Рабочая программа кружка «Моя малая родина» icon

Рабочая программа кружка «Моя малая родина»



НазваниеРабочая программа кружка «Моя малая родина»
Дата17.10.2016
Размер
ТипРабочая программа

МБОУ «Бухоловская средняя общеобразовательная школа»


Согласовано: Утверждаю: Зам.директора по УВР Директор школы


Рабочая программа кружка

«Моя малая родина»

Срок реализации 1 год.


,


Рабочую программу составила: учитель начальных классов Митрофанова Т.А.


2011

Пояснительная записка

«От нас природа тайн своих не прячет, Но учит быть внимательнее к ней»

Н. Рыленков.

Рабочая программа предназначена для занятий по внеурочной деятельности. Цель программы «Моя малая родина» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы, знакомство с растительным и животным миром родного края.

Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.

Слово «экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по-новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в начальной школе в теории и практике экологического образования единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим порой не видится отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал программы поможет детям узнать о природе, животном мире и экологических проблемах родного края, расширит краеведческий кругозор, разовьёт творческие способности учащихся.

Программа «Моя малая родина» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией составлена из расчёта 1 час в неделю (33 часа). Она рассчитана на учащихся 6-7 лет.

Программой предусмотрены следующие формы работы:

теоретическое осмысление элементарных практических основ экологии;

  • групповые практические занятия;

  • индивидуальные занятия: - создание индивидуальных проектов;

- ведение исследовательской деятельности;

- опытническая работа на пришкольном участке;

  • массовые практические занятия:

- проведение викторин;

- прогулки и походы на природу;

- посещение краеведческого музея;

- выставки творческих работ;

- экскурсии;

- тематические мероприятия;

- организация посильной практической деятельности по охране окружающей среды.


Основные методы обучения: монологический, диалогический, показательный, эвристический; объяснительно – иллюстративный алгоритмический, практический, метод проектов.

методы преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный;

методы учения: репродуктивный, поисковый, проблемный;

методы воспитания: убеждения, упражнения, личный пример.


^ Виды внеурочной деятельности: игры, моделирование, проигрывание и анализ ситуаций, коллективное сочинение сказок, рисование.


Личностные и метапредметные результаты.

Результаты

Формируемые умения

личностные

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-использовать речь для регуляции своего поведения;

Метапредметные результаты

регулятивные

- умение учиться и способность к организации своей деятельности; - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении цели; - готовности к преодолению трудностей;

познавательные

- постановка и формулирование проблемы; - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); - установление причинно-следственных связей; - расширение кругозора и углубление знаний по предмету; - освоение способов решения проблем творческого характера; - привитие интереса учащимся к проблемам окружающей среды; -выделять и формировать то,что усвоено и что надо усвоить,определять качество уровняусвоения;

коммуникативные

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; -этические чувства,прежде всего добро и доброжелаьтельность,эмоционально-нравственная отзывчивость.



^ Прогнозируемый результат

Учащиеся, освоив данную программу, должны

знать:

- экологические проблемы и причины их возникновения;

- экологические проблемы наиболее актуальные для Шаховского района;

- даты экологических праздников, акций и операций различного уровня.

Уметь:

- прогнозировать изменения и находить решения экологических проблем;

- пользоваться литературой;

- правильно вести себя в природе, применять знания на практике;

- вести исследовательскую деятельность.

Владеть:

- экологической терминологией;

- навыками организатора;

Проявлять:

- любовь к своей малой родине;

- интерес к окружающей экологической ситуации;

- интерес при выполнении тестов, экологических викторин, при проведении дидактических и деловых игр, тематических конкурсов рисунков, выполнении исследовательских работ и проектов.

Практическая природоохранная деятельность кружка будет отражена на общем стенде «Край родной». Итоговой оценкой деятельности будет творческий отчёт о проделанной работе за год.


^ Тематический план

раз-

дела

за-

нятия

Тема

Теория

Практика

Дата

1




Введение

1










1

Что такое экология?

1




8.09.

2




Мой дом за окном

6

4







2

Мой дом

1




15.09.




3

Дом, где мы живём

1




22.09.




4

Практическое занятие «Уборка школьного двора»




1

29.09.




5

Откуда берётся и куда девается мусор?

1




6.10




6

Экскурсия «Краски и звуки осени»




1

13.10.




7

Деревья твоего двора

1




20.10.




8

Экскурсия по территории школы




1

27.10




9

Птицы нашего двора

1




10.11.




10

Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»




1

17.11.




11

Дорога из дома в школу

1




24.11.

3




Я и моё окружение

7

4







12

Моя квартира

1




1.12.




13

Моя семья

1




8.12.




14

Соседи-жильцы

1




15.12.




15

Мой класс

1




22.12.




16

Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате»




1

12.01.




17

Дом моей мечты

1




19.01.




18

Комнатные растения в квартире, классе

1




26.01.




19

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»




1

2.02.




20

Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»




1

9.02.




21

Экскурсия в лес




1

16.02.




22

Животные в доме

1




1.03.

4




Гигиена моего дома

8

4







23

Уход за квартирой

1




8.03.




24

Гигиена класса

1




15.03.




25

Практическое занятие «Гигиена класса»




1

22.03.




26

Бытовые приборы в квартире

1




5.04.




27

Экскурсия на школьную кухню




1

12.04.




28

Природа в квартире и в классе

1




19.04.




29

Наша одежда и обувь

1




26.04.,3.05.




30-31

Русская народная одежда

2




11.05.




32

Практическая работа «Уход за одеждой»




1

18.05.




33

Экскурсия в школьный музей




1

25.05.







^ Итого: 33 часа











Содержание программы

1 класс (32ч)

Введение (1 ч)

Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком.

^ 1. Мой дом за окном (10ч)

Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе. Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своём доме. Техника безопасности. Распределение обязанностей по уборке школьного двора. Отчёт о выполнении задания. Наблюдение. Выявляем, откуда берётся и куда девается мусор. Наблюдение в природе. Зимние изменения в неживой природе. Какое явление природы бывает только зимой? Из чего состоит снег? Рассказы детей о снежинках. Музыка природы в зимнее время года. Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делаем для здоровья деревьев? Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц. Перелётные птицы. Зимующие птицы. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудное время. Изготовление кормушек. Что вокруг нас может быть опасным? Сигналы светофора. Как обходить автобус, трамвай, троллейбус? Дорожные знаки, их значение. Правила поведения на дороге, в транспорте. Маршрутные листы.

^ 2. Я и моё окружение (12 ч)

Моя квартира. Светлая квартира, цвет обоев, жилая площадь, температура воздуха, покрытие полов, возможности проветривания, природные материалы в квартире, внутреннее убранство, его значение.

^ Моя семья. Происхождение слова «семья». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».

^ Соседи – жильцы. Доброжелательные отношения с ними. Все мы – соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.

^ Мой класс. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной комнате? Дежурство по классу. Распределение обязанностей. Отчёт каждой группы о проделанной работе.

^ Дом моей мечты. Из чего сделан дом? Что в нём будет? Чего в нём не будет? Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде.

Комнатные растения в квартире, в классе. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учётом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещённость, частоту полива. Уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей за комнатными растениями. Наблюдение изменений произошедших после произведённых работ. Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха, проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени. Наблюдение за набуханием почек в классе и в природе

^ Животные в доме. Знакомство с домашними животными. Кошка и собака – друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль – меры предупреждения их появления. Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки.

^ 3. Гигиена моего дома. (10 ч.)

Уход за квартирой. Влажная уборка, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила общения с электрической и газовой трубой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется. Правила безопасности при их эксплуатации.

^ Гигиена класса. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями.

Наша одежда и обувь. Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход. История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой. Изготовление одежды из природного материала. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щёткой верхнюю одежду? История русского костюма. Моделирование и демонстрация одежды.


Список литературы:

Для педагога:

  1. Энциклопедия большая советская. Москва 2008г. Том №29.

  2. Энциклопедия для детей. Биология. Москва «Аванта +» 2009г.

  3. Энциклопедия для детей. Геология. Москва «Аванта +» 2010г.

  4. Журналы «Начальная школа», «Управление начальной школой».

  5. Изгаршев А.В. «Поговорим о них». Общество 2007г.

  6. Бадьева Э.А. «Животные в нашем доме». Свердловск 2010г.

  7. Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. «Юный эколог» 1-4 классы – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с.

  8. Хренов, Л.С. Народные предметы и календарь Текст / Л. С. Хренов. – М.: Агропромиздат, 1991.


Для учащихся:

  1. А.А. Плешаков. «Первые уроки экологической этики» Москва 2009 г.

  2. Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2008 г.

  3. Кашинская Е,А. Всё обо всём. М 2009г.

  4. Тайны живой природы М. Росмэн 2008 г.

  5. А.А. Плешаков Атлас –определитель «От земли до неба»Москва 2008г.

  6. А.А. Плешаков «Зелёные страницы» Москва «Просвещение» 2008 г.

  7. Книга о здоровье под редакцией Ю.П. Лисицина Москва 2008г.

  8. Журналы «Юный натуралист», «Муравейник», «В мире животных», «Геолёнок».



^ По завершении программы учащиеся смогут:

-освоить способы решения проблем творческого и поискового характера;

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -определять наиболее эффективные способы достижения результата.

- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.


^ Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности


Ожидаемые результаты

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.


^ Личностные результаты:


- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

^ Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.


Ресурсное обеспечение программы

Педагоги начальных классов

Библиотекарь

Родители

Кабинет начальных классов

Интернет

Компьютер, диски

Фотоаппарат

Цветочные горшки

Саженцы цветов

Бумага, краски, карандаши

Разработки игр, конкурсов, викторин

Словари, справочники

Природный материал



Похожие:

Рабочая программа кружка «Моя малая родина» icon-
Содержание программа кружка «Моя малая Родина» в целом определено задачами, стоящими перед школой на пути её модернизации в условиях...
Рабочая программа кружка «Моя малая родина» iconПрограмма кружка «Моя малая Родина»
«человек – город человек», подталкивает к принятию верных решений. Краеведение имеет две взаимосвязанные стороны – познание и преобразование...
Рабочая программа кружка «Моя малая родина» iconМоя малая Родина Цель
Начинается занятие с включенного видеоролика и чтения одного из учеников стихотворения З. Александровой «Родина»
Рабочая программа кружка «Моя малая родина» iconТема 1: Введение «Моя малая родина и родина моих предков» 3-5
Восстановить, сохранить и передать в будущем подрастающим поколениям знания о возникновении и развитии моей малой родины и малой...
Рабочая программа кружка «Моя малая родина» iconПроверочная работа №5 по разделу «Родная сторона». Что означает понятие «малая родина»
Что означает понятие «малая родина»?
Рабочая программа кружка «Моя малая родина» iconВиртуальное путешествие по теме «Моя малая Родина – село Хотилицы»
Цель занятия: познакомить учащихся с историей, достопримечательностями и выдающимися людьми села, сформировать в них чувство патриотизма...
Рабочая программа кружка «Моя малая родина» iconТема «Что и кто?»
...
Рабочая программа кружка «Моя малая родина» icon«Гордимся Крымом»
Родина и мир. Украина – наше Отечество, родная страна. Малая родина – это дом, улица, город (поселок, село), в котором мы живем....
Рабочая программа кружка «Моя малая родина» iconФорма занятия: устный журнал; путешествие в историю. Ход занятия: Один древний мудрец однажды заметил: «Жалкая участь ждет тот народ, который не помнит славных дел своих предков и не чтит их память – он обречен на вымирание»
Тема: «Моя малая Родина» Цели: Дать детям знания об истории нашего края; природе, животных, их обитании; углубить знания детей о...
Рабочая программа кружка «Моя малая родина» iconКлассный час «Россия Родина моя!», посвященный 20-летию принятия конституции РФ. Классный О. С. Шелихова Цели: воспитание патриотических чувств учащихся
Классный час «Россия – Родина моя!», посвященный 20-летию принятия конституции РФ
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты