Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 7 Городского округа Стрежевой с углубленным изучением отдельных предметов Согласовано «Утверждаю» на метод. объединении директор МОУ СОШ № 7 _______________________2011 г. ___________________________2011 г. Предс. МО__________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 2 КЛАССА НА 2011/2012 УЧЕБНЫЙ ГОД (Образовательная система «Школа 2100. А.А. Вахрушев. Окружающий мир. Учебник для 2 класса «наша планета – Земля» в 4-х частях. Изд. 2-е, перераб. – М. : Баласс, 2005. – 80с. (ч.1); 80с. (ч.2); 32с. (ч.4) Допущено Министерством образования и науки РФ) Разработчик программы учитель начальных классов Кривошеина Ольга Ивановна. Педстаж 19 лет, Первый квалификационный разряд. 2011 год.
Пояснительная записка. Данная образовательная программа по курсу «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004г. и приказом Минобрнауки РФ от 03.06.2011г. на основе общеобразовательной программы «Школа 2100», примерной программы по курсу «Окружающий мир», авторов А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутина и др., рекомендованной Минобрнауки РФ (сборник Программы начального общего образования. Развёрнутое тематическое планирование. 2 класс. Образовательная система Школа 2100»/ авт.-сост. О.В.Рыбьякова. – 3-е изд., испр. – Волгоград: Учитель, 2010. – 142с.) Программа учитывает особенности учащихся класса. В классе обучаются 24 ученика. Из них наблюдаются у логопеда – 4 человека, психолога – 4 человека. Стартовая диагностика показала, что программный материал за предыдущий год усвоен учащимися, из них допустимый уровень показали . Не усвоили программный материал Нормативный срок освоения программы 1 год. В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается во 2 классе по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 68 часов в год.
Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач: • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе; • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье. Технологии: Технология продуктивного чтения Информационно- коммуникативные Игровые Здоровьесберегающие Технология проблемно-диалогического обучения Технология оценивания учебных успехов учащегося Формы: Урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач; Образовательное путешествие; Творческая мастерская; Познавательная лаборатория; Конференции; Исследование; Презентация; Проектирование; Диагностика; Консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника; Домашняя самостоятельная работа как форма учебной деятельности по построению индивидуальных образовательных маршрутов; Внеучебные формы образовательного пространства как место реализации личности младшего школьника (конкурсы, марафоны, олимпиады, предметные недели, кружки.) Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» в 2-м классе ^ | Метапредметные результаты |
| Регулятивные УУД | Познавательные УУД | ^ | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
| Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков). Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике). Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»). Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир. | Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Вступать в беседу на уроке и в жизни. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
| ^ изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений. ^ | 1-я линия развития – уметь объяснять мир: | 2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру: | объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ; объяснять влияние притяжения Земли; связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли; наблюдать за погодой и описывать её; уметь определять стороны света по солнцу и по компасу; пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны; называть основные природные зоны и их особенности. | оценивать правильность поведения людей в природе; уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
|
Календарно-тематическое планирование уроков по окружающему миру в 2 классе
№ | тема | тип урока (форма и вид деятельности учащихся) | вид контроля | дата проведения | план | факт | Введение (4 ч) |
| Введение. Как мы будем учиться. | Комбинированный, вводный урок. | Фронтальный опрос. | 01.09.11 |
|
| Общие слова-понятия. | Комбинированный урок. | Задания по группам. | 05.09.11 |
|
| Из чего состоят все предметы | Комбинированный урок. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | 08.09.11 |
|
| Повторение по теме «Из чего состоят предметы» | Обобщение знаний. | Проверочная работа (10 мин) | 12.09.11 |
| Земля и Солнце (17 ч) |
| Природные часы, календарь, компас. | Комбинированный урок. | Дидактическая игра. | 15.09.11 |
|
| Природные часы, календарь, компас | Комбинированный урок. | Фронтальный опрос. | 19.09.11 |
|
| Земля — шар | Комбинированный урок. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | 22.09.11 |
|
| Глобус – модель Земли. | Комбинированный урок. | Фронтальный опрос. | 26.09.11 |
|
| Повторение по теме: «Глобус-модель земли» | Обобщение знаний. | Проверочная работа (10 мин) Устный опрос. | 29.09.11 |
|
| Контрольная работа по теме «Наша планета» | Контроль знаний, умений и навыков. | Контрольная работа №1 (20 мин) | 03.10.11 |
|
| Земля в космосе | Комбинированный урок. | Индивидуальный опрос. | 06.10.11 |
|
| Всемирное тяготение | Комбинированный урок. | Беседа по вопросам | 10.10.11 |
|
| Смена дня и ночи | Комбинированный урок. | Проверочная работа (10 мин) | 13.10.11 |
|
| Повторение по теме: «Смена дня и ночи» | Обобщение знаний. | Устный опрос | 17.10.11 |
|
| Времена года. | Комбинированный урок. | Индивидуальный опрос. | 20.10.11 |
|
| Смена времен года | Комбинированный урок. | Устный опрос | 24.10.11 |
|
| Тепловые пояса | Комбинированный урок. | Беседа по вопросам | 27.10.11 |
|
| Погода и климат | Комбинированный урок. | Устный опрос | 07.11.11 |
|
| Погода и климат | Комбинированный урок. | Беседа по вопросам | 10.11.11 |
|
| Повторение по теме «Погода и климат» | Обобщение знаний. | Проверочная работа (10 мин) | 14.11.11 |
|
| Контрольная работа по теме: «Наша планета» | Контроль знаний, умений и навыков. | Контрольная работа №2 (20 мин)
| 17.11.11 |
| Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта (8 ч) |
| План и карта | Комбинированный урок | Индивидуальный опрос. | 21.11.11 |
|
| План и карта | Комбинированный урок. | Устный опрос. | 24.11.11 |
|
| Глобус и карта | Комбинированный урок. | Практическая работа. | 28.11.11 |
|
| Повторение по теме «Глобус и карта» | Обобщение знаний. | Беседа по вопросам | 01.12.11 |
|
| Что изображают на карте. | Комбинированный урок | Проверочная работа (10 мин) | 05.12.11 |
|
| Что изображают на карте. | Комбинированный урок. | Устный опрос, чтение маршрутной карты. | 08.12.11 |
|
| Материки и океаны. | Комбинированный урок. | Беседа по вопросам | 12.12.11 |
|
| Повторение и проверочная работа по теме: «Материки и океаны» | Обобщение знаний. | Проверочная работа (10 мин) | 15.12.11 |
| Формы земной поверхности (8 ч) |
| Реки | Комбинированный урок. | Беседа по вопросам | 19.12.11 |
|
| Озера | Комбинированный урок. | Индивидуальный опрос. | 22.12.11. |
|
| Равнины | Комбинированный урок. | Устный опрос | 26.12.11 |
|
| Горы | Комбинированный урок. | Беседа по вопросам | 12.01.12 |
|
| Повторение и проверочная работа по теме: «Реки и озера» | Обобщение знаний.
| Проверочная работа (10 мин) | 16.01.12 |
|
| Полуострова и острова | Комбинированный урок. | Практическая работа | 19.01.12 |
|
| Моря | Комбинированный урок. | Фронтальный опрос. | 23.01.12 |
|
| Контрольная работа по теме: «Наша планета» | Контроль знаний, умений и навыков. | Контрольная работа №3 (20 мин) | 26.01.12 |
| Земля – наш общий дом (12 ч) |
| Экологические системы | Комбинированный урок. | Индивидуальный опрос. | 30.01.12 |
|
| Экологические системы | Комбинированный урок. | Устный опрос | 02.02.12 |
|
| Природная зональность | Комбинированный урок. | Беседа по вопросам | 06.02.12 |
|
| Природные зоны холодного пояса | Комбинированный урок. | Устный опрос | 09.02.12 |
|
| Леса умеренного пояса | Комбинированный урок. | Беседа по вопросам | 13.02.12 |
|
| Засушливые зоны умеренного пояса | Комбинированный урок. | Беседа по вопросам | 16.02.12 |
|
| Природные зоны жаркого пояса | Обобщение знаний. | Составление памятки. | 20.02.12 |
|
| Горные экосистемы | Комбинированный урок. | Устный опрос | 27.02.12 |
|
| Повторение и проверочная работа по теме: «Экологические системы» | Обобщение знаний. | Проверочная работа (10 мин) | 01.03.12 |
|
| Человечество | Комбинированный урок. | Устный опрос | 05.03.12 |
|
| Города и страны | Комбинированный урок. | Индивидуальный опрос. | 12.03.12 |
|
| Контрольная работа по теме: «Люди, города, страны» | Контроль знаний, умений и навыков. | Контрольная работа №3 (20 мин)
| 15.03.12 |
| Части света (10 ч) |
| Путешествие тучки по Европе | Комбинированный урок. | Индивидуальный опрос. | 19.03.12 |
|
| Путешествие тучки по Европе | Комбинированный урок. | Устный опрос | 02.04.12 |
|
| Азия: по следам путешественников | Комбинированный урок. | Беседа по вопросам | 05.04.12 |
|
| Африка | Комбинированный урок. | Устный опрос | 09.04.12 |
|
| Америка | Комбинированный урок. | Работа в парах. | 12.04.12 |
|
| Австралия и Антарктида | Комбинированный урок. | Индивидуальный опрос. | 16.04.12 |
|
| Россия - наша Родина | Комбинированный урок. | Устный опрос | 19.04.12 |
|
| Повторение и проверочная работа по теме: «Россия – наша родина» | Обобщение знаний.
| Проверочная работа (10 мин) | 19.04.12 |
|
| Экскурсия «Природная зона родного края» | Урок-экскурсия. | Индивидуальный опрос. | 23.04.12 |
|
| Экскурсия «Формы земной поверхности» | Урок-экскурсия. | Беседа по вопросам | 26.04.12 |
| Наша маленькая планета Земля (4 ч) |
| Здравствуй, лето! | Комбинированный урок. | Устный опрос | 30.04.12 |
|
| Наша маленькая планета Земля. | Комбинированный урок. | Беседа по вопросам. | 03.05.12 |
|
| Повторение и проверочная работа по теме: «Наша маленькая планета Земля» | Обобщение знаний.
| Проверочная работа (10 мин) | 07.05.12 |
|
| Контрольная работа по теме: «Земля – наш общий дом». | Контроль знаний, умений и навыков. | Контрольная работа №4 (20 мин) | 10.05.12 |
| Повторение пройденного материала (или темы по ОБЖ) – 5ч. |
| Обобщение по теме «Наша планета Земля» | Обобщение знаний. | Индивидуальный опрос. | 14.05.12 |
|
| Обобщение по теме «Наша планета Земля» | Обобщение знаний. | Беседа по вопросам | 14.05.12 |
|
| Обобщение по теме: «Земля – наш общий дом». | Обобщение знаний. | Устный опрос | 21.05.12 |
|
| Обобщение по теме: «Земля – наш общий дом». | Обобщение знаний. | Устный опрос
| 21.05.12 |
|
| Обобщение по теме: «Экологические системы» | Обобщение знаний.
| Беседа по вопросам
| 24.05.12 |
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Для реализации цели и задач обучения окружающему миру по данной программе используется УМК по окружающему миру издательства «Баласс». ^ учебниками и пособиями: А.А. Вахрушев, О.В. Бурский «Наша планета Земля» (в 4-х частях). Учебник 2,класс; А.А. А.А. Вахрушев, О.В. Бурский «Наша планета Земля», Тетрадь для проверочных и контрольных работ»», 2-й класс; Вахрушев, О.В. Бурский «Наша планета Земля», Рабочая тетрадь»», 2-й класс; Вахрушев, О.В. Бурский «Наша планета Земля», «Мои первые опыты»», 2-й класс; Вахрушев, О.В. Бурский «Наша планета Земля», Методические рекомендации для учителя. Наглядные пособия: натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы; гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты; коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых; изобразительные наглядные пособия; географические карты; предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества. Измерительные приборы: весы, термометр, сантиметровые линейки, мензурки. Экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки и т.д. Набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы (минералов, растений, животных и т.п.). |