|
Дошкольное воспитание Тема опыта: «Музыкально-ритмическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи (ОНР) посредством занятий ритмической пластикой в ДОУ» Автор опыта: Стулий Ирина Николаевна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР – детский сад № 48 «Сказка» г. Нарьян-Мар»
Для реализации стратегической цели государственной политики в области образования – повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, - особое значение имеет система дошкольного образования. Являясь основой образования, оно стоит у истоков развития интеллекта ребенка и, следовательно, интеллектуального будущего нашего общества. Именно в дошкольном возрасте формируются общечеловеческие, универсальные способности, которые позволят ребенку в будущем быть успешным в любом виде деятельности и в жизни в целом. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 62» расположено в г. Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа. Оно является современным, динамично развивающимся образовательным учреждением, в котором создана модель образовательного пространства, ориентированного на квалифицированную коррекцию недостатков в психическом развитии, оздоровление и развитие потенциальных творческих способностей детей посредством использования возможностей коррекционно-развивающих технологий. Здание МДОУ «Детский сад № 62» построено по типовому проекту. Списочный состав детей в 2009-2012 учебном году составил 165, в возрасте от 1,5 лет до 7 лет. В дошкольном учреждении функционирует 9 возрастных групп, из них 2 группы (старшего дошкольного возраста) логопедические (общее нарушение речи - ОНР). Приоритетными направлениями деятельности МБДОУ «Детский сад № 62» являются: оздоровительное, коррекционно-развивающее, социально-личностное. Деятельность педагогического коллектива ДОУ направлена на достижение современного качественного образования детей. Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:
Детский сад посещают дети всех микрорайонов города, так как он осуществляет квалифицированную коррекцию отклонений в психическом развитии детей с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы и детей с нарушениями речи. Прием детей в специализированные группы ведется на основании заключения муниципальной психолого - медико-педагогической комиссии (ПМПК). Комплектование групп осуществляется по возрастному и смешанному принципу с учетом психофизических особенностей каждого ребенка (как правило, это дети с общим нарушением речи). В характеристиках детей с ОНР, представленных ПМПК, прослеживаются схожие характерные особенности в развитии: общая эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляция произвольной деятельности, нарушения регуляции мышечного тонуса, зрительно-моторной координации. Несмотря на отсутствие выраженных нервно-психических нарушений, дети данной группы нуждаются в организованной комплексной коррекционной помощи, что предполагает подключение к коррекционно-развивающей работе всех специалистов детского сада, в том числе и музыкального руководителя. Так как развитие двигательной сферы, мелкой моторики рук тесно взаимосвязано с развитием речи, мы провели вводное исследование уровня музыкально-ритмического развития детей на момент поступления в группы компенсирующей направленности по следующим показателям: развитие музыкальности, двигательных качеств и умений, зрительно-двигательной координации, эмоциональной сферы, нравственно-коммуникативных качеств личности. Анализируя результаты диагностики, был отмечен низкий уровень музыкально-ритмического развития детей: слабо развитая двигательная сфера, неярко выраженная эмоциональность, зажатость и закомплексованность в движении под музыку, нарушение зрительно-моторной координации, полная зависимость в движении под музыку от показа педагога. Понимая неоспоримую важность работы по музыкально-ритмическому развитию детей с ОНР, для общего развития, мы приняли решение о введении в воспитательно-образовательный процесс дополнительных занятий по музыкально-ритмической пластике. Данное решение потребовало создание системы и разработку методики по музыкально-ритмическому развитию детей старших групп компенсирующей направленности. ^ В самой природе музыкального искусства лежат его психотерапевтические и развивающие возможности. Становление чувства ритма у детей с ОНР тесно связано с речевым развитием, развитием восприятия, моторно-двигательной координации и эмоциональной сферы. В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 62» воспитательно-образовательный процесс осуществляется по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (авт. Н.