Тема опыта: «Умения не приходят сами по себе, их надо развивать» Автор опыта icon

Тема опыта: «Умения не приходят сами по себе, их надо развивать» Автор опыта



НазваниеТема опыта: «Умения не приходят сами по себе, их надо развивать» Автор опыта
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество



Тема опыта: «Умения не приходят сами по себе, их надо развивать»


Автор опыта: Краснолуцкая Надежда Леонидовна, педагог – психолог МБ ДОУ «Центр развития ребенка – детский сад п. Искателей»


Движенье рук-

Казалось бы, так просто!

Но точное движенье рук

Ведет к развитью мозга!

Н. Краснолуцкая


Условия возникновения опыта.

Все живое в мире развивалось и совершенствовалось благодаря движению. Человек в этой эволюционной цепи не является исключением. В онтогенезе человека происходит конструктивное формирование важных психических функций благодаря движению и развитию.

Полноценное физическое и психическое развитие ребенка формируется посредством активности движения. Чем богаче двигательный опыт ребенка, тем гармоничнее развитость психических процессов, что дает возможность успешно нарабатывать определенные умения.

В опыте работы считаю актуальным вопрос развития моторики, так как одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика-это совокупность двигательных реакций, согласование движения рук ног, пальцев (мелкая, тонкая моторика), умение целенаправленно «пользоваться» этими движениями. Ребенок со скованными движениями тела, неполным объем движений, неловкостью пальцев испытывает трудности в овладении навыками, как в быту, так и в практической и познавательной деятельности. «Рука является вышедшим наружу головным мозгом» утверждал И.Кант. Подтверждения данного изречения имеют огромную исследовательскую базу, а так же практические доказательства физиологов, биологов, педагогов, врачей, и многих участников процесса развития детей. Головной мозг, его значительная часть отвечает за развитие двигательных функций (двигательная область коры головного мозга). Высшие корковые функции тесно соприкасаются с зоной речевого развития и отвечают за артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти, подвижности языка, формирование звуковых комплексов) в целом владению речевым навыком. Таким образом, ребенок, не обладающий на определенном возрастном этапе необходимым запасом психомоторных функций, имеет проблемы в речевом развитии, а впоследствии и интеллектуальном развитии. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика – основа развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи). Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет в дальнейшем овладение письмом и рядом других учебных навыков. Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скорость, что и рука, что позволяет говорить о работоспособности головного мозга, а значит развитие моторики просто необходимо для всестороннего и полноценного развития личности.


^ Актуальность опыта.


Работая над развитием и совершенствованием моторных навыков у детей, знакомясь с информацией печатных изданий, специальной литературой анализируя собственную деятельность, пришла к понимаю, что назрела необходимость нахождения методов, приемов работы с детьми дошкольного возраста, которые будут способствовать развитию моторной функции для дальнейшего формирования графомоторных умений как необходимой предпосылки для осуществления учебной деятельности.

За последнее время у большинства детей наблюдаются разной степени отклонения в развитии сферы двигательной активности. Это мелкая и общая моторика, отставание в интеллектуальной сфере и задержка психоречевой деятельности. Такие отставания приводят к диагнозам ЗПР, несформированность языковых средств с ЗПР, ЗРР, ОНР различного уровня, таким детям необходим системный и комплексный подход в развитии с учетом индивидуальных особенностей.

Недостаточное развитие мелкой мускулатуры руки приводит ребенка к нежеланию достигать результата и вызывает трудности в овладении навыками лепки, рисунка, аппликации. В двигательной деятельности недостаточно, неуверенно дети владеют своим телом (испытывают затруднения в основных движениях), особенно там, где требуется работа рук, быстрота, ловкость. У некоторых детей недостаточная координация моторики, западает пространственная координация.

Наблюдаются отклонения в овладении графо- моторными навыками, которые выражаются в незрелости произвольных форм зрительно-моторной координации. Необходимая помощь так же требуется детям с левшеством. Им всегда сложнее даются графомоторные и пространственные навыки.

Дополнением к методу наблюдения использовались диагностические пробы с детьми, начиная с среднего возраста. Первичная диагностика проводилась с целью подбора информации для определения направления работы, а также дополнения метода наблюдения. В диагностической работе участвовали дети, которые были выделены специалистоми, воспитателем во время наблюдения. Дети, которые имеют диагноз ПМПК и рекомендованы для работы с психологом.

Дальнейшие диагностические мероприятия проводились в начале и в конце коррекционно-развивающего этапа, что позволило определить динамику и эффективность работы.

В диагностической работе использовались следующие тестовые задания с учетом возраста.

1. « Копирование простых фигур» (Д.Элстон,Д.Тейлор)

Цель - умение держать карандаш, ориентироваться в пространстве, зрительно-моторная координация, удержание инструкции выполнения, произвольность действий.

2. «Езда по дорожке» (А.Л.Венгер)

Цель - уровень развития мелких движений рук, внимания, произвольности действий.


3. « Рисунок человека» (Гудинаф-Харриса)

Цель - уровень развития тонкой моторики рук, зрительно-двигательная координация, воображение, состояние графических навыков, развитие интеллекта.


4. «Домик» (Н.И.Гуткиной)

Цель - оценка уровня развития мелкой моторики, пространственной координации, зрительной памяти и произвольного внимания, координация в системе «рука-глаз», уровень организации и планирования действий.


5. «Графический диктант» (Д.Б.Эльконина)

Цель - исследование ориентировки в пространстве, состояние тонкой моторики ведущей руки, произвольное внимание и память, умение работать самостоятельно, ориентировка на конечный результат, работа по указанию взрослого.


5. «Графический диктант» (Д.Б.Эльконина)

Цель - исследование динамической координации и соразмерности движений рук, моторная ловкость, умение пользоваться прикладным предметом, работать в заданном направлении. (Приложение 1)


^ Теоретическая база опыта

Начиная работать по данной проблеме, прежде всего познакомиться с исследованиями известных ученых, которые приводят неоспоримые доказательства того, что развитие моторики является важным компонентом формирования высших психических функций человека на протяжении всей его жизни. Исследования физиологов А.А.Сеченова, В.П.Павлова, А.А.Ухтомского, В.П.Бехтерева и других показывают исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи, мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная.

