Муниципальное автономное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 7 Городского округа Стрежевой с углубленным изучением отдельных предметов Согласовано «Утверждаю» на метод. объединении директор МАОУ СОШ № 7 _______________________2012 г. ___________________________2012 г. Предс. МО__________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЛЯ 3 КЛАССА НА 2012/2013 УЧЕБНЫЙ ГОД (Образовательная система «Школа 2100. О.А. Куревина, Е.А. Лутцева. Учебник «Прекрасное рядом с тобой» для 3 класса. Изд. – М. : Баласс, 2010. – 64с. Допущено Министерством образования и науки РФ) Разработчик программы учитель начальных классов Кривошеина Ольга Ивановна. Педстаж 20 лет, Высшая квалификационная категория. 2012 год.
Пояснительная записка. Данная образовательная программа по курсу «ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004г. и приказом Минобрнауки РФ от 03.06.2011г. на основе общеобразовательной программы «Школа 2100», примерной программы по курсу «Трудовое обучение», авторов Куревиной О.А., Лутцевой Е.А и др., рекомендованной Минобрнауки РФ (сборник Программы начального общего образования. Развёрнутое тематическое планирование. 3 класс. Образовательная система Школа 2100»/ авт.-сост. О.В.Рыбьякова. – 3-е изд., испр. – Волгоград: Учитель, 2009. – 127с.) Программа учитывает особенности учащихся класса. В классе обучаются 25 ученик. Из них наблюдаются у логопеда – 3 человека, психолога – 3 человека. Нормативный срок освоения программы 1 год. В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Технология» изучается во 3 классе по два часа в неделю (68 ч. в год) ^ является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность. Задачи: формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности; общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах; формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений; развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач); развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических – текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных); ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития. Технологии: Технология продуктивной художественно-творческой деятельности Технология оценивания учебных успехов учащегося Формы: Урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач; Экскурсия; Образовательное путешествие; Творческая мастерская; Исследование; Презентация; Диагностика; Проектирование; Консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника; Внеучебные формы образовательного пространства как место реализации личности младшего школьника (конкурсы, марафоны, выставки.) Планируемые результаты изучения курса «Трудовое обучение» в 3-м классе ^ | Метапредметные результаты | оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие; – описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров; – принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним; – опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
| ^ | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | – самостоятельно формулировать цель урока после предвари- тельного обсуждения; – уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное; уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; – под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи); – выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним; – осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов) итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктив- ные доработки. Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности; – в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов. | искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете; – добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий; – делать выводы на основе обобщения полученных знаний; – преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах). Средством формирования этих действий служат учебный мате- риал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать значение предметов материального мира.
| донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; – донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; – слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог); – уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи); – уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Средством формирования этих действий служит организация работы в малых группах.
| ^ | Знать | Уметь
| знать виды изучаемых материалов, их свойства; способ получения объёмных форм – на основе развёртки.
| уметь с помощью учителя решать доступные конструкторско-технологические задачи, проблемы; уметь самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю; под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу; уметь реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями. | Календарно-тематическое планирование уроков по трудовому обучению в 3 классе
№ | тема | тип урока (форма и вид деятельности учащихся) | вид контроля | дата проведения | план | факт |
| Все начинается с замысла. Изготавливаем самолёт-истребитель (конструирование). | Урок ознакомления с новым материалом. | Творческая работа. |
|
|
| Учимся работать циркулем (разметка чертёжным инструментом | Урок ознакомления с новым материалом. | Анализ образца. |
|
|
| Учимся работать циркулем (разметка чертёжным инструментом | Урок развития умений и навыков. |
|
|
|
| От замысла к изделию (проектирование, конструирование)
| Урок ознакомления с новым материалом. | Композиция.
|
|
|
| От замысла к изделию (проектирование, конструирование)
| Урок развития умений и навыков. | Композиция. |
|
|
| От замысла к изделию (проектирование, конструирование)
| Урок развития умений и навыков. | Композиция. |
|
|
| От замысла к изделию (проектирование, конструирование)
| Комбинированный урок. | Композиция. |
|
|
| Народные промыслы (проектирование, конструирование, технология обработки) | Урок ознакомления с новым материалом. | Творческая работа. |
|
|
| Народные промыслы (проектирование, конструирование, технология обработки) | Урок развития умений и навыков. | Творческая работа. |
|
|
| Изготавливаем панно (проектирование, конструирование, технология обработки) | Урок ознакомления с новым материалом. | Панно. |
|
|
| Изготавливаем панно (проектирование, конструирование, технология обработки) | Урок развития умений и навыков. | Панно. |
|
|
| Делаем открытку «Белочка» (конструирование, технология обработки) | Урок ознакомления с новым материалом. | Поздравительная открытка |
|
|
| Делаем открытку «Белочка» (конструирование, технология обработки) | Урок развития умений и навыков. | Поздравительная открытка |
|
|
| Лепим из теста (проектирование, конструирование) | Урок ознакомления с новым материалом. | Творческая работа. |
|
|
| Лепим из теста (проектирование, конструирование) | Урок развития умений и навыков. | Творческая работа. |
|
|
| Лепим из теста (проектирование, конструирование) | Комбинированный урок. | Творческая работа. |
|
|
| Лепим из теста (проектирование, конструирование) | Комбинированный урок. | Творческая работа. |
|
|
| Время в изделиях мастеров. Изучаем технику безопасности. Конструируем и моделируем (проектирование, конструирование, построение развёрток) | Урок ознакомления с новым материалом. | Блиц-опрос.
|
|
|
| Время в изделиях мастеров. Изучаем технику безопасности. Конструируем и моделируем (проектирование, конструирование, построение развёрток) | Комбинированный урок. | Композиция.
|
|
|
| Время в изделиях мастеров. Изучаем технику безопасности. Конструируем и моделируем (проектирование, конструирование, построение развёрток) | Урок развития умений и навыков. | Композиция. |
|
|
| Делаем игрушки (проектирование, конструирование, технология обработки) | Урок ознакомления с новым материалом. | Творческая работа. |
|
|
| Делаем игрушки (проектирование, конструирование, технология обработки) | Урок ознакомления с новым материалом. | Творческая работа. |
|
|
| Делаем игрушки (проектирование, конструирование, технология обработки) | Комбинированный урок. | Творческая работа. |
|
|
| Делаем игрушки (проектирование, конструирование, технология обработки) | Комбинированный урок. | Творческая работа. |
|
|
| Делаем игрушки (проектирование, конструирование, технология обработки) | Комбинированный урок. | Творческая работа. |
|
|
| Делаем игрушки (проектирование, конструирование, технология обработки) | Комбинированный урок. | Творческая работа. |
|
|
| Готовимся к Новому году (проектирование, конструирование, технология обработки) | Урок ознакомления с новым материалом. | Творческая работа. |
|
|
| Готовимся к Новому году (проектирование, конструирование, технология обработки) | Урок развития умений и навыков. | Творческая работа. |
|
|
| Готовимся к Новому году (проектирование, конструирование, технология обработки) | Урок развития умений и навыков. | Творческая работа. |
|
|
| Готовимся к Новому году (проектирование, конструирование, технология обработки) | Урок развития умений и навыков. | Творческая работа. |
|
|
| Готовимся к Новому году (проектирование, конструирование, технология обработки) | Урок развития умений и навыков. | Коллективный проект. |
|
|
| Выполняем панно (проектирование, конструирование, технология обработки) | Урок ознакомления с новым материалом. | Панно |
|
|
| Выполняем панно (проектирование, конструирование, технология обработки) | Урок обобщения. | Панно |
|
|
| Выполняем панно (проектирование, конструирование, технология обработки) | Урок развития умений и навыков. | Панно |
|
|
| Выполняем панно (проектирование, конструирование, технология обработки) | Урок развития умений и навыков. | Панно |
|
|
| Изготавливаем кукольный театр, панно (проектирование, конструирование, технология обработки) | Урок ознакомления с новым материалом. | Проект |
|
|
| Изготавливаем кукольный театр, панно (проектирование, конструирование, технология обработки) | Урок развития умений и навыков. | Проект |
|
|
| Изготавливаем кукольный театр, панно (проектирование, конструирование, технология обработки) | Урок развития умений и навыков. | Проект
|
|
|
| Изготавливаем кукольный театр, панно (проектирование, конструирование, технология обработки) | Урок развития умений и навыков. | Проект |
|
|
| Изготавливаем кукольный театр, панно (проектирование, конструирование, технология обработки) | Урок развития умений и навыков. | Проект
|
|
|
| Изготавливаем кукольный театр, панно (проектирование, конструирование, технология обработки) | Урок развития умений и навыков. | Проект |
|
|
| Изготавливаем кукольный театр, панно (проектирование, конструирование, технология обработки) | Урок развития умений и навыков. | Тест.
|
|
|
| Изготавливаем кукольный театр, панно (проектирование, конструирование, технология обработки) | Урок обобщения. | Сценка. |
|
|
| Открытки к 23 февраля (проектирование, конструирование, технология обработки) | Урок ознакомления с новым материалом. | Поздравительная открытка |
|
|
| Открытки к 23 февраля (проектирование, конструирование, технология обработки) | Урок развития умений и навыков. | Поздравительная открытка |
|
|
| Букет к 8 Марта (проектирование, конструирование, технология обработки) | Урок ознакомления с новым материалом. | Творческая работа. |
|
|
| Букет к 8 Марта (проектирование, конструирование, технология обработки) | Урок развития умений и навыков. | Творческая работа. |
|
|
| Учимся вышивать крестом (технология обработки) | Урок ознакомления с новым материалом. | Творческая работа. |
|
|
| Учимся вышивать крестом (технология обработки) | Урок развития умений и навыков. | Творческая работа. |
|
|
| Учимся вышивать крестом (технология обработки) | Урок развития умений и навыков. | Творческая работа. |
|
|
| Учимся вышивать крестом (технология обработки) | Урок развития умений и навыков. | Творческая работа. |
|
|
| Учимся вышивать крестом (технология обработки) | Урок развития умений и навыков. | Творческая работа. |
|
|
| Учимся вышивать крестом (технология обработки) | Урок развития умений и навыков. | Творческая работа. |
|
|
| Тканые изделия (проектирование, конструирование, технология обработки) | Урок ознакомления с новым материалом. | Анализ образца. |
|
|
| Тканые изделия (проектирование, конструирование, технология обработки) | Урок обобщения. | Проект. |
|
|
| Средневековые технологии (проектирование, конструирование, технология обработки) | Урок ознакомления с новым материалом. | Проект.
|
|
|
| Средневековые технологии (проектирование, конструирование, технология обработки) | Урок ознакомления с новым материалом. | Проект.
|
|
|
| Моделируем из бумаги замок (проектирование, конструирование) | Урок ознакомления с новым материалом. | Макет. |
|
|
| Моделируем из бумаги замок (проектирование, конструирование) | Урок развития умений и навыков. | Макет. |
|
|
| Моделируем из бумаги замок (проектирование, конструирование) | Урок развития умений и навыков. | Устный опрос.
|
|
|
| Создаем витраж (проектирование, конструирование, технология обработки) | Урок ознакомления с новым материалом. | Чертеж.
|
|
|
| Создаем витраж (проектирование, конструирование, технология обработки) | Урок развития умений и навыков. | Творческая работа. |
|
|
| Делаем книгу на компьютере | Урок ознакомления с новым материалом. | Устный опрос. |
|
|
| Делаем книгу на компьютере | Урок ознакомления с новым материалом. | Текущий контроль. |
|
|
| Делаем книгу на компьютере | Урок ознакомления с новым материалом. | Текущий контроль. |
|
|
| Делаем книгу на компьютере | Урок ознакомления с новым материалом. | Текущий контроль. |
|
|
| Делаем книгу на компьютере | Урок ознакомления с новым материалом. | Текущий контроль. |
|
|
| Делаем книгу на компьютере | Урок обобщения. | Печатная брошюра. |
|
| Материально-техническое обеспечение. Требования к оснащению учебного процесса на уроках технологии разрабатываются с учётом реальных условий работы отечественной начальной школы и современных представлений о культуре и безопасности труда школьников. Для реализации Программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия: Куревина О.А., Лутцева Е.А. Технология, учебник для 3 класса «Прекрасное рядом с тобой». Куревина О.А., Лутцева Е.А. Технология «Прекрасное рядом с тобой», методические рекомендации для учителя. Для работы учащимся необходимы: индивидуальное рабочее место (которое может при необходимости перемещаться – трансформироваться в часть рабочей площадки для групповой работы); простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, канцелярский нож с выдвижным лезвием, линейка обычная, линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник, простой и цветные карандаши, циркуль, шило, иглы в игольнице, дощечка для выполнения работ с ножом и с шилом, дощечка для лепки, кисти для работы с клеем и с красками, подставка для кистей, коробочки для мелочи; материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами, крепированная), картон (обычный, гофрированный, цветной) ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.), пластилин (или глина, пластика, солёное тесто), фольга, калька, природные и утилизированные материалы, клей ПВА; мучной клейстер, наборы «Конструктор»; специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам технологии: коробки, укладки, подставки, папки и пр. |