РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «МОЙ МИР» 2Б класс учитель И.И. Лаптева Цель: Формирование личностных качеств воспитанников как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность. Задачи: 1. Формировать у детей представления о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения. 2. Знакомить воспитанников с основными моделями коммуникативного поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе с позиции индивидуальности. 3. Развивать механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения. 4. Развивать внутреннюю убежденность в востребовании воспитанника обществом. 5. Развивать основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки. 6. Воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других Основные направления: Работа по модулям: Искусство общения Познай себя Ожидаемые конечные результаты реализации На I уровне воспитанник имеет представление: о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения; о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках; о конфликтах и способах их разрешения; об основных моделях коммуникативного поведения; о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.; На II уровне соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения; умеет анализировать поступки свои и других людей ; способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником; владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях; адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д. На III уровне имеет опыт: использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.; адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.; адекватной самооценки, ответственности за свои поступки; взаимодействия с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях; самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми ^ Наше общество переживает период переоценки ценностей: напряженные социально-экономические отношения, противоречивый информационный пресс, повышенные культурные требования к человеку, при понижении уровня общей культуры в обществе - все это ставит ребенка в трудное положение. Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором совокупность воспитательских средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Мало просто «воспитывать» традиционные ценностные отношения, ребенок должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей. Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального опыта. Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития учащихся обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия воспитанника с другими детьми, и взрослыми. Партнерские отношения, сопричастность взрослого к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе», а не «над»), разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков - это и многое другое учитывается в программе «Мой мир». При разработке содержания программы, основных ее разделов руководствовались положениями личностно-ориентированной педагогики (В.А. Петровский и др.) идеи Л.С. Выгодского о связи между развитием и деятельностью, особенно в отношении психических функций, педагогики Рудольфа Штейнера. Учитывались возрастные интересы. В основу программы взяты научные положения Л.С. Выгодского, Е.С. Скреблевой, В.В. Воронковой, использованы идеи Е.Д. Худенко, НМЦ « Развитие и коррекция» (г. Москва). В основу программы «Мой мир» положены следующие принципы: - принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения воспитанника; - принцип гуманистической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребенка; - принцип социальной адекватности воспитания, что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач; - принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия. Программа рассчитана на 4 года обучения и предназначена для детей младшего школьного возраста (7-11 лет). Занятия проводятся 1 раз в неделю по каждому модулю, содержание программы тесно связано с содержанием учебных предметов (ознакомление с окружающим миром, чтением, развитием речи). Длительность занятий 30 минут для 1 класса и 40 минут для 2-4 классов. Данная программа состоит из 2модулей: ^ (1-4 класс) - 48 часов Познай себя (1-4 класс) - 48 часов Цель программы Формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом: в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность. Задачи Формировать у детей представления о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения. Знакомить воспитанников с основными моделями коммуникативного поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе с позиции индивидуальности. Развивать механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения. Развивать внутреннюю убежденность в востребовании воспитанника обществом. Развивать основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки. Воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других. Формы и методы работы Формы воспитательной работы: познавательная беседа; этическая беседа; профилактическая беседа; игры: ролевые, ситуационные; занятия с использованием художественных средств выразительности; упражнения; тренинги; экскурсии; тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях. Методы воспитания: методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод примера); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации); методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.); методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Предполагаемые результаты реализации программы:На I уровне школьник имеет представление: о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения; о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках; о конфликтах и способах их разрешения; об основных моделях коммуникативного поведения; о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.; На II уровне соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения; умеет анализировать поступки свои и других людей ; способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником; владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях; адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д. На III уровне имеет опыт: использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.; адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.; адекватной самооценки, ответственности за свои поступки; взаимодействия с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях; самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми ^ 48 ЧАСОВ № п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
| 1 класс |
| 1.1 | Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись! | 1 | 1.2 | Дом, в котором я живу | 2 | 1.3 | Самое удивительное чудо на свете | 1 | 1.4 | Моё любимое имя | 1 | 1.5 | Вежливая азбука. (Зачем нужна вежливость?) | 1 | 1.6 | Как хорошо быть вместе! | 1 | 1.7 | Внимательный ли ты слушатель? | 1 | 1.8 | Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят. | 1 | 1.9 | Винтики – конфеточки - мальчики и девочки | 1 | 1.10 | Ссоры и споры | 1 |
| 2 класс |
| 1.1 | Вежливость - основа воспитанности | 1 | 1.2 | Мои умные помощники | 1 | 1.3 | Умеет ли разговаривать природа | 1 | 1.4 | Всё начинается со слова «Здравствуйте» | 1 | 1.5 | Это слово говорят, если вас благодарят | 1 | 1.6 | Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?) | 1 | 1.7 | Когда без извинения не обойтись? | 1 | 1.8 | Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора) | 1 | 1.9 | У меня зазвонил телефон (Поговорим по телефону) | 1 | 1.10 | В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя) | 1 | 1.11 | К нам гости пришли! | 1 |
| 3 класс |
| 1.1 | Азбука общения | 1 | 1.2 | Волшебная палочка - это речь | 1 | 1.3 | Гостям всегда рады | 2 | 1.4 | Если с другом вышел в путь | 1 | 1.5 | Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья | 1 | 1.6 | Почему люди ссорятся? | 2 | 1.7 | Культурный человек: кто он такой? | 1 | 1.8 | Правила поведения в столовой | 2 | 1.9 | Правила поведения в библиотеке | 2 | 1.10 | Как дарить подарки? | 1 |
| 4 класс |
| 1.1 | Культура общения | 2 | 1.2 | Волшебные слова | 1 | 1.3 | Да здравствует вежливость! | 1 | 1.4 | Вежливый отказ | 1 | 1.5 | Как вести себя в гостях | 2 | 1.6 | Правила общения с окружающими | 1 | 1.7 | Правила поведения на уроке и на перемене | 1 | 1.8 | Беседа по телефону | 1 | 1.9 | Язык, мимика и жесты | 1 | ^ 48 ЧАСОВ № п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
| 1 класс |
| 2.1 | Я – неповторимый человек | 1 | 2.2 | Оцени других и себя | 1 | 2.3 | Что в имени моем? | 2 | 2.4 | Мальчики и девочки. Дружить или ссориться? | 1 | 2.5 | Посеешь характер - пожнешь судьбу | 1 | 2.6 | Как стать прилежным и старательным | 1 | 2.7 | Жадность и жадины | 2 | 2.8 | Моя внимательность и внимание | 1 | 2.9 | Ответственность и я | 1 | 2.10 | Зависть | 1 | 2.11 | В дружбе сила | 1 | 2.12 | На чем основано взаимопонимание | 1 |
| 2 класс |
| 2.1 | Правда и ложь | 1 | 2.2 | Добро и зло | 1 | 2.3 | Волшебники добра | 2 | 2.4 | О лени и лентяях | 1 | 2.5 | Терпенье и труд все перетрут | 1 | 2.6 | Какими в жизни следует быть? | 1 | 2.7 | Я и мое настроение | 2 | 2.8 | Я могу управлять своим настроением | 1 | 2.9 | Эмоции и мое поведение | 1 | 2.10 | Узнай настроение человека | 1 | 2.11 | Путешествие в страну чувств | 1 |
| 3 класс |
| 2.1 | Добрые дела. «Доброе дело два века живет» | 1 | 2.2 | Жизнь дана на добрые дела | 1 | 2.3 | Быть скромным - это хорошо или плохо | 1 | 2.4 | Учитесь быть скромным | 1 | 2.5 | Это просто хвастунишки | 1 | 2.6 | Быть честным – хорошо или плохо? | 1 | 2.7 | Учись смело говорить правду | 1 | 2.8 | Чем отличается фантазия от лжи? | 1 | 2.9 | Учитесь быть щедрыми | 1 | 2.10 | Быть щедрым – это хорошо или плохо? | 1 |
| 4 класс |
| 2.1 | Быть трудолюбивым - это хорошо или плохо? | 1 | 2.2 | Учитесь быть трудолюбивым | 1 | 2.3 | Поговорим о воровстве | 1 | 2.4 | Вредные привычки | 1 | 2.5 | Ты и твои друзья | 1 | 2.6 | Я и мое настроение | 1 | 2.7 | Я могу управлять своим настроением | 2 | 2.8 | Эмоции и поведение | 1 | 2.9 | Как можно узнать настроение человека? | 1 | 2.10 | В стране чувств | 1 | ^ МОДУЛЬ I «ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ»Младший школьный возраст - оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению, искусству общения, усвоения коммуникативных умений, способов разрешения социальных ситуаций Общение в жизни детей играет важную роль. Именно в общении дети развивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды. Социально-эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушение межличностных отношений со взрослыми и сверстниками. Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты. На занятиях проводится коррекция эмоционально-личностной сферы детей, развиваются навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Занятия с детьми призваны способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. На занятии дети не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в приемах различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Очень важно, чтобы дети осознавали, что культура поведения является неотъемлемой составляющей системы межличностного общения. В занятия включены приемы по выработке у детей элементарных правил вежливости. Через ролевое разыгрывание отрабатываются навыки культуры общения, усваиваются знания этикета. № п/п | Содержание деятельности | Кол-во часов |
| 1 класс |
| 1.1 | ^ Ввести детей в мир общения, познакомить с правилами речевого этикета. Для чего мы знакомимся? Разыгрывание ситуации «Знакомство». Правила знакомства. Ролевые ситуации. Разыгрывание ритуала вставания при знакомстве. Вежливые слова при знакомстве. |
1 | 1.2 | ^ Экскурсия по детскому дому. Что значить радовать родных и близких добрыми делами? Разыгрывание ситуаций. Игра «Покажи, не называя», «Кто скорее соберёт?». Игра « Кто, где живёт?». |
2 | 1.3 | ^ Показать роль книги в жизни человека. Экскурсия в библиотеку. |
1 | 1.4 | ^ Знакомство детей с историей возникновения имён и фамилий, их значение. Упражнения на умение строить диалог. Упражнения на развитие навыков координации совместных действий в группе. Логические упражнения, схемы описательных рассказов. Разыгрывание ситуаций. Пиктограммы-схемы, экран настроения, «волшебная» палочка. Использование предметных картинок. |
1 | 1.5 | ^ Знакомство детей с правилами речевого общения, побуждать к употреблению в речи форм приветствия, благодарности и других слов-помощников в общении между людьми. Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово. Искусство спора и диалога (мини-диалоги, речевые формулы общения). | 1 | 1.6 | ^ Дать понятие о том, что речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей. Как проявляется доброжелательность, уважительное отношение к собеседнику. Этюды на выражение эмоций, жестов. Ира «Будь внимателен». Игра – драматизация «Всё в порядке». |
1 | 1.7 | ^ Упражнения на развитие диалогической и монологической речи. Дать понятие, что слушатель должен быть внимательным, вежливым. Игра «Внимательный ли ты слушатель?». Задание «Расшифруй пословицу». Игровая ситуация. Зашифрованная пословица, схемы для обозначения частей сказки, иллюстрации к стихотворению «Овощи». |
1 | 1.8 | ^ . Дать понятие, что речевая ситуация имеет свои компоненты. Разыгрывание ситуаций, игра «Слово - творчество». Дидактическая игра «Мы разные», упражнение: «Что не так». |
1 | 1.9 | ^ Дать понятие культуры общения между девочками и мальчиками. Правила социального поведения. Упражнения на развитие речевой памяти. Дидактические игры, этюд, игровая ситуация. |
1 | 1.10 | ^ Поиск конструктивных решений конфликта, навыков ведения спора. Упражнения на развитие невербальных средств общения, интонационную выразительность. Разыгрывание ситуаций. Игра-головоломка. Этюд. Ширма для пальчикового театра, персонажи пальчикового театра. |
1 |
| 2 класс |
| 1.1 | ^ Доброе слово и кошке приятно. Кого бы ты назвал вежливым и почему? Какие вежливые слова вы знаете? Способы приветствия и прощания. Как можно обратиться к другому человеку с просьбой? Как можно поздороваться? |
1 | 1.2 | ^ Знакомство с невербальными (несловесными) средствами общения (мимикой, жестами, телодвижениями). Упражнения в распознавании эмоций – радости, грусти, страха. Словесные игры. С помощью чего можно общаться на расстоянии, Развивать творческую инициативу. Упражнение в записи письма с помощью пиктограмм. Разыгрывание речевой ситуации, художественное слово. |
1 | 1.3 | ^ Правила поведения, общения с природой. Упражнения на развитие воображения, пантомимических навыков. Упражнение на произнесение фраз с определённой интонацией и с разной силой голоса. Разыгрывание ситуаций. Инсценировка стихотворения, игра-пантомима. |
1 | 1.4 | ^ Понятие о форме вежливого приветствия. Значение вежливых слов и правильное употребление слов в речи. Выразительно произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску. Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово. Словесные игры |
1 | 1.5 | ^ Как употреблять слова благодарности в зависимости от ситуации. Художественное слово. Разыгрывание ролевой ситуации. |
1 | 1.6 | ^ Как вежливо обращаться с просьбой к собеседнику? Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово. |
1 | 1.7 | ^ Знакомство с правилами общения, которые используются при извинении. Как находить выход из конфликтных ситуаций, используя речевые формулы извинения. Словесная игра, обыгрывание ролевой ситуации. Пиктограммы «Злость», «Извинение», «Радость». |
1 | 1.8 | ^ Дать понятие о том, что слово человека могущественно, словом можно развеселить, приободрить, поддержать в трудную минуту, словом можно пожалеть, обидеть, огорчить. Разыгрывание ролевой ситуации, художественное слово. |
1 | 1.9 | ^ Дать понятие, что телефон это важное средство короткого общения. Правила общения по телефону. Разыгрывание ролевой ситуации, словесная игра «Испорченный телефон». |
1 | 1.10 | ^ Игра «Опиши предмет» Моделирование ситуации «Покупатель - продавец». Словесная игра «Назови одним словом», художественное слово. | 1 | 1.11 | ^ Знакомство с правилами гостевого этикета. Разыгрывание ролевой ситуации, художественное слово. Атрибуты для приёма гостей, шапочки для инсценировки. | 1 |
| 3 класс |
| 1.1 | Азбука общения Определение понятия общения. Для чего нужно общение? Этапы умения хорошо слушать: услышать, понять и повторить. Признаки плохого умения слушать. Изображение (невербально), как слушаешь: приятеля, воспитателя, учителя. Упражнения «Телефон», «Повтори», «Инопланетянин», «Интервью», «Сидя, стоя» (на выбор), сказка- притча «Голова и хвост змеи». | 1 | 1.2 | ^ Наука «риторика», ее значение и история. Интонация и решение проблем: тон, темп, громкость речи. Пояснение этих понятий и упражнение на художественном материале. Передача речью настроения, чувства, состояние говорящего. Ситуации, в которых ты говоришь (темп, тон, громкость). Чистоговорки, скороговорки. Умение вести беседу. | 1 | 1.3 | ^ Мы идем в гости. Кого бы вы пригласили к себе в гости? Знаете ли вы, как приглашать и принимать гостей? Чтение и анализ художественных произведений. Импровизация «Игра в гостей». Анализ ситуации « Ко мне пришли гости». Правила приема гостей в доме и правила поведения для гостей. Практикум «К нам гости пришли» | 2 | 1.4 | ^ Что означает слово «дружба?» Игра на внимание «Это я, это я, это все мои друзья». Стихотворение «Дружный класс». Сюрпризный момент «Пожелания другу». Обсуждение ситуаций на мультимедийном проекторе Релаксационное упражнение «Давайте жить дружно». Разыгрывание и обсуждение ситуаций. Выработка правил крепкой дружбы. | 1 | 1.5 | ^ Что ты знаешь о своем друге? Кого можно называть своим другом? Почему мы называем друзьями только некоторых людей? Каким бы ты хотел видеть своего друга? Как ты выбираешь друзей? Что тебя привлекает в них больше всего? Ты хорошо знаешь своих друзей? Ситуация « Перед днем рождения ты поссорился со своим другом. Пригласишь ли ты друга?», « У тебя сеть сладости. Поделишься ли ты с другом?», «Твой друг заболел. Что ты будешь делать?» | 1 | 1.6 | ^ Сообщение о понятии «ссора» и «конфликт». Рассказать между кем могут происходить конфликты (дети и родители, мужчина, женщина, сверстниками, внутри себя) Обсуждение: С кем вы конфликтуете чаще всего? Что является причиной конфликта? Какие возможные пути решения конфликтов существуют? Нужны ли конфликты? Можно ли избежать конфликтов? Чтение притчи «Трудно угодить всем» или « Сюжет», Упражнение «Слова», «Лебедь рак и щука», «Порядок», «Наоборот», «Трио», «Отгадай» (на выбор ) с.149 Притчи | 2 | 1.7 | ^ Кого называют культурным человеком? Как выглядит культурный человек? Чтение и анализ ситуаций. Игра « Кот и мыши». Загадывание загадок о предметах ухода и быта. Кого бы вы назвали культурным человеком и почему? Показ и рассматривание иллюстраций, репродукций художественных произведений с изображением различных поведенческих ситуаций. | 1 | 1.8 | ^ Анализ поведения за столом героев сказки А.Толстого «Золотой ключик». Формулирование правил поведения за столом. Зачем нам нужны правила поведения за столом? Игра «Мозговой штурм» (Выбери верный вариант ответа). Анализ поведения за столом героев сказки А. Милна «Вини- Пух и все-все». Экскурсия в столовую. | 2 | 1.9 | ^ Расставьте книги так, чтобы можно было прочитать пословицу. Объясните смысл пословицы? Где живут книги? Когда мы посещаем библиотеку? Рассказ о библиотеке. Правила поведения в библиотеке. Игра « Доскажи словечко» или «Угадай героев книг». Конкурс «Лучший читатель года». Стихотворение « Как мы жили бы без книг?» Экскурсия в библиотеку. | 2 | 1.10
| ^ Нравится ли вам получать подарки? Как выбрать подарок? Как дарить подарок? Правила этикета при получении подарка. Поздравление и пожелание. Упражнение « Подарок» ( поздравление бабушке с приездом мартышки и попугая) | 1 |
| 4 класс |
| 1.1 | Культура общения Инсценировка отрывка сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок». Где нельзя громко разговаривать и почему? Чтение стихотворения « В музее, кинотеатре и трамвае…» Игра « Моя кошка делает вот так…». Формулирование правил речевого поведения. Разыгрывание ситуаций. | 2 | 1.2 | ^ Знакомство с волшебными словами. Чтение стихотворений. Игра «Подскажи волшебное словечко». Игра «Выполни просьбу, если услышишь волшебное слово». Просмотр и обсуждение ситуаций (презентация). От чего зависит сила волшебных слов? | 1 | 1.3 | ^ Что значит вежливость? Игра « Волшебные слова». Отгадать рассказ – загадку. Разыгрывание ситуаций. Анализ ситуаций. Игра на внимание «Не ошибись!» Повторим все волшебные слова в игре « Вставь слово». Разучивание пословиц. Стихотворение С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы». Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Для того чтобы стать вежливым, мы должны пользоваться «волшебными» словами, от которых становится теплее, радостнее. | 1 | 1.4 | ^ Какие вежливые слова вы употребляете, когда обращаетесь к кому-либо с просьбой? Чтение и анализ стихотворений « Не выучил» А.Шибаев, «Подарите крокодила» Э.Мошковская. Знакомство с речевыми ответами: вежливыми отказами. Разыгрывание ситуаций. | 1 | 1.5 | ^ Разыгрывание сценки прихода гостей на день рождения с подарками. Правила приема гостей. Просмотр и обсуждение слайдов на тему «Хорошо-плохо». «Игровая» передача по телевизору (дети обыгрывают слова «диктора») Рисование по теме беседы для выставки детских работ. Стихотворение А. Хайт «В квартире нашей все блестит…». Инсценировка отрывка из сказки С.Маршака « Кошкин дом». Правила поведения в гостях. | 2 | 1.6 | ^ Только вежливому, воспитанному и добром; человеку окружающие люди всегда относятся доброжелательно. Игра «Узнай эмоцию по фотографии» От чего зависит наше настроение? Басня « Птичий двор» (инсценировка) -Какие чувства вы испытываете, когда сталкиваетесь с конфликтами? Игра «В кругу симпатий». Игра «Ласковушки». «Вежливый телефонный разговор». Практическое задание: «Положительные и отрицательные качества личности человека». Составление « Дерево вежливости». | 1 | 1.7 | ^ Чтение стихотворения по теме Я. Аким «Идут гурьбою школьники…»,М.Танич. «Урок поведения». Поочередное чтение стихотворений С.Я.Маршака о правилах поведения в школе, Б. Заходер «Перемена». Анализ фотовыставки « Наш класс на перемене». | 1 | 1.8 | ^ Загадка о телефоне. История возникновения телефона. Инсценировка отрывка К.Чуковского «Телефон». Демонстрация детьми импровизированных разговоров по телефону. Чтение и анализ стихотворений «Звенящий в доме телефон…» Н.Песков, «Говори короче» А. Шибаев. Инсценировка отрывка Н.Носова « Телефон» | 1 | 1.9 | ^ Из истории древней Греции и баснописце Эзопе. Игра «Актер». Какие жесты не положены в обществе воспитанных людей? Инсценировка и анализ сказки Л.Мурра «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» | 1 | ^ Приобретение детьми социальных способов поведения на основе усвоения этических норм морали становится наиболее актуальным в период реформирования общества, смены ценностных ориентиров, резкой дифференциацией доходов, высокой занятостью или безработицей. Именно в период младшего школьного возраста формируются личностные качества будущего гражданина, его нравственное сознание. У детей в этом возрасте развивается децентрация, благодаря чему они становятся способными понимать точку зрения другого. Все это позволяет целенаправленно формировать представление о таких значимых личностных качествах, как доброжелательность, справедливость, щедрость, трудолюбие и др. В этом возрасте дети усваивают основные нормы морали, регулирующие отношения человека к окружающим его людям и самому себе. У них появляется возможность использовать эти нормы в качестве средств самостоятельной регуляции поведения и взаимоотношений между людьми. Дети учатся соотносить нравственные представления с конкретным поведением, поступать в соответствии с теми требованиями, которые предъявляют к ним взрослые. Однако у наших детей это получается не всегда, и порой наблюдается разрыв в сознании и поведении ребенка: он знает, как надо поступать, но не поступает в соответствии со своими знаниями, поэтому появляются негативные нравственные образования. Занятия позволяют научить ребенка откликаться на проблему другого человека, осознать значение труда для будущей самостоятельно жизни. В содержание занятий включен теоретический материал и перечень практических заданий, направленных на закрепление предлагаемого компонента знаний, формирование значимых поведенческих умений и навыков. При проведении занятий в рамках данного модуля предусматривается использовать такие методы и приемы, как: -беседы на нравственную тему; -чтение художественных произведений с последующим анализом; -анализ смыслового содержания пословиц, поговорок; -продолжение тематического рассказа; -учебно-игровые упражнения (творческого и подражательного характера); -разыгрывание и анализ ситуации; -игры; -мини-конкурсы; -совместная разработка правил поведения. Методика работы с детьми строится с позиции личностно-ориентированного взаимодействия, при проведении практикумов акцент делается на самостоятельность, поисковую и творческую активность. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании практическими заданиями, необходимыми для формирования нравственных привычек. № | Содержание деятельности | Кол-во часов |
| 1 класс |
| 2.1 | ^ Рассматривание разных предметов. Работа в группах по 4 человека: разложить предметы по какому-либо признаку (по величине). Показать, что даже похожие предметы различаются. Упражнение « Горка». Задание « Кленовые листочки» (сравнение). Рисование «Какой я привлекательный?». Задание «Сравни рисунок линий на ладошках». | 1 | 2.2 | ^ Конкурс Задания: дай характеристику поведения сказочных героев с учетом нравственных оценок, продолжи предложение, как вы понимаете смысл пословиц? Игра « Скажи наоборот», упражнение «Как ты поступишь в этой ситуации?», « На кого бы вы хотели быть похожими». Тестовое задание «А что сказали бы вы?» (ситуация и три варианта ответов). | 1 | 2.3 | ^ Зачем люди придумали разные имена? Что означают наши имена? (рассказ воспитателя « Происхождение имен») Как обратиться к незнакомому человеку, к взрослому? Кто такие « Тезки»? Игра «Ласковушки». Упражнение « Изобрази свое имя движением», «Подбери правильное обращение». Сказка о том, как мальчик или девочка забыли свое имя и что из этого вышло. Аппликация «Ромашка». | 2 | 2.4 | ^ Игра « Найди сходства и различия». Упражнение «Найди свой круг», упражнение «Волшебное ожерелье», «Он и она». Игра «Претензии». Сказка «Серебрины и Серебрята». | 1 | 2.5 | ^ Дать определение характера, что такое характер? Кто сидит внутри меня? Черты и свойства характера. Общительность как черта характера. Все ли имеют одинаковый характер? Упражнение «У меня есть характер!» Правило: избавляться от вредных качеств и развивать лучшие. Упражнение « Каким я себе нравлюсь» | 1 | 2.6 | ^ Знакомство с новыми понятиями «прилежный», « старательный» через русские пословицы. Какими вы представляете прилежного, старательного человека. Опишите. Что значит «старайся»? Чтение рассказа В.Осеевой «Сыновья». Чтение и анализ стихотворения С.Баруздин «О человеке и его часах» | 1 | 2.7 | ^ Чтение и анализ басни Л.Н.Толстого «Собака и кость». Обсуждение понятия «Жадность». Как выглядит жадный человек? К чему он может проявлять жадность? Анализ русских народных пословиц. Чтение сказок «ЖадныйВартан», «Два жадных медвежонка». Я.Аким «Жадина». Практическая работа (рисование как дети представляют себе «жадность». Выставка рисунков. | 2 | 2.8 | ^ Что такое внимание? Что такое Внимательность? Значение внимания и внимательности в жизни человека, влияние на успехи в учебе. Игровые – задания: «Найди одинаковые предметы», « Найди игрушку», «Что это?», « Что появилось?», «Найди отличия», « Что потерялось?». | 1 | 2.9 | Ответственность и я Чтение и анализ пословиц об ответственности. Назови примеры из жизни поправимых ошибок. Что можно отнести к непоправимым ошибкам? Почему? О какой ошибке вам труднее вспомнить и говорить? Почему? Что понимаете под словом «ответственность»? Чтение и анализ художественных произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».Игра «Сказочное путешествие»(вопросы по сказкам).Какие черты характера привели героев к непоправимым последствиям? | 1 | 2.10 | Зависть Инсценировка и анализ рассказа «Молния и солнце». Знакомство с понятием «зависть» на примере «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Белка и волк» Л. Анализ и чтение пословиц о зависти. | 1 | 2.11 | ^ Чтение стихотворения « Совершите чудо». Психогимнастика « Я желаю тебе…» Игра « Закончи предложение» (друг - это тот, кто…) Знакомство с понятием « дружба» ( работа в группах).Составление пословиц о дружбе. Комментирование ситуаций. Формирование правил, законов дружбы. Чтение стихотворения « Все живут не тужат, а со мной не дружат…». Игра « Найди друга». | 1 | 2.12 | ^ Что нужно делать для того, чтобы налаживалось взаимопонимание? Задание «Словесный портрет», «О чем говорят глаза».Игры-ситуации (проигрывание). | 1 |
| 2 класс |
| 2.1 | Правда и ложь Обсуждение понятий «правда» и « ложь». Как вы понимаете слово « ложь»? Какие близкие по значению слова можно подобрать? Когда человек прибегает ко лжи? Зачем? Обсуждение и анализ пословиц. Чтение и анализ басни Л.Н. Толстого « Лгун», рассказа Л.Н. Толстого «Правда всего дороже», стихотворения «Эх!». | 1 | 2.2
| ^ Что такое добро? Решение проблемных ситуаций. Упражнение-тренинг «Надуй воздушный шарик злостью». Какие поступки нравятся – добрые или злые? Почему? Чтение и обсуждение стихотворения Л. Николаенко «Доброта» Игра – сказка. Эмоциональная игра «Интервью». Практическое задание «Хорошо – плохо». | 1 | 2.3 | ^ Чтение стихотворений, рассказов по теме. Обсуждение понятия «доброта». Стихотворение Л.Николаенко «Доброта», Н.Добронравова « Чтобы стало в этом мире завтра…», « Дарите радость людям», «Если добрый ты». Чтение рассказа К.Д. Ушинского « Сила – не право». Объяснение смысла пословиц, комментирование. Инсценировка рассказа и анализ В.Сухомлинского «Рассказ». Практическое задание: «Письмо маме…». | 2 | 2.4 | ^ Путешествие в страну Лентяйдия. Инсценирование и анализ сказки « Сказка про лентяя Ваню». Выставка рисунков по теме. Чтение стихотворение и коллективное обсуждение С.Я.Маршак «Кот и лодыри». Чтение памятки как выполнять домашнее задание. | 1 | 2.4 | «Терпенье и труд все перетрут» Чтение стихотворения В.Брюсова « Единое счастье - работа…». Знакомство с пословицами о труде, их анализ. Чтение и анализ текстов из литературных произведений: Л.Н.Толстой «Хотела галка пить…», притча о строительстве Шартрского собора во Франции, И. Токмакова «Букваринск». | 1 | 2.5 | ^ Дать представление о плохих и хороших поступках. Оцени поступок с точки зрения соблюдения моральных норм. Упражнение «Что я должен и чего не должен?», «Помири друзей», «За что меня любят», игра «Оцени поступок». Чтение и анализ художественных произведений. | 1 | 2.6 | ^ Как справиться с раздражением, плохим настроением. Наши чувства, настроения, желания: когда они помогают, когда мешают нам. Как они соотносятся между собой. Умение выражать свои чувства и умениеуправлять ими. Рисование « Я- веселый, я- хмурый» | 2 | 2.7 | ^ Я могу чувствовать разное настроение. Тренинг Рисование «Мое настроение» | 1 | 2.8 | ^ Пояснить, что такое эмоции. Как связано поведение и эмоции? Какие бывают эмоции? Упражнения в эмоциональном реагировании (дикие и домашние животные). Назови животных, изобрази их. Упражнение в сознательном управлении своими эмоциями. Задание « Рассмотри картинки и скажи, что на этих картинках изображено неправильно» Какуправлять своими эмоциями? (правила) | 1 | 2.9 | ^ Всегда ли у вас бывает хорошее настроение? Рассматривание фотографий, чем они отличаются? Почему бывает так грустно? Если тебе грустно, плохо, как ты себя ведешь? Если у твоего друга, воспитателя плохое настроение, как ты это заметишь? Каким бывает лицо у этого человека? Как ты можешь поднять настроение? Как можно спросить о причине плохого настроения? Как ты узнаешь, что у человека хорошее настроение? От чего оно бывает? | 1 | 2.10 | ^ Что такое чувства? Какие бывают чувства? Зачем они нужны человеку? Все ли чувства надо испытывать человеку? Как надо проявлять чувства? Упражнение « Ваза», « Мои чувства», « Моя поляна», « Мир чувств» | 1 |
| 3 класс |
| 2.1 | ^ Чтение и анализ ситуаций из жизни ребят. Инсценировка рассказа или иллюстрации «Плохо» В.Осеева. Анализ качеств человека. «Как Маша стала Большой», «Старик и яблоня» Л.Толстой. Частушки. | 1 | 2.2 | ^ Добро и зло в человеке. Что значит добрый человек? Почему люди бывают злыми? Чтение и обсуждение сказки «Бобовое зернышко» русская народная игра «Птицы летают», хоровод «Воробышек». Чтение пословиц и поговорок о добре.Упражнение» Я могу победить зло». | 1 | 2.3 | ^ Пояснить понятия «скромность», «хвастовство», «зазнайство». Почему люди ценят скромные поступки? Игра « К нам гости пришли» (ситуации). Чтение и анализ художественных произведений. Практическое задание «Хочу быть тоже красивым». Упражнение « Скромный - хвастливый стульчик». | 1 | 2.4 | ^ Что значит быть скромным? Чтение и анализ художественных произведений и пословиц. Разыгрывание и анализ ситуаций. Что нужно помнить, чтобы не стать хвастуном? (правила скромности). Упражнение « Я не зазнайка», «Замри». | 1 | 2.5 | ^ Пояснение чем хвастовство отличается от шутки - преувеличения. Конкурс клоунов-хвастунов. Этюд «Веселый клоун» Анализ ситуаций. Чтение и анализ рассказа «Хвастливый кубик». Упражнение «Поступки хвастунов» (продолжи рассказ). Обсуждение рассказов. | 2 | 2.6 | ^ Что значит быть честным? Говорить правду это хорошо или плохо? Почему люди обманывают? Что такое ложь? Чем отличается фантазия от лжи? Игра « К нам гости пришли». Чтение и анализ художественных произведений и пословиц. Игра « Доверие и поддержка». Практическое Задание « Забытый зонтик». Упражнение « Лживый – честный стульчик». Конкурс «Фантазеров « Кто больше сочинит небылиц». Проигрывание ситуаций «Поступки лжецов». | 1 | 2.7 | ^ Умеете ли вы говорить правду? Анализ и чтение художественных произведений и пословиц. Практическое задание: «Кто взял карандаш?», «Плохие деньги» (ситуации). Что необходимо сделать, чтобы избежать лжи» | 1 | 2.8
| ^ Пояснение педагога, чем ложь отличается от фантазии. Основные правила для фантазеров. Конкурс фантазеров «Кто больше сочинит небылиц?» Шутка про лживого мальчика (диалог). «Поступки лжецов» (продолжи рассказ) Обсуждение рассказов. Чтение и анализ рассказа « Волшебная машина». | 1 | 2.9 | ^ Что такое щедрые поступки? Чтение и анализ художественных произведений и пословиц. Разыгрывание и анализ ситуаций. Упражнение « Мне не жалко». Практическое задание « Глупая мышь» (проигрывание ситуации) Что необходимо делать, чтобы не быть жадным? (правила). | 1 | 2.10 | ^ Пояснить понятия (щедрость, жадность, бережливость). Что значит быть щедрым? Кого называют щедрым? Примеры собственного щедрого поступка или поступка сверстников. Игра « К нам в гости пришли…»(ситуации). Чтение и анализ художественных произведений и пословиц. Практическое задание «Как быть большому зайцу?». Упражнение « Жадный - щедрый стульчик». | 1 |
| 4 класс |
| 2.1 | ^ Что значит быть трудолюбивым? Быть трудолюбивым – это хорошо лил плохо? Что такое лень?Упражнение «Что делать, если я ничего не хочу делать». Игра « К нам гости пришли…»(ситуации). Упражнение « Трудолюбивый - ленивый стульчик». Практическое задание: « Покупка молока» (ситуация). Чтение и анализ художественных произведений. | 1 | 2.2 | ^ Чтение и анализ рассказа «Блестящие ботинки». Чтение и анализ стихотворения с.Я.Маршака «Считалка». Чтение и анализ пословиц и поговорок. Практическое задание: «Любишь – не любишь». Что необходимо делать, чтобы не быть ленивым? Разыгрывание и анализ ситуаций. Упражнение «Мне не трудно…». | 1 | 2.3 | ^ Что значит воровать? Какого человека называют вором? Брать чужие вещи - это хорошо или плохо? Чтение и анализ художественных произведений и пословиц. Практическое задание « Кто взял деньги». Рассказы « Поступки детей». Что необходимо сделать, чтобы избежать воровства? | 1 | 2.4 | ^ Знакомство с понятием «вредные привычки». Игра «Достоинства и недостатки». Слушание сказки «Привычки». Какие вы знаете пословицы о привычках? Разыгрывание ситуаций из жизни детей. Какое поведение считается культурным? Над какими вредными привычками вы решили поработать, чтобы избавиться от них? | 1 | 2.5 | ^ Чтение и анализ стихотворения Б.Заходер «Буква Я». Знакомство с понятием «хороший друг», «Хорошие товарищи» С. Михалков, « Лисица и журавль», «Три товарища» В.Осеева. Что значит эгоист? | 1 | 2.6 | ^ Как справиться с раздражением, плохим настроением. Наши чувства, настроения, желания: когда они помогают, когда мешают нам. Как они соотносятся между собой. Умение выражать свои чувства и умениеуправлять ими. Рисование « Я- веселый, я- хмурый» | 1 | 2.7 | ^ Я могу чувствовать разное настроение. Рисование «Мое настроение». Тренинг. | 2 | 2.8 | ^ Пояснить, что такое эмоции. Как связано поведение и эмоции? Какие бывают эмоции? Упражнения в эмоциональном реагировании (дикие и домашние животные). Назови животных, изобрази их. Упражнение в сознательном управлении своими эмоциями. Задание « Рассмотри картинки и скажи, что на этих картинках изображено неправильно» Какуправлять своими эмоциями? (правила) | 1 | 2.9 | ^ Всегда ли у вас бывает хорошее настроение? Рассматривание фотографий, чем они отличаются? Почему бывает так грустно? Если тебе грустно, плохо, как ты себя ведешь? Если у твоего друга, воспитателя плохое настроение, как ты это заметишь? Каким бывает лицо у этого человека? Как ты можешь поднять настроение? Как можно спросить о причине плохого настроения? Как ты узнаешь, что у человека хорошее настроение? От чего оно бывает? | 1 | 2.10 | ^ Что такое чувства? Какие бывают чувства? Зачем они нужны человеку? Все ли чувства надо испытывать человеку? Как надо проявлять чувства? Упражнение « Ваза», « Мои чувства», « Моя поляна», « Мир чувств». | 1 | ^ социально-личностных качеств Критерии | 5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | Усвоение представлений о себе, качествах личности и нравственных нормах поведения
| Способен оценить «кем я был» и «кем я стал»; мотив «я должен» преобладает над «я хочу». Умеет анализировать поступки свои и других детей.выполнение поручений, происходящие события. Осознает свою половую принадлежность. Соблюдает личную неприкосновенность других. Соблюдает правила поведения в обществе. | Знания не систематизированы. Не всегда может отстоять собственную позицию. Обладает чувством собственного достоинства. Развиты такие черты характера как трудолюбие, аккуратность, добросовестность, вежливость. Замечает, когда кто-то нуждается в помощи и оказывает ее. | «Я хочу» часто доминирует над «я должен». Знания элементарны. Объем знаний о правилах социального поведения не затрудняет общение и взаимодействие с другими людьми. Большая часть практических действий выполняется самостоятельно, но только эпизодически. Социальная адаптация затруднена. | Знания фрагментарны, на элементарном уровне, не соответствуют возрасту. Объем знаний недостаточен для общения и взаимодействия с другими людьми. Большая часть практических действий выполняется только со значимым взрослым. Социальная адаптация затруднена. | Усвоение коммуникативных умений, способов разрешения социальных ситуаций | Владеет вербальными средствами общения. Понимает и адекватно отвечает на просьбы, приветствия, замечания, возражения. Владеет коммуникативными моделями поведения (в гостях, транспорте, в цирке.) | Понимает обращенную к нему речь. Вызывает затруднение начать беседу, продолжить и закончить ее. Владеет невербальными средствами общения: мимикой, жестами. | Затрудняется выразить свои мысли в связи с недостаточным владением вербальными и невербальными средствами общения. Недостаточно владеет нормами поведения в обществе. | В связи с недостаточным словарным запасом плохо владеет речевым выражением своих мыслей, знаний, желаний. Не владеет моделями общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях. | По данным критериям систематически осуществляется мониторинг, позволяющий отслеживать результаты успешности развития младших школьников. Данные мониторинга заносятся в карту (таблица 1). ^ Богуславская, Н.И. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) / Н.И. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург : «АРД ЛТД», 1998. – 192 с. Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья./ В.В. Ветрова. - М. : Педагогическое общество России, 2000. – 192 с. Звездина, Г.П.Классные часы в начальной школе (Программа факультатива « Я и Мир») / Г.ПЗвездина, Т.П. Щербакова. – М : ТЦ Сфера, 2004. Игры: обучение. Тренинг, досуг / под.ред. Петрусинского В.В. - М. : Новая школа, 1994. Кащенко, В.В. Педагогическая коррекция / В.В. Кащенко. - М. : Просвещение, 1994. Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. –Волгоград : Учитель, 2007. – 204 с. Кащенко, В.В. Школа оптимизма : Внеклассные мероприятия, классные часы: 1-4 классы / В.В Кащенко. - М. : ВАКО, 2008. – 160 с. Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно / И.Н. Курочкина. -3-е изд. - М. : Флинта, 2003. -128 с. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль : Академия развития,1997. – 240 с. Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы /сост. Козлова М.А.- М. : Издательство «Экзамен», 2009. - 317 с. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина. - М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 128 с. Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб.- метод. пособие / С.О. Николаева. - М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. – 80 с. Обучение и воспитание во вспомогательной школе / под редакцией В.В. Воронковой. - М. : Просвещение, 1984. Худенко, Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей / Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова, В.В. Титова. – М. : АРКТИ, 2006 . – 312 с. Профилактика жадности, лжи, лени и хвастовства: Коррекционно-развивающая программа для 5-8 лет / авт. сост. Н.В.Макарычева. - М. : АРКТИ, 2010. – 80 с. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб. : Речь,2007. - 296с. Практика сказкотерапии / под ред. Н.А. Сакович. - СПб. : 2007. – 224 с. Шипицина, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. / Л.М. Шипицина. - СПб. : Издательство « Союз», 2004. – 336 с. Щуркова, Н.Е. Диагностика воспитанности / Н.Е. Щуркова. - М. :1994. 107 с. Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника [Текст] / Н.Е. Щуркова. - М., 1998. – 130 с |