Е Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева), которая направлена на общее воспитание и развитие детей дошкольного возраста (возрастная норма). В виду функционирования групп компенсирующей направленности (речевые группы) специалисты, воспитатели парциально используют программы коррекционного развития: «Программу логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи детей» Г.В. Чиркина и «Программу коррекционной работы с детьми с ОНР» Н.В.Нищевой, которую реализуют учителя-логопеды. Но указанные программы не определяют роли музыкального руководителя в решении комплекса коррекционно-развивающих задач в данных группах. Развитие двигательной сферы детей осуществляется на музыкальных занятиях (как часть занятия), что не достаточно для коррекционной работы по развитию музыкально-ритмических способностей детей с ОНР. Так как речевое развитие детей напрямую зависит от развития двигательной сферы, зрительно-моторной координации, перед нами встала проблема создания системы и поиска новых форм и методов музыкально-ритмического развития детей с ОНР. Опыт помогает успешно разрешить противоречие между необходимостью работы по музыкально- ритмическому развитию детей с ОНР и отсутствием системной методики ее реализации, которая позволила бы комплексно решать задачи коррекционно-развивающего обучения. Актуальность опыта заключается в апробации системы работы по музыкально-ритмическому развитию детей с ОНР, позволяющей через дополнительные занятия ритмической пластикой (движения под музыку), развивать зрительно-двигательную, эмоциональную, коммуникативную сферу, тренировать психические процессы. ^ Ведущая педагогическая идея опыта заключается в необходимости использования музыки и движений под музыку для коррекции и развития детей с нарушением речи, посещающих группы компенсирующей направленности, так как развитие и лечение музыкой происходит именно через звуковой регулятор жизненных ритмов человека: пульса, дыхания и моторики движения. Развитие музыкально-ритмических способностей и психомоторных функций у дошкольников с общим нарушением речи является одним из составляющих успеха в результативности коррекционно-развивающей работы, проводимой всем педагогическим коллективом ДОУ в целом. ^ Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику работы МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 62» с сентября 2008 – по октябрь 2012 года. Работа по музыкально-ритмическому развитию детей с ОНР была разделена на несколько этапов. ^ : с сентября 2008-2009 год. 2 этап – основной (формирующий): с сентября 2009 года по май 2012 года. 3 этап – заключительный (контрольный): с мая 2012 – по октябрь2012 года. Начальный (констатирующий) этап предполагал:
Во время основного (формирующего) этапа проводилась:
На заключительном этапе проведен анализ работы по музыкально – ритмическому развитию детей с ОНР за три года, сделаны выводы, намечен план работы на перспективу. ^ Диапазон опыта включает систему и методику работы музыкального руководителя МБДОУ «Детский сад № 62 г. Нарьян-Мар» по музыкально - ритмическому развитию детей с ОНР посредством ведения в образовательный процесс старших групп компенсирующей направленности дополнительных занятий по музыкально-ритмической пластике. ^ О влиянии музыки на жизнь и здоровье людей было известно давно. Наши предки значительно шире и смелее использовали музыку, танец для лечения людей от различных недугов, для эмоционального настроя на различные действия, требующие силы, отваги, энергии. В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и движения, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали еще в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. Еще Платон утверждал, что лучший метод воспитания тот, который проверен временем и опытом веков. Он говорил о том, что воспитание в музыке надо считать самым главным, так как Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют красотой и делают человека прекрасно мыслящим. У философов Древней Греции было немало последователей. Идея синтеза музыки и движения была принята швейцарским музыкантом и педагогом Э.Ж.Далькрозом, который разработал на ее основе уже в начале ХХ века систему музыкально-ритмического воспитания детей. Эта система, известная во многих странах Европы и в России под названием «метода ритмической гимнастики», и по сей день не утратила своей актуальности. Заслуга Э.Далькроза состоит в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. В дальнейшем система Ж.Далькроза получила развитие в работах его учеников и последователей: Н.Г.Александровой, В.А.Гринер, Е.А.Румер. Ими была проделана огромная работа по дальнейшей разработке практического материала и пропаганде системы Жака Далькроза в различных школах. Прогрессивная система Ж.Далькроза была положена в основу работы российских педагогов, которые по инициативе Н.Г.Александровой организовали Московскую ассоциацию ритмистов, где разрабатывали учебные программы и методические рекомендации к занятиям по ритмике для учебных заведений. Н.Г.Александрова справедливо считала, что кем бы ни вырос ребенок, ему необходимо потренироваться на ритмических упражнениях, оказывающих на него благотворное влияние во всех планах. В 40-50-х годах массовый интерес к искусству как терапевтическому средству привел к тому, что выделилось такое направление, как музыкотерапия (лечение музыкой). По мнению ученых, эффект воздействия музыки на эмоциональное состояние человека заключается в ее общедоступном языке. Это язык чувств и эмоций, символичный и понятный всем не зависимо от возраста. Искусство, воздействующее, прежде всего на эмоциональную сферу ребенка, помогает ему понять себя и своих близких, принять окружающий мир. Музыкально-ритмическое воспитание дошкольников в 50-60-е года разрабатывалось на основе идей Н.А.Ветлугиной, А.В.Кенемана, а в дальнейшем М.Л.Палавандишвили, А.Н.Зиминой. Данными педагогами отмечалось особое значение приобщения детей с нарушением в развитии к упражнениям под музыку. Проблема нарушения речи у детей дошкольного возраста достаточно полно была проанализирована В.К.Воробьевой, В.П. Глуховым, О.Е. Грибовой, Р.И. Лалаевой, Р.Е.Левиной, Н.В. Серебряковой, Т.В.Тумановой, Т.Б.Филичевой, Г.В. Чичкиной. В своих работах они подчеркивали, что развитие речи тесно связано со становлением чувства ритма, развитием музыкального восприятия, моторики и зрительно-двигательной координации. Прогрессивные идеи Эмиля Жака Далькроза и его последователей легли в основу программы А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика», которая адаптирована автором опыта для групп компенсирующей направленности (ОНР) и успешно реализуется в нашем ДОУ в течение трех лет. ^ Новизна опыта заключается в создании и успешной апробации системы работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности (ОНР) через организацию и проведение дополнительных занятий по музыкально- ритмической пластике. Опыт работы раскрывает технологию, методику по музыкально – ритмическому воспитанию детей групп компенсирующей направленности, а также пути творческого взаимодействия музыкального руководителя с педагогами и специалистами ДОУ в решении задач коррекционно-развивающего обучения. Автором опыта разработаны и внедрены в практику перспективное и календарное планирование работы по музыкально-ритмическому развитию детей с ОНР, критерии оценки уровня музыкально-ритмического развития и диагностические таблицы, а так же музыкально-двигательные упражнения и танцевальные композиции на основе детских современных песен. ^ Дети с общим нарушением речи - это особая категория детей, в работе с которой музыкальное искусство является незаменимым средством профилактики и коррекции отклонений в развитии. Проблема профилактики и коррекции речевых нарушений у детей 5-7 лет – одно из актуальных направлений в работе МДОУ «Детский сад « 62», так как оно является детским садом комбинированного вида и имеет группы компенсирующей направленности для детей с общим нарушением речи. Данная патология в развитии детей (ОНР) наиболее часто встречается в старшем дошкольном возрасте и эффективно поддается коррекции при своевременном обнаружении и квалифицированной помощи специалистов: логопеда, дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя. Так как движение под музыку оказывает неоспоримое воздействие на психическое, духовное и физическое развитие детей и способствует развитию двигательно-речевой координации и речи, в МБДОУ «Детский сад № 62» с 2009 года в образовательный процесс групп компенсирующей направленности были введены занятия по музыкально-ритмической пластике. ^ : музыкально-ритмическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи (ОНР) посредством занятий ритмической пластикой в ДОУ. ^ : Коррекционно-развивающие:
зала.
Коррекционно-образовательные:
Коррекционно-воспитательные:
Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме коррекционно-развивающего обучения (на начальном этапе формирования опыта), мы утвердились в важности работы по музыкально-ритмическому развитию детей в группах компенсирующей направленности. Проанализировав ряд программ по ритмическому воспитанию детей, мы остановили свой выбор на парциальной программе «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной, так как автор данной программы предоставил педагогам ДОУ возможность ее доработки и адаптации в коррекционных группах. Учитывая основную концепцию данной программы, а так же цель и задачи коррекционно-развивающего обучения в группах компенсирующей направленности, автор опыта разработала и представила для апробации в ДОУ систему работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей с ОНР, отражающую шесть основных направлений развития. (Приложение 1) А также комплект учебно-методической документации, сопровождающий образовательный процесс по данному направлению, (который был одобрен и принят в работу на педагогическом Совете ДОУ):
Предложенный программой «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной репертуарный список музыкально-ритмических композиций был дополнен танцами и упражнениями из пособия Т. Суворовой «Танцевальная мозаика», «Коммуникативные танцы» И.А.Бурениной, а так же разработками танцевальных композиций под современные детские песни автора опыта. Для активизации работы по развитию двигательно-речевой координации детей с ОНР, автор опыта дополнительно использовала в работе двигательно-речевые упражнения В.Жилина, Е.Железновой, Л.Б.Гавришевой, О.С.Боромыковой. Для объективной оценки уровня музыкально-ритмического развития детей старших групп компенсирующей направленности № 1,2 на начало исследования, нами была проведена вводная диагностика (по шести основным направлениям развития), которая показала следующие результаты:
В - высокий уровень развития С - средний уровень развития Н - низкий уровень развития ![]() Анализируя результаты диагностики, мы отметили низкий общий групповой уровень развития детей по всем шести направлениям, и определили следующие психолого-педагогические условия для работы:
Основной формой работы мы определили фронтальные занятия по музыкально-ритмической пластике, которые проводились согласно циклограмме воспитательно-образовательной деятельности музыкального руководителя (1 раз в неделю на каждой группе). Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей с ОНР, было представлено следующими учебно-методическими документами:
Каждый ритмический комплекс состоял из двигательно-речевого упражнения (которое подбиралось с учетом темы лексического плана учителя-логопеда), четырех музыкально-ритмических композиций, разной степени сложности (высокой, средней, низкой), а так же упражнения на дыхание и релаксацию. Высокая (III степень) сложности подразумевала многообразие двигательных элементов в композиции, быстрый темп, смену динамики, высокую концентрацию внимания. К средней (II степени) сложности относились композиции, исполняемые в среднем темпе при не высокой по интенсивности нагрузке, состоящие из 6-8 двигательных элементов. Низкий уровень (I степень), подразумевал небольшую по интенсивности двигательную нагрузку (4-5 не сложных двигательных элементов); Так как ритмика является синтетическим видом деятельности и объединяет в себе музыку, движение и слово, перед нами открылись дополнительные возможности развития двигательно-речевой координации детей с ОНР, через включение в музыкально-ритмические комплексы двигательно-речевых упражнений направленных на автоматизацию определенных звуков в словах. (Приложение 5) Все двигательно-речевые упражнения подразделялись нами на 3 группы:
Выбор двигательно-речевых упражнений и музыкальных композиций для составления ритмических комплексов определялся нами с учетом возрастных и физиологических возможностей детей групп компенсирующей направленности, а так же «зоны их ближайшего развития». Каждый ритмический комплекс был рассчитан на 8 фронтальных занятий по музыкально-ритмической пластике и подразделялся на 2 этапа освоения: подражательный этап и этап закрепления и самостоятельного исполнения. На подражательном этапе, включающем в себя 4 занятия, мы опирались на ярко выраженную у детей дошкольного возраста способность к подражанию. Необходимо было заинтересовать детей, вызвать у них желание заниматься ритмической пластикой, повторять за педагогом разнообразные танцевальные движения, в разном темпе и ритме, выражать свои эмоции от движения под музыку в мимике и пантомимике. Для положительной мотивации на начальном этапе мы просматривали с детьми видеозаписи исполнения танцевальных композиций сверстниками, поощряли талантливое исполнение аплодисментами и формировали у детей желание заниматься ритмикой. Приглашая детей на ритмическую пластику, для стимулирования интереса к занятиям и предстоящему виду деятельности, мы использовали разнообразные игровые приемы (н-р: письмо с приглашением на занятие от дедушки Мажора, прилет и показ дороги в мир ритмики птичкой-невеличкой, зазывание детей музыкальной шкатулочкой, приглашение на занятие сказочным персонажем и т.д.). Понимая особенности в личностном развитии детей с ОНР (замкнутость, не общительность, стеснительность), необходимо было создать на занятиях ритмической пластикой атмосферу защищенности и дружеского партнерского взаимодействия. Все ритмические композиции (особенно на начальном этапе работы с детьми) подбирались нами с учетом веселого характера, для создания у детей позитивного радостного настроения во время движения под музыку. Используя прием «мимического уподобления» (передача мимикой настроения музыки) педагог во время совместного исполнения с детьми ритмической композиции, побуждал их к ответной реакции, ненавязчиво вовлекая в мир положительных эмоций, вызывая радость от совместного движения под музыку, эмоциональный подъем настроения. Занятия ритмической пластикой проводились нами в творческой и непринужденной обстановке, где каждый ребенок совместно с другими детьми мог в силу своих возможностей повторять за педагогом разнообразные, но не сложные танцевальные и образные движения. Основным методом на подражательном этапе являлся «вовлекающий показ» педагога. При этом показ движений всегда предлагался в «зеркальном» исполнении и с небольшим опережением, для того чтобы дети успевали переключить зрительное восприятие на двигательную реакцию. Во время исполнения двигательно-речевых упражнений и танцевальных композиций мы стремились создавать обстановку радостного эмоционального благополучия для каждого ребенка, максимально сконцентрировать внимание детей на показе педагога и своевременной смене движений в зависимости от темпа, ритма и формы музыкального произведения. На данном этапе работы особое значение мы предавали приему «поощрения» даже самых не значительных успехов детей в освоении движений (аплодисменты конкретному ребенку или всей группе детей, похвала педагога в песенной форме). Развивая чувственный опыт и эмоциональное удовольствие от совместной танцевальной деятельности, мы прививали у детей любовь к занятиям ритмической пластикой, закладывая основу для творческого самовыражения под музыку. С приобретением некоторого опыта в исполнении танцевальных композиций определенного ритмического комплекса по показу педагога, мы переходили ко второму этапу работы - этапу закрепления и самостоятельного исполнения. Переход происходил постепенно и незаметно для самих детей. При этом мы использовали прием частичного или полного «самоустранения» педагога от исполнения движений танцевальной композиции (при условии полного освоения последовательности движений детьми). Увлеченные исполнением танца, дети не замечали того, что педагог временно прекратил показ движений в процессе совместного исполнения, или незаметно отошел в сторону, временно не участвуя в танце, предоставляя им возможность проявить самостоятельность. На данном этапе работы мы так же использовали такие приемы как помощь детям условным жестом, мимикой, «двигательные провокации», когда педагог умышленно допускал ошибки в танце, чтобы активизировать внимание детей, и побуждал их к исправлению данной ошибки. Побуждая детей к самовыражению под музыку, мы использовали прием «сольного показа», когда из группы детей по желанию выбирался ребенок - солист, который хорошо освоил последовательность движений. Стоя в центре круга или перед детьми, он показывал образец исполнения движений танцевальной композиции. С переходом на самостоятельное исполнение движений автор опыта постепенно усложняла задания, побуждая детей к творческому самовыражению под музыку. Для этого использовался прием «образного превращения», когда любой ребенок по желанию (с помощью волшебной палочки) превращался в артиста, сказочного героя или персонажа и независимо от танца исполняемого группой детей, придумывал свой сольный танец (н-р: белочка, красная шапочка, дождик и т.д.). Данный прием позволял нам в игровой форме подвести детей к творческому самовыражению под музыку, танцевальной импровизации построенной на знакомых движениях из собственного двигательного опыта. Разнообразие методов и приемов работы помогло нам одновременно воздействовать на зрительные, слуховые, тактильные органы детей, активизировать психические процессы (восприятие, мышление, воображение, память, эмоциональную сферу), а так же плавно перевести дошкольников от совместного к самостоятельному исполнению танцевальных композиций, творческому самовыражению под музыку. Подгрупповая и индивидуальная работа планировалась с целью коррекции музыкально-ритмического развития детей отстающих от основной группы, или более детальной отработки танцевальных композиций, образных ролей для выступления на концертах, праздниках, конкурсах. Работа над ритмическим комплексом заканчивалась после полного освоения детьми входящих в него танцевальных композиций. Освоенный музыкально-ритмический репертуар предлагался в работу специалистам и педагогам ДОУ для включения в различные формы воспитательно-образовательного процесса.
Реализуя поставленную цель и задачи по музыкально-ритмическому воспитанию детей групп компенсирующей направленности, автор опыта поддерживала тесную связь с родителями воспитанников, через следующие формы работы:
Вариативное использование освоенного детьми музыкально-ритмического репертуара в режимных моментах, занятиях, домашних развлечениях является своеобразным тренингом позволяющим закреплять полученные детьми умения и навыки, а так же тренировать их эмоциональную сферу, психические процессы, развивать коммуникативные качества, творческие проявления. Наличие яркого запаса эстетически окрашенных музыкально-двигательных впечатлений, полученных детьми вовремя занятий ритмической пластикой, оказало неоспоримое воздействие на общее речевое и музыкально-ритмическое развитие детей с ОНР, что подтверждается результатами итоговой диагностики. (Приложение 6) ^ Систематическая и последовательная работа по музыкально-ритмическому развитию детей старшего дошкольного возраста с ОНР проводимая в течение трех лет (2009-2012г.) показала свою результативность, что подтверждается диагностическими срезами на начало и конец исследования. (Приложение 6) Анализируя результаты итоговой диагностики по основным направлениям музыкально-ритмического развития, мы сделали следующие выводы: ^ :
Дети с удовольствием исполняют танцевальные композиции под музыку разного характера, соотнося движения с ритмом, темпом, динамикой, меняя движения со сменой частей музыкального произведения. ^
3.Развитие зрительно-двигательной (двигательно-речевой) координации:
^
^
^
Получая радость от занятий ритмической пластикой и возможность самовыражения в движении под музыку, дети стали более раскрепощенными, уверенными в собственных силах, они с удовольствием выступают на праздниках перед детьми других групп, родителями. В 2010 году по приглашению Территориального отдела в НАО агентства ЗАГС, дети приняли участие в концерте ко дню семьи, и стали постоянными участниками этих мероприятий в последующие годы, что подтверждается благодарственными письмами. В 2012 году дети групп компенсирующей направленности, занимающиеся ритмической пластикой, приняли участие в мероприятиях посвященных дню славянской письменности и славянской фольклорной ассамблеи, (ГБУК «ЭКЦ НАО»), за что получили дипломы и благодарственные письма. Принимая участие в городском конкурсе хореографического мастерства «Весенние ручейки» (2010 г.), дети получили диплом участника, а в 2012 году стали лауреатами III степени в номинации «Народный танец». Их выступление было отмечено членами жюри, как яркое, уверенное, артистичное. Подводя итог проделанной работы, мы сделали следующие выводы:
Сочетание музыки, движения и речи на занятиях ритмической пластикой, способствует развитию координации общих движений, тонкой моторики рук и произвольных мимических движений, нормализует темп и ритм дыхания речи, что является важными показателями, в общем и речевом развитии детей с ОНР. Данный опыт работы может быть использован музыкальными руководителями ДОУ для работы с детьми в коррекционных и компенсирующих группах развития. Технология и методика может варьироваться, дополняться и адаптироваться для работы с детьми в группах возрастной нормы. Библиографический список
М.: Просвещение, 1984.
воспитание № 5, 2004.
Приложение Приложение № 1. Схема «Система работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Приложение № 2. Сюжетно тематическая характеристика и картотека музыкально-ритмического репертуара. Приложение № 3. Перспективное и календарное планирование работы (вариант). Приложение №4. Критерии оценки и диагностическая таблица для исследования уровня музыкально-ритмического развития детей. Приложение № 5. Двигательно-речевые упражнения, логопедические попевки (на автоматизацию, свистящих, шипящих, сонорных и йотированных звуков). Приложение № 6. Сводная диагностика уровня речевого и музыкально - ритмического развития детей с ОНР (за 2009 – 2012 год). |