Информационная карта инновационного опыта Ф.И.О. | Зуева Марина Янисовна | Учреждение (полное наименование) | Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» | Должность | Учитель физики | 1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | «Информационно коммуникативные технологии в проектно-исследовательской деятельности учащихся»
| 2. Источник изменений (противоречия, проблемы, перспективы изменений, стратегия развития системы образования) | Анализ процессов, происходящих в современной системе образования, позволил выявить противоречия, препятствующие развитию индивидуальности ребенка: -между стандартами обучения и ценностями самовыражения и самореализации; -между массовым характером образования и его личностно ориентированным содержанием; -между нормативной количественной оценкой и качественно содержательным оцениванием продвижения относительно самого себя. | 3. Идея изменений (в чем сущность инновации) | Используемый подход дает возможность для построения индивидуальных образовательных программ, где каждый ребенок включен в целеполагание, планирование деятельности, составление графика участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях, прогнозирование образовательных результатов, выборе форм проверки и оценки результатов. Создан клуб, объединяющий школьников изучающих физику с помощью программ «КМ-школы» и «ФИЗИКОН», а у учителя появились заинтересованные помощники, получившие возможность для дальнейшего развития в атмосфере сотрудничества. Систематизирована работа с одаренными детьми, создан WEB-сайт научного общества учащихся «ЛОГОС». | 4. Концепция изменений (механизмы, способы достижения поставленных целей; новизна методов, трудоемкость процессов) | Разработана система уроков с компьютерной поддержкой, составлены рекомендации по применению на уроках Интерактивной доски, создан банк данных Интернет-ресурсов для уроков физики, изготовлены «модели Интернета». Школьники получают широкий и универсальный практический опыт, учась объективировать в нем образовательное содержание (личностное знание). Используемый подход дает возможность для построения индивидуальных образовательных программ, где каждый ребенок включен в целеполагание, планирование деятельности, составление графика участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях, прогнозирование образовательных результатов, выборе форм проверки и оценки результатов. Создан клуб, объединяющий школьников изучающих физику с помощью программ «КМ-школы» и «ФИЗИКОН», а у учителя появились заинтересованные помощники, получившие возможность для дальнейшего развития в атмосфере сотрудничества. Систематизирована работа с одаренными детьми, создан WEB-сайт научного общества учащихся «ЛОГОС».
| 5. Условия реализации изменений (наличие средств, среды, инструментария) | Совместная работа при выборе и утверждении тем создает атмосферу сотрудничества между учащимися и учителем. Для более плодотворной работы, учащиеся объеденены в НОУ «ЛОГОС», обращаются за помощью на СЮТ Дз.района, в Ассоциацию «Университетский (учебный) Округ». Разработана система уроков с компьютерной поддержкой, составлены рекомендации по применению на уроках Интерактивной доски, создан банк данных Интернет-ресурсов для уроков физики, изготовлены «модели Интернета». | 6. Описание инновационного опыта | Технология опыта: медиатизация, компьютеризация позволили создать интерактивную образовательную среду, в которой обучение направлено на активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения, учитель выступает как фасилитатор учения, создающий благоприятные условия для самостоятельного и активного учения учащихся, расширяет структуру разнообразных актуальных и потенциальных способностей, показывает, если это запрашивает ученик, как формулировать и решать проблемы, находить смысл текстов, организовывать исследования. Совместная работа при выборе и утверждении тем создает атмосферу сотрудничества между учащимися и учителем. Для более плодотворной работы, учащиеся объеденены в НОУ «ЛОГОС», обращаются за помощью на СЮТ Дз.района, в Ассоциацию «Университетский (учебный) Округ». На этапах уточнения информации, обсуждения альтернатив или выбора оптимального варианта применяем прием «Мозговой атаки», важным итогом его применения должна стать крепнущая уверенность ребят в своих возможностях. Применим прием составления «Морфологического ящика», расширяющий поле видения альтернативных решений проблемы с тем, чтобы выбрать наилучшее. Главное этот прием активного обучения в коллективе, что позволяет снять индивидуальные психологические барьеры у некоторых учащихся, стимулировать творческое проявление интеллекта. В процессе работы над основной частью проекта помощь учителя следует направить на: обсуждение различных способов преодоления возникающих трудностей, путем косвенных, наводящих вопросов; одобрение или неодобрение различных фаз рабочей процедуры; обучение фиксированию результатов своей проектной деятельности; обучение рефлексивной деятельности позволяющей ученику осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение. Ребят выполняющих информационные проекты необходимо учить работе в Интернете. В Сети часто можно встретить недостоверную информацию, и информацию, достоверность которой нельзя проверить. Необходимо развивать у учащихся креативное мышление. Можно заинтересовать в изготовлении электронного учебника по курсу истории физики, задачника, каталога электронных ресурсов, предложив учащимся по своему систематизировать материалы в виде базы данных или WEB-сайта с оригинальной системой навигации. Предложить сделать подбор интересных и актуальных материалов (демонстрационные материалы, моделирующие программы, подборки научных статей, аннотированные ссылки на ресурсы Интернет и т.д.), что позволяет обучаемым видеть преимущества использования. Заключительным этапом работы можно считать его защиту, где ребята демонстрируют: монологическую речь, умение отстаивать свои позиции и быть толерантными к мнению других, умение делать презентацию своего исследования. Необходимо предусмотреть различные формы оценивания: рейтинговая оценка, и формы поощрения, например публикация лучших работ на школьном сайте Интернет.
| 7. Результат изменений | Результатом опыта можно считать сформированность у учащихся ключевых компетенций, рост мотивации к предмету, увеличение числа учащихся занимающихся проектной деятельностью Положительные результаты: проектная деятельность, особенно когда она организованна как регулярная, системная и свободная, превращается в сильнейший катализатор личностного саморазвития и ребенка, и педагога.
| 8. Публикации | Данный опыт обобщался на заседаниях РМО учителей физики « Метод проектов как средство реализации компетентностного подхода в образовании», на семинаре-практикуме в ГОУ СПО «Оренбургский педагогический колледж № 1» по теме: «Использование мультимедийных технологий в образовательном процессе», на форуме Интернет-педсовета, на курсах повышения квалификации учителей, провела семинар РМО по теме «Формирование индивидуальных творческих траекторий учащихся», обобщался в школе на научно-практической конференции, на семинарах, Совете школы, МО учителей физики и математики.
| 9. Адреса использования инновационного опыта (где и кем используется Ваш опыт) | Учителем физики МОБУ «СОШ№9» Сатюковой Н.Б.; учителем физики МОБУ «СОШ№54» Марченко Г.И.; Учителем физики МОБУ «СОШ№31» Шмариной Н.Ю. | |