Тема материалов из опыта работы: «Приобщение школьников к национальной культуре через работу с текстом на уроках русского языка». Автор опыта: Бажукова Л. Н., учитель русского языка и литературы моу «сош №5 г. Нарьян-Мара icon

Тема материалов из опыта работы: «Приобщение школьников к национальной культуре через работу с текстом на уроках русского языка». Автор опыта: Бажукова Л. Н., учитель русского языка и литературы моу «сош №5 г. Нарьян-Мара



НазваниеТема материалов из опыта работы: «Приобщение школьников к национальной культуре через работу с текстом на уроках русского языка». Автор опыта: Бажукова Л. Н., учитель русского языка и литературы моу «сош №5 г. Нарьян-Мара
Бажукова Л.Н
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Тема материалов из опыта работы: «Приобщение школьников к национальной культуре через работу с текстом на уроках русского языка».

Автор опыта: Бажукова Л.Н., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 5 г. Нарьян-Мара

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений языка. Это предполагает целенаправленное наблюдение за особенностями использования языковых средств не только в разных стилистических проявлениях литературного языка, но и в специфическом, региональном аспекте, характеризующем языковые особенности той или иной местности.

Как известно, учебники, реализующие федеральный компонент образования в области русского языка, не обеспечивают региональный компонент в преподавании, в результате чего на уроках практически не используется языковой материал, отражающий специфику того или иного региона России. Однако Ненецкий автономный округ имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности. Потому нужно учитывать эти особенности при изучении русского языка. Такой подход в преподавании является одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к родному краю и оказывает влияние на формирование личности учащихся.

Актуальность данной работы определяется необходимостью усилить обучающий и воспитательный эффект при обучении родному языку с учетом регионального компонента, т.е. использовать региональную лексику (топонимы, диалектные и общеупотребительные слова Ненецкого автономного округа), а также краеведческие материалы (факты истории, биографии знаменитых северян), исторические очерки северных писателей. Много лет мы занимаемся разработкой содержания регионального компонента при изучении русского языка в школах г. Нарьян-Мара и Ненецкого автономного округа.

Под региональным компонентом школьного лингвистического курса в современной лингводидактике следует понимать, по словам Н. Благовой, «систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс русского языка местного языкового материала, как в тематическом отношении, так и в отношении сугубо лингвистическом». Методисты предлагают рассматривать региональный компонент в преподавании русского языка как углубленную лингвокраеведческую работу и использовать местный языковой материал не только на уроках русского языка, но и для внеклассной работы. Ведь, как пишет Н. Благова, «живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, рассказывает о ее истории и сегодняшнем дне, что в конечном счете способствует общей гуманизации школьного образования».

Предлагаем следующее содержание регионального компонента курса русского языка. Во-первых, он включает словосочетания, предложения и тексты, тематически ориентированные на природу, материальную и духовную культуру края. Во-вторых, языковой материал, составляющий лингвистическую специфику области: слова и фразеологизмы, семантика и этимология которых отражают миропонимание и мироощущение жителей определенной местности, историческую ономастику, топонимику и микротопонимику региона, живую речь и фольклор, специальную лексику профессий, наиболее характерных для региона, языковые особенности произведений местных писателей, поэтов, журналистов.

Местный языковый материал последовательно и систематически включается как в базовое, так и в дополнительное образование по русскому языку, находит место в урочной и внеурочной деятельности учащихся. Региональный компонент - это конкретизирующая часть традиционных разделов и ряда тем при изучении русского языка; общие языковые закономерности, нормы получают региональное осмысление. На уровне обязательного усвоения региональный компонент должен быть представлен лишь в самой существенной его части. Глубокое же и всестороннее изучение лингвистической специфики Ненецкого округа может проводиться в рамках спецкурсов, спецсеминаров. Возможные темы: «Топонимы Нарьян - Мара», «Топонимия Ненецкого округа», «Языковые особенности фольклора».

На наш взгляд, обучение школьников с учетом региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного языкового материала в обучении родному языку важно не только с образовательной, но и с воспитательной стороны. Для ребенка одинаково важно и научиться свободно владеть родным языком, и найти свое место в мире, осознать себя, начиная с родной земли, с окружающей их «малой» родины. Главное - вызвать интерес к родной земле, родному языку в различных формах его проявления, в его изменениях исторических и местных.

Родной язык, родная речь передают особые реалии национальной жизни, имеют свою историю, составляют предмет гордости носителей национального языка. Это культурное наследие, запечатленное в фольклоре и произведениях мастеров слова, имеющее устные и письменные языковые традиции, разные формы существования (национальный литературный язык, диалекты, разговорный язык). На уроках русского языка формируется языковая личность с взглядом на родной язык, постоянным стремлением овладевать его системой и совершенствоваться в знаниях и умениях, связанных с родным языком и родной речью. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. К 7-8 классу интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Методисты объясняют этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению.

Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку необходимо начинать с освоения притягательной силы родного языка. Стержнем этой работы может стать краеведение. Ведь использование на уроках по русскому языку местного языкового материала не только повышает интерес к предмету, но и воспитывает интерес к тому, что называют малой родиной, расширяет представление об ее истории и сегодняшнем дне. Все это даст возможность воспитать не только патриота, но и гуманного, социально культурного человека.

Еще одним источником изучения лингвокраеведческого материала в обучении родному языку может стать использование на уроках русского языка художественных произведений местных писателей и поэтов.

При подготовке к проведению конкретного урока можно использовать связные тексты, которые могут быть проанализированы не на одном уроке, а на целом ряде уроков и расширят знания учащихся о нашей стране, нашем городе и округе, его истории, природе, животном мире и т. п.

Трудность в подборе текста заключается в том, что последний должен удовлетворять многим требованиям и совмещать в себе разнообразные качества одновременно. Так, цитируя А. Текучева, «по содержанию он должен быть понятным детям, по характеру орфограмм - соответствовать программе и разделам, … должен включать не только орфограммы на последние изученные правила, но и слова, затруднившие учащихся в предыдущих письменных работах, слова, в которых они допускали ошибки ранее».

Предлагается включать краеведческий материал в первую очередь в уроки развития речи, в качестве контрольных диктантов и для самостоятельной работы учащихся. Включение в уроки русского языка краеведческого материала ставит задачу рассмотрения на этих уроках особенностей употребления языковых средств в произведениях художественной литературы, в печати, в фольклоре данного региона. В процессе работы с текстом на уроках русского языка происходит развитие, совершенствование чувства языка, приобщение школьников к национальной культуре. Работа с текстом на уроках русского языка создает условия для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса; формирования представления о языковой системе, реализации внутрипредметных (межуровневых), а также межпредметных связей курсов русского языка и литературы; для личностно ориентированного преподавания русского языка, формирования языковой личности; духовно-нравственного воспитания учащихся, развития их творческих способностей.

Для анализа художественных произведений не обязательно выделять отдельные уроки. Такую работу можно проводить «капельно», начиная с V класса, используя тексты рассказов известных ненецких писателей, поэтов, журналистов: Василия Ледкова, Алексея Пичкова, Прокопия Явтысого, Виктора Толкачёва и др.

Так, при изучении теоретических сведений о существительных сообщается, что они часто стоят в начале текста, определяя его тему, а нередко и место и время того, о чем говорится в тексте, усиливая тем самым его цельность. Покажем это на примере текстов ненецких поэтов: «Родина…Родина…Тропы оленьи. Родина – в сопках родное селенье» (А.Пичков). «Справа тундра, слева море. Слева волны, справа горы» (А.Пичков).

При изучении глаголов показывается, что сообщение о действиях предмета характеризует предмет: «Прокатится весна тёплая, растают снеги белые, размоют льды сожжённые, пробрызжут реки быстрые, прогремят ручьи глубокие, пройдёт наша мать-Печора» (Маремьяна Голубкова).

При изучении прилагательных подчеркивается, что они передают красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают речь выразительней, точнее: «…А полярная ночь стынет солнечным светом, стынет белым рассветом, встающим с озёр» (А.Пичков). «Любят наши печорцы свою родную реку Печору, её раздольные берега, широкие наволоки с сочными травами. С густым да высоким ольшаником, с ивняками такими, что в небо взвиваются» (Маремьяна Голубкова).

При изучении местоимений и союзов отмечается их роль как средств связи частей текста: «На морском берегу всем известный посёлок стоит. Много песен о нём улетало со славой в зенит» (Матрёна Талева); « И волны до неба вздымая, и льдины, Волнуясь, шумит океан предо мной. Его глубине и простору равнины, И мыслям моим - быть в упряжке одной» (Василий Ледков).

При изучении причастий и деепричастий привлекается внимание учащихся к причастным и деепричастным оборотам, их роли в речи и пунктуационным особенностям предложений, содержащих подобные обороты: «Словно мать, на ладонях качая, мне дарила разлив иван-чая, Малоземельская тундра», «На заре, словно мама, встречая, вновь меня всей душой привечаешь, Малоземельская тундра» (Прокопий Явтысый); «И вновь Печора, волной играя, заставит сердце сильнее биться, маня в дорогу, суля рассветы, столь долгожданные зимою длинной» (Сергей Бычихин); «Не белая чайка рассвет прокричала, солёную грусть уронив на песок» (Василий Ледков); «Покинув седые Уральские горы, К далёкому Баренцу – днём и в ночи спешат говорливые волны Печоры, вплетая, как ленточки, солнца лучи», «Печорских льдов шлифуя глянец, по щелям рассовав снега, последний отплясала танец в просторах тундровых пурга» (Прокопий Явтысый).

При изучении темы «Н и НН в разных частях речи» можно использовать отрывки из стихотворений ненецких поэтов: «Белизна глядит надменными зрачками, на безбрежье только кустик чёрной вехой…» (Василий Ледков); «Солнце кутает лицо багряной шалью, красной льдинкой заплывает на подворье» (Василий Ледков); «Ветер шарит замороженными лапами по двери. Он потом уйдёт, засвищет, как разбойник. Он потом заохает, как странник» (Василий Ледков); «И дома упрутся в пепельное небо неуверенными дымными руками» (Василий Ледков); «Будто встретился с ласковым другом – с этой старой обжитой избой, а ведь мог, запорошенный вьюгой, не заметив, пройти стороной» (А. Пичков); «А я пишу про звёзды ночью синей, про горы, что туманятся вдали. Окраина немереной России – снега моей излюбленной земли» (А.Пичков).

Кроме этого, можно приводить отрывки стихотворений и при изучении других тем. Анализ мини-отрывков из художественных произведений может сопровождать и традиционную орфографическую работу. Так, обучающий диктант любой разновидности (выборочный, объяснительный и т.п.), формирующий определенный навык правописания. В этом случае ученики, записав под диктовку предложения и прокомментировав их со стороны правописания, обращают внимание на то, как каждый из этих отрывков по-разному живописует явление действительности, какие наблюдения поэтов обогащают наше представление об этом явлении, какие образные языковые средства помогают точнее и ярче описать разные его признаки.

Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, в то же время он заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край. При таком многообразии материала особую важность приобретают критерии отбора текстов и заданий к ним. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты, раскрывающие природные особенности данной местности, ее историю, национальные традиции.

Текст №1

(1) Жизнь текла привычным руслом. (2)Как и века назад люди просыпались под утреннюю перебранку куропаток. (3) Голубой осколок неба заглядывая через макодан в жилище всё так же склонялся над их головами.(4) Недолгий завтрак кружка горячего духовитого чая – и в путь.(5) Легко исчезали разборные чумы укладывались на грузовые нарты соединённые в обозы-аргиши, и – скрип полозьев трубные звуки хоров лай собак протяжные крики пастухов оглашали Большеземельскую тундру.

(6)Обычная жизнь! (7)Ненцы – истинные сыны тундры – кочевали из века в век. (8)^ Вёснами они гнали свои стада к солёному морю где вольные морские ветры спасали оленей от мошки комаров и прочего тундрового гнуса. (9) На зиму они уводили стада в кожвинские леса и укрывали там от лютых студёных ветров от полярного волка. (10) Почти вся жизнь ненцев проходила в пути. (11) На полозьях они рождались на полозьях и умирали.

(12)Ненец любил тундру. (13) Она была для него родной матерью.(14)Он знал её. (15)^ Знал как пахнет снег как цветут зори как движутся облака…(16) Он по-свойски разговаривал со стихиями доверял им свои печали оповещал о житейских радостях делился сокровенными надеждами. (Василий Ледков)


Словарь: макодан – дымовое отверстие в верхней части чума.

Задания к тексту:

  1. Прочитайте выразительно отрывок из романа «Люди «Большой медведицы».

  2. Определите тему и основную мысль текста.

  3. Подумайте над вариантами названий.

  4. Определите стиль и тип текста, докажите своё мнение.

  5. Выпишите контекстуальные синонимы к слову ненцы.

  6. Объясните слова чум, нарты.

  7. Проиллюстрируйте орфографические правила на примере текста.

  8. Расставьте знаки препинания и произведите пунктуационный анализ предложений.

  9. Выпишите из текста примеры эпитетов, метафор.

  10. Произведите фонетический разбор слова жизнь.

  11. Выпишите из текста причастия, разберите их по составу.

  12. Составьте схемы выделенных предложений, определите вид подчинительной связи в них.

13. Найдите в тексте односоставные предложения, с главным членом – сказуемым, определите их тип.

14. В предложении10 найдите подчинительное словосочетание со связью согласование.

15.Среди предложений 1-11 найдите предложение с обособленным определением.

16.Укажите способ образования слова перебранка.

17.Из предложений 6-11 выпишите частицы.


Текст № 2

(1)Пасут(?)ся олени (не)большими стадами. (2) Рога оленей – кружево изумительно тонкой работы, с узорами и л _ ниями (не)повторимой красоты и ч _ ткости. (3) И каждую минуту, даже каждую секунду меняется сочетание фигур и линий в кружеве, как будто мастерица-кружевница не может остановиться на выборе узора, а неустанно ищет всё новые формы и сочетания.

(4)Степан устанавливал на бугре капкан. (5) В капкан, по его расчётам, должен был непременно попасть гусь: на этот бугор гуси часто садились. (6) Из дробовика он сегодня ещё ни разу не выстрелил – случай не подошёл.(7) А есть хотелось. (8) И Степан очень обрадовался, когда услышал стон гагары на ближайшем озере.

(9) Не закончив установки капкана, побежал он к озеру. (10) К озеру же – увидел он вскоре – мчался на оленях какой-то ненец.

(11) - Чёрт возьми! – выругался по-русски Степан. – (12)Убьёт гагару.

(13) Остановился: незачем было идти к озеру, раз туда уже ехал один человек.(14) Стал наблюдать за едущим.

(15) Вот уже тот пустил оленей вольным шагом и взялся за дробовку.

(16) Выстрел…

(17) Секунды две ещё сидел человек на санях, а потом остановил оленей и сам скрылся под берегом озера.

(18) Степан пошёл обратно к броше_ому капкану, но захотелось взглянуть на счастливого охотника, узнать, кто он такой. (19) И Степан торопливо зашагал к тому месту, где стояли олени. (20) Он думал увидеть на берегу человека, довольного удачей.(21) Но увидел лишь голову человека в воде между льдинами.

(22) Человек то и дело выбрасывал руки на кромку льда. (23) Лёд ломался, как только человек делал попытку поднят(?)ся из воды.

(23) Степан быстро подбежал к санкам. (24) Отвязал какую-то верёвку и бросил её, как тынзей, на утопающего.

(25) – Держись! – крикнул ему.

(26) Тот ухватился за петлю правой рукой.

(27) Степан крепко упёрся ногами в снег и потянул верёвку к себе.

(28) – Спасибо, парень, - сказал вытаще_ый из воды. – (29) Не пришёл бы ты – издох бы я, утонул. (30) Дробовки вот жалко. (31) Дробовку утопил. (32)Другой нет. (33) Винтовки тоже нет у меня. (34) Как теперь еду добывать буду? (35) Оленей у меня всего пятнадцать. (36) Где мясо без ружья добывать буду?

(Пэля Пунух)

Словарь: дробовка – ружьё

    1. Тынзей – аркан для поимки оленей



Задания к тексту:

  1. Прочитайте отрывок.

  2. Подумайте над вариантами заглавий.

  3. Определите стиль речи и тип текста.

  4. Объясните орфографию текста.

  5. Объясните пунктуацию текста.

  6. Укажите способ образования слова вытащенный.

  7. Из предложений 19 -21 выпишите все предлоги.

  8. Из предложения 23 выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.

  9. Среди предложений 4 -9 найдите такое, которое является простым односоставным безличным. Напишите его номер.

  10. Среди предложений 1 -6 найдите такое, где подлежащее и сказуемое выражены словами одной части речи.

  11. Среди предложений18 - 23найдите предложение с обособленными определениями.

  12. Объясните постановку двоеточия в13 предложении.

  13. Среди предложений 15-23 найдите предложение с придаточным определительным.

  14. Среди предложений 11-19 найдите предложение с придаточным изъяснительным.

  15. Среди предложений 1-10 найдите предложение с придаточным сравнительным.

  16. Среди предложений 1-10 найдите предложение с обособленным обстоятельством.

  17. Из предложений 11 - 16 выпишите субстантивированное причастие.

  18. Среди предложений 17- 23 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.

  19. В первом абзаце найдите предложение, включающее сравнительный оборот.

  20. Из предложений 28 – 32 выпишите частицы.



Текст № 3

(1) В ста сорока километрах от Нарьян-Мара среди (не)высоких елей и б...рёз бурилась первая за Полярным кругом глубокая по.сковая скважина.

(2)Солнечным весе…им днём сем(?)десят первого года оттуда пришла весть о нефт… .

(3)Что(бы) увидеть нефтя…ой фонтан мы л…тели на вертолёт… один час.(4) Что(бы) получить его буровикам потреб…валось два года .(5) Ведь надо было сверлить четыре километра (не)известной



Похожие:

Тема материалов из опыта работы: «Приобщение школьников к национальной культуре через работу с текстом на уроках русского языка». Автор опыта: Бажукова Л. Н., учитель русского языка и литературы моу «сош №5 г. Нарьян-Мара iconТема материалов из опыта работы: «Интерактивная доска как средство интенсификации процесса обучения иностранному языку». Автор опыта: Попова Анна Николаевна, учитель английского языка моу «сош №1 г. Нарьян-Мара»
Автор опыта: Попова Анна Николаевна, учитель английского языка моу «сош №1 г. Нарьян-Мара»
Тема материалов из опыта работы: «Приобщение школьников к национальной культуре через работу с текстом на уроках русского языка». Автор опыта: Бажукова Л. Н., учитель русского языка и литературы моу «сош №5 г. Нарьян-Мара iconТема опыта: «Использование коллективного способа обучения для формирования самостоятельной деятельности и коммуникативных навыков учащихся». Автор опыта: Цебро Надежда Васильевна, учитель математики моу «сош №4 г. Нарьян-Мара
Автор опыта: Цебро Надежда Васильевна, учитель математики моу сош №4 г. Нарьян-Мара
Тема материалов из опыта работы: «Приобщение школьников к национальной культуре через работу с текстом на уроках русского языка». Автор опыта: Бажукова Л. Н., учитель русского языка и литературы моу «сош №5 г. Нарьян-Мара iconМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 муниципального образования брюховецкий район «формирование языковой и культуроведческой компетенций учащихся на уроках русского языка и во внеурочное время»
Автор опыта Погорелая Елена Вячеславовна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории моу сош №1 станицы...
Тема материалов из опыта работы: «Приобщение школьников к национальной культуре через работу с текстом на уроках русского языка». Автор опыта: Бажукова Л. Н., учитель русского языка и литературы моу «сош №5 г. Нарьян-Мара iconТема опыта: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом в урочной и внеурочной деятельности»
Потапова Татьяна Борисовна, учитель русского языка и литературы моу курловская средняя общеобразовательная школа №1 Гусь – Хрустального...
Тема материалов из опыта работы: «Приобщение школьников к национальной культуре через работу с текстом на уроках русского языка». Автор опыта: Бажукова Л. Н., учитель русского языка и литературы моу «сош №5 г. Нарьян-Мара iconРабота с текстом на уроках русского языка. Подготовка к егэ. Панькина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы моу «Черлакская муниципальная гимназия»
Одна из наиболее сложных проблем преподавания русского языка в старших классах это обучение сочинению-рассуждению. Этот вид работы...
Тема материалов из опыта работы: «Приобщение школьников к национальной культуре через работу с текстом на уроках русского языка». Автор опыта: Бажукова Л. Н., учитель русского языка и литературы моу «сош №5 г. Нарьян-Мара iconТема опыта: «Использование икт как средство формирования познавательного интереса младших школьников»
Автор опыта: Артыкова Дильбар Саидалиевна, учитель начальных классов мбоу «сош №4 г. Нарьян-Мара»
Тема материалов из опыта работы: «Приобщение школьников к национальной культуре через работу с текстом на уроках русского языка». Автор опыта: Бажукова Л. Н., учитель русского языка и литературы моу «сош №5 г. Нарьян-Мара iconОбобщение опыта работы учителя русского языка и литературы моу «тссосши» Краткая характеристика автора: Камаева Гузяль Райсиновна Когда, какое учебное заведение окончила
В решении поставленных мною задач помогает работа по самообразованию по теме «Использование технологии В. Ф. Шаталова на уроках русского...
Тема материалов из опыта работы: «Приобщение школьников к национальной культуре через работу с текстом на уроках русского языка». Автор опыта: Бажукова Л. Н., учитель русского языка и литературы моу «сош №5 г. Нарьян-Мара iconТекст как дидактическая единица на уроках русского языка
Работа с текстом как средством речевого, интеллектуального и нравственного развития личности ученика Учитель литературы и русского...
Тема материалов из опыта работы: «Приобщение школьников к национальной культуре через работу с текстом на уроках русского языка». Автор опыта: Бажукова Л. Н., учитель русского языка и литературы моу «сош №5 г. Нарьян-Мара iconЩербакова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы. Тема опыта: Использование элементов театрализации на урок
Сведения об образовании: высшее, Ишимский государственный педагогический институт имени П. П. Ершова, 1990 год, учитель русского...
Тема материалов из опыта работы: «Приобщение школьников к национальной культуре через работу с текстом на уроках русского языка». Автор опыта: Бажукова Л. Н., учитель русского языка и литературы моу «сош №5 г. Нарьян-Мара iconСистема работы по подготовке к егэ на уроках русского языка
Учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории моу «сош№17» п. Солнечнодольска
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты