Тема опыта: «Формирование элементарной ненецкой речи у детей дошкольного возраста через создание предметно-развивающей среды» Автор опыта: Ноготысая Нина Софроновна, воспитатель мбдоу «Детский сад п. Нельмин-Нос» icon

Тема опыта: «Формирование элементарной ненецкой речи у детей дошкольного возраста через создание предметно-развивающей среды» Автор опыта: Ноготысая Нина Софроновна, воспитатель мбдоу «Детский сад п. Нельмин-Нос»



НазваниеТема опыта: «Формирование элементарной ненецкой речи у детей дошкольного возраста через создание предметно-развивающей среды» Автор опыта: Ноготысая Нина Софроновна, воспитатель мбдоу «Детский сад п. Нельмин-Нос»
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Тема опыта: «Формирование элементарной ненецкой речи у детей дошкольного возраста через создание предметно-развивающей среды»

Автор опыта: Ноготысая Нина Софроновна, воспитатель МБДОУ «Детский сад п. Нельмин-Нос»


  1. Информация об опыте

  1. Условия возникновения, становления опыта

Автор опыта на протяжении 27 лет работает в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад п.Нельмин-Нос», коллектив которого реализует общеобразовательную программу под ред. М.А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду». Ноготысая Н.С. ведёт занятия по ненецкому языку. Эту работу начинала вместе с замечательными педагогами П.А. Баракулевой, Т.В. Баркулёвой по составленной ими программе для детей второй младшей группы. Цель программы: научить детей свободно владеть родной речью с раннего возраста. Курс занятий был рассчитан на хорошо говорящих детей. В настоящее время автор опыта продолжает работать по указанным выше программам и программе С.В. Тайбарей (2002).

Детский сад находится в Ненецком автономном округе, национальном посёлке Нельмин-Нос. В группе, где работает автор опыта, (подготовительная к школе группа) большинство детей имеют возможность частично слышать родную речь в саду, дома и на улице. Из родителей 99% по национальности ненцы. Все родители находятся целый день на работе, 80% детей имеют бабушек, которые в разной степени владеют ненецким языком, но многие из них также работают (пенсии не хватает). Поэтому взрослые не могут уделять должного внимания детям в силу разных обстоятельств, и прежде всего - либо в силу педагогической непросвещённости. Проведённое анкетирование показало, что родители не против изучения ненецкого языка детьми в детском саду.

В своей педагогической практике автор опыта провела диагностику речевого развития, в результате выяснилось, что у дошкольников способность к построению грамматически правильной связной речи низкая. Дети в основном отвечали словами, помогали себе жестами, редко пользовались простыми предложениями, смешивали русские и ненецкие слова. Например, строя простое предложение: «Это нявако» (вместо «Тюку нявако» (Это заяц)).

Наблюдая за детьми в различных видах деятельности, на занятиях, автор опыта пришла к выводу, что эффективное формирование навыков элементарной ненецкой речи в дошкольном детстве является трудным без создания определённой предметно-развивающей среды, обстановки и ситуаций. Поэтому большое внимание уделяется созданию ненецкого уголка (мини-музей), экологического уголка, библиотеки, кукольный театр (маски, плоскостные игрушки, пальчиковые игрушки, куклы би-ба-бо). Основной задачей является создание условий для формирования речевого развития детей дошкольного возраста.

Ноготысая Н.С. убеждена в том, что именно создание условий эффективно поможет реализовать содержательность и связность речи (диалог и монолог), развитие речевого творчества, развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности.


  1. ^ Актуальность опыта

Овладение родным (ненецким) языком в дошкольном детстве представляет собой многоаспектный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое, словесно-логическое. Овладение двумя языками, русским и ненецким, обогащает развитие ребёнка в целом. При изучении ненецкого языка ребёнок имеет возможность опираться на знание русского языка, строя по аналогии предложения, описывая, сравнивая и познавая различия в построении простого предложения.

Язык является средством ознакомления с окружающим миром, через язык дети получают знания о нём в соответствии с возрастными способностями и потребностями, сохраняя специфику мировосприятия и миропонимания, отражённую в данном языке.

Формирование у дошкольников умения строить связное монологическое высказывание включает ознакомление с ненецким фольклором. При инсценировании сказок формируется умение диалогической речи.

Обучение дошкольников ненецкому языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания. Здесь прежде всего имеет значение воспитание любви и интереса к родному (ненецкому) языку, его богатству и красоте. А ознакомление с ненецким фольклором воспитывает нравственные качества (трудолюбие, доброта и т.д.). Кроме того, рассказывание совместно и группами предполагает умение договариваться между собой, в случае необходимости помочь товарищу, уступить ему и т.д.

Актуальность и недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы обучения родному (ненецкому) языку в области дошкольного образования послужили основанием для разрешения противоречия между необходимостью работы по формированию элементарной ненецкой речи детей дошкольного возраста и отсутствием действенного механизма, методики для её реализации.

Исходя из этого, мы попытались решить данное противоречие через создание условий, т.е. определённой предметно-развивающей среды в детском саду, обстановки и ситуаций во всех режимных моментах.


  1. ^ Ведущая педагогическая идея опыта:

Ведущей педагогической идеей опыта является создание условий в дошкольном образовательном учреждении для эффективного овладения родной (ненецкой) речью через создание предметно-развивающей среды.


  1. ^ Длительность работы над опытом.

Работа над опытом охватывает следующие этапы:

1 этап - начальный: 1986 – 2001 годы. Проведение анализа сложившейся ситуации в дошкольном образовательном учреждении, анализа предметно-развивающей среды, обнаружение проблемы, противоречия; изучение литературы по данной проблеме; определение цели и задачи опыта.

2 этап - основной: 2002-2010 гг. Реализация программы Тайбарей С.В., В.В. Выучейской, создание рабочей программы: проведение занятий, развлечений, мероприятий. Автором опыта проводилась работа по обогащению предметно-развивающей среды. Проведена диагностика, корректировка, итоговые конкурсы на выявление словарного запаса воспитанников.

3 этап – заключительный: 2010 – 2013гг. Обобщение опыта работы. Проведение тестовой работы на знание и использование слов с помощью рисунков. Диагностика на заключительном этапе показала эффективность работы по решению обозначенной проблемы. Результаты работы над опытом были озвучены в выступлениях на окружных семинарах, курсах повышения квалификации, научно-практических конференциях.


^ 5. Диапазон опыта

Диапазон опыта предполагает создание предметно-развивающей среды для изучения ненецкого языка и культуры, представлен комплексной системой работы с детьми, с родителями по приобщению детей к родному (ненецкому) языку.

Например, в младших группах воспитателем проговариваются только названия животных тундры (Ты – олень, варк – медведь, сармик – волк, нявако – заяц и т.д). На вопрос: Тюку ӈамгэ? (Это кто?) Дети ответят: Тюку варк. (Это медведь.). В старших группах дети уже описывают медведя, проговаривают действия, что он делает, какой он. Могут уже составить небольшой рассказ о медведе, например: Тюку варк. Варк выӈгана иле. Пыда париденя, ӈарка. Варк хоны.


^ 6. Теоретическая база опыта

Окружающая среда детского сада обладает широким спектром функций: среда служит носителем разносторонней информации об окружающем; она влияет на интеллектуальное, речевое, нравственное и эстетическое развитие; она создаёт благоприятные условия для обучения ребёнка в процессе его самостоятельной деятельности; обеспечивает разные виды активности ребёнка (умственной, речевой, игровой, физической и др.). Автор опыта принимает также во внимание, что в организации предметно-развивающей среды учитывается «зона ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому), возрастные, индивидуальные особенности каждого ребёнка, творческие способности.

В создании предметно-развивающей среды мы учитываем также исследования М.М. Алексеева и В.И. Яшина, которые справедливо отмечали, что овладевая речью, ребёнок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать – это значит говорить про себя или вслух, а говорить – значит думать.

Научно-психологические основы организации развивающей среды применительно к дошкольной ступени намечены в трудах отечественных учёных XX века – Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. По их исследованиям среда стала рассматриваться с точки зрения:

- психологии – как условие, процесс, результат саморазвития личности;

- педагогики – как условие жизнедеятельности ребёнка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта.

Методологическую основу опыта составляют и изученные в ходе работы исследования по ненецкому языку М.Я. Бармич, Е.Г. Сусой, А.П. Пырерки, С.В. Тайбарей, Л.Я. Талеевой.