По мнению И.П.Павлова: «Речь-это прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга, предопределяющие двигательные вибрации, передающие информацию в речевые центры, тем самым способствуют оживлению и развитию совокупности психических процессов.

В.В.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей-в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».

Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук, разрабатывают, предлагают методы и способы тренировки и развития тонкой моторики

(М.Я.Аксенова, О.С.Бот, Л.С.Рузина, Т.А.Ткаченко, И.В.Нищева, А.Л.Сиротюк, И.Ф.Марковская и др.)

Они считают, что мелкая моторика-одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением приметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М.М.Кольцова, Н.Н.Новикова, Е.К.Бережная, М.В.Антропова). Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходят в процессе взаимодействия ребенка с окружающим природным миром. Чем разнообразнее двигательная деятельность рук, которая также ведет к познанию окружающего, тем совершеннее уровень развития ребенка.

Т.А.Ткаченко делает вывод, что включение, например, пальчиковых упражнений для развития пальцевой моторики, физминуток, для координации общей и мелкой моторики, позволяет активно стимулировать и развивать как специфические психические процессы, так и поддерживать общий тонус в организме ребенка, активизирует дыхание, снимает статическое напряжение.

В.В. Цвынтарный предлагает уделять внимание работе с мелкими предметами, развивая точную функцию работы пальцев, зрительно-моторную координацию, двигательно-такнильные ощущения, что приводит к скачку в развитие речи и мышления.

Изучая развитие речевых функций, М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей формируется под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.


^ Ведущая педагогическая идея опыта


Ведущая педагогическая идея опыта - необходимость нахождения и использовании дополнительных, новых средств для развития мелкой моторики, которые несут широкий диапазон для достижения основной цели.


^ Диапазон опыта


Основная работа по реализации целей проводилась в период с октября 2010г. по январь 2013г.

Занятия были организованы с определенной группой детей, для успешности работы дети были разделенные на две подгруппы, начиная со среднего возраста. Работа велась поэтапно. Начиналась в средней, затем продолжалась в старшей и заканчивалась в подготовительной группе. Занятия проводились раз в неделю. Каждый этап работы начинался и заканчивался диагностическими пробами.

Планирование работы по развитию моторики строилось на каждую возрастную группу с октября по май.

Направление работы на начальном этапе (средний возраст) предусматривало решение следующих задач:


-тренинг по вербальной инструкции;

-тренинг сенсомоторных навыков;

-развитие слухового и зрительного восприятия;

-развитие ориентировочного и познавательного интереса;

-развитие пространственного восприятие, взаимоотношение частей относительно друг друга (лево-право, верх-низ, середина, впереди, сзади, под);

-развивать зрительно-двигательной координации;

-развитие начальных графо-моторных навыков;

-развитие и совершенствование общей и ручной (мелкой) моторики.

-создание условий для развития воображения и творческой инициативы;

-создание благоприятного психологического климата, обеспечивающему полноценное развитие ребенка.

- снижение эмоционального напряжения, снижение утомляемости, профилактика здоровья.


Направление работы на среднем этапе (старший возраст), предусматривает следующие задачи:


-совершенствование навыков работать по вербальной инструкции в коллективе и индивидуально;

-тренировка слухового и зрительного восприятия и внимания;

-развивать тактильно-двигательное восприятие;

-развивать манипуляторные умения с мелкими предметами;

-развивать действия и движения тонкой моторики;

-развивать пространственное восприятие (умения работать на ограниченном пространстве лист бумаги, тетрадь, клеточка);

-развитие зрительно-моторной координации;

-тренировка графо-моторных навыков;


Направление работы на завершающем этапе (подготовительная группа):


- формирование познавательной активности, учебной мотивации, внутренней позиции будущего ученика;

-развитие зрительно-пространственного восприятия, тактильно-двигательного восприятия;

-тренировка зрительно-двигательной координации руки и глаза, гибкость, пластичность пальцев и рук;

-тренировка слуховой и зрительной памяти;

-тренировка произвольного внимания;

-развитие мыслительных навыков, творческих способностей;

-содействование нормализации речевой функции;

-совершенствование графо-моторных умений работать по образцу, правилу, схеме.

-создание эмоционально-комфортной обстановки в общении со сверстниками и взрослым, воспитание доброжелательности, чувства коллективизма.

-регуляция эмоционально-волевых процессов, сохранение психологического здоровья.


Система работы велась в коррекционно – развивающем направлении, индивидуальной и подгрупповой форме. Занятия составились с учетом комплексного подхода. Игры и упражнения подбирались в зависимости от темы и целей занятия.


Для результативности работы в возрастных группах были организованы консультации для родителей, основной целью которых было дать представление понятия «мелкая моторика», повысить компетентность, заинтересовать родителей, вызвать у них желание необходимости развития мелкой моторики посредством специальных упражнений и непосредственно в любой деятельности ребенка. Познакомить родителей с методом и приемами работы в детском саду по направлению мелкая моторика.

Также поводились индивидуальные беседы, консультации с отдельными родителями для формирования мотивационного отношения к работе с детьми, у которых диагностированы значительные отставания в развитии речевых и моторных навыках, с целью необходимости выполнения домашних заданий.

Примеры консультаций:

- «Что такое мелкая моторика?»

- « Как научить пальчики работать»

- «Пальчики-моторчики»

- «Что наши пальчики умеют?»

- «Уровень развития тонкой моторики, как показатель готовности ребенка обучению в школе».


В течение года в информационных уголках для родителей предлагалась информация в форме памяток и практических рекомендаций под рубрикой:

«Развитие моторики или несколько идей, чем занять ребенка».


В работе с педагогами использовался метод информации через консультации, выступления на педагогическом совете «Развитие рук ведет к развитью мозга», «Использование нетрадиционных средств в развитие мелкой моторики».


^ Новизна опыта


Существует множество разнообразных игр для развития мелкой моторики, среди которых встречаются двигательные игры с нетрадиционным использованием различных предметов. Новым в своей работе я считаю применение ранее неиспользованные мной игры и предметы (« Массажный мяч», «Грецкий орех», « Квадрат Воскобовича», «Игры с песком и крупами»,«Мятая бумага», « Кинезиологические игры», «Иры с водой», «Игры – имитации», «Двигательно-речевые игры» ),

а также игры, которые были разработаны мной и применены в работе с детьми для развития мелкой моторики. «Заколка-крабик», «Скрепки-занималочки», «Пробки-сапожки шагают по дорожке», «Крышки», «Ниточка-веревочка», «Занимательный лабиринт». Считаю, что данные игры и упражнения помогли разнообразить работу с детьми, сделали ее более творческой, выразительной, побуждая детей к проявлению познавательного интереса, желанию участвовать в развивающем процессе. (Приложение2)


^ Технология опыта


Цель моей работы: формирование предпосылок для осуществления практической деятельности, связанной с развитием мелкой моторики и учебной деятельности в дальнейшем, как компонентом готовности к школе. Необходимо, уделять больше внимания на формирование координации движений пальцев рук, развивать навыки умелости рук, активизировать зрительное, слуховое внимание, развивать пространственное восприятие и ориентацию. Способствовать развитию творческого воображения, познавательному интересу, проявлению эмоционального отклика при работе с коллективом, положительного отношения к результату деятельности, воспитывать аккуратность, усидчивость, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.

Для этого необходимо обеспечить оптимальные условия для всестороннего развития ребенка через индивидуальный, комплексный подход, доступность в усвоении знаний, через творческий, который помогает стимулировать интерес ребенка к работе, через разнообразность упражнений. Воспитывать навыки работы в коллективе через организованную деятельность, доброжелательное отношение, поддержку, ободрение, что помогает достичь желаемого результата в развитии мелкой моторики.


Реализация цели осуществлялась через поставленные мной задачи:


^ Образовательные задачи:

-учить детей действовать с предложенным развивающим материалом, развивая мелкую моторику;

- развивать координацию движения в системе « рука-глаз»;

- работать над развитием согласованности движения со словами;

- развивать пространственное восприятие, творческое воображение;

- развивать слуховое, зрительное внимание и восприятие;

- формировать двигательную активность и гибкость пальцев;

- развивать тактильную чувствительность рук.


^ Воспитательные задачи:


- формировать доброжелательное отношение к происходящему;

- воспитывать желание работать в коллективе;

- формировать эмоционально-волевые качества детей (умение оценивать свою работу, уверенность в своих силах, усидчивость, аккуратность).


^ Коррекционно-развивающие задачи:


- развивать мелкую моторику, слуховую, зрительную, двигательную, память и восприятие;

- способствовать развитию учебных качеств, принимать задачу и произвольно управлять своими действиями во время ее решения;

- работать над зрительным анализом и зрительно-двигательной координацией движения рук, а также навыков пространственной ориентации;

- совершенствовать двигательную деятельность рук и пальцев;

- способствовать снижению утомляемости и психоэмоционального напряжения.


В ходе реализации задач руководствовалась следующими педагогическими принципами:

^ Принцип системности: постепенный переход от простых заданий к сложным.

Принцип комплексного подхода: учебный материал включает в себя задания на всестороннее развитие ребенка.

^ Деятельностный принцип: познавательный процесс строится на практическом выполнении заданий.

Принцип доступности: упражнения и задания предлагаются с учетом возрастных и физиологических возможностей детей и уровня их развития.

^ Принцип креативности: включающие творческих способностей ребенка.

Принцип смены деятельности: соблюдение временных пределов увлеченности ребенка, своевременное переключение его на другой вид деятельности.

^ Здоровьсберегающий принцип: количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей, деятельность педагога направлена на сохранение здоровья детей.


Использовала в своей работе:




- Пальчиковые игры и упражнения

- Игры с предметами

-Дидактические игры

-Загадки

-Задания на развитие графо-моторных навыков-

-Задания на развитие познавательной сферы-

-Упражнения для совершенствования коммуникативных умений-

-Упражнения для профилактики здоровья.


Поставив перед собой цели и задачи, подбирала необходимую литературу, занималась подбором материала, в частности поиском всевозможных пальчиковых игр, разминок, двигательно-речевых игр, манипуляторных предметов для работы с пальчиками, подбирала дидактический материал, а также упражнения для наработки графомоторных навыков, бланки с графическими заданиями, изготавливала раздаточный материал для занятий. В процессе данной работы возникала периодически необходимость самостоятельно придумывать загадки, пальчиковые игры и игры-имитации, физминутки. Составляла схемы для работы с палочками, ниточками. Были изготовлены атрибуты, которые традиционно включались в работу: волшебные очки, снежок, палочка-смекалочка, чудесный мешочек, платочик-игралочка, послушный колокольчик. Для работы с подготовительной группой были придуманы схемы-символы с правилами поведения на занятии, для организации работы в коллективе: цель которых, способствовать тренировке саморегуляторных навыков поведения, умений принимать и подчиняться правилам работы в коллективе, воспитывать навыки общения в коллективе, для качественного взаимодействия работы группы.

Анализируя методическую литературу, определилась структурой занятия, которую применяла на возрастных группах, начиная со среднего

возраста. При этом учитывала последовательность упражнений, наполняемость занятия заданиями, усложнённость с учетом возрастного уровня.

Подгрупповые занятия проводились в определенной последовательности, начиная с традиционного «Приветствия», цель которого заключалась в эмоциональном настрое детей на работу в коллективе, в том числе включая и взрослого, доброжелательное отношение друг к другу, стимуляции внимания на происходящее. Затем предлагались пальчиковые разминки, гимнастики, кинезиологические упражнения (с предметами и без предметов), их цель развивать точную координацию пальцев и рук, получить эмоциональный заряд, способствовать произвольному переключению движений, торможению ненужных и активизации необходимых. Тренировать и закреплять пространственные понятия, названия пальцев рук, развивать двигательную память, формировать представление об окружающих предметах.

Следующие упражнение подбирается в зависимости от тематики занятия и проводится в форме интеллектуальной игры (беседа, дискуссия, моделирование и анализ заданной ситуации, обсуждение по кругу, и т.д).

Цель таких упражнений - стимуляция интереса к заданной проблеме, развитие познавательной активности, мыслительных процессов, творческой активности. Или предлагалась дидактическая игра с тематической направленностью, например: игра с карточками «Четвертый лишний», «Кто где живет?», «Назови профессии», «Не пропусти растение» и т.д.

Далее предлагалось упражнение на дыхания или на профилактику зрения.

Цель таких упражнений - снятие нагрузки с зрительного анализатора, развитие функционального совершенствования органов дыхания, речевого дыхания, регуляции кровообращения и нервных процессов.

Следующая часть занятия предусматривала работу с практическими предметами, материалом (выкладывание из палочек и пуговиц, фасоли), выкладывание по контуру (ниточка-веревочка), прохождение лабиринта, картинок, выкладывание при помощи плоскостного конструктора, геометрических фигур, и т.д. Цель данных упражнений - развитие пространственного восприятия, глазомера, координация тонкой моторики руки, наработки алгоритма действий по условию и схеме, развитие творческого мышления.

Следующий этап занятия - это работа с графическими упражнениями («Дорожки», «Лабиринты», «Соедини точки», «Подумай, дорисуй», «Нарисуй по памяти», «Обведи по контуру», «Найти лишнего и заштрихуй», «Продолжи узор», «Заштрихуй» и т. д), цель которых, совершенствовать зрительно-моторную координации в системе «рука-глаз», ритмичности движений, тренировка произвольные навыки работы. Упражнения способствуют самостоятельной работе в коллективе, тренируют пространственное восприятие, мышление.

На заключительном этапе в занятие включались двигательно-речевые упражнения, физразминки, игры-имитации. Они способствуют снижению утомляемости, снятию мышечных зажимов, проработке мелкой и общей моторики, согласованности частей тела, телесной координации. Такие упражнения заряжают эмоционально, способствуют самовыражению детей через речь и движения.

Занятие заканчивается традиционным «Прощанием». Дети выражают свое мнение об участии в занятии и передают друг другу пожелание.

Цель-поддержание доброжелательного отношения друг к другу, умение выражать собственное мнение, умение слушать друг друга. (Приложение 3, 4, 8).


Индивидуальная форма работы предусматривает следующие этапы:

- обязательная разминка для кистей, рук, пальцев;

- повторение, проверка домашнего задания;

- упражнения на тренировку пространственного восприятия, зрительно моторную координацию, наработку графо-моторных навыков через бланки - задания (штриховки, росчерки, обводилки, дорисовки по принципу симметрии, копирование рисунков, лабирины), работа с трафаретами и работа в индивидуальных тетрадях в клеточку.

- упражнения на внимание (тренировка процессов внимания);

- упражнения на развитие и тренировку процессов памяти;

- упражнения на развитие и тренировку восприятия;

- упражнения на развития мыслительных процессов;

- упражнения (физминутки, глазодвигательные упражнения, дыхательные гимнастики, игры – имитации);

- дополнительно для тренировки и закрепления умений дети работали в тетрадях для домашних работ с родителями.


Результативность.


Начальная диагностическая работа проводилась в октябре 2010 года – в мае 2011г. с группой детей среднего возраста по трем методикам:

  • «Копирование простых фигур»

  • «Езда по дорожкам»

  • «Рисунок человека». (Приложение5)

Тестовые задания оценивались по трехбалльной системе, где высокий показатель составил «3» балла, средний – «2»балла, ниже среднего – «1» балл. Помимо балльной оценки учитывалась организация работы и характер выполнения задания. Всего обследовалось 14 детей. По анализу диагностической работы выявилось, что наибольшее трудностей у детей вызвало задание «Копирование простых фигур» в начале и конце года. В конце года результат по этой методике незначительно улучшился. Как и в начале, так и в конце диагностики, некоторые дети слабо владеют карандашом. Фигуры имели неточности. Линии кривые, изогнутые с разрывами. Размер круга сплющен, размеры фигуры не всегда соответствует образцу.

В работе «Езда по дорожке» в начале года встречаются выходы за пределы дорожки(более трех). Линии отрывистые, иногда с сильным нажимом, рвущие бумагу, либо очень слабые, а также линии прочерчены несколько раз по одному месту. В конце года показатель по тестовому заданию носит формирующий характер. Линии стали более точные, выходы за линию не более двух раз, но сохраняется напряжение во время выполнения работы – линии прочерчены по несколько раз, у некоторых детей линии с сильным нажимом.

В задании «Рисунок человека» в большинстве случаев изображения не соответствует возрастной норме. Основные части тела прорисованы незначительно, количество деталей отсутствует. Общий вид рисунка носит схематический характер. Рисунки выполнены чаще синим, красным, черным, фиолетовым цветами, что свидетельствует об эмоциональном напряжении и утомляемости ребенка. В конце года рисунки приобрели более точное изображение фигуры человека. Присутствие деталей минимальное, выбор цвета при рисовании стал дополняться другими цветами (более двух).

Из анализа тестовой работы по среднему возрасту, можно сказать, следующее: зрительно – моторная координация сформирована недостаточно; уровень развития мелких мышц малоподвижен; ориентация в пространстве развита незначительно, недостаточно проработаны произвольные навыки движения кисти; эмоциональное состояние нестабильное.


Промежуточная диагностика проводилась с детьми старшего возраста период с октября 2011г. – мая 2012год. (Приложение 5)

К старшему возрасту применялись вышеуказанные методики с дополнением и возрастными требованиями. Задание «Езда по дорожке» заменяется тестовым упражнением «Вырежи круг». В задание «Копирование фигур» добавляются элемент квадрат. Вначале и конце года выполнение данного задания особых затруднений не вызвало, за исключением, отдельных детей. По-прежнему сохраняются перекосы в копировании фигур, разрывы между линиями, размер фигур не всегда соответствует образцу.

В задании «Вырежи круг» в начале и в конце промежуточной диагностики прослеживается неточность движений, теряется линия среза, у отдельных детей неловкий захват ножниц, прикусывание бумаги.

В задании «Рисунок человека» в начале и конце года указывает на то, что изображение в большинстве случаев соответствует возрастной норме. Рисунок имеет основные части тела, детали прорисованы двумя линиями, детализация рисунка по возрасту незначительная. По некоторым рисункам можно определить пол ребенка. Цветовой акцент - добавляются новые цвета с элементами закрашивания.

Из анализа работы по старшему возрасту можно сказать следующее: зрительно – моторная координация находится на этапе формирования, навыки пространственного восприятия развиты недостаточно, но имеют потенциал для развития, состояние мелкой моторики малоподвижно (недостаточно точности и ловкости движений); произвольные навыки действия формируются.

По итогам анализа диагностических результатов старшего и среднего возрастов, определяется следующее: у отдельного числа детей сформированы недостаточно навыки овладения писчим механизмом (а именно: ребенок испытывает напряжение, прилагает излишние усилия, или слабость при работе с карандашом). У некоторых детей наблюдается нарушение координации тонкой моторики пальцев и кисти при работе в заданном направлении, произвольные умения требуют тренировки. Необходимо обратить внимание на организацию деятельности работы в коллективе, зрительного восприятия, развитие пространственной ориентации, а также нормализации мышечного тонуса рук.


Для отслеживания результата была проведена заключительная диагностическая работа в начале (октября 2012г) и конце (январь 2013г), на подготовительном возрасте, с целью анализа опыта, по следующим методикам: «Домик» (Н.И.Гуткиной)

Цель - оценка уровня развития мелкой моторики, пространственной координации, зрительной памяти и произвольного внимания, координация в системе «рука-глаз», уровень организации и планирования действий.


«Графический диктант» (Д.Б.Эльконина)

Цель - исследование ориентировки в пространстве, состояние тонкой моторики ведущей руки, произвольное внимание и память, умение работать самостоятельно, ориентировка на конечный результат, работа по указанию взрослого.

« Рисунок человека» (Гудинаф-Харриса)

Цель - уровень развития тонкой моторики рук, зрительно-двигательная координация, воображение, состояние графических навыков, развитие интеллекта.

Выполнение диагностических заданий в октябре имели следующие характеристики: («Домик») - копирование неточное, с инвертациями в пространстве у отдельных детей, размер рисунка не совпадает с образцом, значительные ошибки в прорисовке деталей, в некоторых работах отсутствие деталей или изображение других элементов, разрывы между линиями, залезание линий друг на друга, произвольность выполнения работы не достаточная, правильность выполнения с достаточными недочетами.

Результат в январе («Домик») - копирование в большинстве случаев по расположению в пространстве соответствует норме, размер за исключением отдельных работ соответствует образцу, незначительные разрывы между линиями, искажения чаще встречается в левой части забора, элементы не достаточно проработаны, находятся ниже прямой линии. В целом выполнение задания определено, как успешно выполнено.

Работа с («Графическим диктантом») в начале - в отдельных работах не сохраняется ритм выполнения узора (разрушение узора), потеря элементов или замена на другие, самостоятельно работать удается с трудом. Средняя часть участников справилась с заданием на среднем уровне.

Результат в январе («Графический диктант») - основная масса детей справляется успешно, требования выполняют точно по инструкции, пространственная ориентация в пределах нормы, узоры прорисованы как требует инструкция, незначительная часть узоров с разрывами между линиями, неправильными элементами. Выполнение задания в целом оценено успешно.

Выполнение традиционного задания в октябре («Рисунок человека»)-в отдельных рисунках незначительная детализация, что говорит о недостаточно гармоничном выполнении работы, в одном случае изображение не соответствует возрасту. Большинство работ выполнены динамично, встречается сильная штриховка отдельных деталей, что свидетельствует о негативном отношении к происходящему, эмоциональному напряжению.

Результат («Рисунок человека» ) в январе - по рисунку точно определяется пол человека, прорисовка частей тела и деталей достаточно подробная, в отдельных работах прослеживается сюжет рисунка, пропорции фигуры человека изображены в большей массе работ правильно, результат соответствует возрастной норме, что говорит об успешности полученных результатов. (Приложение 5, 6, 7)


Таким образом, принимая во внимание проведенную работу и ссылаясь на диагностические данные, хочется отметить следующие: дополняя занятия новыми играми, развивающими предметами, заметно улучшилось состояние мелкой моторики, произвольные процессы в работе стали носить стабильный характер, расширилось проявление интереса у детей к различным видам деятельности, усовершенствовались коммуникативные навыки. Прослеживаются умения самоорганизации, эмоционально-волевые способности приобрели более зрелый характер, графомоторные умения находятся на стадии развития, подготовка к письму выглядит успешно. Практически все участники групп владеют достаточно определенными практическими и организационными навыками, в том числе и предпосылками, необходимыми для осуществления учебной деятельности . И ожидаемый результат в первую очередь характеризуется позитивным отношением ребенка к занятиям, дети стали более сосредоточенным, самостоятельными, умеющими выстраивать отношения при взаимодействии детей друг с другом. Состояние рук стало скоординированным, с достаточно развитой ручной умелостью, моторное напряжение снизилось.

Отмечено, что развитие мелкой моторики рук, через практические действия способствовали развитию у детей следующих психических процессов:

Внимания - через упражнения направленные на работу с мелкими предметами, ниткой, скрепками, бусинами, палочками, росчерками, штриховками, работа с клеточкой требовало от детей особой концентрации и устойчивости внимания для эффективного результата, что и способствовало развитию внимания.

Памяти – ее развитие и совершенствование протекало при манипуляции с предметами посредством двигательно-речевыми играми. Через систематизацию и повторения упражнения закрепляются, пополняются практические умения, при этом расширяются знания об окружающем мире.

^ Двигательной памяти - каждое новое движение руки основывалось на уже сформированном моторном навыке, что, естественно, вызывало потребность вспомнить двигательные образы. При уже определенном опыте дети создают свои рисунки, росчерки (во время графических упражнений), целенаправленные манипулятивные действия: выкладывание счетных палочек, собрание бусин, нанизывание скрепок, складывание пазлов -вкладышей, воспроизводятся опираясь не на схему, а работая по памяти. При определенном навыке работы с предметами по памяти дети выполняют и предлагают свои варианты выполнения задания. В работе с пальчиковыми играми без помощи взрослого самостоятельно играют.

^ Слуховое восприятие - посредством мыслительных операций синтеза и анализа формируется восприятие как последовательный акт, который начинается с акустического внимания, что приводит к пониманию смысла речевых и неречевых сигналов и слухоречевому контролю.Зрительное восприятие–формировалось посредством произвольного внимания, объема внимания, зрительно-моторной координации, аналитико-синтетической деятельности, контрастируя , создает зрительный образ; чем он ярче и богаче, устойчивей, тем совершение интеллектуальная сфера ребенка.

^ Визуального и тактильного восприятия – в процессе работы у детей возникала необходимость соотнесения наглядных символов (образов) со словесными. Это помогает активнее прейти в практическую деятельность.Речи– в данном случае обогащалась звуконаполняемость слова, формировалась связная речь посредством речевых игр - рассуждалок, дискуссий, пальчиковых игр, двигательно - речевых игр.

Мышление – так как мышление является высшим познавательным процессом, то вследствие его развития формируются понятийный аппарат, способность действовать практически и теоретически. Наблюдалось развитие наглядно-действенного мышления как практически преобразовательной деятельности, которая осуществляется детьми через овладение реальными предметами.

Чтобы результат работы был эффективным, необходимо использовать различные приемы и методы по формированию тонких движений пальцев рук, с помощи руки развивать все необходимые процессы формирования человека. Главное, результат своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности, желании работать в коллективе.

Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что найти способ учить ребенка не так уж и сложно, необходимо услышать ребенка понять его желания, и правильно подобрать способ реализации этого желания, чтобы они приносили пользу. Она так, же писала, что ребенок, берясь за вещи, которые делает плохо, притупляет в себе чувствительность к собственным ошибкам, при этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое яркое.

Поэтому, я старалась предоставить детям возможность испытывать удовольствие и уверенность от того, что они сделали, добились, выполнили сами. Учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методологические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторике рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к познавательной активности и прочим видам деятельности в связи с уже имеющимися навыками.


^ Средний возраст. Старший возраст.







Ф.И

ОКТЯБРЬ 2010 г –МАЙ 2011 УЧ.ГОД

ОКТЯБРЬ 2011 г- МАЙ 2012 УЧ.ГОД

КОПИРОВАНИЕ

^ ПРОСТЫХ ФИГУР

ЕЗДА ПО ДОРОЖКЕ

РИСУНОК

ЧЕЛОВЕКА



ИТОГО

^ КОПИРОВАНИЕ ФИГУР

ВЫРЕЗАНИЕ

КРУГА

РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА

ИТОГО

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1

Балашов Валера

1

2

2

3

1

2

4

6

2

2

2

3

2

2

6

7

2

Борисова Вика

2

3

2

2

2

2

6

7

3

3

2

2

2

2

7

7

3

Большакова Маша

2

3

3

3

2

3

7

9

2

3

2

3

2

2

6

8

4

Бричук Женя


1

2

2

2

2

2

5

6

2

3

1

2

2

3

5

8

5

Куликова Ксюша

1

2

2

3

3

3

6

8

2

3

2

2

3

3

7

8

6

Кокин Ваня


1

2

1

2

1

2

3

6

2

2

1

3

2

2

5

7

7

Рочева Вероника

2

2

1

2

2

3

5

7

2

3

2

2

2

3

6

8

8

Репина Виолетта

2

3

2

3

2

3

6

9

3

3

2

2

3

3

8

8

9

Ременюк Настя

2

3

2

3

2

3

6

9

3

3

2

3

3

3

8

9

10

Пашкин Влад


1

2

1

2

2

3

4

7

2

2

1

2

2

2

5

6

11

Морозов Никита

1

1

1

2

1

2

3

5

1

2

1

2

1

2

3

6

12

Терентьев Руслан

1

2

2

2

2

3

5

9

2

3

2

2

2

2

6

5

13

Хомяков Даниил

1

2

1

2

1

2

3

6

1

2

1

2

1

2

3

6

14

Хозяинов Артем

1

1

1

1

1

1

3

3

1

2

1

2

1

1

3

5

^ Подготовительная группа







Ф.И

Октябрь 2012 г - Январь 2013 УЧ.ГОД

^ ОКТЯБРЬ 2013- МАЙ 2014 УЧ.ГОД

ДОМИК

Графический диктант

РИСУНОК

ЧЕЛОВЕКА



ИТОГО

^ КОПИРОВАНИЕ ФИГУР

ВЫРЕЗАНИЕ

КРУГА

РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА

ИТОГО

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1

Балашов Валера

2

3

2

2

3

3

7

8

























2

Борисова Вика

2

1

2

2

3

3

6

7

























3

Большакова Маша

2

3

2

3

3

3

7

9

























4

Бричук Женя


2

3

2

2

3

3

7

8

























5

Куликова Ксюша

3

3

3

3

2

3

7

9

























6

Кокин Ваня


2

2

1

2

2

2

5

6

























7

Рочева Вероника

2

3

2

3

2

2

6

8

























8

Репина Виолетта

3

3

3

3

3

3

9

9

























9

Ременюк Настя

3

3

2

3

2

3

7

9

























10

Пашкин Влад


2

2

2

3

2

2

6

7

























11

Морозов Никита

2

2

1

2

2

2

5

6

























12

Терентьев Руслан

2

3

2

3

2

2

6

8

























13

Хомяков Даниил

2

2

2

2

2

2

6

6

























14

Хозяинов Артем

1

1

1

1

1

1

3

3



























^ Результаты развития мелкой моторики у детей. (октябрь 2010 - январь 2013 уч.год)






^ Октябрь 2010- май 2011 уч.год

Октябрь 2011- май 2012 уч.год

Октябрь 2012 – январь 2013 уч.год

начало

конец

начало

конец

начало

конец

высокий

уровень

средний


ниже

сред

высок.

средн

ниже

сред

высок

средн

ниже сред

высок

средний

ниже сред

высок

средний

ниже сред

высок

средний

ниже сред

Средняя гр

0

5 ч 36%

9 ч 64%

4ч 32%

7 ч 52%



16%





































Старшая гр



















0

9 ч-64%

5ч 36 %

2 ч

16%

10 ч-68%

2 ч

16%



















Подготов.

гр







































8%

10 ч

68%



24%

4 ч

32 %

9 ч

60%




8%



Оценка результатов диагностики (в баллах)

Уровень

баллы

Средний возраст

Старший возраст

Старший (подготовительная гр)

Высокий

3

9 и выше

9 и выше

9 и выше

Средний

2

6 -9

6-9

6-9

Ниже среднего

1

3-6

3-6

3-6



Диагностический показатель уровня развития мелкой моторики старших дошкольников с 2010 по 2013 уч.год.







ФИ

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Октябрь 2010г- май 2011

^ Октябрь 2011-май 2012

Октябрь 2012-январь 2013

копирование

простых фигур

Езда по дорожке

Рисунок человека

Итого

Копирование фигур

Вырезание круга

^ Рисунок человека

Итого

Домик

Графический диктант

Рисунок человека

Итого




н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

Балашов Валера

1

2

2

3

1

2

4

6

2

2

2

3

2

2

6

7

2

3

2

2

3

3

7

8

2

Борисова Вика

2

3

2

2

2

2

6

7

3

3

2

2

2

2

7

7

2

1

2

2

3

3

6

7

3

Большакова Маша

2

3

3

3

2

3

7

9

2

3

2

3

2

2

6

8

2

3

2

3

3

3

7

9

4

Бричук Женя

1

2

2

2

2

2

5

6

2

3

1

2

2

3

5

8

2

3

2

2

3

3

7

8

5

Куликова Ксюша

1

2

2

3

3

3

6

8

2

3

2

2

3

3

7

8

3

3

3

3

2

3

7

9

6

Кокин Ваня

1

2

1

2

1

2

3

6

2

2

1

3

2

2

5

7

2

2

1

2

2

2

5

6

7

Рочева Вероника

2

2

1

2

2

3

5

7

2

3

2

2

2

3

6

8

2

3

2

3

2

2

6

8

8

Репина Виолетта

2

3

2

3

2

3

6

9

3

3

2

2

3

3

8

8

3

3

3

3

3

3

9

9

9

Ременюк Настя

2

3

2

3

2

3

6

9

3

3

2

3

3

3

8

9

3

3

2

3

2

3

7

9

10

Пашкин Влад

1

2

1

2

2

3

4

7

2

2

1

2

2

2

5

6

2

2

2

3

2

2

6

7

11

Морозов Никита

1

1

1

2

1

2

3

5

1

2

1

2

1

2

3

6

2

2

1

2

2

2

5

6

12

Терентьев Руслан

1

2

2

2

2

3

5

9

2

3

2

2

2

2

6

5

2

3

2

3

2

2

6

8

13

Хомяков Даниил

1

2

1

2

1

2

3

6

1

2

1

2

1

2

3

6

2

2

2

2

2

2

6

6

14

Хозяинов Артем

1

1

1

1

1

1

3

3

1

2

1

2

1

1

3

5

1

1

1

1

1

1

3

3



Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога

с детьми подготовительной группы

^ Тема: «Транспорт»

Цель:

1.Развитие памяти, мышления, внимания, зрительного и слухового восприятия, пространственной ориентации.

2.Расширение и уточнение представления об окружающем мире.

3.Тренировка мелкой моторики рук, зрительно – моторной координации

4. Тренировка работы в коллективе по единой инструкции, тренировка навыков самоконтроля.

5.Воспитание уверенности в себе, через поддержку взрослого и работу в коллективе.

6. Совершенствовать навыки доброжелательного отношения друг другу.

7.Профилактика нарушения зрения и психоэмоционального напряжения.

Оборудование: Массажный мяч среднего размера, простой заточенный карандаш на каждого ребёнка, бланк с заданием из папки «Развития дошкольника» с указанием «подумай», «дорисуй», бланк-схема грузовой машины с указанием направления для работы с верёвочкой, верёвочка тонкая длиной 60 см. на каждого участника, заколка «крабик» для пальчикового массажа, на каждого ребёнка, речевой материал (игры, инструкции к заданиям, двигательно-речевые игры.

Демонстрационный материал: игрушка-грузовик, мебель, столы и стульчики.

^ ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ:

  1. Приветствие (традиционное)

Дети сидят полукругом и начиная с ведущего (психолога), приветствуют друг друга, касаясь ладошками (держать их вертикально), говоря при этом: «Я рад тебя видеть» (обязательно называя по имени).

Упражнения «Расскажи о себе». («Я умею мыть)…..

Дети сидят также полукругом на стульчиках и начиная с ведущего (психолога) отвечают друг другу, передавая массажный мяч, что они умеют делать хорошо. Например: «Я умею маме помогать», «Я умею мыть посуду», «Я умею прибирать игрушки» и т.д.

После окончания упражнения ведущий (психолог) предлагает детям присесть за столы, для выполнения следующих заданий:

  1. Пальчиковая разминка

Педагог –психолог предлагает детям поставить обе руки на локти, пальчики раздвинуты, ладошки повернуты от себя. Со словами дети выполняют движения сразу на обеих руках.

«Решили пальцы не скучать

И в прятки дружно поиграть!»

(Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы в кулачки)

Затем пальцы в исходном положении (на локтях, с раздвинутыми пальцами)

Продолжают по ходу разминки загибать пальчики по одному на обеих руках, начиная с большого пальца.

^ Спрятался один в лесу

Тихо два сидят в саду

Три за шкафом притаился

А четвертый – под кровать

Пять за шторкою сидит – ничего не говорит.

Их попробуй отыскать (ритмично сжимаем и расжимаем пальцы в кулачки)

^ Раз, два, три, четыре, пять! (по счету поочередно расправляем пальцы, начиная с большого).

В конце руки снова находятся в исходном положении (на локтях).

Данное упражнение повторяем 2 раза.

  1. Упражнение «Массаж фаланг пальцев, при помощи заколки «крабик»

Ведущий раздает всем детям заколки и показывает, как сейчас они будут выполнять упражнение, которое сопровождается словами. Дополнительно дается указание, что в игре участвуют обе руки, но начинать упражнение будем с правой, затем происходит смена рук.

Начинаем «прикусывать» с указательного пальца до мизинца и обратно (большой палец в игре не участвует). Поочередно «кусаем» ногтевые фаланги пальцев на ударные слоги стихотворения:

^ Сильно кусает котенок – глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь!

(смена рук с правой на левую, выполняя в том же порядке) «Кусаем»

Но я не играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

Упражнения повторить 2 раза.

  1. « Летает, едет и плывет,

А может всё наоборот?»

^ Кто это может выполнять,

Я жду ответов от ребят?!»

Дети дают ответы: корабль, самолет, машина, автобус, лодка и т.д. Педагог подводит ответы детей к обобщающему понятию «Транспорт» Какие виды транспорта вы уже знаете? Дети отвечают. Игра «Подскажи словечко» Педагог начинает предложение, бросает массажный мяч любому участнику, тот с места должен дать правильную подсказку и вернуть мяч ведущему. Например: Машина едет, а лодка …? (плывет)

Поезд едет, вертолет …? (летит) и т.д.

  1. ^ Загадка «Автомобиль»

«Хорошо, нам в нем сидеть,

Можно в окна поглядеть,

Можно ехать далеко,

В нем уютно и тепло.

Он питается бензином,

Носит обувь из резины (автомобиль)

Психолог поддерживает детей похвалой и показывает им игрушку-автомобиль, заранее спрятанную за ширмой, на столе. Дети рассматривают автомобиль, определяют, что это грузовик, называют его части и дополняют, что в кузове можно перевозить.

  1. ^ Превращение «забавной верёвочки».

Педагог рассказывает историю про верёвочку, которая лежала в коробочке и решила посмотреть, что происходит на улице. Встречала она разные предметы: деревья, дома, животных, птиц. Больше всего ей понравился грузовик, который стоял возле дома, и решила она в него превратиться.

Психолог раздает схемы с изображением грузовика и предлагает путем наложения на схему по контуру, выложить веревочкой автомобиль.

^ Гимнастика для глаз « Пальминг » (У.Бейте).

Дети встают из-за стола, за стульчики и выполняют гимнастику, которая сопровождается словами:

Глазки наши так устали

Все увидеть помогали (глазки – вверх-вниз)

^ И вокруг все замечали (поворот глазами влево - вправо)

Их ладошкой закрывай (серединой ладошки прикрывают глаза)

Отдохнуть им, разрешай

Раз, два, три

Глазки снова посмотри! (дети открывают глаза)

Повторить 2-3 раза.

  1. ^ Упражнение «Подумай, дорисуй»

Раздать стаканчики с простыми карандашами и бланк с заданием: «Подумай, дорисуй».

Педагог-психолог предлагает детям превратиться в бригаду по ремонту автомобиля и обращает внимание на задание, что необходимо увидеть недостающие детали в рисунках и их дорисовать во всех изображениях, обращая внимание и сравнивая по образцу.

После завершения упражнения , дети обмениваются своими работами, проверяя точность и правильность выполнения задания.

  1. ^ Разминка «Кто, что делает?»

Дети стоят свободно, полукругом , имитируя движения транспорта.

Педагог называет вид транспорта – дети изображают, как он двигается.

Например: Автомобиль - дети вращают руль

Самолет – руки в стороны

Вертолёт – руки в стороны, кружатся на месте

Корабль - дети из рук делают волну и т.д.

Проиграть несколько раз, с различными вариантами транспорта.

  1. Прощание (традиционное)

Дети сидят на стульчиках полукругом, передавая массажный мяч, говорят друг о друге, называя положительные качества.

Например: Лена, ты, добрая.

Таня, ты, умная.

Олег, ты, сильный.

Руслан, ты, внимательный и т.д.

Итог занятия.



Похожие:

Тема опыта: «Умения не приходят сами по себе, их надо развивать» Автор опыта iconТема опыта: «Развитие произвольной зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» Автор опыта
Автор опыта: Вокуева Галина Юрьевна, воспитатель мб оу «Детский сад п. Каратайка»
Тема опыта: «Умения не приходят сами по себе, их надо развивать» Автор опыта iconТема опыта: Развитие творческих способностей детей через театрализованные игры Автор опыта
Автор опыта: Выучейская Наталья Дмитриевна, воспитатель мб доу «Центр развития ребенка – детский сад п. Искателей»
Тема опыта: «Умения не приходят сами по себе, их надо развивать» Автор опыта iconТема опыта: «Театрализованная деятельность как средство объединения семьи и детского сада». Автор опыта
Автор опыта: Акимова Елена Юрьевна, музыкальный руководитель мб доу «Центр развития ребенка – детский сад №7 «Аннушка» г. Нарьян...
Тема опыта: «Умения не приходят сами по себе, их надо развивать» Автор опыта iconТема опыта: «Формирование представлений о природе родного края у детей старшего дошкольного возраста через использование системы наблюдений на прогулках» Автор опыта
Автор опыта: Чугунова Е. Г., воспитатель мб доу «Детский сад комбинированного вида №62 г. Нарьян-Мара»
Тема опыта: «Умения не приходят сами по себе, их надо развивать» Автор опыта iconТема опыта: «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с использованием сказкотерапевтической песочной терапии» Автор опыта
Автор опыта: Шубина Татьяна Борисовна, педагог – психолог мб доу «Детский сад комбинированного вида №3 г. Нарьян-Мара»
Тема опыта: «Умения не приходят сами по себе, их надо развивать» Автор опыта iconТема опыта
Автор опыта: Рассохина Марина Юрьевна, музыкальный руководитель мбдоу детский сад общеразвивающего вида п. Красное
Тема опыта: «Умения не приходят сами по себе, их надо развивать» Автор опыта iconТема опыта: «Использование икт как средство формирования познавательного интереса младших школьников»
Автор опыта: Артыкова Дильбар Саидалиевна, учитель начальных классов мбоу «сош №4 г. Нарьян-Мара»
Тема опыта: «Умения не приходят сами по себе, их надо развивать» Автор опыта iconТема опыта: «Формирование элементарной ненецкой речи у детей дошкольного возраста через создание предметно-развивающей среды» Автор опыта: Ноготысая Нина Софроновна, воспитатель мбдоу «Детский сад п. Нельмин-Нос»
Автор опыта: Ноготысая Нина Софроновна, воспитатель мбдоу «Детский сад п. Нельмин-Нос»
Тема опыта: «Умения не приходят сами по себе, их надо развивать» Автор опыта iconТема опыта: «Игровые программы с элементами театрализации как средство нравственного и эстетического воспитания детей» Автор опыта: Майорова А. А., педагог-организатор мбоу дод «Дом детского творчества п. Искателей» Пояснительная записка
Автор опыта: Майорова А. А., педагог-организатор мбоу дод «Дом детского творчества п. Искателей»
Тема опыта: «Умения не приходят сами по себе, их надо развивать» Автор опыта iconТема опыта: «Использование коллективного способа обучения для формирования самостоятельной деятельности и коммуникативных навыков учащихся». Автор опыта: Цебро Надежда Васильевна, учитель математики моу «сош №4 г. Нарьян-Мара
Автор опыта: Цебро Надежда Васильевна, учитель математики моу сош №4 г. Нарьян-Мара
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты