государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с.Пестравка муниципального района Пестравский Самарской области Проект педагогического эксперимента: «Исследовательская деятельность младших школьников как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве», реализованного учителем начальных классов Черниковой Надеждой Александровной. Тема опыта: «Исследовательская деятельность младших школьников как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве». ^ Педагогический опыт ««Исследовательская деятельность младших школьников как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве»» реализуется мною в образовательных условиях ГБОУ СОШ с.Пестравка муниципального района Пестравский Самарской области. ^ В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Поэтому сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает учебная исследовательская деятельность. Очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. А исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в современных системах развивающего обучения. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Педагогической наукой и практикой установлено, что если к «творческой деятельности» не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поисков науки в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно поэтому обучение ребёнка умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя. Всё это и обусловило актуальность темы исследования. Педагогическая цель: повысить уровень качества знаний обучающихся и активную личностную позицию через создание условий, способствующих развитию и совершенствованию исследовательских умений на уроках и во внеурочной деятельности. Изучение психолого – педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что если у младшего школьника будут сформированы исследовательские умения, то это поможет успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные дисциплины. В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
^ Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Основы исследовательского обучения можно найти в учениях педагогов – гуманистов эпохи Возрождения, в работах классиков педагогики Ж.Ж. Руссо, Я.Коменского, Дж.Локка, И.Песталоцци и др. В России впервые идея исследовательского подхода в обучении была выдвинута Н.И. Новиковым во второй половине ХVIII в. Великие деятели и педагоги России К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский и другие имели огромное значение в теоретическом обосновании проблемы исследовательской деятельности. В послереволюционное время в нашей стране пропагандировали исследовательский метод в современной школе Н.К. Крупская, С.Т.Шацкий, Б.Е. Райков. В 50-70 годах ХХ века в России вопросам исследовательского метода посвящён ряд работ известных методистов: С.Г. Шаповаленко, М.Н.Скаткина, И.Я. Лернера и др. Для развития у учащихся исследовательских умений, учителю необходимо создание таких условий, которые бы отвечали поставленной цели. В методике начального обучения выделяют следующее:
Обучение учащихся исследовательской работе рассчитано на обеспечение следующих аспектов:
При организации учебной деятельности, учитель должен работать над формированием следующих умений:
Исследовательская деятельность в начальном звене может быть организована учителем эпизодически или фрагментарно на определённом этапе урока, рассчитана на весь урок или долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений. Таким образом, в процессе осуществления исследования у детей нарабатываются теоретические знания и практические умения и навыки. Я включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы с целью формирования у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Формы работы:
Этапы реализации проекта. 1.Подготовительный (август - сентябрь 2008 – 2009 учебного года). На этом этапе осуществлялся подбор эффективных методов, приемов, форм исследовательской деятельности; составление заданий исследовательского характера для проведения практических работ, наблюдений, домашних исследований. Для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу (стимулировать) учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Проведя анкетирование в своем классе, я узнала, что мои ребята хотят хорошо учиться, стать известными, знаменитыми, что-то изобрести или сочинить, хотят как-то прославиться, чтобы о них и их достижениях знали хотя бы в нашей школе. На таких желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесет детям цель и задачи исследования и простимулирует (пока на словах) положительный результат. При этом дети осознают, что в школу идут для того, чтобы получать знания. Большая часть класса 40 % проводит своё свободное время за компьютером, 28 % у телевизора. Редко посещают библиотеку 45 % учащихся, 17 % учащихся не посещают её вовсе. Препятствий для учёбы у ребят нет, 10 % учащихся признались в собственной лени. Не все дети любят дополнительные задания, которые выходят за пределы учебника (например: подбери загадки, приметы о зиме, подбери и выучи на заданную букву скороговорку и т.п.), потому что не могут самостоятельно находить нужную информацию. Проанализировав результаты данной работы, можно сделать вывод, что у многих детей не сформированы исследовательские умения. 2. Основной (октябрь 2008 – 2009 учебного года - по май 2013 - 2014 учебного года). На этом этапе осуществляется внедрение технологии исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в течение 4-х лет. 1 класс В первом классе исследовательская работа по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать. Поэтому в первом полугодии я провожу подготовительный этап, в который включаю творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки исследовательской работы и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем. Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Варианты тем: «Моё имя», «Моя семья», «Моя родословная», «Моя любимая игрушка». Первоклассникам даю небольшие, простые задания исследовательского характера. Например, по окружающему миру: «Какие цветы растут на вашей домашней клумбе?», «Какие комнатные растения есть у вас дома?». Каждому раздаю памятку – помощницу, в которой записан порядок выполнения мини – исследования. Дети дома должны рассмотреть домашние декоративные и комнатные цветы, побеседовать с родителями, записать названия растений, нарисовать цветок, который больше всего нравится, с помощью родителей найти загадку, стихотворение о комнатном или декоративном цветке. В своей работе я использую игры и задания позволяющие активизировать исследовательскую деятельность детей, тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребенка с алгоритмом проведения исследования. Обучающиеся узнают, откуда можно получит информацию: спросить у взрослого человека, найти в книгах, понаблюдать, посмотреть в компьютере, провести опыт и т.д. Например: приготовить рассказ о необычном животном. Тема специально не конкретизируется, так как интересы у детей совершенно разные. Определяем последовательность выполнения работы. Выясняем, что всем ещё трудно делать много записей, поэтому ищем выход из этой проблемной ситуации - сделать рисунок и записать лишь опорные слова. В 1 классе отдельных занятий, посвящённых исследовательской деятельности не проводится. На уроках и внеклассных занятиях возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями: анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения. Достичь этого можно проблемным, эвристическим или частично - поисковыми методами. Подобная работа проводится на уроках обучения грамоте, окружающего мира, математики, технологии, музыки и т.д. 2 класс Во 2 классе на уроках использую поисковые и проблемные методы, предлагаю задания на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, выявляются причинно-следственные связи, дети обучаются наблюдению и описанию явлений, предметов. Формирую умение видеть проблемы, задавать вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты. Для выявления проблемы нужно пробовать изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон, тогда обязательно увидишь то, что исчезает от традиционного взгляда и часто не замечается. Для этого выполняются следующие упражнения:
Умение задавать вопросы является важнейшим умением для исследования. Ведь любое познание начинается с вопроса. На уроках предлагаются следующие задания:
Обязательным условием для развития исследовательской деятельности является умение давать определение понятиям. Обычные загадки и кроссворды будут для этого самыми лучшими упражнениями. Хорошим заданием может стать сочинение загадок. На уроках с детьми учимся проводить не только реальные, но и мысленные эксперименты. Например: «Что произойдет, если листья с деревьев не опадут осенью? Что произойдет, если в нашем селе не будет ни одной собаки?». Во 2 классе знакомлю учащихся с понятиями «исследование», «информация», «источники информации», «теория», «знание», «наблюдение», «открытие», «результат», «вывод» и др. термины. Осуществляются коллективные исследования по плану, помогаю ученикам на каждом этапе работы. Коллективно формулируется проблема, ставится цель, определяются задачи исследования, совместно выбираются методы исследования: поиск, опрос, наблюдение, изучение литературы, беседы, подбор музыки и т.д. Дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой. 3 класс В третьем классе работа - исследование более расширена и начинается с первой четверти. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники), устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации. В 3 классе учащиеся продолжают знакомиться с теорией и методами исследования. Задание исследовательского характера обычно выполняет группа ребят, в отдельных случаях - индивидуально, с помощью родителей. Большое внимание уделяю развитию умения детей работать с добытой информацией: обрабатывать тексты, выделять главный, значимый материал и логически выстраивать его, составлять таблицы, модели, схемы, подтверждать свои открытия цитатами известных личностей, аргументировано представлять результаты своей творческой работы. Продолжаю формирование и совершенствование навыков учебно-исследовательской деятельности – готовим индивидуальные работы. Успех исследовательской деятельности во многом зависит от ее четкой организации. Мной составлен план консультаций по подготовке к научно-практической конференции. Начинаем готовить исследовательские работы. 4 класс В четвёртом классе планирую продолжить работу в данном направлении. Полезно вводить во всех классах игровые моменты, решение нестандартных задач, заочные путешествия, сказочный, либо другой занимательный материал. В 3-4 классах многие дети уже знают, какой предмет им интересен или учебный материал усваивается без труда, поэтому могут сами выбирать тему исследования. Учитель только должен направить их к правильному выбору, сделав примерный опрос:
Чтобы провести исследование применяю следующую последовательность: 1.Актуализация проблемы. (Найти проблему и определить направление будущего исследования). 2.Определение сферы исследования. (Сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти). 3. Выбор темы исследования. (Попытаться, как можно строже обозначить границы исследования). Выбрать тему несложно, если учащийся точно знает, что его интересует в данный момент. Если же ученику трудно определиться с темой, то ему можно предложить ответить на следующие вопросы. Если эти вопросы не помогли, то посоветовать ученику, обратиться к взрослым или одноклассникам. Может быть, кто-то подскажет интересную идею, тему будущего исследования, пускай порой даже фантастическую - в этом случае помогает методика «мозгового штурма». 4. Выработка гипотезы. (Разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи). Для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений по теме исследования. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную, поставить на первое место. 5.Выявление и систематизация подходов к решению. (Выбрать методы исследования). Для этого надо определить, какими методами можно пользоваться, а затем выстроить алгоритм действия.
Учащиеся выбирают методы, которые помогут проверить гипотезы. 6. Определить последовательность проведения исследования. 7. Сбор и обработка информации. (Зафиксировать полученные знания). Методы выбраны и начинается исследовательская деятельность, сбор и обработка информации, на помощь приходят родители. Ученики активно работают, анализируют и обобщают полученные материалы, проводят исследование. Желательно, чтобы данный этап работы проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к проделанной работе. В это время организую индивидуальные консультации. Во время консультаций помогаю систематизировать собранную информацию. 8. Анализ и обобщение полученных материалов. (Структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы). Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Что же для этого требуется? 9. Подготовка отчёта. (Дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования). Выделить из текста основные понятия и дать им определения. Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы. Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи. Предложить примеры, сравнения и сопоставления. Сделать выводы и умозаключения. Указать возможные пути дальнейшего изучения. Подготовить текст сообщения. Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты. Приготовиться к ответам на вопросы. Возможные результаты исследовательской деятельности – представление газеты, альбома, гербария, журнала, книжки-раскладушки, коллаж, костюма, макета, модели наглядного пособия, плаката, плана, реферата, серия иллюстраций, справочника. 10. Защита. (Защитить публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы). 3.Заключительный. На этом этапе планируется обобщить результаты, сделать выводы о подтверждении или опровержении гипотезы. Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнения коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в "помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняем, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые «нравственные привычки». Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость - такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети (и сильные, и слабые) имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. ^ Результативность применения исследовательской технологии можно оценить с помощью следующих критериев:
Если мы изучим внимательнее планируемые результаты освоения обучающимися начальной школы основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС НОО второго поколения), то обратим внимание на то, что именно исследовательская деятельность становится основой обучения. К числу регулятивных универсальных учебных действий отнесены следующие результаты:
К числу познавательных:
Коммуникативных:
Подчеркивая, таким образом, актуальность и значимость моей темы работы, подведу некоторые итоги наблюдений на данном этапе. Проведенное анкетирование учащихся позволило выявить позитивное отношение к организации исследовательской работы:
В ходе систематического проведения интегрированных уроков, кружковой работы, организации индивидуальных и групповых исследований повысились:
^
Считаю, что исследовательская деятельность помогает самосовершенствоваться ученику, будит в нём неподдельный интерес к получению новых знаний, даёт возможность проявиться всем лучшим качествам в нём, то есть способствует развитию его талантов. А ведь это и есть главная цель преподавательской деятельности. Учитель Н.А.Черникова Список литературы: 1. Аркадьева А.В. Исследовательская деятельность младших школьников // Начальная школа плюс До и После – 2010 г. - №2 2. Каравей Т.Н. и др. Младшие школьники проводят исследования. Начальное образование . 2009 г -№ 6 4. Леонтович А.В. В чём отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности // Начальная школа плюс До и После – 2011 г - № 6 5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. М.: Издательский дом «Фёдоров», 2009 г. 6. Стандарты второго поколения «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения». М.: Просвещение, 2010 г. 8. Чутко Н.Я. Формирование учебной деятельности в начальной школе. М.: Просвещение, 2010 г. 9. Интернет – ресурсы «Учительская газета» http://www.ug.ru Газета Первое сентября http://www.ps.1september.ru Газета Начальная школа http://www.nsc.1september.ru |
![]() | Тема: «Исследовательская деятельность младших школьников как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве» Уважаемые коллеги! (начать с поздравления и предложить посмотреть фрагмент видеофильма «До свидания, журавлята!» ) | ![]() | Тема эксперимента : Оптимизационная модель организации внеурочной деятельности младших школьников Актуальность эксперимента Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной... |
![]() | Тема: Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности и поддержки индивидуальности ребёнка Тема:«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности и поддержки индивидуальности... | ![]() | Научно исследовательская деятельность школьников – способ познания действительности Исследовательская деятельность школьников способствует развитию основ научного мышления учащихся, которое предполагает |
![]() | Учебная деятельность младших школьников. Формирование учебной деятельности младших школьников Ведущая деятельность, по определению А. Н. Леонтьева, это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития,... | ![]() | Тема: икт как эффективное средство активизации исследовательской деятельности младших школьников Долотова Елена Константиновна, учитель начальных классов мбоу «сош №156» Тема: икт как эффективное средство активизации исследовательской деятельности младших школьников |
![]() | Изобразительная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольников и младших школьников Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №133» города Кирова | ![]() | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» Гороховецкого района Владимирской области Проект детского общественного объединения Создание в общеобразовательном пространстве школы условий для успешной профильной подготовки школьников, привитие интереса к профессии... |
![]() | Проект «Музейно-этнографическая деятельность мбдоу как средство успешной социализации личности дошкольника в современном мире» Разработала: педагог дополнительного образования Ахметова Д. З. Актуальность Глобальные перемены, происходящие в нашей стране в течение последнего десятилетия, направленные на развитие гражданского общества... | ![]() | Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации фгос «Исследовать – значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто» «Исследовать – значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто» |