|
МОУ СОШ №1 ![]() ![]() Учитель русского языка и литературы Кутовая Любовь Константиновна с. Новоселицкое, 2008 г. Тема: Имя Числительное. С. № 20-22; Р. § 2, № 8/3/. Цель: 1.Обобщить и систематизировать изученное об имени числительном, чем отличаются числа от имена числительного, в чем состоят особенности склонения числительных в устной и письменной речи где можно услышать соответствующее языковой норме употребление числительных в речи. 2. Закрепить навыки различения числительных, чисел и слов со значением числа, грамотно на основе правописных навыков записывать числительные, нормированно употреблять в речи числительные; развивать творческую, речевую и мыслительную активность учащихся. ^ I. 1. Подготовительный этап: организация класса, погужение, проверка домашнего задания. 2. Актуализация знаний учащихся и сопутствующее повторение: а) словарная работа ; б) грамматический разбор: Трое суток дул крепкий ветер, и над темно-синим (не) спокойным3 небом гасли2 холодные1,тусклые облака4. Объяснить знаки препинания и правописание, произвести грамматический разбор предложения и указанных слов, составить схему предложения. ^ Эпиграф: Бывает частенько, что слово одно Но очень по-разному служит оно. 1. Знакомство: 3-три: (стих. Ванды Хотомской). Есть у нас 3 сестрицы, Вы не знаете их? Как бы мне ухи^ ться Рассказать о троих? У одной, что в С3жове, Над окошком жил с3ж. С3чь она мастерица – Приходи к ней малыш! 100 – сто. У про100го 100рожа – Непро100рный дом: Ча100 в нём 100ножка Бродит под 100лом. Дорожит 100ножа Чи100тою ног И 100личной ваксой Чистит 100 сапог Вме100 двух не про100 Вычислить всё 100 Сразу 100лько обуви Не носил никто! (Перевод Л. Кондратенко) Вопросы классу: а) почему трудно читать эти тексты? б) к какому стилю они принадлежат? в) когда удобно пользоваться записью числа цифрами или буквами? г) какая запись числа принята? Учитель: везде и во всём человека окружают числа. Без чисел невозможна наука и сама жизнь. Огромную роль играют числа первого десятка. От них фактически и возникло всё многообразие числительных, позволяющих вести счёт. Слова, называющие числа, образуют в русском языке самостоятельную часть речи. Название «Числительное» является производным от слова «число», образованным по аналогии частей речи (существительное, прилагательное). По частоте употребления числительные занимают 8-е место среди 9-ти тысяч самых частотных слов, наиболее употребительны 55 числительных, самыми частотными из них являются один, два, три, четыре, пять, десять, семь, шесть. В первую десятку самых частотных числительных входят тысяча и миллион. Однако их нельзя безоговорочно отнести к числительным, так как чаще они все-таки выступают в роли существительных. Назовите числительные, употребленные в тексте. Числительные считают. Они могут называть числа (три и семь будет десять), точное количество предметов (семь стульев), в этом случае их называют Количественными, и они отвечают на вопрос сколько? Наконец они могут считать по порядку (четвертый) – числительное – порядковое и отвечает на вопрос какой? Числительное любит счет! Не сразу человек научился считать и создал числительное. Из всех имен эта часть речи самая молодая. Имя числительное в русском языке (как в других языках) насчитывает всего несколько десятков слов. От нуля до десяти, от 11 до 20, от 30 до 100, от 100 до 1000, затем миллион, миллиард и малоупотребительные единицы более высоких разрядов. Новыми словами эта часть речи не пополняется, однако и при таком ограниченном словарном материале возникают трудности в выборе форм. ( Учащиеся называют числительные в тексте, их общее значение). 2 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() (Учитель: Слова миллион и миллиард можно отнести и к числительным и к существительным, в них можно найти значение и предметности и значение числа. Справочник русского языка М.Т. Баранова разъясняет: «Слова тысяча, миллион, миллиард не являются числительными. Это существительные, которые употребляются для обозначения числа». 3. Работа с учебником стр. 123-124. § 56. Анализ. 4. Знакомство с научно-лингвистической информацией, применение новых знаний: а) работа с опорной таблицей определения частей речи. Имя существительное (кто? что?) Имя прилагательное (какой?) Имя числительное (сколько? какой?) Глагол (что делать? что сделать?) (Запись на доске и в тетрадях). Стр. 124. Тройка (за ответ), три (товарища), трехмачтовый (корабль), (громадная) пятерня, пятый (день), пятиэтажный (дом). Определите части речи, пользуясь опорной схемой; что общего в словах? Чем отличаются друг от друга? (Учащиеся называют грамматические отличия этих слов, указывая на их взаимосвязь, на основе общей семантики – значения числа.) б) тренировочные упражнения: определить часть речи, записать цифрами или словами: сто, одиннадцать, семьдесят один, шестнадцать, триста тысяч девятьсот восемьдесят восемь, тысяча девятьсот девяносто три, удвоить, двойник, трехлетний.(№ 322) Подчеркивается общее значение этих слов – значение числа. Глагол удвоить передает значение числа в процессе действия. Слово двойник передает значение числа в значении предметности, что позволяет считать это слово именем существительным и т.д.) Вывод: Числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами. в) записать словами или цифрами, определить части речи: три, трое, третий, утроить, тройня, тройка, троица, тройной, трехсложный, трижды, втроем, утроив, утроивший. г) подобрать однокоренные слова к числительным один, два. Существительные: одиночество, одногодок, одиночка, одноклассник, двойка, двоечник, двойник. Прилагательные: одинокий, одинарный, однобокий, однокомнатный, однообразный, двоякий, двойной, двухместный, двуглавый, двухгодичный. Наречия: однажды, дважды. Глаголы: удвоить, двоится. Причастия: удвоенный, двоящийся. Деепричастия: удвоив. 5. Знакомство с употреблением числительных в различных речевых ситуациях. Читаются отрывки: из сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»: И на пир весёлый тот Царь одиннадцать зовёт Чародеек молодых: Было ж всех двенадцать их; Но двенадцатой одной, Хромоногой, старой, злой, Царь на праздник не позвал. Отчего ж так оплошал Наш разумный царь Матвей? Из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»: Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На берег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных И с ними дядька их морской… Назовите авторов и названия произведений, из которых взяты эти отрывки. Найдите числительные. ![]() Чтение текста сказки Ф. Кривина «Таблица умножения» как образца употребления числительных в речи. «На последней странице тетради выстроилась таблица умножения. Строгие колонки чисел стоят, сомкнув ряды, и готовы по первому знаку продемонстрировать свою силу и мощь любому ученику – о первого до десятого класса. По первому знаку – это понятно. Ведь командует парадом Знак Равенства. - Равняйтесь! – командует знак равенства. И числа равняются. Дважды два равняется четырем. Трижды пять равняется пятнадцати. Семью восемь равняется пятидесяти шести. Вот какая здесь во всём точность. Таблица умножения – суровая дисциплина, но числа подчиняются ей легко и охотно. Разве можно не подчиняться дисциплине, которая существует под знаком равенства! III. Усвоение знаний о строении числительных. 1. Анализ языкового материала: один одиннадцать сто одиннадцать первый одиннадцатый сто одиннадцатый 2. Знакомство с рабочим материалом учебника стр. 124. 3. «Что я знаю о числительном?» - учащиеся рассказывают об итогах работы с параграфом учебника и анализируют числительные. 4 ![]() 5. Учебно-тренировочные закрепительные упражнения: а) 4 «лишнее»: шестидесятый, пятисотый, седьмой, восьмидесятый, двадцать один, семнадцать, двести сорок, тридцать три. б) определите синтаксическую роль числительных: Три года жил Ваня без семьи, без дома. Двое суток бродил мальчик по каким-то неизвестным ему, новым военным дорогам. IV. Подведение итогов работы. Рефлексия. Домашняя работа Что называется числительным? Каково общее значение? грамматические признаки? синтаксическая роль в предложении? Что вы знаете о строении и разрядах имени числительного? Какова сфера употребления числительных? Назовите пословицы, в состав которых входят числительные: кто первый в труде, тому слава везде; семь раз отмерь – один раз отрежь; одна книга тысячу людей учит; доносчику – первый кнут; лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. |
![]() | Образовательные: повторить и углубить знания по теме «Имя числительное»; Практические Развитие основных мыслительных процессов учащихся (анализ, синтез, сравнение, обобщение.) | ![]() | Система упражнений по теме «Имя числительное» Всю работу над именем числительным можно разделить на три этапа: пропедевтический (подготовительный), основной и заключительный |
![]() | Тема занятия: «Рисуем имя». (Варианты темы: «Давайте познакомимся», «Кто Я, какой Я?», «Нарисуй свое имя»…) Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 | ![]() | Тема № Вводная часть Понятие «орфограмма». Зачем нужно грамотно писать? Повторяем Части Речи: Имя Существительное, Имя Прилагательное, Местоимение, Глагол.... |
![]() | Тема «Имя существительное ( обобщение) Цели и задачи: закрепить все изученное по теме «Имя существительное» «Имя существительное» На уроке вы покажете знания, умения. Я знаю вы очень умные и сообразительные ребята. Поэтому приготовила для... | ![]() | Тема: Закрепление пройденного. Число и цифра 4 Упражнять в количественном и порядковом счёте, продолжать учить соотносить числительное с количеством предметов в группе |
![]() | Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях Участники тренинга, передавая друг другу мяч, представляются (называют свое имя и отчество и имя своего ребенка) | ![]() | 4 класс умк «Начальная школа-21в.» Русский язык Технологическая карта Автор разработки: Л. Г. Лукашева Актуализировать знания о части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол |
![]() | Л. А. Казанцева (г. Иркутск, Россия) персонография а. В. Вампилова Но, к сожалению, указатель был издан только в 1973 году. А. Вампилову не удалось увидеть своё имя на его страницах. Иркутский литературовед... | ![]() | Наименование проекта: «Защитники Отечества» Основание для разработки проекта Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг. О подвиге нашего народа надо помнить всегда и рассказывать подрастающему поколению о тех,... |