Муниципальное автономное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 7 Городского округа Стрежевой с углубленным изучением отдельных предметов Согласовано «Утверждаю» на метод. объединении директор МАОУ СОШ № 7 _______________________2012г. ___________________________2012 г. Предс. МО__________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИТОРИКЕ ДЛЯ 3 КЛАССА НА 2012/2013 УЧЕБНЫЙ ГОД (Образовательная система «Школа 2100. Т.А. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебник - тетрадь для 2 класса в 2-х частях. Изд. 3-е, перераб. – М. : Баласс; «Ювента», 2012. – 128 с. (ч.1); 128 с. (ч.2) Допущено Министерством образования и науки РФ) Разработчик программы учитель начальных классов Кривошеина Ольга Ивановна. Педстаж 20 лет, Высшая квалификационная категория. 2012 год.
^ Данная образовательная программа по курсу «РИТОРИКА» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004г. и приказом Минобрнауки РФ от 03.06.2011г. на основе общеобразовательной программы «Школа 2100», примерной программы по курсу «Риторика», автора Т.А. Ладыженской, рекомендованной Минобрнауки РФ (сборник Программы начального общего образования. Развёрнутое тематическое планирование. 3 класс. Образовательная система Школа 2100»/ авт.-сост. О.В.Рыбьякова. – 3-е изд., испр. – Волгоград: Учитель, 2009. – 127с.) Программа учитывает особенности учащихся класса. В классе обучаются 25 ученик. Из них наблюдаются у логопеда – 3 человека, психолога – 3 человека.
На изучение данного курса отводится 1 часа в неделю, всего 34 ч ^ как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. ^ — обучение умелой, искусной, а точнее, эффективной устной и письменной речи. Поэтому в центре современной риторики — обучение эффективному общению. Дидактической основой организации учебного процесса в программе является дидактическая система деятельностного метода обучения, включающая в себя: проблемно-диалогическую технологию здоровьесберегающую технологию. технологию правильного типа читательской деятельности технологию оценивания достижений. Формы: Урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач; Образовательное путешествие; Творческая мастерская; Конференции; Исследование; Презентация; Диагностика; Консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника; Домашняя самостоятельная работа как форма учебной деятельности по построению индивидуальных образовательных маршрутов; Внеучебные формы образовательного пространства как место реализации личности младшего школьника (конкурсы, марафоны, выставки достижений учащихся – письменные работы (альбомы, газеты, фотовыставки) и т.д. ^ Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты | оценивать свою вежливость; определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо); осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений; осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово; понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
| формулировать тему урока после предварительного обсуждения; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии; осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач; учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия; анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения; продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры; перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста; осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план; анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов; аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты; продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод; знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.; пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео- ) сопровождением; в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. | приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов; отличать подготовленную и неподготовленную речь; знать особенности неподготовленной речи; осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения; знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления; реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации; знать особенности диалога и монолога; анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах; использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах; знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.); пользоваться основными способами правки текста. |
Календарно-тематическое планирование уроков риторики в 3 классе
№ | тема | тип урока (форма и вид деятельности учащихся) | вид контроля | дата проведения | план | факт | ^ |
| Проверь себя | Р – рефлексия |
|
|
|
| Что мы помним о речевой ситуации | Р |
|
|
|
| Твои речевые роли.
| ОНЗ – открытие новых знаний. |
|
|
|
| С какой целью? Зачем?
| ОНЗ |
|
|
| ^ |
| Неподготовленная речь. | ОНЗ |
|
|
|
| Подготовленная речь, приёмы подготовки. | ОНЗ |
|
|
|
| Говорим подробно, кратко. | ОНЗ |
|
|
|
| Похвала, комплимент. | Р |
|
|
| ^ |
| Слушаем, вдумываемся. | Р |
|
|
| ^ |
| Читаем учебные тексты. | ОНЗ |
|
|
|
| Учимся писать, редактировать. | ОНЗ |
|
|
| Вежливое общение. |
| Проверь себя. | Р |
|
|
|
| Что такое вежливость? | Р |
|
|
|
| Вежливо, невежливо, грубо. | Р |
|
|
|
| Добрые дела – добрые слова. | Р |
|
|
|
| А ты вежлив? | Р |
|
|
| ^ |
| Проверь себя. Тексты разные нужны. | Р |
|
|
|
| Диалог и монолог. | ОНЗ |
|
|
| ^ |
| Пиши правильно! | Р |
|
|
|
| Произноси правильно! Употребляй слова правильно! | ОНЗ |
|
|
| ^ |
| Пересказ. | ОНЗ |
|
|
|
| Выбери нужное. | Р |
|
|
|
| Цитата в пересказе. Кратко о книге. | ОНЗ |
|
|
| ^ |
| Поздравляю… Кого? С кем? Как? | Р |
|
|
|
| Желаю… Кому? Чего? Как? | Р |
|
|
|
| С Днём рождения! С Новым годом! С праздником 8 Марта! | Р |
|
|
| ^ |
| Рассуждение | ОНЗ |
|
|
|
| Вывод в рассуждении. | ОНЗ |
|
|
|
| Правило в доказательстве. | ОНЗ |
|
|
|
| Цитата в доказательстве. | Р |
|
|
| ^ |
| Сравни и скажи. | Р |
|
|
|
| Правила сравнения. | Р |
|
|
|
| Как строятся сравнительные тексты. | Р |
|
|
|
| Интеллектуальный марафон по теме «Что мы изучали на уроках риторики в 3 классе» | К – итоговый контроль. |
|
|
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебные тетради для 3-го класса. В 2-х ч. Детская риторика в рассказах и рисунках 3 класс. Методические рекомендации / Под ред. Т. А. Ладыженской. Технические средства обучения: DVD-плеер, телевизор; цифровой фотоаппарат; компьютер (с выходом в Интернет) |