Тема опыта: «Игровые программы с элементами театрализации как средство нравственного и эстетического воспитания детей» Автор опыта: Майорова А. А., педагог-организатор мбоу дод «Дом детского творчества п. Искателей» Пояснительная записка icon

Тема опыта: «Игровые программы с элементами театрализации как средство нравственного и эстетического воспитания детей» Автор опыта: Майорова А. А., педагог-организатор мбоу дод «Дом детского творчества п. Искателей» Пояснительная записка



НазваниеТема опыта: «Игровые программы с элементами театрализации как средство нравственного и эстетического воспитания детей» Автор опыта: Майорова А. А., педагог-организатор мбоу дод «Дом детского творчества п. Искателей» Пояснительная записка
Майорова А. А
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Тема опыта: «Игровые программы с элементами театрализации как средство нравственного и эстетического воспитания детей»

Автор опыта: Майорова А. А., педагог-организатор МБОУ ДОД «Дом детского творчества п. Искателей»

Пояснительная записка

С древних времён разные формы театрализованного действия служили наглядным эмоциональным способом передачи знаний и опыта. Позднее театр, как вид искусства, стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Сочетая возможность нескольких видов искусства - актёрской игры, музыки, живописи, танца, литературы -кукольный театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка.

Театр, где играют дети, явление самобытное, и, создавая детский спектакль, нельзя игнорировать законы детской игры и учить детей играть «по взрослому». Нужно искать возможности, которые присущи именно детской природе. Необходимо пользоваться понятными для них методами, ставить реальные и выполнимые, конкретные и понятные цели, предоставлять возможность самовыразиться. В детском спектакле можно найти перечень детских проблем и показать способы их решений.

Актуальность опыта по постановке детского кукольного спектакля состоит из поставленной цели: ориентировать педагогов, режиссеров на создание условий для активизации эстетических установок учащегося, как необходимых характеристик его мировосприятия и социального поведения.

Ценность данной работы в том, что весь представленный в ней материал является апробированным и адаптированным, основан на многолетнем опыте. Сценарий может использоваться не только в детском коллективе, но и во взрослых объединениях.

Основные задачи:

  1. Кратко рассказать о существующих методах создания сказочного образа и адаптировать их на детский коллектив.

  2. Помочь в решении технических проблем, которые возникают при постановке детского кукольного спектакля.

  3. Выполнить социальный заказ в потребностях эстетических впечатлений.

Учащиеся овладевают методами работы над ролью, навыками коллективного творчества и непосредственного вхождения в образ. Через исполнительское искусство в их сознании создается модель выхода из конфликтной ситуации, развивается наблюдательность, образное мышление и импровизационное самочувствие.

В процессе работы над кукольными спектаклями происходит духовное развитие юных актеров и зрительской аудитории. Увидеть кукол на ширме и передать образ сказочных персонажей - всегда запоминающееся событие в жизни зрителя - ребенка.

Дошкольники и учащиеся младших и средних классов в п. Искателей имеют возможность ежегодно посещать кукольные спектакли в исполнении учащихся клуба по интересам «Театр кукол «Домовенок».

В программе дополнительного обучения предусмотрена работа над театральными образамив спектаклях. Во время подготовки игровых программ с элементами театрализации,учащиеся приобретают основы актёрского мастерства, навыки работы с партнёром,которые отрабатываются в сценических этюдах имизансценах.

Работа в кукольном жанре требует от учащихся физической и эмоциональной выносливости. На индивидуальных занятиях дети обучаются актёрскому мастерству, сценической речи, т.е. получают комплексную подготовку.

Чтобы отработать и закрепить умения и навыки, учащимся предоставляется возможность многоразовой игры в спектаклях для различной зрительской аудитории.

В данной работе представлен сценарий кукольного спектакля «Домовенок Кузька в гостях у Бабы-Яги» по сказкам Т. Александровой.

Процесс работы над спектаклями тренирует у учащихся:

-умение переводить решение актерской задачи в непрерывную линию действия, выстраивать её и реально осуществлять на сцене;

  • умение не пропускать звенья в цепочке логических действий;

  • умение простраивать сквозное действие, идущее к сверхзадаче;

  • умение создавать живые образы с помощью выразительных средств;

  • способность искренне верить в воображаемую ситуацию (перевоплощаться).

Предлагаемые методы адаптированы к детскому театральному коллективу. Но не обязательно соблюдать их в точности. Просто нужно учитывать возраст учащихся, их интерес к конкретной теме, возможность новых способов выражения.

Методы изложены в определенной последовательности, но это лишь формальность, ее не обязательно соблюдать. Работать над образами героев лучше комплексно, чередовать «застольный период» и этюдный метод, соединять домашние «заготовки» и работу над текстом и т.д.

Предлагаемый сценарий можно использовать как полностью, так и фрагментарно. Музыкальные заставки можно заменить другими в соответствие с видением и вкусом музыкального работника или режиссера.

Участвовать в фестивалях и конкурсах, пока не представляется возможным, так как в учреждении слабая материально-техническая база (отсутствие видеокамеры, проблемы с транспортом и расходами на выезд за пределы округа и т. д.) поэтому спектакли не имеют «регалий», но, после представления «на суд» юных зрителей, имеют большой успех.

Данная методическая рекомендация может быть полезной для педагогов дополнительного образования, мастеров детского театрально цеха, а также для всех любителей театра.

^ Глава 1. Методы работы над образом в кукольном спектакле.

Вступление


В отличие от других видов искусства, которые точно зафиксированы в слове, звуках, красках - искусство театра существует только «сегодня, здесь, сейчас». Проблема актёра, одна из самых сложных в искусстве театра. Актёр - это творец сценического образа и материал из которого этот образ создается.

Кто же такой актёр? «Роль, лицо, личность, представляемая лицедеям, актёром, самые речи его, или всё, что к сему относится» - таково толкование Даля.

Что значит представить роль? Как говорил Островский: «Докончить, воплотить данные автором характеры и положения, возродить в жизнь извлеченные из жизни идеалы». Исходный материал в работе актёра - роль, часть пьесы. В игре актёра, в его сценическом существовании оживают и речь действующих лиц, и «всё, что к нему относится».

Работа над образом - процесс длительный. Каждый актер по-разному работает над ролью, у каждого «своя кухня». Спектакль не имеет устойчивой формы, он все время уточняется, дополняется, «отшлифовывается», а, значит, развивает стремление к идеальному образу.

Система воспитания актёра К.С.Станиславского является основополагающей и более распространенной среди творческих деятелей реалистического направления. Процесс овладения актерским мастерством Станиславский условно разделил на два этапа: «работа над собой» и «работа над ролью». Но их нельзя рассматривать отдельно, так же как и разделение техники актера на внутреннюю и внешнюю.

Задачей воспитания профессионального воспитания актёра является вооружение его методами работы над ролью. Рассмотрим основные этапы.

1. Метод изучения действительности, которая должна найти своё отражениев сценическом образе.

  1. Анализ материала, данного драматургом.

  2. Метод актёрской работы на репетициях, дома и на спектакле.

Всё это имеет целью подготовить момент творческого перевоплощения, т.е. органичное рождение сценического образа. Работа над спектаклем напряженный, сознательный акт актёра над собой и есть содержание творческого процесса. Он превращает всё, что накоплено в процессе предварительной работы в одно целое - законченный сценический образ.

Создание образа не должно заключатся в поиске жестов, пластики, интонации, т.е. внешней выразительности. Нужно определить цель- «сверхзадачу», ради чего играть спектакль. Автор заостряет внимание читателей на воспитательной функции любого педагога. Создание спектакля - это не самоцель, а средство формирования личности. Поэтому, в работе с детьми выражение: «все средства хороши», неприемлемо.

Без чего не обходиться и что включает в себя работа над ролью?

1. Богатство конкретных наблюдений - необходимое условие истинного знанияжизни (умение наблюдать, работать с литературой, обобщать знания.)

2. Фантазирование роли (изучение действий, конкретного поведения, поступкаобраза в различных обстоятельствах.) Изучить - значит создать прошлое и сегодняшнее условие жизни данного персонажа. Но всегда исполнитель должен держать направление к сверхзадаче и сквозному действию роли.

3. Вскрытие подтекста (определение того, что стоит за словами), созданиенепрерывной киноленты видений. Линия мыслей, действия, воображения разрабатываются вне репетиций.

4. Работа над внешней характерностью. Разработка элементов внешнейхарактерности, (они появляются не произвольно). Новое мироощущениеисполнителя - образа, дает и внешнюю характерность (от внутреннего квнешнему, и от внешнего к внутреннему), а также обусловлено костюмом,гримом, возрастом, физическим самочувствием персонажа и другимиособенностями.

5. Домашние этюды должны подпитывать репетиции.

Это основные этапы работы. Но рассмотрим их более детально.

«Распределение ролей»

При постановке полноценного кукольного спектакля, дети учатся исполнять характерные образы, где на всей его протяженности должны держать линию поведения, правильно расставлять смысловые и эмоциональные акценты, следить за развитием роли.

Первое прочтение сценария кукольного спектакля вызывает бурную реакцию среди учащихся. Им нравятся образы, конфликтные ситуации, интриги и финал сказки, где побеждают положительные герои. Так учащиеся стараются понять всю пьесу, прислушиваются к каждому образу, их внимание сосредоточено на целом. При подборе возможных вариантов ролей подключается процесс анализа текста.

Раньше учащиеся переписывали текст от руки, они вписывали в тетрадку «хвост» реплики партнера - его последние слова, это отнимало много времени. Если не видеть весь текст, невозможно понять значение образа, соотнести смысл образа - с целым - системой образов. Поэтому, лучше делать ксерокопии всего текста, что позволяет учащимся принять активное участие в анализе пьесы.

Если задействовать ребят в распределении ролей, они очень часто догадываются, кому какой образ придется играть. Во-первых, это поддерживает мотивацию к активной деятельности, во-вторых, позволяет максимально учесть потребность детей. Еще одно обстоятельство, которое необходимо держать во внимании: не повторить образы, которые ребята уже сыграли в прошлом году; дать им возможность попробовать себя в другом амплуа, а иногда создать абсолютно противоположный характер!

При повторной работе над сказкой ребята подходят к созданию образа более осознано. Необходимо проделать большую работу, для того, чтобы каждая роль была особым характером и говорила своим языком.

Установив для себя общий принцип актерской игры в данной пьесе, режиссер должен определить актерские возможности в данной роли, как бы идеальное разрешение роли: понять какие качества определяют сущность образа, и насколько они важны. Режиссер должен научиться увлекаться той задачей, которая стоит перед актером, и тем актером, который у него есть.

«Замысел роли»

Первые наброски роли рождаются уже при первом чтении пьесы.В душе возникает «завязь» образа. Эти первые впечатления учащиеся обязательно должны зафиксировать, записать, нарисовать, так как этот эмоционально-чувственный отклик чаще всего является интуитивно правильно выбранным. «Первое впечатление - это компас, которым надо проверять весь процесс работы». Но прийти к замыслу от первого впечатления не просто.

Прочтен текст, определено главное, сопоставлены возможные решения, возникает трактовка роли, затем складывается решение. «Но замысел роли должен быть частицей замысла пьесы. Нужно почувствовать природу спектакля, понять по каким законам выстраивается в нем сценическая жизнь»

Юный артист по-своему, сообразно с собственной индивидуальностью ощупает, почувствует, угадает пьесу.

«Идейно-тематический анализ пьесы»

Самое главное - заинтересовать, увлечь учащихся литературным материалом (пьесой или сценарием). Поначалу интерес каждого исполнителя сосредотачивается на своем образе, а не на всей пьесе.

Артистам предстоит разобраться в ней, в своей роли, проанализировать ее, пройти долгий путь репетиций. Но сначала нужно вместе со всеми исполнителями сделать идейный анализ пьесы, понять логику борьбы, наметить события.

Определение темы и сверхзадачи - с этого должна начинаться общая работа над спектаклем для всех её участников (разумеется, режиссер уже полностью проанализировал пьесу и лишь «подталкивает» исполнителей, задает наводящие вопросы, расставляет смысловые акценты).

Отыскивание сверхзадачи тесно связано с определением главного события, оно сделает ясным интересы персонажей, выявит логику борьбы, обусловит цепочку событий.

Анализ пьесы всегда представляет некоторую сложность не только для учащихся, но, если сказать правду, для многих режиссёров, даже когда есть большой опыт работы. Станиславский говорил: «Я считаю самым важным и основным глубокое изучение текста. Главное уметь правильно его прочитать».

Что должен знать актер о роли:

  • Кто я?

  • Где, когда и что происходит со мной?

  • Участником, каких событий я являюсь?

  • Что я делаю?

  • В каких обстоятельствах?

  • Почему я это делаю и для чего - моя цель?

Конечно, не все учащиеся младшего школьного возраста смогут точно сформулировать ответы на данные вопросы. Но нужно давать ребенку посильные задачи, содержащие точные цели, которые данный исполнитель может определить и достичь сегодня, на этой репетиции.

Идейно-тематический анализ пьесы называется «застольным» периодом, но это не значит, что нужно сидеть пока окончательно не сделаешь разбор. Когда будут определены:

  • сверхзадача пьесы;

  • тема;

  • основные события;

  • «зерно» образа - уже могут начинаться поиски действий.


«Домашняя работа»

Когда роли распределены и текст уже на руках, в работе над образом может помочь выписка слов, которые отражают качества изображаемой личности. Чтобы лучше понять характер образа, учащиеся могут написать «биографию образа». Сочинить, опираясь на факты пьесы, «дожизнь» своего героя.

Создание биографии роли - звено в процессе накопления знаний о роли, проникновение в нее. Здесь учащиеся должны научиться соотносить поступки, действия, жизненные ситуации с человеком, которого им придется играть, понимать, логично ли для него такое поведение. А для этого им нужно хорошо представить характер, темперамент героя, чтобы вписать вымышленную жизнь в роль. Выдумывать ее не надо. Ее надо создавать работой мысли и воображения, надо находить точки соприкосновения жизни роли со своей жизнью, чтобы как-то сцепить, связать эти две судьбы. Биография нужна не сама по себе, а тем, что она пробуждает в эмоциональной памяти актера.

Можно предложить учащимся прожить один день образа. Придумать манеру поведения, походку, мимику, а также стараться мыслить и оценивать жизненные факты и события от лица образа. Можно жить в современных предлагаемых обстоятельствах, можно придумать ее согласно предлагаемым обстоятельствам пьесы.


«Этюдное проигрывание»

Каждая пьеса - это особый мир со своими, только ему присущими условиями существования, законами жизни. Где герои по - разному дышат, думают, разговаривают.

Когда постепенно погружаешь актёров в мир мыслей их персонажей, у исполнителей возникает желание действовать. Этюдные поиски помогают найти поступки героев, когда исполнители еще не знают текста.

Учащиеся должны иметь представление не только о сверхзадаче, теме, идее пьесы, но и наметить сквозное действие своей роли. Любое действие, осуществляемое учащимся, возможно только на почве предлагаемых обстоятельств. Исходя из сверхзадачи, исполнителям вместе с режиссером, надо создать комплекс предлагаемых обстоятельств, выстроив их по линии основного действенного конфликта.

Работа над этюдами должна развиваться не по линии придумывания и фиксации чего-то, а по линии уточнения предлагаемых обстоятельств, событий и действий, логики поступков. Обычно этюды не повторяются как таковые. Что-то в них меняется, дополняется. Критерием для проверки является текст автора.

Прием работы этюдами является звеном в «методе физических действий» К.С. Станиславского – это прием, с помощью которого сознательно включается в процесс вся органика актера, вся его творческая природа. Суть его состоит в том, что если точно и последовательно выполнять действия персонажа, можно воссоздать в актерском аппарате предпосылки к возникновению переживаний и чувств, аналогичных переживаниям и чувствам героя. Для «метода физических действий» важно, чтобы физический аппарат, тело, пластика, голос были подготовлены к самым разнообразным физическим действиям, чтобы тело точно и быстро могло реагировать на внешние изменения.

Так как дети очень редко приходят на занятия в «форме», автор рекомендует перед занятием, репетицией обязательно проводить тренинг на быстрый разогрев психофизического аппарата, который настраивает внимание, тренирует голос и тело. Существует множество тренингов, здесь нет точного рецепта. Главное последовательность и систематичность тренировки учащихся. Тогда они будут способны к максимальной концентрации, тогда от физической и психической натренированности возникает желание действовать. Возникает «разбуженная готовность души и тела артиста» ощутить и воспринять особенности формы, стиля, пластики, ритма пьесы и роли, и выразить эти особенности в своем слове, жесте и мысли. «Как бы страстно артист не хотел отразить, например, переполнившую его радость танцем, он не сможет этого сделать, если у него «корявые» и невыразительные руки, не тренированные ноги. Заниматься танцем, движением совершенно необходимо тем, кто готовит себя к работе в музыкальном жанре».

Очень важна подготовка к первой репетиции. Сложно сказать какие знания и мысли о своей роли может принести исполнитель и насколько они будут важны. Главное - создать условия для творчества.

Необходимо стремиться уйти также от формального выполнения действий, внутренне не наполненного. А для этого стоит тренировать эмоциональную сферу, и мышление, и воображение. Иначе, учащиеся окажутся во власти штампов. «Штампы - готовая форма для изображения отдельных человеческих чувств, состояний, свойств».

Каждый человек неповторим, по - своему необычен. Если учащиеся будут искать что-то особенное в поведении, характере изображаемого лица, то в жизни они станут более наблюдательны и внимательны к другим. Может быть, самое трудное научить их понимать других людей, не всегда похожих на тебя, познать глубину каждого.

«Метод «наговора»

Л.В.Грачева - доцент Санкт-Петербургской академии театрального искусства, режиссер, объясняет смысл этого метода так: «Это непрерывная цепочка видений, мыслей, ассоциаций, проговариваемая вслух, на заданную тему. В основе этого задания лежит единый механизм речевой регуляции психоэмоциональной и физической организации поведения человека в жизни и на сцене. В «наговоре» нет связности, не действуют критерии «правильно-неправильно». Непрерывность речи-мышления и длительность исполнения приводит к бессознательному потоку мышления».

Говоря своими словами, учащиеся должны озвучивать все, что приходит в голову на заданную тему. В данном случае на тему, связанную со спектаклем, создаваемым образом. Это наталкивает учащихся на нужную логику действия, как внутреннюю, так и внешнюю, соединяет личный опыт с мотивами, эмоциями, потребностями. Они могут двигаться по площадке в определенных ритмах, что параллельно развивает многоплоскостное внимание.

Основываясь на опыте работы, можно сказать, что детям метод «наговора» очень нравится. Вот некоторые отзывы и впечатления, после выполнения «наговора»: «вспоминаешь интересные моменты жизни», «хочется не только говорить, но и действовать, показывать ситуацию, даже без предметов», «можно говорить и никто тебя не перебивает». Этот метод очень эффективен, помогает создать общую атмосферу и почувствовать внутренний темп действий в событиях спектакля.


«Работа над текстом»

Когда сознание исполнителя достаточно насыщено творческим материалом в результате изучения жизни и фантазирования об образе, подходит этап работы над текстом.

Задача этого этапа - анализ текста с целью вскрытия его глубинного замысла, подтекста. Это значит нужно определить, почувствовать, понять всё, что скрывается в самой глубине слов. Невысказанные мысли, страсти, конкретные действия, в которых всё это синтезируется и воплощается. Нужно последовательно проследить течение мыслей героя, о чём он думает, произнося те или иные слова. В какой связи его невысказанные мысли (внутренние монологи) находятся с теми мыслями, которые он высказывает.

Текст роли должен стать манящей целью, потребность в ней должна вызревать постепенно. Но работа над ролью, завершающаяся приходом к авторскому тексту, с авторского текста и начинается.

Важным оказывается не только текст роли, но и всей пьесы. Сценические герои должны обрести общее дыхание, а исполнителям необходимо сроднится с ним по ходу репетиций, авторские слова делать подлинно своими словами. От рождения импровизаций, восклицаний, междометий, собственных слов к строгому авторскому тексту, от импровизаций, вольности к дисциплине литературных строк, драматургического стиля, таков путь от физического действия к словесному, от себя к роли.

Источником определения словесного действия является не текст драматического произведения, а подтекст. Это всегда субъективная сторона разговоров персонажа, комплекс личных поведенческих мотивов, оправдание для себя всех высказываний, по Станиславскому - «это не явное, но внутренне ощутимая «жизнь человеческого духа» роли, которая непрерывно течет по словам текста, всё время оправдывая и оживляя их».

Воображение рождает образное представление, видения. Без них произносимый текст будет не убедителен. Нужно создать в своем воображении непрерывную киноленту видений.

Для осуществления словесного действия этого недостаточно, необходимо определить отношение к ней в соответствии со сверхзадачей изображаемого лица.

В результате поиска в процессе репетиций, словесное действие должно окрепнуть, обрести форму - интонацию. Процесс рождения авторских слов, при переходе от этюда к сцене, довольно сложен. Здесь могут помочь «мохнатые слова». В каждой реплике партнера, есть главное «взрывное» слово, идущее в перспективе к главному смыслу. Они составляют группу необходимых слов, без которых персонажи не смогут понять друг друга. И тогда, авторский текст легко ложиться «в прорытые канавки физических действий».

Многократно проигрывая каждое место роли, сцену, но про себя, молча, позволит проследить линию мысли и установить логику. Нужно видеть партнёра в воображении, адресовать авторские слова, принимать реплику.Игра про себя возбуждает внутренние процессы, будоражит фантазию, подготавливая к репетиции. На репетиции внутренний монолог можно произносить в слух. Не просто ждать молча очереди, а оценивать слова партнёра, воздействуя физическим поведением. Внутренний монолог - реакция на произносимые слова.Интонации являются основным выразителем подтекста, тренировать её можно с помощью ничего не значащих сочетаний, «абракадабры».

Так же как мизансцена является формой физического действия, интонация - форма словесного действия. Пусть она родится, импровизированна, пусть варьируется от репетиции к репетиции - но форма должна возникнуть. «В ней овеществляются ваши намерения, мысли, ведения, обретет жизнь сквозное действие и сверхзадача. Так роли, запечатлённые в авторском тексте, вновь воплотятся в слове изреченном, обретёт индивидуальную окраску, действенный смысл».

Подход к созданию характера (образа) нащупывается изнутри (физическое самочувствие второй план и.т.д.) и реализуется на основе действия.


«Введение музыкальных заставок»

Как можно раньше с первых занятий, в работе над этюдами необходимо вводить лейтмотивы, которые будут звучать в спектакле. Музыка создает атмосферу, помогает понять настроение персонажей, вызывает определенные эмоции и ассоциации.

Чаще всего встречается репертуар без музыкального оформления. Тогда приходится находить стилистически подходящие мелодии.

Логика спектакля требует оправданности музыкальных заставок. «Они возникают для того, чтобы создать определенное настроение, украсить переход от одной части спектакля к другой, оправдать смену декораций.

«Чтобы правильно ощутить себя в музыке, понять важность каждого музыкального куска, нужно хорошо знать произведения, знать, как твой образ «работает» на идею спектакля, на общую его линию, знать замысел режиссера. Очень важно чувствовать ритм всего представления и особенно предыдущей сцены, чтобы не снизить его, а развивать действия дальше».


Заключение

Успешным бывает тот спектакль, в котором присутствуют не отдельныесильные образы, а их система, ансамбль исполнителей. Учащиеся должныпомнить, что от каждого из них зависит судьба спектакля, стремиться ксотворчеству, помогать друг другу. Воссоздать жизнь чужой души -это ещё не все! Надо её воссоздать так, чтобы подвести зрителя к верной оценке этой жизни, к оценке с позиции наших дней.

«На сцену не надо выходить для того, чтобы поражать, потрясать своим талантом, красотой, темпераментом и обаянием. Сцене нужен человек, артист, гражданин, который выходит не для того, чтобы развлечь, а чтобы научить, помочь, спасти!»

Эти слова, по мнению автора данной работы, как нельзя лучше выражают смысл театрального искусства.

«Воспитание радостью, живые образы...

Дети любят искать, сами находить. В этом их сила.

Они всегда чувствуют себя Колумбами,

не устают удивляться многочисленным чудесам жизни».

И.А. Андрианова - Голицына


Глава 2. Методические рекомендации к кукольному спектаклю «Домовенок Кузька в гостях у Бабы Яги»


Детский праздник, посвященный празднованию Дня защиты детей - это особая аура праздника, счастья, ощущения чуда. Создание кукольного спектакля - процесс увлекательный. Необычное настроение, ожидание предстоящего выступления предаёт учащимся дополнительные силы в работе.

Спектакль «Домовенок Кузя в гостях у Бабы Яги» станет важным, торжественным событием в жизни исполнителей, если выстроить его по всем законам работы над кукольным спектаклем.

Начать работу над сценарием нужно с идейно- тематического разбора. В спектакле «Домовенок Кузя в гостях у Бабы Яги» тема - «Дружбы» доказывает сверхзадачу -«Утверждение дружеских отношений».

В этом спектакле, Домовенок Кузька, спасаясь от пожара, который он сам и устроил, не слущая старших об опасности игры с огнем, убегает в лес прихватив с собой волшебный сундучок. В лесу он знакомится с Лешиком, внуком старого лешего деде Диодоха. Сквозной задачей всего спектакля – найти деревеньку на берегу речки, где дом на берегу стоит. Ведь по замыслу домовой не может жить вне дома. На пути друзья преодолевают множество препятствий. Лешик думая, что дом для плохого настроения Бабы Яги может служить домом для домового, ведет Кузьку туда. Но у них ничего не выходит. В это же время Баба Яга узнает о волшебном сундучке и решает его выманить у Кузьки обманом. Она заманивает Кузьку с Лешиком в дом для хорошего настроения и пытается выяснить, что же такого волшебного в этом сундучке. Таким образом, появляются два героя, у которых две цели:Лешик пытается Кузьке помочь найти дом, Баба Яга пытается выкрасть сундучок у Кузьки. Сверзадача спектакля «с помощью дружбы преодолеть все препятствия сохранить волшебный сундучок и найти свой дом».

Основными событиями спектакля могут быть:

  1. Дом плохого настроения.

  2. Дом хорошего настроения.

  3. Сундучок.

  4. Кикиморы болотные.

  5. Лучший дом на свете.

Начинать работу необходимо с чтения и анализа текста. Когда текст проанализирован, можно приступить к распределению ролей. Здесь самое главное, выяснить, какие характеры у героев. Обговорить все стороны характерных героев. Затем можно каждому участнику коллектива попоробоваться на роли. Вот роли распределены, начинается работа над спектаклем. Репетиции проводятся над каждой сценой. В сцене также происходит разбор и анализ текста. Устанавливается «сверхзадача» данной сцены. Все сцены должны стремится к основной кульминации. Важно, чтобы учащиеся научились не сбиваться с дыхания, работали на опоре.

Оформление сцены может быть как пышным детальным, так и максимально условным. Вариант более простого оформления следующий: если место действия определить как лесную поляну, то необходимо продумать, как будут меняться дома.

Особое внимание стоит уделить шумовому, музыкальному и световому решению спектакля. На колдовстве можно поиграть светом, чтобы создать волшебную атмосферу. Если, конечно, есть световая техника, если нет - просто на этих моментах включать и выключать свет. Куклы изготавливаются по задумке художника оформителя и мастера по пошиву кукол. Предложенные автором образы обусловлены предлагаемыми обстоятельствами пьесы. Они возможны, но не категоричны. Методические рекомендации по подготовке спектакля можно использовать буквально, а можно взять за основу, дополнить, изменить, адаптировать, исходя из возрастных особенностей, материальных и технических возможностей конкретного театрального коллектива.

Сценарий кукольного спектакля «Домовенок в гостях у Бабы Яги»

по сказкам Т. Александровой

Действующие лица (тростевые куклы):

  1. Домовенок Кузя

  2. Лешик

  3. Баба Яга злая

  4. Баба Яга добрая

  5. Кикимора 1

  6. Кикимора 2

  7. Русалка 1

  8. Русалка 2

  9. Водяной

  10. Медведь

  11. Лиса

  12. Дед Диадох

  13. Сорока – белобока - перчаточная

  14. Дятел - перчаточная

  15. Девочка

  16. Худой кот – перчаточная

  17. Толстый кот – перчаточная

  18. Маленький домовой - марионетка

Реквизит:

  1. Задник с фоном леса

  2. Дом плохого настроения с утварью (С печкой лавкой, чугунок и сковорода, метла)

  3. Дом хорошего настроения с утварью (стол с самоваром, блюдом с выпечкой)

  4. Коряги и кочки для болота

  5. Декорация реки

  6. Деревенская изба лицевая сторона и внутренняя

  7. Веник

  8. Сундучок

  9. Мука

  10. Кусочек бересты


Пролог

Голос за кадром.

Однажды девочка Настя нашла у себя дома, под веником, непонятное существо. Оно было лохматое, в красненькой рубашке, лапоточках и с блестящими глазами.

Лохматик оказался домовенком Кузькой, которому от роду было только семь веков, а для домовых – это как семь лет. И Насте тоже исполнилось семь лет, и они с Кузькой сразу подружились.

У домовенка Кузьки был его сундучок. Этот сундучок был волшебный. Он мог рассказывать интересные сказки и истории. Вот и рассказал домовенок и его волшебный сундучок девочке удивительную историю Кузькиных приключений.


^ Задник ширмы оформлен деревьями (лес). Звучит таинственная музыка, на ширме на фоне леса появляется избушка на курьих ножках, перед избой появляется кот на цепи.


Голос за кадром.

Когда-то давным-давно, много столетий назад, жил Кузька с другими домовятами – Афонькой, Адонькой, Сюром и Вуколочкой – в своей деревеньке. Но в один прекрасный день не послушались домовята взрослых и стали играть с огнем. Случился большой пожар, и Кузька убежал от него в лес. В лесу он встретился с маленьким лешим Лешиком и его дедушкой Диодохом. И все бы хорошо – да ведь только лешие живут в лесу, а домовой без дома, без печки просто не может. А у Бабы Яги было целых два дома и целых две печки…Тем временем зима наступала. И вот решил Лешик отвести Кузьку к Бабе Яге и до весны его там пожить оставить. А уж весной поискать Кузькину деревеньку.

^ Сцена 1

Дом плохого настроения


Под музыку на ширме появляются Лешик и Кузька. Худой Кот на них шипит, потом начинает лапой умываться.


Кузька:

Избушка, избушка встань к лесу задом, к нам передом.


Избушка не реагирует, звучит музыка, на ширму вылетает дятел, садится на крышу избушки, стучит в крышу клювом и изба со скипом опускается за ширму, под музыку изба появляется на ширме уже обратной стороной, в клубах пыли (муки) на фоне избы появляются Кузька и Лешик. Чихают и кашляют.


^ Кузька:

Сей же час подмету. Вот и метла.

Лешик:

Ох, не мети! Улетишь на этой метле неведомо куда. Яга то в ступе летает, то верхом на этой метле!

^ Кузька:

Тут мыши вместо домовых, что ли? Беда хозяевам, у кого они домовые. Уж я – то наведу здесь порядок!

Лешик:

Что ты, Кузя! Баба Яга тебя за это съест. Тут у нее Дом для плохого настроения. Сердится она, когда нарушают ее порядки или беспорядки.


Звучит тревожная музыка, вой ветра, дом начал шататься. Лешик сажает Кузьку в чугунок, сам садится сверху. В клубах пыли (муки) на ширме появляется Баба Яга.


Баба Яга:

У - у - у! Лечу-у-у! Незванные гости глодают кости! А у меня и от гостей одни косточки остаются. Ну, чего пожаловал?

^ Лешик:

Здравствуйте, Бабушка Яга!

Баба Яга:

Непрошеный гость, а еще кланяется, вежливостью хвалится! А сам на чугуне расселся. Лавок тебе мало? Еще и сковороду подложил. Для мягкости что-ли?

Лешик:

Повидаться пришел. Ты ведь мне бабушка, хотя и троюродная. Летаешь высоко, смотришь далеко. Кругом бывала, много видала.

Баба Яга:

Где была, там меня уже нету. Чего видала – не скажу.

^ Лешик:

Я только в лесу бывал, деревья видал. А не попадалась ли тебе маленькая деревенька над небольшой речкой?

Баба Яга:

Смотри сам не попадись мне на обед или на ужин!

^ Лешик:

Меня есть нельзя. За это в лесу житья тебе не будет. Дедушка Диодох как полкой наподдаст!

Баба Яга:

Ладно! Не бойся, не трону. Проку от тебя, тощего комара! Не люблю я вас, леших, терплю только. В вашем лесу живу, куда деться!

^ Лешик:

А домовых любишь? Маленьких домовят? Домовые ведь, как и ты, в дому живут!

Баба Яга:

Неужто нет? Еще как люблю! Толстенькие они, мяконькие, как ватрушки!

^ Лешик:

Бабушка Яга! Домовые - тоже твоя родня. Разве родных можно есть?

Баба Яга:

Неужто нет? Поедом едят! Домовые мне кто? Седьмая вода на киселе. Вот, с киселем и едят! Погоди-ка! Бегает тут по лесу один лохматенький, на ногах корзинки, на рубахе картинки. Так, где он, говоришь?


Чугунок зашевелился. Появился клуб пыли, и чихание.


Баба Яга:

Кто в чугуне чихает?!


Раздается громкий стук. В этот момент звучит музыка, ойконье Кузьки, оханье Лешика. Кузька появляется Кузька из чугуна. Лешик и Кузька убегают за ширму. Баба Яга удивленно замирает затем бросается за ними следом. Изба опускается за ширму и поднимается, лицевой стороной. На крыше сидит дятел и стучит в крышу. Тут же появляется Баба Яга и кричит в след убегающим друзьям.


Баба Яга:

Улю – лю! Догоню! Поймаю! Чего избу долбишь? Не видел, куда побежали?

^ Дятел:

К деду Диадоху, на тебя жаловаться!

Баба Яга:

Я ж их не съела! Чего попусту жаловаться? Съела бы, тогда и жалуйтесь кому хотите! Да пропади они пропадом!


Баба Яга уходит с ширмы, громко зевает, затем слышится ее громкий храп, изба удаляется с ширмы вместе с Ягой. Звучит музыка, затем плеск воды, на ширме появляется декорация лесной речки и корыто. На ширме появляются Лешик и Кузька. Они садятся в корыто.

^ Лешик:

Собственный корабль Бабы Яги! А кто не знает, корытом называет! Плыви куда знаешь

Сцена 2

Дом хорошего настроения


Звучит музыка. Куклы в корыте плывут по кругу ширмы. Под музыку декорация с речкой и куклами уходит на задний план. На переднем плане появляется лицевой стороной Дом хорошего настроения. У дома сидит Толстый Кот. Под веселую музыку появляется Кузька за ним Лешик.


^ Кузька:

Кто с нами, кто с нами петь и плясать!

Лешик:

Сразу бы нам сюда! Такой дом и в зимней спячке не приснится. Это у Бабы Яги для хорошего настроения. Она здесь всегда добрая.

^ Кузька:

А вдруг вернется Яга, увидит меня и съест до крошечки?

Лешик:

Нет. В этом доме она никого не тронет.

Кузька:

Гостей намывает! Кого бы это? Батюшки светы, он нас намыл! Мы гости!


Звучит музыка. Кузька с Лешиком заходят за дом. Дом опускается за ширму и поднимается вместе с куклами внутренней стороной.

Кузька:

Хороший тут домовой хозяйничает, да небось не один. Эй, хозяева дорогие! Где, вы? Я пришел!


Звучит вой, затем тревожная музыка.

Кузька:

Это гость какой-то несчастненький жалует!


Кузька и Лешик прячутся за край дома. Их немного видно.

Кузька:

Ты уверен, что нас тут не тронут?


Звучит звон колокольчиков, затем веселая плясовая музыка. На ширме появляется Баба Яга, она замечает Кузьку и Лешика.


Кузька:

Ой, батюшки!

Баба Яга:

Это кто ж ко мне пришел? Гостеньки разлюбезные пожаловали погастить-навестить! Красавцы писанные, драгацунчики мои! И куда ж мне вас, гостенечки, поместить-посадить? И чем же мне вас, гостюшечки, угостить-усладить?

^ Кузька:

Чего это она? Или может это совсем другая Яга?

Лешик:

Ой, что ты! В лесу Яга одна! В том доме – такая, в этом – этакая. Здравствуй, Бабушка Яга!

Баба Яга:

Здравствуй, здравствуй, внучек мой бесценный! Яхонт мой! Изумрудик мой зелененький! Родственничек мой, золотой, бриллиантовый! И ведь не один пришел, дружочка привел задушевного! Такой славненький дружочек, красивенький, ну прямо малина – сладкая ягодка! Ах ты, ватрушечка моя мяконькая, кренделечек мой сахарный, утютюшечка драгоцененький.

^ Кузька:

Слышишь? Ватрушкой называет, кренделем…

Баба Яга:

Да вы кушайте, кушайте, угощайтесь, не стесняйтесь!

На заднем плане Баба Яга вместе с котом готовит для Кузьки кровать.


Лешик:

Благодарствуйте, бабушка! Мы уже поели, попили, чего и вам желаем!

^ Кузька:

Она что? Всегда здесь такая?

Лешик:

Да! У нее здесь всегда хорошее настроение!

Кузька:

Вот здорово! Вьюга, метель, мороз, а мне хоть бы что! Зима за день покажется в этаком доме. Эко обилие-изобилие! Хоть зиму зимовать, хоть век вековать!

^ Лешик:

Пойдем, что ли на дворе в салки поиграем?

Баба Яга:

Куда, чадушки драгоценные? Не ходите в лес, волки скушают!

Кузька:

Мы погуляем бабушка!

Баба Яга:

Ах, гули-гулюшечки мои! Гулять, собрались гуленчики-разгулянчики!


Баба Яга берет Кузьку и Лешика за руки и пытается водить с ними хоровод.


Баба Яга:

Ладушки! Ладушки! Где были? У бабушки! Хороводик водить будем? Каравай, каравай, кого любишь, выбирай!

^ Кузька:

Что ты, бабушка, это для маленьких игра, а мы уже большие.

Баба Яга:

Ладно! Душечка, ватрушечка моя! Давай, завтракать будем. А то, не ровен час похудеешь, драгоцунчик мой.


Яга усаживает Кузьку на заднем плане к столу, возвращается на передний план и Лешика выпроваживает из дома.


Баба Яга:

Скоро зима наступит, изумрудик мой зелененький, тебе спать пора. Кланяйся от меня много-много раз дедуленьке Диадоху, если он еще не почивает. И вот еще что – только Кузеньке об этом пока ни гугу! Принеси-ка ты сюда его забавочку-потешечку – сундучок. Сюрприз ему сделаем, то-то он обрадуется!


^ Звучит музыка, дом, Яга, Кузька Лешик уплывают за ширму.


Сцена 3

Сундучок


Звучит музыка


Голос за кадром:

Лешик вернулся в берлогу, печально поглядел на короб с сухими листьями, где когда-то спал Кузька. Под листьями что-то блеснуло… Кузькин сундучок! Лешик запрятал сундучок получше, он решил не исполнять просьбу Бабы Яги и уснул до весны. А Кузька тем временем, забыв про все на свете, прожил всю зиму у Бабы Яги. Непогода, вихри, стужа, сам Дед Мороз стороной обходили дом хорошего настроения. Но зима долгая. Делать Кузьке нечего. А бездельный домовой – разве домовой. А в доме у Бабы Яги все делалось само собой. Очень скучал домовенок по друзьям: Сюру, Адоньке, Афоньке, Вуколочке… Но Яга длинными зимними вечерами шептала-нашептывала: плохие мол у Кузьки друзья – позабыли, позабросили его. Искать его не ищут, никому-то он не нужен. Ругала она и новых Кузькиных друзей – леших. Спят себе в берлоге, Кузенькино сокровище – сундучок волшебный себе присвоили. А Кузька слушал, да и от нечего делать поверил. Живет Кузька у Яги – от пуза кушает ее сплетни слушает. Себя жалеет, друзей поругивает. И вот наступила весна. Дед Диадох еще крепко спал, а Лешик проснулся, из под вороха листьев достал Кузькин сундучок. Выбрался из берлоги, отряхнулся от приставших к нему листьев – и бегом к другу.


Звучит музыка. На ширме появляется дом хорошего настроения. Яга качает Кузьку в кравати. На ширме появляется Лешик с сундучком.


Баба Яга:

Изумрудик мой пожаловал, сундучок принес! Вижу-вижу, давай сюда! Поглядим-посмотрим, что за чудо невиданное, что в нем особенного, в этом сундуке. Дом у меня полная чаша, а все чего-то не хватает. Уж и то придумаю, и это, а все чего-то не хватает.


Яга выхватывает сундучок у Лешика. Лешик прячется за край дома и тихонько выглядывает.Звучит музыка, звон колокольчиков.


Баба Яга:

Вот мы и у праздничка! Пусть теперь нам все завидуют, У нас волшебный сундук! Слыхать о нем слыхала. В глаза первый раз вижу. Говорят он радость приносит. А какая в нем радость, чадушко мое сахарное? Чего с ним делать, дружочек мой любезный. Какая от него радость, скажи своей бабушке. Вот чадушко неблагодарное, кормишь, поишь и словечка не дождешься. Ох, что-то он не открывается. Ну, ничего в этом доме не открывается, в том точно откроется.

^ Кузька:

Отдай мой сундук, Баба Яга, костяная нога! Не умеешь с ним обращаться – не трогай.

Баба Яга:

А ты умеешь с ним обращаться, дитятко мое сладенькое? Ежели твой дед Папила в огонь за ним кинулся, значит в этом сундуке есть какая-то радость. Что за радость скажи. Молчишь? Тогда унесу тебя в ту избу с сундуком вместе, там у меня и заговоришь.

^ Кузька:

Тебе надо, ты и ступай куда хочешь! Там грязно, от пыли не продохнешь!

Баба Яга:

А ежели приберу, пойдешь со мной?

Кузька:

Пойду. Лети, что ли скорее. Мне тут надоело!


Звучит музыка, вой ветра. Баба Яга садится на метлу и улетает. Лешик появляется на ширме.


Лешик:

Кузенька, в гостях хорошо, а дома лучше. Гость – гости, а погастил – прости. Кузенька, вот сундучок твой волшебный, на, держи.

^ Кузька:

Дай! Дай!


Звучит музыка. Веник, кочерга начинают подталкивать Кузьку с ширмы. Лешик и Кузька уходят с ширмы.


Сцена 4

^ Кикиморы болотные


Звучит музыка, бульканье воды, хихиканье и вздохи. Дом постепенно уходит на задний план и опускается за ширму. На заднем плане декорация леса. По краям ширмы появляются сухие ветки деревьев и кочки. Лешик и Кузька попадают на болото. Кузька медленно ползет за Лешиком по ширме…


^ Кузька:

Ой, как я устал! Ой, не могу!

Лешик:

Тише! А то услышат!

Кузька:

Злое эхо?

Лешик:

Что ты! В черном болоте даже Злое эхо глохнет. Кикоморы болотные услышат, они тут хозяйки.


Лешик убегает с ширмы. Звучит музыка, бульканье воды, хихиканье.

Кузька:

Ох-ох! И пожар, и темный лес, и Баба Яга, а теперь еще какие-то страшные кикиморы. Их еще не хватало. Ох-ох! Никогда ни в какое болото ни ногой! Пусть просит, кто хочет, уговаривает! Все равно не пойду, с места ни тронусь! Ох-ох! Грязный я как поросенок! Это свинячьим детям по грязи елозить. Ох-ох! Бедненький я, несчастненький!

1 Кикимора:

Ах-ах! Миленький он, прекрасненький!

^ Кузька:

Вот беда-беда-огорчение!

2 Кикимора:

Вот вода-вода-обмочение! Вот еда-еда-угощение!

Кузька:

Устали мои резвы ноженьки!

1 Кикимора:

Оторвали ему ноженьки, разбросали по дороженьке! Ух-ух! Весь распух! Глазки окривели! Комары заели! И-и-и!

Кузька:

Перестаньте сей же час! Перестаньте дразнится, вам говорят!


Звучит музыка, чиханье, хихиканье, бульканье воды. Кикиморы скачут вокруг Кузьки. На ширме появляется Лешик с сундучком. Кикиморы в это время тянут Кузьку в разные стороны.


^ Лешик:

Здравствуйте, кикиморы болотные! Что вы, кикиморы болотные! Отпустите нас, пожалуйста! Нас ждут. Нам пора!

2 Кикимора:

Пора! Не пора! Нет не пора! Не подглядывайте, ишь хитренькие! Вот теперь пора!

Кузька:

Ура!


Кузька бросается вперед. Звучит бульканье воды. Кикиморы прыгают на задний план, исчезают. Затем снова появляются с другой стороны, и загораживают Кузьке и Лешику дорогу.


1 Кикимора:

Уря-ря-ря! Неотвожа – красная рожа! Неотвожа – зеленая рожа!


Кузька:

Какие же мы неотвожи! Мы ведь не играем! Вот вылезем из болота, отмоемся, вот тогда и поиграем! Знаете сколько я игр знаю! Отнесем сундучок и вернемся. Вот этот!


Кузька показывает на сундучок, который держит Лешик. В это время кикимора подскакивает к Лешику и выхватывает у него сундучок. С сундучком она отбегает на задний план.


^ Кузька:

Да вы что, спятили? Отдайте! Он же у моего дедушки хранился. И еще у дедушкиного прадедушки. А вы его в болото!

2 Кикимора:

Никто-никто вам не поможет! Кто-кто не поможет, а мы поможем! Кому-кому, а вам поможем! И не кто-кто, а мы! И не кому-кому, а вам! Кому-кому, как не вам!


Звучит музыка, бульканье, хихиканье, сундучок появляется на заднем плане подвешенный на корягу, вокруг прыгают кикиморы, чихают, скрипят, квакают.

Кузька с Лешиком сидят на переднем плане ширмы. Кикиморы постепенно удаляются за ширму.

Звучит музыка, с заднего плана появляется русалки.


1 Русалка:

Смотрите, Кузька! Домовенок Кузька! Его ищут, ищут, у всех спрашивают. Вот обрадуются домовые! Кузька !Вот счастье-то! Кузька нашелся!

Русалки начали щекотать Кузьку и Лешика.

Кузька:

А у нас, хи-хи-хи, кикиморы – ой, батюшки, не могу! Волшебный сундучок, ха-ха-ха, украли!

2 Русалка:

Ах! Как украли! Кикиморы украли! Ах! Что же делать? Водяного позвать, дядьку Водяного позвать! Водянной! Дядя Водяной!


Звучит музыка, плеск воды, появляется Водяной.

Водяной:

Это почему такой шум-гам? Что орете, как коровы на лугу? Ну? Что молчите? Отвечать нету вас? Озорничать - на это пригодны! А это кто такой?

1 Русалка:

Кузька! Кузька нашелся!

Водяной:

Ну и что? Ну и нашелся! Надоел он мне. Все про него спрашивают – и домовые и лешие: «Не видал ли, не встречал ли?» Ну, вижу! Ну и что? И глядеть-то не на что! А это кто? Лешик? Какого лешего ему здесь нужно? Кто меня звал? Кому я надобен?


Кузька и Лешик испугавшись Водянного спрятались за кочку.


1, 2 Русалки:

Мы звали! Нам надобен!

Водяной:

Ну а вы мне не надобны!


Звучит плеск воды. Водяной ныряет за ширму. Через некоторое время Водяной появляется вновь.


Водяной:

Ну что вам?

1 Русалка:

Сундучок дядя Водяной!

Водяной:

Что?

Русалки, Лешик и Кузька хором:

Волшебный сундучок кикиморы утащили!


Водяной:

Ну и что? Они утащили, а мне что?

2 Русалка:

Как – что? Сундучок волшебный! Как же Кузьке без него домой вернутся?

Водяной:

Ну и пусть не возвращается?

1 Русалка:

Ай да кикиморы! Даже дядю Водяного не боятся! Ни за что его не послушаются!

Водяной:

Это меня не послушаются, говоришь? Вот я им! Вот они у меня! Ого-го-о-о! Охальницы! Безобразницы! Тащите сундук! Сундук никому ни отдам, у себя оставлю.

^ Кузька:

Ох! Мало радости от такого спасения!

Водяной:

Молчат! Жижи болотной в рот набрали! Тьфу ты!

1 Кикимора:

Фу-ты ну-ты, лапти гнуты!

Водяной:

Вы что? Это я к вам пришел! Мне сундук подавайте! Вот я вас!

^ 1 и 2 Кикиморы:

Как на горушке козел

На зеленой козел

Чик-брыки-прыг козел

Чик-брыки-дрыг козел


Звучит музыка. Водяной ныряет на задний план плеск воды, и исчезает.

Лешик и Кузька сидят на кочке и грустят.


Лешик:

Красное солнышко на белом свете черную землю греет.


Звучит музыка. Шум треск. С заднего плана сбоку ширмы появляется медведь.


Кузька:

Баба Яга что ли?

Медведь:

А я то кустами трещу, вас ищу! С лап сбился! Ура!

Кикимора:

Уря-ря-ря! Ря-ря! У-у-у!

Медведь:

Они что? С ума спятили?

^ Лешик:

Им наверное, не с чего спячивать!

Кузька:

Они у меня волшебный сундучок стащили.

Лешик:

И посреди болота на корягу повесили.

Медведь:

Отдавайте сундук, воровки!

Кикиморы:

Как пошел наш медведь по грибы по грибы

И застрял наш медведь – ни туды ни сюды

Во болотушке во трясинушке


Как пошла наша лиса по грибы по грибы

И застряла лиса – ни туды ни сюды

Во болотушке во трясинушке


Звучит музыка. На ширму выходит лиса.

Лиса:

Это что же происходит, а? И кого ж здесь обижают, а? И кто же это при чесном народе безобраздничает, а?

Кикимарашки-замарашки! Кикимордочки чумазые!

1 Кикимора:

Сама мордочка!

2 Кикимора:

От замарашки и слышим!

^ Лиса:

А я в вас шишкой кину!

1 Кикимора:

И мы в тебя шишкой!

2 Кикимора:

И мы в тебя шишкой!

Лиса:

А я в вас камешком кину!

1 Кикимора:

А мы в тебя грязью!

2 Кикимора:

А мы в тебя грязью!

^ Лиса:

Вы в нас мяконьким, а мы в вас тверденьким!

1 Кикимора:

И мы в тебя тверденьким!

2 Кикимора:

И мы в тебя тверденьким!


Кикиморы хватают сундучок и кидают его в лису. Кузька хватает сундучок. Звучит музыка. Лешик, Кузька, Медведь и Лиса убегают за ширму.


Лиса:

Кикиморы они кикиморы и есть. Весь век озарничают да балуются. Может иначе в болоте и не проживешь?


^ Сцена 5

Лучший дом.


Звучит музыка. Декорация болота удаляется за ширму. На заднем плане декорация леса. На ширме появляется леший дед Диадох. Зевает. Тут же появляется сорока-белобока. Немного позже появляется дятел.


^ Диадох:

Со сна и еле-еле поднялся он с постели. Какая там погодка внучек? В солнышко или в дождь проснулись?

Сорока:

Ой! Беда! Кикиморы утопили в Черном болоте Лешика, Кузьку, сундучок, Медведя и Лису.

^ Диадох:

Да неужто? Вот беда, надо бежать, спасать…

Дятел:

Не слушай ее дед Диадох, никого не утопили. Все живы и здоровы и уже идут сюда.


^ Звучит музыка. Сорока и Дятел улетают. На ширму выходят Лешик и Кузька.


Лешик:

Здравствуй дедушка, ты уже проснулся!

Кузька:

Ой дедушка, мы в такие приключения попали. Баба Яга, чуть меня не съела!

Лешик:

Волшебный сундучок пыталась отобрать?

^ Кузька:

Кикиморы болотные сундучок чуть в болоте не утопили!

Диадох:

Ох! Надо же, такое и в зимней спячке не приснится!

Лешик:

А лиса сундучок спасла!

Кузька:

Кикимор обманула!

Диадох:

Молодец лиса! А что же хранится в твоем волшебном сундучке, какая в нем тайна?

^ Кузька:

Дайте клятву! Тогда скажу!

Диадох и Лешик:

Ой, а мы не знаем что такое клятва!

Кузька:

Повторяйте за мной!

Из-за моря, из-за океана летят три ворона,

Три братенника, несут три золотых ключа,

Три золотых замка.

Запрут, замкнут они наш сундук навеки,

Ежели отдадим его нечуственникам, ненавистникам.

Ключ в небе, замок в море.

Диадох:

Так мы, внучек, и не отдали твой сундучок. Баба Яга - ненавистница, кикиморы болотные – нечуственницы. Побывал сундучок в их руках, да недолго.

Кузька:

Тогда повторяйте дальше за мной!

Сундучок, сундучок!

Позолоченный бочок!

Расписная крышка,

Медная задвижка,

Раз-два-три-четыре-пять,

Можно сказку начинать!


^ Звучит музыка. Крышка сундучка открывается. Кузька бросает в него кусочек бересты.


Сундучок:

Чирки-почирки, черточки и дырки,

Вот и весь сказ как раз про вас.

^ Лешик:

Ох! Вот это волшебство! Надо же простая деревяшечка, а как разговаривает! А что сказки не будет?

Диадох:

Да, Кузенька! И скажи, почему сундучок волшебным кличут?

Кузька:

А волшебный он потому, что ежели положить в него рисунок, любую картинку, то сундучок сам сочинит и расскажет сказку по то, что на картинке нарисовано. Нарисуешь мышь, он про мышь расскажет, нарисуешь русалку и водяную лилию, сундучок расскажет такую сказку, где с цветком и речной хозяйкой непременно произойдет что-то страшное или смешное.

^ Лешик:

Вот беда! А рисовать то мы и не умеем!

Кузька:

И домовые тоже не умеют. Вот и утаскивают рисунки у людей, уносят под печку или в закуток, опускают в сундучок и слушают сказки.

^ Лешик:

Пора тебе Кузя, домой отправлятся, вон и солнышко скоро взойдет.

Диадох:

Мы тебя проводим до речки, там уж и русалки тебя заждались.

!


Звучит музыка, плеск воды на ширме появляются декорация реки и на заднем плане русалки. Диадох, Кузя и Лешик проходят по кругу и возвращаются на ширму.


Русалки:

Кузенька, скоро рассвет, пора нам, ты по бережку беги, а мы по реке поплывем!

^ Диадох и Лешик:

До свидания Кузя!

Кузька:

До свидания!


Звучит музыка, плеск воды. Диадох, Лешик уходят в одну сторону и машут Кузе, постепенно уходя с ширмы. Кузя и русалки уходят в другую сторону, проходят по кругу и возвращаются на ширму. На ширме плавно появляется декорация деревенского дома.


Русалки:

Вот он! Вот тот самый лучший дом в деревеньке над небольшой речкой! Лучше не бывает! До свидания, Кузя! Живи-поживай, добра наживай, нас вспоминай, да в гости поджидай!

Кузька:

До свидания!


Звучит музыка. Кузька заходит за дом. Русалки уплывают. Дом плавно опускается и поднимается внутренней стороной оформленной под деревенскую избу. На ширме появляется девочка.


Девочка:

Чего-тось дверь у нас скрипнула. Не вошел ли кто? Должно, ветер, кому же еще? Все в поле. Не прибрано-то у нас как. И пыльно, будто год не метено.


Девочка берет веник и из под веника выскакивает маленький домовой и пробегает по ширме с одной стороны в другую.


Девочка:

Никак домовой! А матушка с батюшкой горюют, что наш домовой в старом доме остался!


Звучит музыка. Девочка уходит с ширмы.


Голос за кадром:

Стал Кузька жить поживать, добра наживать. И так хорошо хозяйничал в своем новом доме, что слух о нем прошел по всему свету и долетел до Кузькиной родной деревни. Она не сгорела, люди потушили пожар. И Вуколочка, и Сюр, и Афонька с Адонькой, и даже сам дед Папила ходили к Кузьке в гости. А сундучок ему оставили, пусть бережет. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!






Похожие:

Тема опыта: «Игровые программы с элементами театрализации как средство нравственного и эстетического воспитания детей» Автор опыта: Майорова А. А., педагог-организатор мбоу дод «Дом детского творчества п. Искателей» Пояснительная записка iconТема опыта: «Умения не приходят сами по себе, их надо развивать» Автор опыта
Автор опыта: Краснолуцкая Надежда Леонидовна, педагог – психолог мб доу «Центр развития ребенка – детский сад п. Искателей»
Тема опыта: «Игровые программы с элементами театрализации как средство нравственного и эстетического воспитания детей» Автор опыта: Майорова А. А., педагог-организатор мбоу дод «Дом детского творчества п. Искателей» Пояснительная записка iconТема опыта: Развитие творческих способностей детей через театрализованные игры Автор опыта
Автор опыта: Выучейская Наталья Дмитриевна, воспитатель мб доу «Центр развития ребенка – детский сад п. Искателей»
Тема опыта: «Игровые программы с элементами театрализации как средство нравственного и эстетического воспитания детей» Автор опыта: Майорова А. А., педагог-организатор мбоу дод «Дом детского творчества п. Искателей» Пояснительная записка iconТема опыта: «Театрализованная деятельность как средство объединения семьи и детского сада». Автор опыта
Автор опыта: Акимова Елена Юрьевна, музыкальный руководитель мб доу «Центр развития ребенка – детский сад №7 «Аннушка» г. Нарьян...
Тема опыта: «Игровые программы с элементами театрализации как средство нравственного и эстетического воспитания детей» Автор опыта: Майорова А. А., педагог-организатор мбоу дод «Дом детского творчества п. Искателей» Пояснительная записка iconПубличное представление инновационного педагогического опыта педагога дополнительного образования мбоу дод «Атяшевский Дом детского творчества» Булыгиной Любови Сергеевны
Формирование чувства собственного достоинства у ребёнка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим...
Тема опыта: «Игровые программы с элементами театрализации как средство нравственного и эстетического воспитания детей» Автор опыта: Майорова А. А., педагог-организатор мбоу дод «Дом детского творчества п. Искателей» Пояснительная записка iconТема опыта: «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с использованием сказкотерапевтической песочной терапии» Автор опыта
Автор опыта: Шубина Татьяна Борисовна, педагог – психолог мб доу «Детский сад комбинированного вида №3 г. Нарьян-Мара»
Тема опыта: «Игровые программы с элементами театрализации как средство нравственного и эстетического воспитания детей» Автор опыта: Майорова А. А., педагог-организатор мбоу дод «Дом детского творчества п. Искателей» Пояснительная записка iconТема опыта: «Использование икт как средство формирования познавательного интереса младших школьников»
Автор опыта: Артыкова Дильбар Саидалиевна, учитель начальных классов мбоу «сош №4 г. Нарьян-Мара»
Тема опыта: «Игровые программы с элементами театрализации как средство нравственного и эстетического воспитания детей» Автор опыта: Майорова А. А., педагог-организатор мбоу дод «Дом детского творчества п. Искателей» Пояснительная записка iconРезультаты районного конкурса «Люблю тебя, мой край родной», посвященного 70-ти летию Кемеровской области. В конкурсе приняли участие 13 ть образовательных учреждений Гурьевскаго района: мбоу «сош №5», мбоу «оош №10»
Оу «оош №15», мбоу «оош №16», мбоу «сош №25» города Салаира, «Раздольнинская оош», «Горскинская оош», «Новопестеревская оош», «Малосалаирская...
Тема опыта: «Игровые программы с элементами театрализации как средство нравственного и эстетического воспитания детей» Автор опыта: Майорова А. А., педагог-организатор мбоу дод «Дом детского творчества п. Искателей» Пояснительная записка iconАвтор – Лепетюха Наталья Александровна, Педагог дополнительного образования моу дод «Вейделевский районный Дом детского творчества» Музыкально- эстетическое развитие детей через вокально-хоровое искусство
Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность...
Тема опыта: «Игровые программы с элементами театрализации как средство нравственного и эстетического воспитания детей» Автор опыта: Майорова А. А., педагог-организатор мбоу дод «Дом детского творчества п. Искателей» Пояснительная записка iconАвтор опыта: Рослякова Татьяна Евгеньевна, инструктор по физической культуре мб доу «црр – детский сад «Гнездышко»
Тема опыта: «Гендерно – ориентированный подход как средство обогащения двигательного развития детей дошкольного возраста на физкультурных...
Тема опыта: «Игровые программы с элементами театрализации как средство нравственного и эстетического воспитания детей» Автор опыта: Майорова А. А., педагог-организатор мбоу дод «Дом детского творчества п. Искателей» Пояснительная записка iconИз опыта работы выявляем изучаем обобщаем распространяем
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей баганский дом детского творчества
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты