КГКС(К)ОУ «Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV вида» Аналитическая справка по проведению диагностики ИКТ – компетентности педагогов школы С ![]() Рисунок 1. Модель современного педагога тремительное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является одним из факторов, которые определяют развития мирового сообщества XXI века. Цивилизация идет к построению информационного общества, в котором главную роль играют не природные ресурсы и энергия, а информация и научные знания – факторы. Именно они определяют общий стратегический потенциал общества и перспективы его дальнейшего развития. Поэтому особую актуальность приобретают следующие задачи, направленные на подготовку школьников к жизни в условиях информационного общества: формирование умения и навыков критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, способности осуществлять выбор и нести за него ответственность; формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием средств ИКТ (поиск и обработка информации, использование различных источников данных, работа с документами); р ![]() развитие коммуникабельности, предполагающей учет различных точек зрения, умение анализировать их основания, навыки публичных выступлений, участия в дискуссии, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и работать в команде. Одним из наиболее перспективных вариантов решения очерченного класса задач на уровне общего среднего образования является организация единого информационного пространства школы. В целом, единое информационное пространство трактуется как совокупность следующих компонентов:
В научной педагогической литературе множество работ посвящено уточнению и разведению понятий «компетенция», «компетентность». Не повторяя многочисленные энциклопедические и словарные статьи, а также различные авторские интерпретации этих понятий, остановимся на варианте, более близком нам, автором которого является А.В. Хуторской. «Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Для разделения общего и индивидуального будем отличать синонимически используемые часто понятия «компетенция» и «компетентность»: Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности». Вслед за А.В. Хуторским мы будем разводить эти понятия, имея в виду под компетенцией некоторое отчужденное, наперед заданное требование в образовательной подготовке обучающегося, а под компетентностью – уже состоявшееся его личное качество (характеристику). С позиций системного повышения квалификации профессионализм учителя рассматривают как синтез компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие. Формированию ИКТ – компетентности учителей-предметников уделяется в последнее время пристальное внимание. Под компетенцией (подразумевая ИКТ-компетенции) А.А. Елизаров понимает совокупность знаний, умений и опыта деятельности, причем именно наличие такого опыта, является определяющим по отношению к выполнению профессиональных функций. О.Н. Шилова и М.Б. Лебедева определяют ИКТ-компетентность как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий. Компетентность педагогов в области ИКТ рассматривается Л.Н. Горбуновой и А.М. Семибратовым «как готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать эти технологии в своей профессиональной деятельности» Проанализировав теоретические источники (Босова Л.Л., Добудько Т.В., Кузнецов А.А., Ракитина Е.А, Роберт И.В., Хуторской А.В. и др.) мы выбрали для себя следующее определение понятия «ИКТ-компетентность учителя»:
В условиях современной школы учитель должен быть готов:
Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ по всем предметам, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете. Концепция мониторинга построена на основе научных разработок Л.В.Кочегаровой, и выполняет функции контроля за качеством обучения педагогов в области информатизации:
^ В исследовании приняли участие 22 педагога школы Ответы на вопрос по использованию педагогами школы в своей деятельности информатизационных технологий распределились следующим образом: ![]() Рисунок 2. Использование ИТ Диаграмма на рисунке 3. показывает результаты данного исследования:
Использование при работе с учащимися различной проекционной техники:
Данное распределение ответов педагогов можно увидеть на диаграмме рисунка 3 ![]() ^ Педагоги оценили свою готовность к работе с Интерактивной доской следующим образом: Из диаграммы рисунка видно, что только 16% педагогов школы полностью готовы к работе с Интерактивной доской, 24% педагогов потенциально готовы к такому виду деятельности и к обучению работы с доской. 28% респондентов отмечают, что не готовы к такому виду деятельности, а 8% не испытывают необходимости внедрения в свою педагогическую деятельность работу с Интерактивной доской. ![]() ^ Изучение готовности работы педагогов с интерактивными средствами выявило следующее:
![]() Рисунок 5. Готовность к работе с интерактивными средствами Цели посещения Интернет-сайтов педагогами школы:
Работа педагогов на сайтах профессиональных сообществ:
![]() Рисунок 6. Работа педагогов на сайтах профессиональных сообществ Публикации педагогов, размещенные на сайте школы:
![]() Рисунок 7. Публикации педагогов, размещенных на школьном сайте Публикации педагогов, размещенные на других сайтах в сети Интернет:
![]() Рисунок 8. Публикации педагогов, размещенных на других сайтах сети Интернет Курсы повышения квалификации по направлениям, связанным с применением современных средств ИКТ:
![]() Рисунок 9. Курсы повышения квалификации педагогов Что для Вас является самым сложным при работе на компьютере:
![]() Рисунок 10. Сложности при работе с компьютером Курсы (семинары), связанные с обучением компьютера и применения ИТ на уроке, в 2013-2014 уч.г. , которые хотели посетить педагоги школы:
![]() Рисунок 11. Необходимые курсы для педагогов При анализе результатов анкетирования были выделены четыре группы педагогов, характеризующихся разным уровнем принятия значимости информационно-компьютерных технологий в непрерывном повышении педагогической компетентности в зависимости от уровней информационно-компьютерной компетентности и мотивации применения данных технологий образовательном процессе. Группа 1 (уровень работы на компьютере – низкий, мотивация – низкая) – если высокое качество обучения достигается традиционными формами обучения, то нет необходимости в решении педагогических задач с привлечением информационно-компьютерных технологий. Причины личной заинтересованности педагога в повышении уровня ИКТ-компетентности данной группы педагогов:
Группа 2 (уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – низкая) – технологии настолько разнообразны и динамичны, что требуют больших временных (и не только) затрат, чем традиционные формы обучения (лекция, семинары и др.). Для примера: необходимую информацию педагоги предпочитают искать в библиотеке (64%), поскольку теряются при организации поиска необходимой информации. Педагогам групп 1 и 2 необходимо эффективное повышение мотивации, т. к. открываются возможности личностного и профессионального роста. Группа 3 (уровень работы на компьютере – низкий, мотивация – высокая) – информационно-компьютерные технологии позволяют реализовать индивидуальный стиль преподавания и личный профессиональный рост, но нет представлений о возможных формах внедрения их в образовательный процесс. Группа 4 (уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – высокая) – существует непосредственная связь между успешностью педагогической деятельности и уровнем ИК-компетентности педагога, поэтому есть потребность в непрерывном развитии информационной культуры. Готовность применять новые технологии в воспитательно-образовательном процессе определило выбор форм управления повышением ИК-компетентности. Поскольку группы 1 и 2 отличались скептическим отношением к возможностям информационно-компьютерных технологий, поэтому педагогам данных групп необходимы непродолжительные по времени и проблемные по содержанию формы повышения квалификации, например мастер-классы о применении информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе, общении и самообразовании; практические семинары, на которых демонстрируются возможности и преимущества использования ИКТ. Для групп 3 и 4 необходимы индивидуальные образовательные стратегии. Критериями сформированности стратегий могут быть: осведомленность в области информационно-компьютерных технологий, внедрение их в образовательный процесс, эффективность выбора форм самообразования в области ИКТ, трансляция полученного педагогами полученного опыта. Педагогическое управление необходимо рассматривать с позиции содействия и взаимодействия, через вовлечение педагогов в работу творческих групп, профессиональных интернет-сообществ. Таким образом, для подготовки личности к непрерывному развитию ИК-компетентности необходимо создать систему повышения квалификации, через создание в школе творческих групп, постоянно действующих практических семинаров, проведение групповых и индивидуальных консультаций. Темы деятельности творческих групп, постоянно действующего практического семинара, групповых и индивидуальных консультаций определяются по результатам проведенной диагностики. Справку подготовила методист ИКТ Прудникова Е.В. |
![]() | «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №101, VIII вида» Тема: Школа парикмахерского искусства Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями... | ![]() | Отчет за 2011/2012 учебный год директора гбс(К)оу «Нижнекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида» «Нижнекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида» |
![]() | Тема: Школа экономики Маралихинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида | ![]() | Тема: Школа экономики Маралихинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида |
![]() | Мбс(К)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» Обобщение опыта работы учителя биологии по теме «Использование активных методик в формировании экологических компетенций у обучающихся с овз на уроках биологии и во внеурочной деятельности... | ![]() | Устный журнал Портнова Т. И Кгбс(К)оу «Маралихинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида» |
![]() | Друзья Вода и Мыло Кгс(К)оу «Маралихинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» | ![]() | Час общения для учащихся 6-7 классов Мскоу тисульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида |
![]() | Внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения Гбс(К)оу "Мамадышская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида" | ![]() | Гоу республики Марий Эл «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида для детей, воспитанников с ограниченными возможностями Гоу республики Марий Эл «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида для детей, воспитанников... |