|
http://www.o-detstve.ru/ Формирование экологической культуры у младших школьников Экологическое воспитание на современном этапе развития школы проблема актуальная. Особое место в решении общей проблемы занимает начальная школа, призванная заложить фундамент экологической культуры и сформировать у детей ответственное отношение к природе. Исследования В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, В.С. Мухиной и других доказали возможность формирования у младших школьников значительно более высокого уровня психологического развития, элементов логического, абстрактного мышления, культуры поведения в природном и социальном отношении. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе. Экологическое воспитание в начальной школе включает в себя следующие компоненты: Теоретические знания о природе ![]() Практическая связь с Экологическое Воспитание ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Физическое Воспитание экологического совершенствование мышления Свою работу по формированию экологической культуры строю через учебно-воспитательный процесс. Актуальность в выборе данной темы возникла на одном из уроков по ознакомлению с окружающим миром после заданного мной вопроса «Чем мы можем помочь окружающей среде дома, на улице, совместно с друзьями?». Ответы ребят были простыми: «Не бросать мусор», «Не ломать деревья». Чтобы расширить знания детей разработала практико-ориентированный проект «Я и природа». Работа велась в течение всего второго года обучения включая и родителей моих обучающихся. ^ . Задачи: - приобщение ребят к валеологической культуре; - дальнейшее накопление экологически значимого позитивного опыта взаимодействия детей с окружающей средой; - развитие интереса к познанию природы, формирование ценностного отношения к ней; -укрепление взаимодействия родителей и детей; -формирование умения пользоваться дополнительной литературой и другими источниками. Методика работы с детьми строится в направлении личносто-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Проект состоит из трех разделов. В каждом разделе несколько тем, которые соответствуют данному возрасту детей. К каждой предложенной теме формировала у ребят готовность – установку. Проводила «стартовую беседу», в процессе которой ставила вопросы по конкретной теме (Зачем умываться? Что произойдет, если пить грязную воду? и т.д.). Беседа не занимает более 10 минут и не содержит ответы на все вопросы. В течение месяца ребята совместно с родителями ищут ответы на поставленные вопросы. Находят интересные факты по предложенной теме. Для этого Конкурс «Моя педагогическая инициатива» http://www.o-detstve.ru/ целесообразны различные приемы – от самого простого (найдите загадки или пословицы о воде и т.д.) до более сложных (запишите свои рассуждения на тему «Если б не было воды», «Зачем мне нужны овощи» и т.д.). Подводя итоги по каждой теме проводилась рефлексия (Что получилось? Чья работа запомнилась? Что можно сделать по другому?) Старт к новой теме предлагала и на уроке и на прогулке. 1. Сохраняем и бережем.
2.Пути – дороги в мир здоровья.
Конкурс «Моя педагогическая инициатива» http://www.o-detstve.ru/ Наиболее интересной в 1 разделе стала работа по созданию фенологического календаря весны. Ребята подбирали загадки, пословицы, народные приметы. Материал представили в виде мини-газет «Весенняя капель». Во 2 разделе по предложенной теме «В единстве с природой» ребята подбирали материал о пользе овощей, фруктов и лекарственных растениях, который представили на открытом внеклассном мероприятии в форме «Устного журнала». 3 раздел включал в себя практические занятия по темам «Я шагаю по улице», «Опасность в доме». Занятия реализовывались через экскурсии в городской парк, на набережную, по улицам города, деловые игры. Результатом работы над проектом по желанию ребят стало оформление сборника творческих работ. Формируя экологическую культуру, применяю современные формы работы: комплексные экскурсии, этические беседы, экологические сказки, дидактические и ролевые игры. Например, на уроках русского языка включаю диктанты познавательного характера, используя материалы О.В. Узоровой «500 контрольных диктантов по русскому языку», в написании сочинений использую репродукции картин художников. По развитию речи составила темы сочинений связанные с экологией: «Сказка об осеннем листике Шустрике», «Зимние игры», «Если ты сорвешь цветок» и другие. На уроках математики использую задачки в стихах на экологическую тему, сделав подборку из журналов «Начальная школа». Применяя в работе материалы М.В. Беденко из «Сборника текстовых задач по математике» включаю задачи по разным темам: про грибы, про снег и лед, цветочные задачи, на экскурсии в парке и другие. Работа над такими заданиями не только вырабатывает математические способности, внимание, но и способствует экологическому образованию. Учебник Л. Ф. Климановой «Родная речь» включает в себя раздел «Люблю природу русскую». Анализ стихотворений позволяет провести этические беседы о красоте природы, о бережном отношении к ней. Ребята выполняют творческие работы в виде рисунков. По предмету «Окружающий мир» включаю сказки на экологическую тему, кроссворды. Предлагаю ребятам задания творческого характера: найти дополнительный материал по определенной теме (растения, животные), подобрать загадки, интересные факты. Для полноценного экологического развития необходимо бережное отношение к самому себе, к своему здоровью, к внутреннему состоянию. В своей практике использую тематические беседы по здоровому образу жизни, пользуясь материалами Л.А. Обуховой «135 уроков здоровья», провожу физкультминутки, а также упражнения на релаксацию. Познавая себя, ребенок осознает, понимает себя как уникальное творение природы. Познать себя ребенок может, обратив свою психическую деятельность на самого себя. Я учу своих ребят слушать, слышать и понимать себя и другого; быть внимательным к самому себе и окружающим; осмысливать и оценивать свои поступки и поступки другого; уметь находить выход в нестандартных ситуациях; совершенствовать себя физически и умственно. Для меня природа является неотъемлемым компонентом в моей жизни. Я хочу донести до сознания детей не только гордость за нашу северную природу, но и боль за маленькое озеро Янтарное, на берегу которого часто устраивают свалки мусора, за наш парк и состояние улиц нашего города. Дети должны сердцем почувствовать: не сохраним природу – не будет Родины. Целенаправленная работа по формированию экологической культуры показала: - учащиеся ответственно для своего возраста относятся к природе; - в соответствии с возрастной нормой сформированы важнейшие представления об уникальности, сложности жизни, ее хрупкости и ранимости; о взаимосвязях и взаимозависимости; полезности всех природных объектов; - экологическое образование создает реальные возможности для осуществления межпредметного подхода к обучению и воспитанию. Уровень воспитанности качеств личности по методике Н.П. Капустина доказала результативность и необходимость работы в данном направлении. Данные по критериям следующие: «Отношение к природе» Конкурс «Моя педагогическая инициатива» http://www.o-detstve.ru/ 1 кл. – 70%, 2 кл. – 82% «Прекрасное в моей жизни» 1 кл. – 64%, 2 кл. – 76% «Я /отношение к себе/» 1 кл. – 56% 2 кл. – 65% Итак, целенаправленная работа по формированию экологических представлений у младших школьников является основным условием воспитания экологической культуры и чувства личной ответственности за состояние природы. Литература
Конкурс «Моя педагогическая инициатива» |
![]() | «Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности» Опытно – экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся начальных классов | ![]() | Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности |
![]() | Формирование экологической культуры младших школьников средствами физического воспитания Именно на этой ступени образования и воспитания ребенка происходит знакомство с общей целостной картиной мира и начинается целенаправленное... | ![]() | Формирование экологической культуры средствами иностранного языка В статье даётся определение «экологического воспитания»; анализируются возможности иностранного языка в формировании экологической... |
![]() | В 2012 2013уч г. воспитатель Марченко Н. А «Формирование экологической компетентности школьников в ходе обучения решению экологических проблем». Работа по экологическому воспитанию... | ![]() | Тема: «Система работы по формированию экологической культуры у младших школьников с интеллектуальным недоразвитием в процессе кружковой деятельности» Волгоградский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования |
![]() | Формирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса | ![]() | Практикум по теме «Приобщение к нравственным ценностям через формирование экологической культуры» Цель: создание оптимальных условий для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния через формирование... |
![]() | Социально-нравственный проект Давайте жить дружно! Цель проекта: формирование начальных форм экологической культуры младших дошкольников | ![]() | Н. Г. Чернышевского С. А. Суркина Формирование экологической культуры дошкольников в нерегламент С90 Формирование экологической культуры дошкольников в нерегламентированной деятельности : учебно-методическое пособие / С. А. Суркина.... |