Формирование экологической культуры у младших школьников icon

Формирование экологической культуры у младших школьников



НазваниеФормирование экологической культуры у младших школьников
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

http://www.o-detstve.ru/

Формирование экологической культуры у младших школьников

Экологическое воспитание на современном этапе развития школы проблема актуальная. Особое место в решении общей проблемы занимает начальная школа, призванная заложить фундамент экологической культуры и сформировать у детей ответственное отношение к природе.

Исследования В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, В.С. Мухиной и других доказали возможность формирования у младших школьников значительно более высокого уровня психологического развития, элементов логического, абстрактного мышления, культуры поведения в природном и социальном отношении. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе.

Экологическое воспитание в начальной школе включает в себя следующие компоненты:

Теоретические знания о природе




Практическая связь с Экологическое Воспитание

природой воспитание добрых чувств




Физическое Воспитание экологического

совершенствование мышления

Свою работу по формированию экологической культуры строю через учебно-воспитательный процесс.

Актуальность в выборе данной темы возникла на одном из уроков по ознакомлению с окружающим миром после заданного мной вопроса «Чем мы можем помочь окружающей среде дома, на улице, совместно с друзьями?». Ответы ребят были простыми: «Не бросать мусор», «Не ломать деревья».

Чтобы расширить знания детей разработала практико-ориентированный проект «Я и природа». Работа велась в течение всего второго года обучения включая и родителей моих обучающихся.

^ Цель проекта : учить детей жить в гармонии с окружающей средой через их собственную деятельность.

Задачи:

- приобщение ребят к валеологической культуре;

- дальнейшее накопление экологически значимого позитивного опыта взаимодействия детей с окружающей средой;

- развитие интереса к познанию природы, формирование ценностного отношения к ней;

-укрепление взаимодействия родителей и детей;

-формирование умения пользоваться дополнительной литературой и другими источниками.

Методика работы с детьми строится в направлении личносто-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.

Проект состоит из трех разделов. В каждом разделе несколько тем, которые соответствуют данному возрасту детей.

К каждой предложенной теме формировала у ребят готовность – установку. Проводила «стартовую беседу», в процессе которой ставила вопросы по конкретной теме (Зачем умываться? Что произойдет, если пить грязную воду? и т.д.). Беседа не занимает более 10 минут и не содержит ответы на все вопросы. В течение месяца ребята совместно с родителями ищут ответы на поставленные вопросы. Находят интересные факты по предложенной теме. Для этого


Конкурс «Моя педагогическая инициатива»


http://www.o-detstve.ru/

целесообразны различные приемы – от самого простого (найдите загадки или пословицы о воде и т.д.) до более сложных (запишите свои рассуждения на тему «Если б не было воды», «Зачем мне нужны овощи» и т.д.).

Подводя итоги по каждой теме проводилась рефлексия (Что получилось? Чья работа запомнилась? Что можно сделать по другому?)

Старт к новой теме предлагала и на уроке и на прогулке.

1. Сохраняем и бережем.

№ по порядку

Тема

Цель

Прогнозируемые приобретения ребенка в совместной деятельности.

Форма

Участие родителей

1.1

^ Открываю мир

Формирование экологически значимого, позитивного опыта взаимодействия детей с окружающей средой.

Бережно использовать воду, дисциплинированность, критически оценивать свое поведение, поведение других людей по отношению к природе.

Мини - газета

Помощь в поиске материалов.

1.2

^ Воздух в нашей жизни

Развивать простейшие навыки исследовательской деятельности.

Исследовать и оценить экологическое состояние отдельных компонентов природы.

Операция «Исследуем воздух»

Беседа «Где лучше гулять?»

1.3

^ Весенняя капель

Совершенствовать знания о сезонных изменениях в природе весной

Подбор загадок, пословиц, описаний природы, интересных фактов в данное время года


Создание фенологического календаря.

Помощь в поиске материалов.

2.Пути – дороги в мир здоровья.

2.1

^ Движенье - жизнь

Углублять знания о режиме дня и его пользе; самостоятельно заниматься физическими упражнениями; приобщать ребят к занятиям в различных секциях.

Ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, участие в спортивных мероприятиях, определить с помощью взрослых свой спортивный интерес; освобождаться от стрессов, преодолевать страхи.

Комплекс утренней гимнастики.

Сбор – разговор «Поделись с другом», «Мой режим дня».

Рекомендации по закаливанию.

Составление индивидуальной программы по самооздоровлению.

Составить режим дня.


2.2

^ В единстве с природой.

Углублять знания о пользе овощей и фруктов в нашей жизни, лекарственных растениях.

Включать в свой рацион как можно больше фруктов и овощей; ориентироваться в лесу.

«Устный журнал»

Беседы




  1. Опасно – безопасно.

3.1

^ Я шагаю по улице

Научение детей основам безопасности жизнедеятельности.

Предупреждать опасность для себя и для окружающих. Разумно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Беседа «Легко ли быть пешеходом».

Экскурсии.

Письмо водителю.

Рекомендации родителей.

3.2

^ Опасность в доме

Расширить представление об источниках опасности в доме

Разумно пользоваться бытовыми приборами, знать простые правила техники безопасности.

Деловая игра «Скорая помощь».

Письмо – пожелание.

Не создавать экстренных ситуаций.

Конкурс «Моя педагогическая инициатива»


http://www.o-detstve.ru/

Наиболее интересной в 1 разделе стала работа по созданию фенологического календаря весны. Ребята подбирали загадки, пословицы, народные приметы. Материал представили в виде мини-газет «Весенняя капель».

Во 2 разделе по предложенной теме «В единстве с природой» ребята подбирали материал о пользе овощей, фруктов и лекарственных растениях, который представили на открытом внеклассном мероприятии в форме «Устного журнала».

3 раздел включал в себя практические занятия по темам «Я шагаю по улице», «Опасность в доме». Занятия реализовывались через экскурсии в городской парк, на набережную, по улицам города, деловые игры.

Результатом работы над проектом по желанию ребят стало оформление сборника творческих работ.

Формируя экологическую культуру, применяю современные формы работы: комплексные экскурсии, этические беседы, экологические сказки, дидактические и ролевые игры.

Например, на уроках русского языка включаю диктанты познавательного характера, используя материалы О.В. Узоровой «500 контрольных диктантов по русскому языку», в написании сочинений использую репродукции картин художников. По развитию речи составила темы сочинений связанные с экологией: «Сказка об осеннем листике Шустрике», «Зимние игры», «Если ты сорвешь цветок» и другие.

На уроках математики использую задачки в стихах на экологическую тему, сделав подборку из журналов «Начальная школа». Применяя в работе материалы М.В. Беденко из «Сборника текстовых задач по математике» включаю задачи по разным темам: про грибы, про снег и лед, цветочные задачи, на экскурсии в парке и другие. Работа над такими заданиями не только вырабатывает математические способности, внимание, но и способствует экологическому образованию.

Учебник Л. Ф. Климановой «Родная речь» включает в себя раздел «Люблю природу русскую». Анализ стихотворений позволяет провести этические беседы о красоте природы, о бережном отношении к ней. Ребята выполняют творческие работы в виде рисунков.

По предмету «Окружающий мир» включаю сказки на экологическую тему, кроссворды. Предлагаю ребятам задания творческого характера: найти дополнительный материал по определенной теме (растения, животные), подобрать загадки, интересные факты.

Для полноценного экологического развития необходимо бережное отношение к самому себе, к своему здоровью, к внутреннему состоянию. В своей практике использую тематические беседы по здоровому образу жизни, пользуясь материалами Л.А. Обуховой «135 уроков здоровья», провожу физкультминутки, а также упражнения на релаксацию.

Познавая себя, ребенок осознает, понимает себя как уникальное творение природы. Познать себя ребенок может, обратив свою психическую деятельность на самого себя. Я учу своих ребят слушать, слышать и понимать себя и другого; быть внимательным к самому себе и окружающим; осмысливать и оценивать свои поступки и поступки другого; уметь находить выход в нестандартных ситуациях; совершенствовать себя физически и умственно.

Для меня природа является неотъемлемым компонентом в моей жизни. Я хочу донести до сознания детей не только гордость за нашу северную природу, но и боль за маленькое озеро Янтарное, на берегу которого часто устраивают свалки мусора, за наш парк и состояние улиц нашего города. Дети должны сердцем почувствовать: не сохраним природу – не будет Родины.

Целенаправленная работа по формированию экологической культуры показала:

- учащиеся ответственно для своего возраста относятся к природе;

- в соответствии с возрастной нормой сформированы важнейшие представления об уникальности, сложности жизни, ее хрупкости и ранимости; о взаимосвязях и взаимозависимости; полезности всех природных объектов;

- экологическое образование создает реальные возможности для осуществления межпредметного подхода к обучению и воспитанию.

Уровень воспитанности качеств личности по методике Н.П. Капустина доказала результативность и необходимость работы в данном направлении.

Данные по критериям следующие:

«Отношение к природе»

Конкурс «Моя педагогическая инициатива»

http://www.o-detstve.ru/


1 кл. – 70%, 2 кл. – 82%

«Прекрасное в моей жизни»

1 кл. – 64%, 2 кл. – 76%

«Я /отношение к себе/»

1 кл. – 56% 2 кл. – 65%

Итак, целенаправленная работа по формированию экологических представлений у младших школьников является основным условием воспитания экологической культуры и чувства личной ответственности за состояние природы.


Литература

  1. Беккер И.Л. Времена года. – Москва, 2001.

  2. Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». – Москва, 2004.

  3. Воронкевич О.А Добро пожаловать в экологию. С-П.: «Детство-пресс» – 2006.

  4. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания. – Волгоград, 2007.

  5. Горькова Л.Г. Сценарии по экологическому воспитанию. – Волгоград, 2005.

  6. Зотов В.И. Лесная мозаика. М.: «Просвещение» – 1993.

  7. Кломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры. М.: «Сфера» – 2005.

  8. Молова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. М.: «Просвещение» – 2003.

  9. Новолодская Н.Г. Методика развития экологической культуры. – Волгоград, 2005.

  10. Плешаков А.А Первые уроки экологической этики. – Москва, 2001.

  11. Федотов А.М. Экологическое воспитание в детских учреждениях. – Пермь, 1990.

  12. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу. М.: «Просвещение» – 2003.

  13. Шоригин Т.А. Путешествие в мир природы. Развитие речи. Москва –2000.



Конкурс «Моя педагогическая инициатива»



Похожие:

Формирование экологической культуры у младших школьников icon«Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности»
Опытно – экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся начальных классов
Формирование экологической культуры у младших школьников iconФормирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Формирование экологической культуры у младших школьников iconФормирование экологической культуры младших школьников средствами физического воспитания
Именно на этой ступени образования и воспитания ребенка происходит знакомство с общей целостной картиной мира и начинается целенаправленное...
Формирование экологической культуры у младших школьников iconФормирование экологической культуры средствами иностранного языка
В статье даётся определение «экологического воспитания»; анализируются возможности иностранного языка в формировании экологической...
Формирование экологической культуры у младших школьников iconВ 2012 2013уч г. воспитатель Марченко Н. А
«Формирование экологической компетентности школьников в ходе обучения решению экологических проблем». Работа по экологическому воспитанию...
Формирование экологической культуры у младших школьников iconТема: «Система работы по формированию экологической культуры у младших школьников с интеллектуальным недоразвитием в процессе кружковой деятельности»
Волгоградский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Формирование экологической культуры у младших школьников iconФормирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса

Формирование экологической культуры у младших школьников iconПрактикум по теме «Приобщение к нравственным ценностям через формирование экологической культуры»
Цель: создание оптимальных условий для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния через формирование...
Формирование экологической культуры у младших школьников iconСоциально-нравственный проект Давайте жить дружно!
Цель проекта: формирование начальных форм экологической культуры младших дошкольников
Формирование экологической культуры у младших школьников iconН. Г. Чернышевского С. А. Суркина Формирование экологической культуры дошкольников в нерегламент
С90 Формирование экологической культуры дошкольников в нерегламентированной деятельности : учебно-методическое пособие / С. А. Суркина....
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты