Муниципальное автономное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 7 Городского округа Стрежевой с углубленным изучением отдельных предметов Согласовано «Утверждаю» на метод. объединении директор МАОУ СОШ № 7 _______________________2012 г. ___________________________2012 г. Предс. МО__________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 3 КЛАССА НА 2012/2013 УЧЕБНЫЙ ГОД (Образовательная система «Школа 2100. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д.Окружающий мир. Учебники для 3 класса в 2-х частях. Ч. 1 «Обитатели Земли», ч. 2 « Мое Отечество» 3-й класс. (ч. 1 – 144 с., ил.; ч. 1 – 144 с., ил.) Допущено Министерством образования и науки РФ) Разработчик программы учитель начальных классов Кривошеина Ольга Ивановна. Педстаж 20 лет, Высшая квалификационная категория. 2012 год.
Пояснительная записка. Данная образовательная программа по курсу «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004г. и приказом Минобрнауки РФ от 03.06.2011г. на основе общеобразовательной программы «Школа 2100», примерной программы по курсу «Окружающий мир», авторов А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутина и др., рекомендованной Минобрнауки РФ (сборник Программы начального общего образования. Развёрнутое тематическое планирование. 3 класс. Образовательная система Школа 2100»/ авт.-сост. О.В.Рыбьякова. – 3-е изд., испр. – Волгоград: Учитель, 2009. – 127с.) Программа учитывает особенности учащихся класса. В классе обучаются 25 учеников. Из них наблюдаются у логопеда – 3 человека, психолога – 3 человека. Стартовая диагностика показала, что программный материал за предыдущий год усвоен всеми учащимися. Нормативный срок освоения программы 1 год. В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается во 3 классе по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 68 часов в год.
Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач: • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе; • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье. Технологии: Технология продуктивного чтения Технология проблемно-диалогического обучения Технология оценивания учебных успехов учащегося Формы: Урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач; Образовательное путешествие; Творческая мастерская; Познавательная лаборатория; Конференции; Исследование; Презентация; Проектирование; Диагностика; Консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника; Домашняя самостоятельная работа как форма учебной деятельности по построению индивидуальных образовательных маршрутов; Внеучебные формы образовательного пространства как место реализации личности младшего школьника (конкурсы, марафоны, олимпиады, предметные недели, кружки.) Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» в 2-м классе ^ | Метапредметные результаты |
| Регулятивные УУД | Познавательные УУД | ^ | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
| Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
| Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир. | Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
| ^ изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений. ^ | Часть 1. Обитатели Земли | 1-я линия развития – уметь объяснять мир: | 2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру: | приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека; приводить примеры живых организмов разных «профессий»; перечислять особенности хвойных и цветковых растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов. | доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам. | Часть 2. Моё Отечество | ^ | 2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру: | узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы; отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой; объяснять, что такое общество, государство, история, демократия; по году определять век, место события в прошлом; отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу. | учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны. |
Календарно-тематическое планирование уроков по окружающему миру в 3 классе «Обитатели Земли»
№ | тема | тип урока (форма и вид деятельности учащихся) | вид контроля | дата проведения | план | факт | ^ |
| Тела и вещества | ОНЗ – урок «открытия» новых знаний |
|
|
|
| Из чего состоит вещество | Р | Проверочная работа №1 |
|
|
| Что такое энергия | ОНЗ |
|
|
|
| Превращение энергии | Р – урок рефлексии. | Проверочная работа №2 |
|
| ^ |
| Где обитают живые организмы | ОНЗ |
|
|
|
| Большой круговорот веществ | Р |
|
|
|
| Живые участники круговорота веществ | Р | Проверочная работа №3 |
|
|
| Обмен веществ в организме | Р |
|
|
|
| Как живые организмы запасают энергию Солнца | ОНЗ | Проверочная работа №4 |
|
|
| Контрольная работа | ОК – урок обучающего контроля знаний. | Контрольная работа №1 |
|
| ^ |
| Жизнь экосистемы | ОНЗ | Проверочная работа №5 |
|
|
| Почва – важнейшая часть экосистемы | ОНЗ |
|
|
|
| Экосистема озера | ОНЗ |
|
|
|
| Экосистема болота | ОНЗ |
|
|
|
| Экосистема луга | ОНЗ | Проверочная работа №6 |
|
|
| Лесные производители | ОНЗ |
|
|
|
| Потребители и разрушители экосистемы леса | Р |
|
|
|
| Экосистема поля | ОНЗ | Проверочная работа №7 |
|
|
| Аквариум – маленькая искусственная экосистема | Р | Проверочная работа №8 |
|
| ^ |
| Растения - производители | ОНЗ | Проверочная работа №9 |
|
|
| Животные маленькие и большие | Р | Проверочная работа №10 |
|
|
| Маленькие рыцари | ОНЗ |
|
|
|
| Первый шаг из моря на сушу | ОНЗ |
|
|
|
| На суше – как дома | ОНЗ | Проверочная работа №11 |
|
|
| Пернатые изобретатели | ОНЗ |
|
|
|
| Наши братья | ОНЗ | Проверочная работа №12 |
|
|
| Осторожно: животные | Р | Проверочная работа №13 |
|
|
| Прирождённые разрушители | ОНЗ | Проверочная работа №14 |
|
|
| Экскурсия в краеведческий музей | Урок-экскурсия |
|
|
|
| Экскурсия в лес, луг, озеро | Урок-экскурсия |
|
|
|
| Как нам жить в дружбе с природой | Р | Проверочная работа №15 |
|
|
| Контрольная работа | ОК
| ^ |
|
|
| Обобщение по теме. | Р |
|
|
|
| Обобщение по теме. | Р |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование уроков по окружающему миру в 3 классе «Моё Отечество»
№ | тема | тип урока (форма и вид деятельности учащихся) | вид контроля | дата проведения | план | факт | ^ |
| Введение. Отправляемся в путешествие. | ОНЗ – урок «открытия» новых знаний |
|
|
|
| Живая связь времён | ОНЗ |
|
|
|
| Как считать время | ОНЗ |
|
|
|
| С чего начинается Родина | ОНЗ |
|
|
|
| Память о прошлом | Р – урок рефлексии. | Самостоятельная работа №1 |
|
| ^ |
| Как на Руси появилось государство. | ОНЗ |
|
|
|
| Как на Руси появилось государство. | Р |
|
|
|
| «Золотые ворота» в Древнюю Русь | ОНЗ |
|
|
|
| За землю Русскую! | ОНЗ |
|
|
|
| «Слово о погибели Русской земли» | Р | Самостоятельная работа №2 |
|
|
| От Древней Руси к единой России | ОНЗ |
|
|
|
| Земля и люди Московского государства | ОНЗ |
|
|
|
| Москва златоглавая | Р | Самостоятельная работа №3 |
|
|
| «Хуже грозного царя только междуцарствие» | ОНЗ |
|
|
|
| Повторение. | Р |
|
|
|
| Контрольная работа №1 | ОК – урок обучающего контроля знаний. | ^ |
|
|
| Пётр Великий | ОНЗ |
|
|
|
| Власть и народ в Российской империи | ОНЗ |
|
|
|
| Как Россия у Европы «училась» | Р |
|
|
|
| «Гроза двенадцатого года» | ОНЗ | Самостоятельная работа №4 |
|
|
| Император-освободитель | ОНЗ |
|
|
|
| Россия в огне. | ОНЗ |
|
|
|
| Россия в огне. | Р |
|
|
|
| «К светлому будущему» | ОНЗ |
|
|
|
| «Вставай, страна огромная» | ОНЗ |
|
|
|
| «Через тернии к звездам» | ОНЗ | Самостоятельная работа №5 |
|
| ^ |
| Я – гражданин России | ОНЗ |
|
|
|
| Власть народа | ОНЗ |
|
|
|
| Кто в государстве самый главный | ОНЗ |
|
|
|
| Народы России | ОНЗ |
|
|
|
| Наш общий дом | Р | Самостоятельная работа №6 |
|
|
| Как нам жить? | Р |
|
|
|
| Повторение. | Р |
|
|
|
| Контрольная работа №2 | ОК | ^ |
|
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Для реализации цели и задач обучения окружающему миру по данной программе используется УМК по окружающему миру издательства «Баласс». ^ учебниками и пособиями: А.А. Вахрушев, О.В. Бурский «Обитатели Земли» (1 часть). Учебник 3,класс; А.А. Вахрушев, О.В. Бурский «Моё Отечество» (2часть). Учебник 3,класс; А.А. Вахрушев, О.В. Бурский «Проверочные и контрольные работы к учебнику «Обитатели Земли», 3-й класс; Е.В.Сизова, Н.В.Харитонова «Самостоятельные и проверочные работы к учебнику «Моё Отечество», 3-й класс; Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. «Рабочая тетрадь» к учебнику «Окружающий мир» («Моё Отечество») для 3-го класса. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Рабочая тетрадь» к учебнику «Окружающий мир» («Обитатели Земли») для 3-го класса. О.А. Тимофеева «Окружающий мир.3 класс. Обитатели Земли: система уроков по учебнику А.А.Вахрушева» Наглядные пособия: натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы; гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты; коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых; изобразительные наглядные пособия; географические карты; предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества. Измерительные приборы: весы, термометр, сантиметровые линейки, мензурки. Экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки и т.д. Набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы (минералов, растений, животных и т.п.). |