^ 7. Новизна опыта

Новизна опыта состоит в совершенствовании организации предметно-развивающей среды в детском саду для изучения ненецкого языка и ненецкой культуры. Эффективном её использовании на практике для того, чтобы дети не просто называли определенное количество слов, а могли общаться друг с другом, с родителями на ненецком языке. В ходе работы над опытом осуществляется индивидуальный подход к ребёнку с учетом его способностей и потребностей в реализации умственного и творческого потенциала.


  1. ^ Технология опыта

Цель педагогической деятельности: организация окружающей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения для обеспечения положительной динамики речевого развития детей дошкольного возраста по ненецкому языку.

Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:

  • Формировать элементарные коммуникативные навыки ненецкой речи;

  • Активизировать и обогащать словарный запас через:

- развитие способности детей обмениваться эмоциями, чувствами в процессе художественно-творческой деятельности,

- поддержку стремления и желания детей высказывать собственное мнение, активно вступать в общение со сверстниками и взрослыми в процессе игры, творчества,

- развитие детского словотворчества, фантазии, воображения,

- развитие у детей таких качеств, как самостоятельность, инициативность, творческая активность, снижение напряженности, скованности, закомплексованности;

  • Сделать анализ имеющейся предметно-развивающей среды;

  • Спроектировать необходимую предметно-развивающую среду в детском саду;

  • Провести педагогическую диагностику через наблюдения, рисование, аппликацию, игру.


В обучении языку автор опыта принимает во внимание:

^ Обучающий аспект:

а) научить понимать и говорить на ненецком языке в пределах доступной тематики в соответствии с конкретной ситуацией и коммуникативными намерениями;

б) осуществлять свое речевое поведение, принимая во внимание правила и нормы ненецкого языка;


^ Воспитывающий аспект:

а) воспитание интереса и положительного отношения к ненецкому языку, культуре ненецкого народа;

б) понимание себя как личности, принадлежащей к определённому языковому и культурному сообществу;

в) понимание важности изучения ненецкого языка.


^ Развивающий аспект:

а) развитие у дошкольников общеязыковых интеллектуальных и познавательных способностей;

б) развитие психических процессов, лежащих в основе овладения общением на языке, а также эмоций и чувств детей;

в) развитие культуры общения в разных видах коллективного взаимодействия.


«Человек, забывший свой язык, не знающий своей культуры, своей истории и не желающий их знать – дикарь, в каком бы цивилизованном обществе он ни жил!»

К.Паустовский.


^ Организация образовательного процесса

С целью повышения эффективности использования предметно-развивающей среды для формирования элементарной ненецкой речи детей определена следующая система работы:

1. Постановка цели и задач деятельности.

2. Создание необходимых предметно–развивающих условий.

3. Создание системы работы с детьми и с родителями.

4. Оценка эффективности выбранных форм, методов работы.

Создание необходимых предметно–развивающих условий предполагало использование всех имеющихся возможностей детского сада. Анализ предметно-развивающей среды позволил выявить необходимость создания музея, экологического уголка, уголка изобразительного искусства. В детском саду сейчас имеется экологический уголок (коллекция минералов, гербарий, комнатные растения, ландшафты, Арктики и тундры), ненецкий мини-музей (с макетом чума и утварью, одеждой и обувью, традиционными ненецкими игрушками), уголок изобразительного искусства с оборудованием для рисования (произведения живописи ненецких художников Н.В. Валейской, Н.А. Выучейской, Ю.П. Апицына), группе зон познавательной и театральной деятельности, настольно-печатных и дидактических игр, а также оборудование библиотеки. Всё это позволяет использовать предметно-развивающую среду во всех видах детской деятельности.

^ Содержание образования

Работа с детьми дошкольного возраста строилась на основе реализации основной общеобразовательной программы «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.Васильевой, программы обучения ненецкому языку в ДОУ С.В. Тайбарей (Нарьян-Мар, 2002).

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта для изучения ненецкого языка используются следующие формы, методы учебно-воспитательной работы.

Формы работы

  • Специальные занятия по родному (ненецкому) языку, начиная с младших групп.

  • Кружковая работа по программе С.В. Тайбарей «Как живут дети в тундре».

  • Занятия по развитию речи, математике (счёт, форма, величина, ориентировка в пространстве и времени), занятия по ИЗО (цвет, размер и т.д).

  • Музыкальные занятия по программе А.П. Выучейской «Колокольчики тундры».

  • Традиционные праздники и развлечения: «Варӈэ яля», «День рождения первого оленёнка», «Хибя сямянхат мерета?». Ставится настоящий чум, дети надевают свои красивые национальные наряды – паницы, малицы, пимы. Воспитатели и девочки на голову надевают судоры – традиционное женское украшение.

  • Утренники. Могут инсценироваться ненецкие, русские и коми сказки, сказки народов Севера, для персонажей сказок изготавливаются костюмы. Дети с удовольствием разучивают и исполняют песни на ненецком языке.

  • Фольклорные праздники и окружные конкурсы. Дети участвовали в фольклорном празднике в с. Тельвиска. Наши воспитанники - постоянные участники и призеры Окружного конкурса ненецкой песни « Сава сё».

  • Прогулки. Во время них дети вместе с воспитателем наблюдают за сезонными изменениями в природе. Идёт работа по расширению и уточнению представления детей о разных растениях, деревьях, кустах, диких и домашних животных. Через наблюдение за природой у детей расширяется словарный запас на родном (ненецком) языке. Например, наблюдение за сорокой:

- Сырӈада”, тикы ӈамгэ? (Посмотрите, это кто?)

- Тикы савне. (Это сорока.)

- Пыда хурка? (Расскажите, она какая?)

- Савне паской, тосахад,сата тиртя. (Сорока красивая, осторожная, быстрая птица.)

Здесь можно описать и саму сороку:

- Сян савнем’ маниева”? (Сколько видим сорок?)

- Няхар” савне. (Три сороки.)

- Сян савне тий”? (Сколько улетело сорок?)

- Ӈопой савне тий”. (Одна сорока улетела) и т.д.

На прогулке наблюдаем за неживой природой, например, за падающими снежинками. С детьми разучиваю стихотворение на ненецком языке:

«Лимбекако сэр” сыра

Янабовна ти сюра.

Я’ ни” лехэбтэй”

Нись со” лехэбтэй”

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.»

Также на прогулках дети очень активно и с большим интересом играют в традиционные ненецкие подвижные игры: «Няхар” яӈор санарма» (Тройной прыжок), «Ярколава» (Метание тынзея) и т.д.

  • Родительские собрания. Также оформляются для родителей папки – передвижки («Ненэця” вадавна лаханада”» (Говорите на ненецком)), проводятся консультации для родителей.

  • В своей работе используем такие формы сотрудничества с родителями, как сотворчество родителей с детьми и педагогами. Есть семьи, где почти не говорят на ненецком языке, поэтому, чтобы подключить родителей к общению с детьми на ненецком языке, используем оформление ненецких словарей дома. Воспитатель пишет слова или предложения на родном языке для родителей в тетради, а родители вместе с детьми наклеивают или рисуют картинки к словам. Эти словари дети забирают с собой в школу, могут использовать его на разговорных уроках. Тогда уже дети могут не только по картинке назвать то или иное слово, но и прочитать его.

Игровая методика

Окружающая среда является необходимым условием при обучении детей родному (ненецкому) языку. Основная задача педагогической работы – передача детям культурного, исторического опыта, накопленного в течение многих поколений и воплощённого в разнообразной человеческой деятельности. Огромные возможности для передачи и усвоения такого опыта заложены в игре.

Чтобы приучить говорить на родном языке, необходимо сделать этот труд занимательным и интересным. Занимательность же достигается методами, среди которых особое место занимает словесная дидактическая игра. В ней дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Словесные игры: («Хибя ӈокаркава?» (Кто больше?), «Мяд’ тер”» (Назови, кто живет в чуме?), «Мань ӈобтарем’» (И я тоже…), «Тирӈа - ни тир”» (Летает – не летает) и т.д.

