исправ. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 416 с.

8.Махов, Ф.С. Кого мы растим: Беседы о материнском и отцовском воспитании / Ф.С. Махов.- М.: Профиздат, 1989.

9.Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 64с.

10.Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 56с.

11.Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник материалов/ Сост.Т.В.Цветкова. – М.: ТЦ Сфера, 2013.128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»). (10)

12.Эмоциональное развитие дошкольника. М.: Просвещение, 1985.


Интернет-ресурсы:

http://nsportal.ru

http://www.perluna-detyam.com.ua


Список приложений

Приложение 1. Формы работы с родителями.

Приложение 2. Анкета для родителей.

Приложение 3. Отзывы родителей

Приложение 4. Сценарий праздника, посвященного Дню Мам в средней группе «ВЕЧЕРНЯЯ СКАЗКА» по мотивам «Сказки и глупом мышонке»

Приложение 5. Сценарий осеннего праздника в средних группах

«Колобок наоборот» с участием родителей


Приложение 6. Сказка «РЕПКА НАОБОРОТ» в исполнении родителей.


Приложение 1.

^ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

1. Открытые муз. занятия. День открытых дверей, выступление музыкального руководителя, экскурсия по д/саду (просмотр музыкальных зон, оборудования музыкального зала) просмотр музыкальных занятий, проведение досугов. На открытых музыкальных занятиях можно предложить родителям стать участниками детского оркестра, инсценировок, танцев, исполнить вместе с детьми знакомую им песню, или спеть свою любимую песню. «Гость группы» - комплексное занятие с участием родителей для ознакомления с профессиями музыкантов, национальными обычаями, музыкальной культурой и т.д.

2. КОНСУЛЬТАЦИИ. Помощь в организации музыкального воспитания ребенка дома. Папки-передвижки по темам «Как учить стихи с ребенком», «Малыш и музыка», «Пальчиковые игры для общего развития малыша», «Совместная работа детского сада и семьи», «Сказочки - шумелки», «Сказочки - подражалочки», «Игры для веселого дня рождения», «Стихи для Деда Мороза», «Колыбельные песни»

3. Родительские собрания. ОБЩИЕ (2 раза в год) Установочное собрание: информация о ДОУ, сотрудниках, программах-технологиях, планах на предстоящий год, организационные вопросы. Итоговое – подведение итогов прошедшего года, обсуждение планов на следующий год, организационные вопросы.

4. Семинары-практикумы. «Домашний оркестр муз. инструментов» «Кукольный спектакль в семье» «Как и какую музыку слушать с детьми дома?», «Самодельные муз. инструменты», «Организация домашней фонотеки», и т.д. для родителей, которых интересуют данные темы.

^ 5. УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ПОДГОТОВКЕ ПРАЗДНИЧНЫХ УТРЕНИКОВ И ВЕЧЕРОВ ДОСУГА. Совместные праздники и развлечения. Всегда найдутся родители, которые с удовольствием откликнутся на предложение поучаствовать в детском празднике. Музыкальный руководитель и воспитатель могут обсудить с ними план проведения праздников, или развлечений, пригласить на репетиции, поручить исполнять определенные роли или подготовить кукольный спектакль, сшить костюмы и т.д.

а/ СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ Это может быть маленький концерт с участием взрослых и детей, веселые игры, танцевальные импровизации под музыку, игра в домашнем оркестре, мини-спектакли, в которых разыгрываются сюжеты знакомых сказок и веселые сценки из семейной жизни. При подготовке необходимо составить программу, подобрать музыку, старшие дети могут принять посильное участие в изготовлении открыток, сувениров.

б/ ДОМАШНИЙ ТЕАТР Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки, или изготовив кукол вместе с детьми (дерева, картона, ткани и т.п.)

в/ РАЗВЛЕЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЗЫКИ. Совместное пение, слушание музыки, слушание сказок, или пение взрослых для детей, игры-забавы, музыкальные конкурсы, подвижные игры-драматизации.

г/ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (Например, рисование на тему «Мы слушаем музыку», «А у нас был праздник», «Моя любимая песня». Выполняя его с родителями, дети не только закрепляют навыки, полученные на занятиях. Совместная деятельность улучшает климат в семье, вызывает у родителей интерес к жизни ребенка в ДОУ.

д/ СОДАНИЕ МИНИ-БИБЛИОТЕКИ, ФОНОТЕКИ, ВИДЕОТЕКИ. «Музыкальная копилочка» альбомы с текстами песен и игр, разучиваемых на музыкальных занятиях, «Домашняя фонотека» - диски с музыкой для слушания, песнями, «Видеотека» - видео с утренников, праздников.

^ 6. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ с повышенными познавательными потребностями. («Нужно ли отдавать ребенка в музыкальную школу», «Подготовка к музыкальной школе» и др.)

^ 7. «ВЗРОСЛЫЕ – ДЕТЯМ» показ театральных представлений, кукольных спектаклей силами сотрудников и родителей.

8. АНКЕТИРОВАНИЕ напр. «Какая практическая помощь по вопросам музыкального развития ребенка Вам необходима?» «Музыкальное воспитание в ДОУ - плюсы и минусы?» и т.д.

^ 9. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ. (на доску для родителей или стенд музыкального руководителя)

10. ВЫСТАВКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ - тематические, выставки посвященные праздникам, памятным датам, групповые выставки.


Приложение 2.

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Для выявления Ваших запросов, интересов, пожеланий при организации музыкального воспитания в дошкольном учреждении просим Вас ответить на следующие вопросы:

1.Сколько лет вашему ребенку?...................................................

2. В каких формах у ребенка проявляется творчество? (любит петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, играть роль в спектакле, читать стихи и т.д.)...............................................................................................

3. Делится ли он своими впечатлениями о театрализованных представлениях, занятиях, праздниках, проводимых в детском саду? (да или нет)......................

4.Вызывают ли эмоциональный отклик у него выступление родителей, детей? (кто-то особенно понравился, запомнился) ……………….....................

5.Есть ли в доме детские кассеты, диски с записями сказок? .............................

6.Усраиваете ли вы дома театрализованные представления, концерты? .....................................................................................................................................

7. Нужны ли вашему ребёнку, на ваш взгляд, дополнительные музыкальные занятия? (конкретно: пение, слушание, движение, игра на музыкальных инструментах и т.д.) …………………………….................................................

8. Как на ваш взгляд, проходят праздники в д/с и что они дают детям? ………………………………………………………………………………………9. Хотели бы вы поучаствовать в детских спектаклях, праздниках? Если да, то Вы бы: (пели, играли на музыкальном инструменте, танцевали, читали стихи, сыграли роль на празднике или в спектакле, помогли в подготовке декораций и костюмов, рисовании афиши, ваш вариант ответа) ………………………………………………………………………………………

10.Ваши пожелание и предложения по театрализованной деятельности в нашем саду. ……………………………………………………….………………

11.Какой вид сотрудничества с детским садом по вопросу музыкального воспитания вам кажется наиболее приемлемым:

(Родительские собрания, индивидуальные консультации, участие в детских праздничных мероприятиях, стендовая информация, газета для родителей, ваш вариант сотрудничества)..................................................................................

^ Благодарим за сотрудничество!

Приложение 3

Отзывы родителей

Музыкальная сказка «Волк и семеро козлят» старшая группа №5 05.03.2012

«Хотелось бы выразить большую благодарность за подаренное хорошее настроение. Выступление очень понравилось. Спасибо за доброе отношение к нашим ребяткам!»

«Уважаемые педагоги! Вы большие молодцы! Спасибо за наших детей: и воспитателям, и музыкальному руководителю, и специалистам, и руководству. А сегодняшний спектакль не оставил равнодушным никого. Смеялись от души! Столько работы с детьми, чтобы достичь такого результата. Спасибо! ...»

26.10.2012 Осенний праздник «Колобок наоборот» (в ролях родители)

«Очень понравился утренник. Порадовали дети своими выступлениями. Хотелось бы отметить активность родителей на утреннике. Видно, что музыкальный работник вложил много сил и времени. Хотелось бы и дальше видеть сотрудничество родителей, детей и педагогов. Это очень сближает» Родители группы №2

«Очень понравилось! Хорошее выступление родителей, детей. Очень весело, задорно, праздник на одном дыхании. Получили массу положительных эмоций! Молодцы!»

«Порадовали все организаторы утренника: и дети, и воспитатели, и родители. Большое спасибо детскому саду «Аннушка». Лучший детский сад в городе Нарьян-Маре...»


23.11.12. «Вечерняя сказка» по мотивам «Сказки о глупом мышонке». Средние группы. В ролях родители.

«Замечательный праздник, театральная постановка «Глупый мышонок»! Артисты – родители очень интересно сыграли свои роли, проявили творчество. Так держать!»

«Праздник очень понравился, постановка сказки отличная, родители выступали хорошо, артистично!»

«Праздник нам очень понравился, замечательный! Родители молодцы, постарались на славу! Какие замечательные у нас воспитатели, детки, и родители. Собрался дружный творческий коллектив. Молодцы!!! Огромное спасибо музыкальному руководителю!!! Ждем новых творческих идей и постановок!» Родители группы №4

«Родители молодцы! Очень интересно было. Понравилось детям и родителям! Большое спасибо! Почаще бы проводились такие мероприятия.» Родители средней группы

«Праздник, посвященный Дню матери» Старшая группа №7

«Огромную благодарность выражаем всем, кто принимал участие в организации и проведении этого замечательного мероприятия. Нужно почаще устраивать такие праздники ...»

«Спасибо за праздник для мам, а также бабушек и дедушек. Все прошло на хорошем уровне, интересно было и детям, и взрослым...»

«Очень порадовал праздник мам. Было и весело, и интересно, и порой неожиданно. Спасибо организаторам!»


Приложение 4.

Сценарий праздника, посвященного Дню Мам в средней группе

«ВЕЧЕРНЯЯ СКАЗКА» по мотивам «Сказки о глупом мышонке»

Цели: Доставить детям радость от общения и просмотра сказки в исполнении

родителей, создать положительную атмосферу праздника.

Задачи:

  • Развивать творческие и музыкальные способности.

  • Поощрять детей к участию в театрально-игровой деятельности.

  • Воспитывать навыки общения, развивать творческое содружество в детском коллективе, эстетически воспитывать детей.

^ Роли Рассказчика, Мышки, Утки, Щуки, Курицы, Лошади, Хрюши исполняли родители детей средней группы, в роли мышонка –ребенок подготовительной группы

Вед. На свете добрых слов немало, Но всех добрее и важней одно. Из двух слогов простое слово МАМА. И нету слов нужнее, чем оно.

1 реб. Мам своих мы поздравляем, И от всей души желаем, Быть здоровыми, счастливыми, И веселыми, красивыми.

2 реб. Только просыпаюсь, Улыбаюсь я. Солнышко целует ласково меня. Я смотрю на солнце, Маму вижу я. Мое солнце – мама милая моя.

«Потерянный башмачок» (после песни в круг выходит ребёнок-кошка)

«Кошка, как тебя зовут?»

СЦЕНА 1.

Рассказчик (зрителям) – Здравствуйте, мои маленькие друзья! Я очень рад вас всех видеть. Сегодня я хочу познакомить вас с одним маленьким забавным зверьком, которого зовут… Нет, пожалуй, сначала я загадаю про него загадку: «Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки. Живет в норке, грызет корки, короткие ножки, быстрее кошки» Кто это? (ответы детей) Верно, мышонок! (Исполняет «Песенку про мышонка»)

«Песенка про мышонка»

Этот маленький мышонок и забавный, и смешной, Про него сегодня сказку мы послушаем с тобой. Непоседливый мышонок натворит немало бед. Может, в маленьком мышонке ты увидишь свой портрет. А почему бы нет?

(Появляется Мышонок.)

Мышонок – Здравствуйте, ребята! Это я – серый мышонок – Чёрные глазки, Длинный хвостик, Маленький носик. (замечает Рассказчика) Ой, здравствуйте! (Подбегает к Рассказчику, протягивает ему руку для рукопожатия)

Р-к – (пожимая руку Зайчонку) Здравствуй, здравствуй, Мышонок. Ну вот, ребятам ты уже представился, а теперь расскажи, где ты живёшь и что больше всего на свете любишь делать?

Мышонок – Живу я с мамой Мышкой во-он там, в норке, а больше всего на свете я люблю… бегать! (звучит музыка, мышонок бегает по всей поляне) А ещё… прыгать! (начинает прыгать вправо - влево). И, конечно же, танцевать!

Р-к – А с кем же ты танцуешь?

Мышонок. – С моими друзьями мышатами. Стоит мне только тихо-онько сказать: «Мы-ша-та!», и они тут же прибегут сюда отовсюду.

Р-к – Тут же и прибегут?

Мышонок – Не верите? Тогда смотрите. «Мы-ша-та!».

Р-к (оглядывается) – Ну и где они?

Мышонок – Сейчас-сейчас! «Мы-ша-та!». (По-прежнему ничего не происходит. Мышонок смотрит по сторонам, взволнованно бегает по поляне, останавливается и что есть силы кричит: «Мышата!!!» Наконец, со всех сторон на поляну выбегают мышата- дети)

Мышонок – Ну вот! Я же говорил!

«Танец-игра «Мышки»

Мышки пляшут на дорожке: пи-пи-пи, пи-пи-пи! (ножки на пятку) Выставляют мышки ножки: пи-пи-пи, пи-пи-пи! Мышки в ладушки играют: пи-пи-пи, пи-пи-пи! (хлопают справа и слева) И в ладошки ударяют: пи-пи-пи, пи-пи-пи! Мышки хвостиком вертели: пи-пи-пи, пи-пи-пи! (вертят «хвостиком») И по сторонам глядели: пи-пи-пи, пи-пи-пи! (поворачивают голову вправо-влево)

Мышонок - А однажды с нами произошла страшная история!

«Вышли мышки как-то раз» (модель Тютюнниковой)

Вышли мышки как-то раз, тс-с-с! Посмотреть, который час, тс-с-с! 1, 2, 3, 4, мышки дёрнули за гири. Вдруг раздался страшный звон: БОМ-БОМ-БОМ-БОМ-БОМ-БОМ-БОМ! Убежали мышки вон!

( В конце все мышата убегают, остаётся один Мышонок – Чёрные глазки).

Мышонок - А ещё очень люблю свою маму Мышку. Она очень любит, когда все спят…

Ведущий – Мы, наверное, знаем твою маму мышку и даже споем про нее песенку…

«Вот маленькая мышка по городу бежит» (Железнова) Вот маленькая мышка по городу бежит, глядит ко всем в окошко и пальчиком грозит: (мышка появляется и поет вместе с детьми)

«А кто не лег в кроватку? А кто не хочет спать? Такого непослушного я буду щекотать!»

Мышонок – Мамочка! (бросается к Мышке) Мышка – Сыночек (обнимает Зайчонка)

Мышонок. – Я люблю слушать мамины сказки и засыпать под мамины колыбельные песенки!

Мышка – Но больше всего мой Мышонок любит… (Мышонку) Что?

Мышонок – А что я люблю делать больше всего?

Мышка – Покушать.

Мышонок – Ой, и правда, люблю. Вот и сейчас, так ку-ушать захотелось… Мам, кушать хочу!

Мышка (вздохнув) – Ну вот, что я говорила!

(Звучит музыка. Мышка приносит бутафорские сосиски. Мышонок «съедает» их и просит: «Кушать хочу!». Мышка приносит ему еще. Мышонок «съедает» и снова: «Ку-ушать хочу!». Наконец, мама приносит коробочку сока. Мышонок «пьет». Наконец, он обессилено ложится на спину, держась за раздувшийся неимоверно живот.)

Мышка (зрителям) – Ну вот, теперь и вы знаете, что больше всего на свете любит мой серый Мышонок – Чёрные глазки, Длинный хвостик, Маленький носик.

(Негромко звучит мелодия «Песенки про мышонка»)

Р-к – Вот таким он был, наш маленький Мышонок – забавным и смешным. И все его любили. Но больше всего на свете его любила, конечно же, кто? Правильно, его мама Мышка. Но однажды вечером маленький Мышонок так разбаловался, так раскапризничался, стал таким непослушным! Очень он тогда огорчил и обидел свою маму. А как начиналась эта история и чем она закончилась, вы сейчас узнаете.

СЦЕНА 2.

(Негромко звучит мелодия песни «Колыбельная». Открывается занавес. Вечер. Дом Мышкиных. У окна – лавка)

«Мышка колыбельку качала»

Мышка колыбельку качала и мышонку тихо напевала: «Спи-пи-пи, спи-пи-пи, спи, мышонок, спи! (2р)

Спи, мышонок, кошку не бойся, спи, мышонок, спи, успокойся! «Спи-пи-пи, спи-пи-пи, спи, мышонок, спи! (2р) (Появляется Мышонок. Он несёт подушку и играет с ней, следом идёт Мышка с одеялом. Она пытается уложить сына на лавку и накрыть одеялом)

Р-к (поёт) – Там сыночка Мышка-мать уложить не может спать,

Всё баюкает, качает, песню тихо напевает.

Мышка (поёт) – Спи, мой маленький Мышонок, В колыбельке до утра.

(Мышонок, ненадолго затихнув на лавке, снова начинает играть)

Р-к (поёт) – А зайчонок спать не хочет: то затихнет, то хохочет,

То запрыгает в кроватке, то играет с мамой в прятки.

(Мышонок прячется от мамы то за лавкой, то под лавку, но Мышка его находит и снова укладывает спать, накрывает одеялом, поёт «Колыбельную Зайчихи»)

«Колыбельная Мышки»

Светит на небе луна, всем ребятам спать пора. Спит котёнок, поросёнок, и послушный медвежонок. Только маленький Мышонок не ложится до утра.

Мышонок. (вскакивая с лавки) – Я сегодня спать не хочу! Не хочу и не буду!

Мышка (горестно) – Все я сказки рассказала, книжки все перечитала,

Песни все давно пропела, больше петь я не могу.

Мышонок. – Не хочу спать и не буду!

Мышка – Я сейчас с ума сойду!...

Мышонок. (зрителям) – Да-да, не хочу и не буду! Ты только пищишь, с тобой и не уснешь! Лучше позвони кому-нибудь, пусть меня побаюкают.

Мышка (набирает номер) - Тетя Утка? (- Кря!) Приходите пожалуйста, мышонка покачать!

^ Звучит музыка, появляется Утка. (красные тканевые сапожки, шапка утки, платочек, юбки-сетки, ридикюль, зонтик)

УТКА – Кря-кря-кря, ты спи, малютка, у меня одна минутка.

А как дождь пройдет – пойду, червяка тебе найду!

Мышонок – Как же громко ты поешь! Нет, с тобою не уснешь!

УТКА – Какой невоспитанный ребенок! (уходит)

Мышонок – Мам, может ты еще кого – нибудь позовешь?

Мышка – Тетя Жаба? Приходите мышонка покачать!

^ Звучит музыка, появляется Жаба

Мышка – Здравствуйте! Проходите, пожалуйста!

Жаба – Ква-а-а, мышонок спи, от игрушек отдохни,

Спи до самого утра - дам тебе я комара.

Мышонок – Нет, я комаров не ем - они невкусные совсем!

Жаба – Чтоб ты понимал-то! (уходит)


Мышонок – Мам, позвони еще кому-нибудь!

Мышка – Тетя Лошадь? (- Игого!) Приходите к нам мышонка покачать!

^ Звучит музыка, входит лошадь. (соломенная шляпа с венком, сарафан, галоши, мешок, лопата)

Мышка – Здравствуйте! Проходите, пожалуйста!

Лошадь – Иго-гошеньки-го-го, спи, мышонок, сладко, дам тебе лопатку,

А как ляжешь на бочок, дам тебе овса мешок!

Мышонок – Не-е-ет, овес-то мне зачем? Я его вообще не ем!

(Лошадь уходит, качая головой)

Мышонок – Мам, позвони еще кому-нибудь!

Мышка – Тетя Хрюша? Приходите к нам мышонка покачать!

^ Звучит музыка, входит Хрюша. (розовый махровый халат, парик длинный, ушки и пятачок, корзина)

Мышка – Здравствуйте! Проходите, пожалуйста!

Хрюша – Очень долго буду хрюкать, непослушного баюкать,

Баю-баюшки-баю, успокойся, говорю! Хрю!

Мышонок – Нет! Твой голос не хорош, и с тобою не уснешь!

Хрюша – Какой капризный ребенок! (уходит)


Мышка – Ну никак не хочет спать! Может, курицу позвать? (звонит) Алло? Приходи к нам, тетя Клуша, мышонка покачать!

(Звучит музыка, входит Курица) (сетка для яиц, капор, накидка, туфли, цветастая юбка)

Курица – Куд-куд-куд-куд-куд-куда! Все откуда и куда?

Ты меня не бойся, детка, быстро слушайся наседку!

Мышонок – Нет! Твой голос не хорош! Этак вовсе не уснешь!

(Клуша уходит, качая головой) Мышонок – Мам, может, тетю Щуку позовем? (Мама звонит, звучит музыка, появляется Щука. Она очень выразительно открывает рот, уговаривая мышонка лечь)

Мышонок – Что-что? Ничего не слышно! А? Что вы сказали? Ничего не слышу! (Щука уходит)

Мышонок – Мам, позови еще кого-нибудь!

Мышка – Ну не знаю, выйду во двор, посмотрю.

(уходит, звучит музыка, появляется кошка)

Кошка – Мяу! Здравствуй, мой мышонок!

Мышонок – Здравствуйте, а вы кто? Я вас что-то не знаю?

Кошка – Мяу, просто тетя Кошка, мяу-мяу, спи мой крошка!

Тебя надо покачать, мяу-мяу, надо спать!

Мышонок – Голосок твой так хорош! Очень сладко ты поешь!

(Кошка уносит заснувшего мышонка. Возвращается мышка – мама)

Мышка – Никого я не нашла. Эй, мышонок, как дела?

Выходи, шалун, уже поздно. Пора спать, а не в прятки играть!

Нет нигде! Наверное, на улицу вышел! Ах, какой непослушный ребенок. Пойду на улице посмотрю.


^ Действие на втором плане.

Кошка – Ты меня не бойся, крошка, я воспитанная кошка.

И не тороплюсь совсем. Я тебя не сразу съем!

Поиграем час-другой в «кошки-мышки», дорогой!

Мышонок – Мама не велела мне в них играть!

Кошка – Ну а мне какое дело, что она тебе велела?

Поиграй со мной, мой свет, а потом ты – мой обед!

Мышонок – Поиграл бы я немножко, только, чур, я буду кошкой!

А ты – мышкой хоть на час!

Кошка – Из тебя какая Мурка? Не подходит твоя шкурка!

Как тебя не называть – мышке кошкой не бывать!

Мышонок – Ну, тогда играем в прятки! (в сторону) Удираю без оглядки!

Кошка – Ладно! 1, 2, 3, 4, 5, я иду тебя искать!

Убежал? Ну, я его еще поймаю и тогда с ним поиграю! (уходит)

Действие на первом плане.

Мышонок – Мама, мамочка, прости меня, пожалуйста! Я капризничать не буду, послушным буду, просто чудо!

Рассказчик – Ребятки, а вы послушные? Вы не капризничаете, когда надо ложиться спать?

Вед. Нет, мы очень послушные и мам своих стараемся не огорчать! И споем для них песенку.

«Мамочку милую очень люблю, Песню для мамочки звонко спою: Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля, самая лучшая мама моя!


Список литературы

Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста / И.В. Бодраченко. – М.: Айрис-пресс,2006. – 144 с.: ил. – (Дошкольное воспитание и развитие).


Приложение 5

Сказка «РЕПКА НАОБОРОТ» в исполнении родителей.

ВЕД. - Нашла МЫШКА маленькое семечко. Закопала его в землю и пошла по своим делам. И вот прошла ночь, потом другая. Пошла мышка на базар, смотрит - выросла у неё репка – большая- пребольшая! Обрадовалась мышка и давай репку из земли тянуть. Тянет-потянет, вытянуть не может. Посмотрела по сторонам – кошка на солнышке греется. Вот мышка ей и говорит:

МЫШКА- Кошка, ты меня вчера чуть не сцапала, так что я на тебя в обиде. Но гоняться ты за мной будешь потом. Помоги мне репку вытянуть.

КОШКА - А на что мне твоя репка? Я репку не ем!

МЫШКА – И я её не ем. Мы её корове отнесём. Она нам молочка нальёт. Вот и будет и тебе, и мне хорошо.

ВЕД. – Согласилась кошка. Уцепилась она за мышку, мышка уцепилась за репку. Тянут-потянут, а вытянуть не могут. Посмотрела Кошка по сторонам, видит – Жучка на крылечке косточку грызёт. Кошка ей и говорит.

КОШКА – Жучка, мы вчера с тобой подрались, ты меня на крышу загнала. Я на тебя в обиде. Но давай додерёмся завтра. А сегодня помоги нам с Мышкой репку вытянуть.

ЖУЧКА – А на кой мне репка? Я репку-то не ем!

КОШКА – Так и я её не ем!, и Мышка не ест. Мы её Корове отнесём – она репку любит, молочка нам даст, сметанки. Вот и будет всем нам хорошо!

ВЕД. – Согласилась Жучка. Ухватилась она за Кошку, Кошка за Мышку, Мышка за Репку, тянут-потянут, вытянуть не могут. Вот Жучка и говорит.

ЖУЧКА – Надо внучку позвать. Правда, я на её кровать вчера с грязными лапами залезла, а она меня оттуда веником. Гав! Мы с ней в ссоре. Да видать, придётся мириться

ВЕД. – Подошла Жучка к Внучке и говорит.

ЖУЧКА - Не права я была, что прямо так вот, с грязными лапами… Ты уж меня прости. Чем обижаться друг на друга, пойдём лучше вместе Репку тянуть, у нас уже целая команда собралась. Гав! Я, Кошка, Мышка, без тебя нам никак не справиться.

ВЕД. – Вот привела Жучка внучку, взялись все вместе: Внучка за Жучку, Жучка за Кошку, Кошка за Мышку, Мышка за Репку, тянут-потянут, вытянуть не могут.

ВНУЧКА – Без Бабки не вытащим! Пойду-ка я её позову. Правда, она меня утром наругала за то, что я в её очках перед зеркалом кривлялась. Я ей ещё язык показала. Ну, пойду прощения просить. Всё равно, рано или поздно мириться придётся.

ВЕД. – Подошла Внучка к Бабке, а та на неё и не смотрит, обиделась. Сидит, картошку чистит.

ВНУЧКА – Баб, а Баб, я больше не буду. Ты уж меня прости. Мы там Репку тянем – без тебя не получается. Пойдём вместе.

ВЕД. – Вот привела Внучка Бабку. Взялись они дружно: Бабка за Внучку, Внучка за Жучку, Жучка за Кошку, Кошка за Мышку, Мышка за Репку, тянут-потянут, вытянуть не могут.

БАБКА – Ох, никак! Ну и Репка! В таком деле без мужика не обойтись. Пойду Деда позову. Он на крылечке сидит, на меня обижается: я ему в доме дымить не разрешаю, курилке этакому. Дед, а Дед! Давай, что ли, помиримся?

ДЕД – Давай! А что делать-то надо?

БАБКА – Репку тянуть! Ишь, вымахала! Вшестером и то не вытащить!

ДЕД – Это я завсегда с удовольствием.

ВЕД. – Обрадовался Дед. Ухватился он за Бабку, Бабка за Внучку, Внучка за Жучку, Жучка за Кошку, Кошка за Мышку, Мышка за Репку,

ВСЕ – 1, 2 – взяли! 1, 2 – дружно! Тянем-потянем, вытянули Репку!

ДЕД – Да-а-а-а! Вытянули?! И куда её такую? Бабка, да ты ж её меньше!

БАБКА – И даже ты!

ВНУЧКА – Да что тут рассуждать? Покатили её!

ЖУЧКА – Ну-ка дружно, навались!

КОШКА – Под ногами не вертись!

МЫШКА – Приготовились? Давай!

ВЕД. – И покатили они Репку в дом. Бабка с одной стороны поддерживает, внучка с другой. Жучка впереди бежит, с дороги палочки и камушки убирает. Кошка и Мышка сзади бегут, торопятся. Ехали-ехали, домой приехали. А в воротах Корова стоит. Их встречает, головой качает.

КОРОВА – Му-у-у! Репку везут. Я репку, м-м-мм, люблю. Вы мне репки – я вам молочка.

ВЕД. – Отдали они репку корове. Съела Корова репку, надоила Бабка молочка, всем налила. Деду в стакан, себе в чашечку, внучке в кружечку, а Жучке, кошке и мышке в плошечки.


http://www.kuchaknig.ru Автор Галина Лебедева


Приложение 6

^ Сценарий осеннего праздника в средних группах

«Колобок наоборот» с участием родителей

Цель:

  • Развивать артистические способности у детей через театральную деятельность;

  • Прививать любовь к русским народным сказкам.

  • Формировать нравственные ценности и идеалы с опорой на русские народные традиции;

  • Воспитывать умение правильно понимать юмор шутки;

  • Создавать непринужденную обстановку, позволяющую детям чувствовать себя свободно и уверенно;

  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания.



Действующие лица – (роли исполняют родители): Ведущая, Бабушка, Колобок, Зайчик, Волк, Медведь, Лиса

^ Под музыку «ОСЕНЬЮ» дети входят в зал, где их ожидает Ведущая, поворачиваются лицом к зрителям.

Вед. - Нынче праздник на дворе - наступила осень Вед. - Мы об осени детей песню спеть попросим.

ОСЕНЬ

Дети читают стихи:

1 В луже солнышко помылось и ничуть не загрязнилось,

Искупалась в луже я - испугалась вся семья!

2 Дождик, лей, дождик, лей на меня и на людей.

Не боимся сырости, только лучше вырастем.

3 Посмотрите, дождь осенний к нам в окошко постучал.

Всех девчонок и мальчишек по домам он разогнал.

Дети поют песню ^ «МАЛЕНЬКИЙ ДОЖДИК»

Реб. - Дождь прошёл – остались лужи, Здесь пошире, там поуже.

Кто из вас скажите, братцы, По лужам хочет прогуляться?

« ЛУЖА» На полу лежит лужа, сшитая из материала, в конце песни дети ее перепрыгивают

Вед.- Никто не замочил ножки? Ну тогда сказку слушайте! Есть сюрприз у и нас для вас, вы увидите сейчас. На пригорке стояла деревня. Жил там дядюшка Трифон, да не один.

«У ДЯДЮШКИ ТРИФОНА» (в кругу) (ведущий показывает движение)

Вед. - А по соседству с ними жила бабушка Матрена.

(Бабушка выходит, садится у дома и горюет)

Вед. - Скучно было бабушке одной, и вот она решила…

Бабушка - Испеку-ка я колобок.

Ведущая - Взяла она кастрюлю и замесила тесто. (бабушка выполняет все по тексту) Тесто получилось ароматное и мягкое. Вылепила бабушка из теста Колобок и поставила в печку (Бабушка ставит колобок в печь и садится на лавку за стол). Устала бабушка и присела отдохнуть, пока Колобок печется.

ВЕД. – А пока Колобок печётся, давайте бабушке поможем? Бабушка, найдется у тебя для нас работа?

Бабушка – А давайте на огород сходим!


^ ИГРА «СОБЕРЕМ УРОЖАЙ»

Собирайся, народ, мы идем на огород, (Все идут и поют)

Соберем урожай, ты капуста, вырастай! (морковка, картошка, репка, огурчик, горошек)

(дети-овощи по одному выходят в круг, пляшут, в конце присаживаются на корточки)

^ Дети: Мы собрали овощей и для супа, и для щей!

Овощи: «Мы не овощи, а дети, и вариться не хотим!

Мы играли, танцевали, и от вас мы убежим!»

(дети не выпускают из круга овощи – берутся за руки)

Бабушка говорит, что урожай богатый у нее на огороде, да она не успела разобрать. (высыпает все в один обруч: и фрукты, и овощи, и грибы) Просит разобрать в 3 корзинки)


^ Игра «СЛОЖИ ОВОЩИ, ФРУКТЫ И ГРИБЫ»


Вед. - Достает бабушка Колобок из печи и не налюбуется.

Бабушка - Ох, пахуч, румяный бок, славный вышел колобок.

Вед. - Положила бабушка Колобок на подоконник, чтобы он остыл, а сама пошла в огород. Там у неё гулял барашек (Бабушка уходит).


^ «У БЕЛОГО БАРАШКА»

Вед. - Непоседе колобку стыть бы на окошке,

Но решил он на бегу поразмять две ножки. /Из домика выбегает Колобок./

Колобок - Здесь меня никто не ест, сбегаю-ка быстро в лес.

Вед. - Прыг с окошка — и в лесок покатился Колобок.

Мимо елок и берез, мимо бабочек, стрекоз.

В небе солнце красное, погода распрекрасная!

/Колобок бежит под веселую песенку по залу/


Вед. - Вдруг наш шалунишка повстречал зайчишку. (^ Из кустов выбегает Зайчик с морковкой, пугается)

Зайка прыг под кусток, (Зайчик прячется за бугорок).

Замер серый — и молчок.

Ребята, посмотрите, зайка боится.

Давайте зайчика позовем к нам.


/Дети встают в круг, зовут Зайчика песенкой и танцуют вместе с ним./


^ «ЗАИНЬКА, ПОЙДЕМ В ЛЕС»

1. Заинька, походи! Серенький, походи!

Вот так, эдак походи! — 2 раза.

2. Заинька, повернись, Серенький, повернись.

Вот так, эдак, повернись! – 2 раза.

3. Заинька, поклонись! Серенький, поклонись!

Вот так, эдак поклонись! — 2 раза.

4. Заинька, выбирай, Серенький, выбирай!

Вот так, эдак выбирай! — 2 раза.

(Дети садятся на свои места, а Колобок и Зайчик остаются на середине)


Зайчик (Колобку) - А ты кто?

Колобок - Я — Колобок, Румяный бок! Съешь меня!

3айчик - Я очень люблю пирожки с капусткой и морковкой. А ты, с какой начинкой?

Колобок - У меня нет начинки.

Зайчик - Ну, тогда я тебя кушать не буду.

Вед. - Сказал это и поскакал дальше. (Зайчик уходит. Колобок катится дальше. Выходит Волк с мячом и свистком)


Вед. - Прикатился по дороге Волку серому под ноги.

Удивился серый Волк, в пирожках не знал он толк.

Волк - Ты кто?

Колобок - Я — Колобок, румяный бок! Съешь меня!

Волк - Я очень люблю козляток — маленьких ребяток.

Вед. - Да, козляток здесь, конечно, нет. Но поиграть ребята с тобой могут.


^ СМЕЛЫЕ ГРИБНИКИ (Волк пытается догнать грибников, Дети садятся на стулья)

Вед. - Никого Волк не поймал и побежал искать по лесу добычу.

(Волк убегает. Колобок катится дальше. Выходит Медведь)

Вед. - Вышел Потапыч Колобку навстречу, повел такие он речи.

Медведь - Ты кто?

Колобок - Я — Колобок, румяный бок! Съешь меня!

Медведь - Какой странный колобок! У него румяный бок!

Я не буду тебя есть, мне бы меда бочек шесть!

Слушать музыку люблю, Фальши я не потерплю.

Вед. - Михаил Потапыч, это хорошо, что ты любишь музыку. Наши ребята тебе сейчас на музыкальных инструментах поиграют.


«ШУТОЧКА» (колокольчики и «барабан»)


Медведь - Хорошо вы играли. Пойду, всему лесу расскажу.

(Медведь уходит. Колобок катится дальше)

Вед. - Покатился кувырком через рощу прямиком.

Долго ль, коротко ль катился — на опушке очутился.

Там на пне Лиса сидела и на солнце хвостик грела.

(Колобок останавливается перед Лисой, та смотрится в зеркало)


Лиса - Ты кто?

Колобок - Я — Колобок, румяный бок! Съешь меня!

Лиса - Что ты, я же на диете, мне дороже красота.

В день съедаю по котлете по куриной — и сыта.

Вед. - Колобок, так тебя никто не скушал?

Колобок (огорченно) - Нет.

Вед. - Ну, не огорчайся, ведь сегодня большой праздник.


^ Выходят звери и дети

СОРОКОНОЖКА

Вед. - Вот и пришли к Бабушке.

(Дети садятся на стульчики. Выходит Бабушка)

Бабушка - Здравствуйте, дорогие гости!

Ведущая - Бабушка, почему ты такая грустная?

Бабушка - Испекла я Колобок, у него румяный бок!

На окно поставила, остывать оставила.

Он с окошка — и в лесок укатился Колобок.

Вед. - Не печалься, Бабушка, вот он, Колобок — вернулся.

Бабушка (радостно) - Вот в такой веселый час начинаем перепляс!


Танец «ПОБЕГАЛИ - ПОТОПАЛИ»

Вед. - Вот и сказочке конец, А кто слушал — молодец!

Бабка – А у нас для вас тоже сюрприз есть. (выносит пирог или яблоки)




Похожие:

Тема опыта: «Театрализованная деятельность как средство объединения семьи и детского сада». Автор опыта iconТема опыта: «Игровые программы с элементами театрализации как средство нравственного и эстетического воспитания детей» Автор опыта: Майорова А. А., педагог-организатор мбоу дод «Дом детского творчества п. Искателей» Пояснительная записка
Автор опыта: Майорова А. А., педагог-организатор мбоу дод «Дом детского творчества п. Искателей»
Тема опыта: «Театрализованная деятельность как средство объединения семьи и детского сада». Автор опыта iconТема опыта: «Использование икт как средство формирования познавательного интереса младших школьников»
Автор опыта: Артыкова Дильбар Саидалиевна, учитель начальных классов мбоу «сош №4 г. Нарьян-Мара»
Тема опыта: «Театрализованная деятельность как средство объединения семьи и детского сада». Автор опыта iconАвтор опыта: Рослякова Татьяна Евгеньевна, инструктор по физической культуре мб доу «црр – детский сад «Гнездышко»
Тема опыта: «Гендерно – ориентированный подход как средство обогащения двигательного развития детей дошкольного возраста на физкультурных...
Тема опыта: «Театрализованная деятельность как средство объединения семьи и детского сада». Автор опыта iconТема опыта: Развитие творческих способностей детей через театрализованные игры Автор опыта
Автор опыта: Выучейская Наталья Дмитриевна, воспитатель мб доу «Центр развития ребенка – детский сад п. Искателей»
Тема опыта: «Театрализованная деятельность как средство объединения семьи и детского сада». Автор опыта iconТема опыта: «Развитие произвольной зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» Автор опыта
Автор опыта: Вокуева Галина Юрьевна, воспитатель мб оу «Детский сад п. Каратайка»
Тема опыта: «Театрализованная деятельность как средство объединения семьи и детского сада». Автор опыта iconТема опыта: «Умения не приходят сами по себе, их надо развивать» Автор опыта
Автор опыта: Краснолуцкая Надежда Леонидовна, педагог – психолог мб доу «Центр развития ребенка – детский сад п. Искателей»
Тема опыта: «Театрализованная деятельность как средство объединения семьи и детского сада». Автор опыта iconТема материалов из опыта работы: «Интерактивная доска как средство интенсификации процесса обучения иностранному языку». Автор опыта: Попова Анна Николаевна, учитель английского языка моу «сош №1 г. Нарьян-Мара»
Автор опыта: Попова Анна Николаевна, учитель английского языка моу «сош №1 г. Нарьян-Мара»
Тема опыта: «Театрализованная деятельность как средство объединения семьи и детского сада». Автор опыта iconТема опыта: «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с использованием сказкотерапевтической песочной терапии» Автор опыта
Автор опыта: Шубина Татьяна Борисовна, педагог – психолог мб доу «Детский сад комбинированного вида №3 г. Нарьян-Мара»
Тема опыта: «Театрализованная деятельность как средство объединения семьи и детского сада». Автор опыта iconТема опыта: «Формирование представлений о природе родного края у детей старшего дошкольного возраста через использование системы наблюдений на прогулках» Автор опыта
Автор опыта: Чугунова Е. Г., воспитатель мб доу «Детский сад комбинированного вида №62 г. Нарьян-Мара»
Тема опыта: «Театрализованная деятельность как средство объединения семьи и детского сада». Автор опыта icon«Бисерное ткачество как средство развития творческого мышления учащихся». Автор опыта: Корепанова Татьяна Алексеевна, руководитель кружка «Бисерное ткачество»
Тема опыта: «Бисерное ткачество как средство развития творческого мышления учащихся»
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты