Заседание ноу филологической секции icon

Заседание ноу филологической секции



НазваниеЗаседание ноу филологической секции
Дата17.10.2016
Размер
ТипЗаседание

Отдел образования Калинковичского райисполкома

Государственное учреждение образования «Средняя школа №6 г. Калинковичи»


Заседание НОУ

филологической секции

« Оформление исследовательской работы

« Народные игры в жизни и произведениях А.С.Пушкина»


Учитель русского языка и

литературы высшей категории

Иваненко Н.А.


Калинковичи

2012


Тема: « Оформление исследовательской работы « Народные игры в жизни и произведениях А. С. Пушкина»


Цели: формировать умения учащихся подбирать и систематизировать рабочие материалы исследования; способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, расширить словарный запас учащихся;

совершенствовать навыки исследовательской работы;

воспитывать интерес к произведениям литературы и искусства.

Оборудование: выставка книг с произведениями А. С. Пушкина, словари, конспекты исследований, презентация.


^ Председатель НОУ: Уважаемые коллеги и члены НОУ филологической секции! Сегодня мы проводим заседание по теме « Оформление исследовательской работы « Народные игры в жизни и произведениях А. С. Пушкина». В чём актуальность нашей работы?

Член НОУ: На уроке литературы при изучении творчества А. С. Пушкина возник вопрос: в какие игры играл А. С. Пушкин? Ответом на него стала наша работа.

^ Председатель НОУ: Работа закончена, необходимо её оформить и представить на конкурс. (Представляет титульный лист печатного варианта и презентации). Каковы цель и задачи работы?

Член НОУ: целью работы было провести исследование художественных произведений и библиографических сведений с целью выявления отношения А. С. Пушкина к народным играм.

Член НОУ: задачи исследования:

- рассмотреть на теоретическом уровне описание народных игр;

  • проанализировать материалы художественных произведений и библиографические сведения о поэте;

  • выявить отношение А. С. Пушкина к народным играм на примере литературных произведений;

  • сопоставить, систематизировать и обобщить материал.

Член НОУ: предметом исследования были стихи, поэмы, драматические произведения, повести А. С. Пушкина.

(Представляется электронный вариант ответов)

Председатель НОУ: Народные игры - это удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Они развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, в них познаются этические нормы и законы физики. Они разнообразны, развлекательны и эмоциональны. Игры доступны для детей, начиная с дошкольного возраста, но не менее интересны и для взрослых. Поэтому возрождение и возвращение детских игровых традиций народа в повседневную жизнь очень важно. 

Какой эпиграф подобрали вы к работе?

Член НОУ: Слова Пушкина: Что наша жизнь? – Игра!

Председатель НОУ: Каждый из вас сейчас представит нам конспекты ваших исследований. А затем мы вместе подготовим их для презентации. Мы начинаем играть.

^ Член НОУ: Игра 1. Горелки

Это традиционная народная игра, известная по многим описаниям почти у всех славянских народов и сохранившаяся в памяти старшего поколения. В повести «Барышня-крестьянка» молодой барин весело играет в горелки с крестьянскими девушками. Горелки действительно веселая и шумная игра, известная до настоящего времени под таким названием по всей России.

Играют в «горелки» так. Сначала выбирают, кому водить, - ловить, «гореть» или «горевать». Отсюда название самой игры – «горелки». Водящий становится впереди всех, на расстоянии 2 - 3 м от остальных играющих. Ему воспрещается оглядываться назад или смотреть по сторонам. Позади него вереницей, попарно, один за другим выстраиваются остальные игроки. Пары при этом стараются составить из мальчика и девочки или, соответственно, юноши и девушки. Затем кто-нибудь из стоящих в парах или, чаще всего, все вместе, хором распевают:

Гори, гори ясно!

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

В соответствии со словами водящий должен взглянуть на небо, а последняя пара в это время разъединяет руки и расходится в стороны: один игрок направо, другой налево. Сначала каждый из них шагом обходит стоящих попарно, а приблизившись к водящему, при последних словах песни, бежит со всех ног вперёд, стараясь убежать от водящего и опять схватиться за руки.

Водящий, увидев бегущих, мешает паре сблизиться, старается поймать кого-нибудь из них или же просто хлопнуть либо прикоснуться ладонью к бегущему, что также засчитывается. Если водящему удалось поймать кого-нибудь из бегущих, то составляется новая пара, которая встаёт впереди всех. А оставшийся без пары становятся водящим. Если же первый водящий никого не поймал, то он должен водить снова.

Игра продолжается до тех пор, пока все достаточно не набегаются и устанут. В горелки лучше всего играть летним вечером, когда спадает жара. Но можно и в другое время года, главное, чтобы площадка была посвободнее.

( Представляет электронный вариант презентации)

^ Член НОУ: Игра 2. Хороводы

Познакомившись ещё в детстве с русским народным творчеством, А. С. Пушкин всю жизнь любил и изучал фольклор. Везде, куда ни забрасывала его судьба, он записывал песни, сказки, предания, пословицы и поговорки. Образы народной поэзии Пушкин широко использовал в своих произведениях.

Очень любил Александр Сергеевич народные песни. Он не только собирал их, записав целую тетрадь, но и мечтал издать сборник, в который должны были войти исторические, обрядовые, плясовые, хороводные, игровые и другие песни. Посещая традиционные гуляния и праздники, прогуливаясь вечером вблизи усадьбы, поэт любил наблюдать, как веселится деревенская молодёжь, как девушки и парни водят хороводы, исполняют игровые песни. О хороводах в произведениях Пушкина упоминается часто.

О том, как раньше водили в Москве хороводы, вспоминает в своей книге «Московская старина» певец, литератор и собиратель народных песен П.И.Богатырев: «Но более всего любили хороводы. Помню один из таких хороводов. Это было за заставой, недалеко от Калитниковского кладбища. Народу собралось много; один хоровод состоял, смело скажу, не менее как из двухсот человек, если не больше. Пестрые, яркие платья и сарафаны женщин, рубахи и поддевки парней представляли веселую картину. Кругом на пригорочках, кучках и кочках – масса народа. Все оживлены в ожидании предстоящего удовольствия. Долго, помню, сговаривались в хороводе, наконец сговорились. На середину вышел молодой парень. Красивый и ловкий на вид, он всем поклонился, потом обошел весь круг и стал на свое место. На середине песни хоровод остановился и, немного постояв, пошел в другую сторону. Пение было стройное, голоса молодые, звонкие, да хотелось и щегольнуть – уж очень много слушателей было. Потом пели «Во лузях», «На горе-то калина», «Уж как падал туман» и, смотря по ходу песни, воспроизводилось и действие, - выходила девица к парню, кланялась ему и стлала ему «постелюшку» в виде платка и т.п. И долго потом, уже при догорающей заре, я слушал в окно широкую русскую песню и думал об ее удивительной, захватывающей силе».

( Представляет электронный вариант презентации)

^ Член НОУ: Игра 3. Игра в бабки

Игpу в бабки А.С. Пушкин упоминает в своих произведениях не единожды. Например, в повести «Капитанская дочка» в крепости, получив известие о крестьянском восстаниии под предводительством Пугачёва и готовясь к отражению нападения, солдаты вытаскивают «из пушки тряпички, камушки, щепки, бабки и сор всякого рода, запиханный в неё ребятишками».

Этой игре А.С.Пушкин посвятил отдельное стихотворение под названием «На статую играющего в бабки», в котором он дает описание этой игры.

Для игры использовались бабки - очищенные кости нижних надкопытных суставов ног коров, телят или свиней. Молодёжь постарше предпочитала коровьи бабки: они более крупные и ими можно бить на большое расстояние (до 40 м), а ребята по моложе использовали чаще свиные бабки. В качестве биты обычно старались брать более крупную и тяжёлую бабку, иногда её внутреннюю полость заливали свинцом.

Сначала определяют очерёдность. В нескольких метрах от кона, в той стороне, откуда договорились бить по кону, проводится черта – «сало». Все играющие выстраиваются: вдоль кона, и каждый бросает свою биту за «сало» на такое расстояние, которое считает для себя наиболее удобным. Первым начинает бить тот, чья бита окажется дальше всех от кона. Последним бьёт тот, у кого бита окажется ближе всех к кону. Можно также определить очерёдность по жребию, по считалке или другим способом. Затем каждый по очереди начинает бить по бабкам, стоящим на кону, от тoгo места, где упала его бита. Сбитая (упавшая) бабка забирается игроком. Игра прекращается, когда будут сбиты все бабки.

Если все пробили, а бабки остались на кону, то игроки, по договорённости, продолжают игру с оставшимися бабками или выставляют их дополнительно по определённому количеству. Игра повторяется много раз. Победившим считается тот, кто набрал наибольшее количество бабок.

( Представляет электронный вариант презентации)

^ Член НОУ: Игра 4. Ходули

В.И.Даль в своём «Словаре» коротко определяет, что такое ходули. Это «два шеста с приступками на кои становятся и ходят».

На наших праздниках почти всегда можно увидеть ходули, которые пользуются у детей и взрослых огромным успехом. Делают их разных размеров: для маленьких детей - короткие с низко прибитыми приступками, для тех, кто постарше, - длинные с высокими приступками. И почти каждому участнику праздника хочется проверить своё умение сохранять равновесие, оторвавшись от земли. Впрочем, такой забавой ходули были с давних времён. Делали их жердей и прибивали к ним брусочки – опоры для ног. Использовали ходули и на народных праздниках. Поэтому и сейчас детский праздник без ходулей много теряет.

( Представляет электронный вариант презентации)

^ Член НОУ: Игра 5. Чехарда

В пушкинской «Капитанской дочке» Пётр Гринёв, герой повести, вспоминая о раннем детстве, пишет: «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Под чехардой подразумеваются разнообразные игры, суть которых состоит в том, что впереди других в той или другой позе становится один или несколько играющих по условию, а остальные прыгают через них или на их спины.

Вот наиболее распространенный вариант чехарды. Один из игроков становится на дорожке или площадке, нагнувшись вперед и наклонив голову, упираясь руками в колени. Другой игрок с небольшого разбега упирается руками в спину или плечи стоящего и перепрыгивает через него. Перепрыгнув, он встаёт впереди первого на расстоянии 2-3 метров. Затем прыгает третий – сначала через первого, потом через второго и других. Когда все играющие перепрыгнут, наступает очередь первого игрока, потом снова второго и других. В ещё одном варианте наклонившийся игрок может стоять не по направлению прыжка, а боком к прыгающему. В этом случае выполнить прыжок гораздо сложнее.

( Представляет электронный вариант презентации)

^ Член НОУ: Игра 6. Лапта

Лапта – игра старинная, бытовавшая ещё в Древней Руси. Знал лапту и А.С.Пушкин. Так, в «Истории села Горюхина» Белкин, «автор» записок, пишет о себе: «Таким образом, достиг я шестнадцатилетнего возраста, оставаясь при первоначальном моём образовании и играя в лапту с моими потешными». Потешными мальчиками в то время назывались крестьянские дети, которые привлекались для игр и развлечения барчуков. Наверняка и сам поэт мог играть в лапту во время приездов в Захарово, ведь она была одной из самых любимых игр крестьянских ребятишек.

В лапту играют летом на просторной площадке или лужайке. В ней могут участвовать 8 - 30 человек, не только дети, но и взрослые. За соблюдением следят капитаны команд.

Для игры необходим небольшой тряпичный, теннисный или резиновый мяч и лапта – круглая или лопатообразная палка длиной 70-80 см и толщиной 3-5см, с одного конца стёсанная для удобства.

На двух сторонах площадки, или «поля», длина которой может быть от 40 до 80м, отмечают две линии: переднюю – «города» и дальнюю – «кона». Игроки делятся на две команды и выбирают «маток» (капитанов). По жребию одна команда становятся за линию «города», а другая команда встаёт произвольно по всему «полю». Капитан «полевой» команды посылает кого-то из игроков в «город» для подачи мяча. По очереди, установленной капитаном, игроки «города» выбивают лаптой мяч в «поле». Мяч бьющему подбрасывает подавальщик. Метальщик должен послать ударом мяч как можно выше и дальше, но не за боковые линии. Полевые игроки стараются поймать мяч или схватить его с земли.

( Представляет электронный вариант презентации)

^ Член НОУ: Игра 7. Качели

Качели – самое любимое развлечение людей. Особенно любят их дети и молодёжь. Раньше был обычай ставить качели весной, под Пасху, чтобы главный православный праздник прошёл радостно и весело. Для детей делали небольшие качели – или на столбах на улице, или в сараях, привязывая верёвку к поперечным балкам. А для взрослой молодёжи ставили качели на высоких столбах, до 5-6 метров, и раскачивали верёвками сразу по два, три человека. И в деревнях делали качели. Поставят столбы. Два больших столба из леса принесут, поперечину и верёвки приладят и качаются. Раскачивают руками с двух сторон.

( Представляет электронный вариант презентации)

^ Член НОУ: Игра 8. Воздушный змей

В «Истории села Горюхина» А.С.Пушкин пишет, что в найденной рукописи «первые листы были выдраны и употреблены детьми священника на так называемые змеи». А герой повести «Капитанская дочка» сделал змея из географической карты, которая соблазнила его «широтой и добротою бумаги». « Батюшка вошел в то самое время, как я, - вспоминал Пётр Гринёв, - прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды».

Имеется в виду воздушный змей – летающая игрушка из листа бумаги, скреплённого тонкими деревянными планками, и с хвостом. Воздушных змеев делают самых разных размеров и различной формы. Запускается воздушный змей с разбега и удерживается с помощью длинной нитки, которая не позволяет ему улететь далеко. Надо отметить, что на Руси в 906 году князь Олег применил воздушного змея для устрашения врага.

( Представляет электронный вариант презентации)

^ Председатель НОУ: Работа закончена, какие выводы вы сейчас сделали.

Член НОУ: Народная игра формирует навыки, без которых просто невозможно жить. В жизни надо быть сильным, ловким и, в меру, рискованным человеком, уметь мгновенно и правильно оценивать ситуацию, быстро бегать и перемещаться в пространстве, в командных играх уметь вовремя подставить плечо товарищу, быть азартным, но рассудительным, не гневаться и , проигрывая,  относиться с уважением к сопернику.

Член НОУ: При знакомстве с играми мы обнаружили, что каждая из них интересна по-своему. Например, во время игры в горелки необходимы быстрота и ловкость, а для чехарды – сила и выносливость. Косточки для игры в бабки можно делать из дерева, а лапта имеет удивительное сходство с бейсболом. И только после конструирования и запуска воздушных змеев, головокружительных полетов на качелях, мы поняли, почему так их любил наш классик.

Член НОУ: В ходе работы мы обнаружили, что стали дружнее, выносливее, узнали много интересных фактов из жизни и творчества А. С. Пушкина. И каждый из нас открыл для себя своего Пушкина.

Председатель НОУ: Работа закончена. Мы представляем её на районной конференции. Что будете делать после неё?

Член НОУ: Мы будем продолжать исследование средств передвижения в произведениях А. С. Пушкина.

Председатель НОУ подводит итоги заседания.




Похожие:

Заседание ноу филологической секции iconТема секции
Цель секции: Показать применение формул сокращенного умножения в тождественных преобразованиях
Заседание ноу филологической секции iconНоу «Академия родительского образования» гбук «Пермская краевая детская библиотека им. Л. И. Кузьмина» Пермский Государственный педагогический университет
Пленарное заседание. Роль семьи и социальных институтов в воспитании духовно-нравственного человека
Заседание ноу филологической секции iconМ. И. Фроленкова Положение о научном обществе учащихся (ноу) «Росток»
Ноу играет роль экспертизы одаренности и является средством повышения социального статуса знаний
Заседание ноу филологической секции iconGreen Rock 10 s установка/Работа/Эксплуатация
Система поделена на 4 секции: 3 секции выполняют функцию отстойника, а четвёртая – это био-фильтр, который очищает сточную воду от...
Заседание ноу филологической секции iconПоложение о работе секции Российской Академии Наук
Целью организации секции является многосторонний информационный обмен научными знаниями и формирование системного подхода в создании...
Заседание ноу филологической секции iconОсновы филологической работы с текстом (перевод)
Автор: к пед н., ст преподаватель кафедры иностранных языков гуманитарных факультетов С. В. Данданова
Заседание ноу филологической секции iconРабочая программа секции «Гимнастика»
Рабочая программа секции «Гимнастика» разработана на основе примерной программы по предмету «Физическая культура»; программы «Физическая...
Заседание ноу филологической секции iconЗаседание комитетов тпп РФ
В торгово-промышленной палате России состоялось совместное заседание Комитета тпп РФ по предпринимательству в сфере средств массовой...
Заседание ноу филологической секции iconПоложение о Представителе руководства по качеству ноу спо кызылского техникума экономики и права потребительской кооперации
Вителе руководства по качеству (далее – Положение) является документом системы менеджмента качества ноу спо кызылского техникума...
Заседание ноу филологической секции iconЗаседание пцк общеобразовательных дисциплин 26. 03. 2012 г. Тема: «Имидж педагога»
Сталкиваясь с некоторыми проблемами в профессиональной сфере, перед нами, как педагогами, встала проблема раскрытия понятия «Имидж...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты