|
![]() Разработала: учитель начальных классов МОУ Ниновская НОШ Галушко Т.А. 2008г. ТЕМА: Употребление прилагательных в речи. ЦЕЛИ: развивать умение распознавать имена прилагательные в тексте; устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными; определять род, число прилагательных; способствовать развитию орфографической зоркости; развивать словарный запас учащихся; расширять знания об окружающей действительности; развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения. ОБОРУДОВАНИЕ: Таблица "Изменение имен прилагательных по родам"; картины цветов (подснежник, медуница, ландыш, хохлатка); пьеса П.И. Чайковского "Подснежник" из цикла "Времена года" ^ 1. Организационная часть. Приветствие. Здравствуй, небо голубое. 3дравствуй, солнце золотое. Здравствуй, матушка - земля, Здравствуйте, мои друзья. - С каким настроением пришли в школу? - Пусть нам всем принесет радость общения друг с другом. ^ - Кто такие исследователи? (Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями) - Кто хочет стать исследователем? - Сегодня на уроке продолжим исследование объектов русского языка. А что будет объектом нашего исследования, вы определите сами. - Итак, Пожелаем всем удачи. За работу, в добрый час. ^ - На дворе чудесная пора. А какая, вы скажите, отгадав загадку. Снова птицы летят издалека К берегам, расторгающим лед. ^ И душистого ландыша ждет. (весна) - В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну "утром года". Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями. А кто они, мы узнаем, выполнив чистописание. - Запишите число. - Составьте цепочку букв для минутки чистописания. В неё должны войти первые буквы написанных на доске слов, записанные в алфавитном порядке. протальник, капельник, грачевник - Какая цепочка у вас получилась? Какой элемент объединяет все эти буквы? - Пропишите образцы букв в своих тетрадях. - Какой же месяц называют протальником, капельником и грачевником? Почему? -Спишите предложение с карточек - образцов. Сравните свою запись с образцом. -А вот и друг марта (вывешивается картинка с изображением подснежника). Как он называется? Запишите его название - подснежник. - Как оно образовалось? - Что оно обозначает? (^ ) - К какой части речи оно относится? - Докажите. (^ - Опишите этот цветок (первый, весенний, голубой, маленький, волшебный, нежный) - Напишите одно прилагательное, которое показывает своеобразие цветка. (Нежный) - Итак, наш подснежник стал очень даже красивый! - Какая часть речи помогла нам описать подснежник? - Что такое прилагательное? - С какой частью речи связано прилагательное? - С какой целью употребляется имя прилагательное в нашей речи? ^ - Прочитайте слова на доске. Объясните орфограммы. Что можно сказать. Составьте предложение: В лесу, подснежник, на, расцвел, проталинке, голубой. - Запишите предложение, которое составили. (Все на местах, один у доски) Задания: 1. Составить и записать предложение. 2. Разобрать предложение по членам и по частям речи. 3. Назовите словосочетание. Выделите окончание, род и число прилагательных. - Чем является в предложении имя прилагательные? - Что же, именно у нас вызывает радостное настроение, когда мы стоим на лесной полянке, усеянной голубыми и голубоватыми подснежниками? - Какая разница между словами голубой (яркий цвет) и голубоватый (оттенок) - Этому храброму, нежному, хрупкому цветку, посвятили поэты стихи, музыканты пьесу. (Звучит музыка, на фоне читается стихотворение.) Весна, весна! Пришла весна! ^ И вот на самом солнцепеке С поднятой гордо головой Он весь пушистый, серебристый Нa солнце маленький стоит. Посланец он весны надежный. Он не боится холодов. За ним придут цветы другие- Он первенец среди цветов. Даны слова: ландыш, хохлатка, медуницы, пышная, розовые, душистый. - На какие группы можно разделить слова? - По какому признаку определили слова в первый столбик? Чем они похожи? Чем отличаются? - По какому признаку определили слова во второй столбик? Что обозначают прилагательные? - Соотнесите слова первого столбика со словами второго столбика? - По какому признаку соотнесли слова? (сущ: по роду и числу) - Как определить число и род имен прилагательных? Вывод: Имя прилагательное стоит в том же роде и числе, что и существительное. (чтение правил в учебнике на стр.74 -75) ^ VI. Работа с текстом. Текст на доске. - Прочитайте текст. Объясните орфограммы. - Понравился он вам? - А что нужно сделать, чтобы текст стал точнее и красочнее? - Используя слова для справок, спишите текст. Пробудились цв..точ..ки. Расцв..ла .......медуница. На лесной п..лянк.. появились....... одуванчики. Слова для справок: весенние, нежная, золотые - Выпишите словосочетания существительное + прилагательное вместе с вопросами по рядам: 1-й ряд: из 1-го и 2-го предложения; 2 ряд: из 3-го предложения. - Все эти цветы растут в лесах нашего района. (вывешиваются картинки с изображениями цветов; уч-ся соотносят их с названиями цветов) ^ - Учебник - с.75, упр. 1; - Взаимопроверка в парах. VIII. Итог. Обобщение. - Какая часть речи являлась объектом нашего исследования? - Что такое прилагательное? - Как изменяются прилагательные? - С какой частью речи имена прилагательные тесно связаны? - Для чего они нам нужны в речи? -Ребята, исследователи все свои открытия записывают в своих научных трудах. Вы сегодня тоже были исследователями. Проверить успешность своей работы в этой роли вы сможете выполняя домашнее задание - упр. 2 на стр. 75, правила -стр. 74 - 75). IХ. Рассказ об охране цветов. - А о чём ещё шла речь на уроке? (о весне, весенних цветах) Очень трудно представить себе нашу жизнь без цветов. С весны до поздней осени в лесах, в наших садах цветут разнообразные растения. Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в красную книгу. "Красной" она называется потому, что красный цвет - сигнал опасности. Стоит ли губить растение из-за нескольких дней красоты! Ведь не даром говорится: "Поймала я бабочку - она погибла, сорвала я цветок - он увял, и тогда стало понятно - к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, губим природу. Стих: Дерево, цветок, трава и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Ребята! Давайте не будем рвать цветы. Пусть они цветут, благоухают, радуют людей своим запахом и ярким нарядом. Запомните правило: Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком. Я должен над цветами Не для того, наклониться Чтобы рвать или срезать; А чтобы увидеть добрые их лица И доброе лицо им показатъ! - О чем говорится в этом стихотворении? ( О природе, о доброте) - Чтоб каждый человек не на словах, а на деле показывал свою доброту, заботу, любовь к цветам. Х. Рефлексия. -Давайте оценим свою работу на уроке. |
![]() | Тема: Фрукты (согласно местным условиям). Употребление в пищу. Образование прилагательных от существительных. Цель Обучение употреблению в речи названий знакомых фруктов, расширение словаря прилагательных (яблочный, апельсиновый, грушевый, персиковый,... | ![]() | Тема занятия: Коррекционная: Автоматизация л в словах, предложениях, текстах. Лексическая: Активизация словаря на материале прилагательных по теме «Весна». Грамматическая: Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, Падеже. Цели Цели: Активизировать словарный запас на материале прилагательных в рамках лексической темы «Весна». Учить обобщать, делать выводы,... |
![]() | Образовательные: Обобщить знания о глаголе как части речи, употребление в речи Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность | ![]() | Тема: Имя Числительное Обобщить и систематизировать изученное об имени числительном, чем отличаются числа от имена числительного, в чем состоят особенности... |
![]() | Развитие речи. Комплексный анализ текста.” Следует обратить внимание учащихся на роль эмоциональных слов в тексте, роль рисующих, выделяющих и оценочных прилагательных, роль... | ![]() | Перечень дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста по формированию грамматического строя речи и воспитанию гражданственности и патриотизма Цель игры: употреблять в речи прилагательные «добрый», «злой», «грустный», «веселый», наречия «хорошо», «плохо»; образовывать наречия... |
![]() | План проекта: Обоснование актуальности проекта Нормы играют в этом процессе роль фильтра: она пропускает в литературное употребление наиболее яркое, меткое, сочное из того, что... | ![]() | Формирование умения видеть образную, эмоциональную функцию прилагательных в художественном тексте, развивать навык использования эпитетов в письменной речи Вооружение школьников технологией, позволяющей использовать выразительные средства языка |
![]() | К вопросу о формирование образной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с волшебной сказкой Ка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях:... | ![]() | Тема №3. Фонетико-орфоэпические нормы или Нормы ударения и произношения В нашей первой лекции мы уже говорили о понятии литературной нормы как о признаке литературности языка. Напомним: норма – это общепринятое... |