Игра таит в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, так как воспитатель может сам варьировать условия игры в зависимости от образовательной задачи. Немецкий педагог Б. Базедов писал, что детям доставляют огромное удовольствие игры, в которых они видовые понятия объединяют родовым и к родовому понятию подбирают видовые. Какое это удовольствие для детей, которые соревнуются в такой игре! Какая возможность для друзей детей соединять познание вещей с познанием слов и упражнять своих любимцев в сравнивании и различении предметов, что является половиной работы по развитию разума.

Сюжетно-ролевые игры: «Хардако», (Дочки- матери»), «Тэмдолава» или «Лавка» («Магазин»), «Тыбэртя”» («Оленеводы»), «Ханена”» («Охотники»), «Ертя”» («Рыбаки») и т.д. Подвижные игры: «Ярколава», «Хабэвко» и т.д. В театрализованных играх дети используют в общении друг с другом ненецкую речь через реплики персонажей.

Метод «языкового гнезда» (или технология языкового погружения)

Три года назад в младшей группе у детей словарный запас был небольшой. Дети могли только повторять вслед за воспитателем отдельные слова. А когда дети перешли в среднюю группу, автор опыта применяла на практике метод «языкового гнезда». Помощник воспитателя работала в паре по обучению ненецкому языку с воспитателем, как и требует реализация этого метода. Результат был очень интересным. В течение одной-двух недель с детьми старались говорить только на ненецком языке. В результате мальчик 4-х лет стал использовать в речи ненецкие слова и говорить, например: «Ханяна? Ханяна? Тюкон’ таля”! (Где? Где? Иди сюда!). Хотя раньше этот мальчик не проявлял никакого интереса к ненецкому языку.

Использование предметно-развивающей среды

Ближе познакомиться с историей и бытом ненецкого народа помогает созданный в группе мини – музей.

Здесь собраны предметы утвари (сумочки – падко, тучейки), предметы традиционной одежды и обуви (малицы, паницы, бурочки, пимы), традиционные игрушки (куколки ӈухуко, копытца – тобакоця, старинный колокол – сеӈга, клювики птиц – олени), образцы декоративно-прикладного искусства. Всё это дети могут увидеть, потрогать, сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются сегодня. Так же детям представлен макет ненецкого жилища, сани женские и мужские, орудия труда (тынзей, топорик, упряжь, скребок для обработки шкур оленя, жилки для шитья - тэнако). Самое примечательное то, что в музее ни на одном предмете нет надписи «Руками не трогать!». В будущем планируем сделать печатные таблички со словами на ненецком языке для создания зрительного образа слова и предмета (не обязательно даже, чтобы дети умели читать). Экспонаты мини-музея созданы руками родителей, сотрудников, а также руками самих детей.

В специально оборудованном уголке каждый ребенок может попробовать свои силы в изобразительном искусстве. Разнообразные изобразительные материалы, предлагаемые детям для воплощения творческих замыслов, произведения живописи Нины Валейской, Надежды Выучейской, Юрия Апицына и др. Создаётся положительная эмоциональная среда через доброжелательное отношение педагогов, что не оставляет равнодушным ни одного ребенка. Вместе с воспитателем дети создают свои рисунки - произведения, в которых передают красоту северной природы.

Для развития у детей экологически грамотного, бережного отношения к окружающему специально оборудован экологический уголок. В нём представлены: коллекция минералов, гербарии, комнатные растения, ландшафты Арктики и тундры. Он позволяет детям получить представления о многообразии северной природы. На основе приобретенных знаний у детей формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают у детей не только интерес к природе, но и способствуют формированию лучших черт характера, таких как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Для формирования у детей эстетического вкуса к художественному слову, эмоциональной отзывчивости педагогам помогает библиотека. Здесь проводятся занятия по ознакомлению с художественными произведениями ненецких поэтов и писателей Прокопия Явтысого, Алексея Пичкова, Василия Ледкова, Антона Пырерки и других. Организуются литературные вечера, досуги, викторины. Здесь представлены печатные издания: журнал для детей «Пунушка» на русском и ненецком языках, «Выӈгы вада» («Слово тундры»), газета «Нярьяна вындер». Дети могут домой взять с полки любую понравившуюся книжку, рассмотреть её, прочитать вместе с родителями.

Отдельный уголок библиотеки отведен для детской театрализованной деятельности. В нём находятся куклы, атрибуты декорации для разных видов театров: пальчикового, плоскостного, куклы би-ба-бо и т.д. Играя в театр, воспитанники ДОУ становятся одновременно режиссёрами и актёрами. Они учатся воплощать свои творческие замыслы, находить и выбирать выразительные средства для показа спектакля, особенно при инсценировании ненецких сказок: «Посабтёда нявакоця» («Заяц-хваста»), «Ехобэй сёкоця» («Потерянная песенка») и т. д. Самое главное, что при исполнении той или иной сказки дети проговаривают слова персонажей.

С большим вниманием относятся в детском саду к созданию условий для самостоятельной деятельности. В распорядке дня обязательно предусмотрено личное время ребенка. Детям предоставлена возможность использовать по своему усмотрению различные предметы, материалы и оборудование, обеспечены их выбор и доступность. В групповых комнатах дети могут по желанию лепить, рассматривать иллюстрации в книгах, разыгрывать сценки.

^ Методическая литература. Используем в работе учебное пособие «Ебцотако тохолку» (Малыш учится) и «Картинный словарь ненецкого языка» М.Я. Бармич, ненецко-русские словари, сборники ненецких игр.


  1. Результативность

Результативность опыта отслеживалась ежегодно в течение 3 лет работы (младшая, средняя, подготовительная группы) посредством тестовой методики.

Мы выяснили, что использование созданной предметно-развивающей среды в работе с детьми при обучении ненецкому языку способствует положительным изменениям, повышению самооценки ребёнка, родители результатами довольны, т.к. дети всегда выступают на утренниках, концертах. Участвуя в занятиях, ребёнок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам, радуется тому, что знает уже больше слов, может строить предложение.

Наблюдение за проведением серии занятий в группе позволило нам сделать вывод, что в результате дети стали более активными, повысился интерес к занятиям. Их ответы стали более полными, содержательными, точными. Расширился словарный запас. Уровень грамматически правильных ответов значительно повысился. В настоящее время в подготовительной группе есть дети 6-7 лет и одна девочка 5 лет. Дети в группе уже составляют небольшие предложения. Словарный запас значительно увеличился. Проводила тест с помощью рисунков на знание и использование слов по теме «Сывы» («Зима). Попросила детей нарисовать картинку про зиму и проговорить слова на ненецком языке. Дети нарисовали сугробы (паромдэй), снежинки (сыра’ сэв”), северное сияние (харп), заснеженный чум (мя”), озеро (то), сову (ханибцё), куропатку (хабэвко) метель (хад) и т.д. Затем подписала все слова на ненецком языке, а дети сами подсчитали, сколько слов на родном (ненецком) языке они знают. Выявили победителей. Дети, умеющие читать, сами прочитали и повторили то, что мы проходили по теме.

Диагностическое обследование уровня речевого развития детей за 2012-2013 учебный год показало, что из 17 детей в подготовительной группе хороший уровень имеет 11 (65 %). К концу года по сравнению с началом года наблюдается рост на 24%. Средний уровень имеет 5 детей (29%). В конце года низкий уровень показал 1 ребёнок (6%), а в начале года он наблюдался у 5 детей (29%). Результаты обследования воспитанников свидетельствуют о положительной динамике.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что создание условий, т.е. определённой предметно-развивающей среды в детском саду, обстановки и ситуаций во всех режимных моментах, влияет на положительную динамику формирования элементарных речевых навыков, развивает интерес и осмысленное восприятие жизни людей в тундре, способствует осмыслению понятий: человек, семья, родная земля, тундра, Ненецкий автономный округ, родной язык.



Похожие:

Тема опыта: «Формирование элементарной ненецкой речи у детей дошкольного возраста через создание предметно-развивающей среды» Автор опыта: Ноготысая Нина Софроновна, воспитатель мбдоу «Детский сад п. Нельмин-Нос» iconТема опыта: «Формирование представлений о природе родного края у детей старшего дошкольного возраста через использование системы наблюдений на прогулках» Автор опыта
Автор опыта: Чугунова Е. Г., воспитатель мб доу «Детский сад комбинированного вида №62 г. Нарьян-Мара»
Тема опыта: «Формирование элементарной ненецкой речи у детей дошкольного возраста через создание предметно-развивающей среды» Автор опыта: Ноготысая Нина Софроновна, воспитатель мбдоу «Детский сад п. Нельмин-Нос» iconТема опыта: «Развитие произвольной зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» Автор опыта
Автор опыта: Вокуева Галина Юрьевна, воспитатель мб оу «Детский сад п. Каратайка»
Тема опыта: «Формирование элементарной ненецкой речи у детей дошкольного возраста через создание предметно-развивающей среды» Автор опыта: Ноготысая Нина Софроновна, воспитатель мбдоу «Детский сад п. Нельмин-Нос» iconТема опыта: «Развитие речи дошкольников посредством развития мелкой моторики рук» Автор опыта: Бобрецова Екатерина Григорьевна, воспитатель мбдоу «Детский сад комбинированного вида №62»
Автор опыта: Бобрецова Екатерина Григорьевна, воспитатель мбдоу «Детский сад комбинированного вида №62»
Тема опыта: «Формирование элементарной ненецкой речи у детей дошкольного возраста через создание предметно-развивающей среды» Автор опыта: Ноготысая Нина Софроновна, воспитатель мбдоу «Детский сад п. Нельмин-Нос» iconТема опыта: Развитие творческих способностей детей через театрализованные игры Автор опыта
Автор опыта: Выучейская Наталья Дмитриевна, воспитатель мб доу «Центр развития ребенка – детский сад п. Искателей»
Тема опыта: «Формирование элементарной ненецкой речи у детей дошкольного возраста через создание предметно-развивающей среды» Автор опыта: Ноготысая Нина Софроновна, воспитатель мбдоу «Детский сад п. Нельмин-Нос» iconТема: «формирование речи детей раннего возраста путем развития мелкой моторики рук». Автор опыта: Вартанян Арменуи Григорьевна, воспитатель мдоу «Центр развития ребенка детский сад №122» г. Краснодар 2010 г. Рецензия
Автор опыта: Вартанян Арменуи Григорьевна, воспитатель мдоу «Центр развития ребенка детский сад №122»
Тема опыта: «Формирование элементарной ненецкой речи у детей дошкольного возраста через создание предметно-развивающей среды» Автор опыта: Ноготысая Нина Софроновна, воспитатель мбдоу «Детский сад п. Нельмин-Нос» iconТема опыта: «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с использованием сказкотерапевтической песочной терапии» Автор опыта
Автор опыта: Шубина Татьяна Борисовна, педагог – психолог мб доу «Детский сад комбинированного вида №3 г. Нарьян-Мара»
Тема опыта: «Формирование элементарной ненецкой речи у детей дошкольного возраста через создание предметно-развивающей среды» Автор опыта: Ноготысая Нина Софроновна, воспитатель мбдоу «Детский сад п. Нельмин-Нос» iconАвтор опыта: Рослякова Татьяна Евгеньевна, инструктор по физической культуре мб доу «црр – детский сад «Гнездышко»
Тема опыта: «Гендерно – ориентированный подход как средство обогащения двигательного развития детей дошкольного возраста на физкультурных...
Тема опыта: «Формирование элементарной ненецкой речи у детей дошкольного возраста через создание предметно-развивающей среды» Автор опыта: Ноготысая Нина Софроновна, воспитатель мбдоу «Детский сад п. Нельмин-Нос» iconАвтор опыта: Рочева Людмила Александровна, воспитатель муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Заполярного района»
Тема опыта: «Использование метода проектирования для развития художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности...
Тема опыта: «Формирование элементарной ненецкой речи у детей дошкольного возраста через создание предметно-развивающей среды» Автор опыта: Ноготысая Нина Софроновна, воспитатель мбдоу «Детский сад п. Нельмин-Нос» iconТема опыта
Автор опыта: Рассохина Марина Юрьевна, музыкальный руководитель мбдоу детский сад общеразвивающего вида п. Красное
Тема опыта: «Формирование элементарной ненецкой речи у детей дошкольного возраста через создание предметно-развивающей среды» Автор опыта: Ноготысая Нина Софроновна, воспитатель мбдоу «Детский сад п. Нельмин-Нос» iconГбоу детский сад №1367 старший воспитатель Копылова И. А
Вопрос создания предметно-развивающей среды доу на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новыми Федеральными государственными...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты