Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 7 Городского округа Стрежевой с углубленным изучением отдельных предметов Согласовано «Утверждаю» на метод. объединении директор МОУ СОШ № 7 _______________________2011 г. ___________________________2011 г. Предс. МО__________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИТОРИКЕ ДЛЯ 2 КЛАССА НА 2011/2012 УЧЕБНЫЙ ГОД (Образовательная система «Школа 2100. Т.А. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебник - тетрадь для 2 класса в 2-х частях. Изд. 3-е, перераб. – М. : Баласс; «Ювента», 2011. – 96 с. (ч.1); 96 с. (ч.2) Допущено Министерством образования и науки РФ) Разработчик программы учитель начальных классов Кривошеина Ольга Ивановна. Педстаж 19 лет, Первый квалификационный разряд. 2011 год.
^ Данная образовательная программа по курсу «РИТОРИКА» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004г. и приказом Минобрнауки РФ от 03.06.2011г. на основе общеобразовательной программы «Школа 2100», примерной программы по курсу «Риторика», автора Т.А. Ладыженской, рекомендованной Минобрнауки РФ (сборник Программы начального общего образования. Развёрнутое тематическое планирование. 2 класс. Образовательная система Школа 2100»/ авт.-сост. О.В.Рыбьякова. – 3-е изд., испр. – Волгоград: Учитель, 2010. – 142с.) Программа учитывает особенности учащихся класса. В классе обучаются 24 ученика. Из них наблюдаются у логопеда – 4 человека, психолога – 4 человека.
На изучение данного курса отводится 1 часа в неделю, всего 34 ч ^ как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. ^ — обучение умелой, искусной, а точнее, эффективной устной и письменной речи. Поэтому в центре современной риторики — обучение эффективному общению. Дидактической основой организации учебного процесса в программе является дидактическая система деятельностного метода обучения, включающая в себя: проблемно-диалогическую технологию здоровьесберегающую технологию. технологию правильного типа читательской деятельности технологию оценивания достижений. Формы: Урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач; Образовательное путешествие; Творческая мастерская; Конференции; Исследование; Презентация; Диагностика; Консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника; Домашняя самостоятельная работа как форма учебной деятельности по построению индивидуальных образовательных маршрутов; Внеучебные формы образовательного пространства как место реализации личности младшего школьника (конкурсы, марафоны, выставки достижений учащихся – письменные работы (альбомы, газеты, фотовыставки) и т.д. ^ Личностные результаты | Метапредметные результаты | ^ | осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения; осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях; оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации; анализировать тактичность речевого поведения в семье; объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
| формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее); пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова; отличать подробный пересказ от краткого; знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа; пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон; реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи; при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей; делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса. | характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи; определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности; планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности; осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения; уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания; оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой; анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения; продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения; определять тему, основную мысль несложного текста; определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку); подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.); анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика; разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника; сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй; давать оценку невежливому речевому поведению. |
Календарно-тематическое планирование уроков риторики в 2 классе
№ | тема | тип урока (форма и вид деятельности учащихся) | вид контроля | дата проведения | план | факт |
| Наука риторика. | Вводный урок. |
| 02.09.11 |
| Обобщение (4 часа). |
| Будем общаться. Приветствие. | Урок введения новых знаний. | Текущий контроль. Творческое задание «Пообщаемся». | 9.09.11 |
|
| Вывески – предметы. Вывески – слова. | Комбинированный урок. | Текущий контроль. Творческое задание «Вывеска – рисунок». | 16.09.11 |
|
| Слово веселит, огорчает, утешает. | Урок – игра. | Текущий контроль. Творческое задание «Утешь друга». | 23.09.11 |
|
| Согласие или отказ. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Тематический контроль. Чтение по ролям. | 30.09.11 |
| Речь: устная и письменная (7 часов). |
| Адресат – адресант. | Урок – игра. | Текущий контроль. Творческое задание «Письмо другу». | 7.10.11 |
|
| Темп и тон. | Урок развития связной речи. | Текущий контроль. Игра «Угадай, чей голосок». | 14.10.11 |
|
| Разговор по телефону. | Урок – игра. | Текущий контроль. Игра «Угадай, чей голосок». | 21.10.11 |
|
| Мимика и жесты. | Урок открытия новых знаний. | Текущий контроль. Инсценирование беседы с помощью жестов. | 28.10.11 |
|
| Прощание. Благодарность.
| Урок – игра. | Текущий контроль – игра. | 11.11.11 |
|
| Ответы на отказ. | Урок ознакомления с новым материалом. | Текущий контроль. Устный опрос. Игра – инсценировка. | 18.11.11 |
|
| Скрытая просьба. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Тематический контроль. Самостоятельная работа (15 мин.), устный опрос. | 25.11.11 |
| Текст (21 час) |
| Что такое текст. | Урок введения новых знаний. | Текущий контроль. Тест. | 2.12.11 |
|
| Заголовки – отгадки. | Комбинированный урок. | Текущий контроль. Самостоятельная работа (15 мин.) | 9.12.11 |
|
| Опорные слова.
| Урок введения новых знаний. | Текущий контроль. Устный опрос. | 16.12.11 |
|
| Ключ к тексту. | Комбинированный урок. | Текущий контроль. Сочини сказку (по опорным словам). | 23.12.11 |
|
| Знаки в тексте. | Урок – практикум. | Текущий контроль. Тест. | 13.01.12 |
|
| Маленькие тексты. | Комбинированный урок. | Текущая игра. | 20.01.12 |
|
| Пересказ. | Урок ознакомления с новым материалом. | Текущий контроль. Пересказ сказки. | 27.01.12 |
|
| План. | Урок ознакомления с новым материалом. | Текущий контроль. Игра «Репортёр». | 3.02.12 |
|
| Подробный пересказ. | Урок ознакомления с новым материалом. | Текущее творческое задание по сюжету. | 10.02.12 |
|
| Краткий пересказ. | Комбинированный урок. | Текущий контроль. Творческое задание по картинкам. | 17.02.12 |
|
| Типы текстов. | Урок введения новых знаний. | Текущий контроль. Фронтальный и индивидуальный опрос. | 24.02.12 |
|
| Типы текстов. | Урок закрепления изученного материала. | Текущий контроль. Тест. | 2.03.12 |
|
| Рассуждение. Примеры в рассуждении. | Комбинированный урок. | Текущий контроль. Фронтальный опрос. Игра. | 9.03.12 |
|
| Ссылка на правило, закон. | Комбинированный урок. | Текущий контроль. Фронтальный и индивидуальный опрос. | 16.03.12 |
|
| Описание. | Урок введения новых знаний. | Текущий контроль. Игра «Узнай сказку». | 6.04.12 |
|
| Признаки предметов. | Урок введения новых знаний. | Текущий контроль (алгоритм, памятки). | 13.04.12 |
|
| Описания в объявлении. | Урок проверки и коррекции знаний. | Текущий контроль. | 20.04.12 |
|
| Загадки – описания. | Комбинированный урок. | Текущий контроль. Инсценирование, фронтальный опрос. | 27.04.12 |
|
| Невыдуманный рассказ. | Урок ознакомления с новым материалом. | Текущий контроль. Фронтальный опрос. Тест. | 4.05.12 |
|
| Части рассказа. | Комбинированный урок. | Текущий контроль. Фронтальный и индивидуальный опрос. | 11.05.12 |
|
| Хочу вам рассказать. | Комбинированный урок. | Текущий контроль. Индивидуальный опрос. | 18.05.12 |
|
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Текст». | Урок обобщения и систематизации знаний. | Тематический смотр знаний. | 25.05.12 |
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебные тетради для 2-го класса. В 2-х ч. Детская риторика в рассказах и рисунках 2 класс. Методические рекомендации / Под ред. Т. А. Ладыженской. Технические средства обучения: DVD-плеер, телевизор; цифровой фотоаппарат; компьютер (с выходом в Интернет) |