Кгкс(К)оу «Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV вида» Аналитическая справка по проведению диагностики икт – компетентности педагогов школы icon

Кгкс(К)оу «Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV вида» Аналитическая справка по проведению диагностики икт – компетентности педагогов школы



НазваниеКгкс(К)оу «Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV вида» Аналитическая справка по проведению диагностики икт – компетентности педагогов школы
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество


КГКС(К)ОУ

«Алтайская краевая специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа III-IV вида»


Аналитическая справка по проведению диагностики ИКТ – компетентности педагогов школы

С
Рисунок 1. Модель современного педагога
тремительное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является одним из факторов, которые определяют развития мирового сообщества XXI века. Цивилизация идет к построению информационного общества, в котором главную роль играют не природные ресурсы и энергия, а информация и научные знания – факторы. Именно они определяют общий стратегический потенциал общества и перспективы его дальнейшего развития. Поэтому особую актуальность приобретают следующие задачи, направленные на подготовку школьников к жизни в условиях информационного общества:

формирование умения и навыков критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, способности осуществлять выбор и нести за него ответственность;

формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием средств ИКТ (поиск и обработка информации, использование различных источников данных, работа с документами);

развитие умения находить и интерпретировать связи между учебными знаниями и явлениями реальной жизни, к которым эти знания могут быть применены; способности решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные знания, умения и навыки;

развитие коммуникабельности, предполагающей учет различных точек зрения, умение анализировать их основания, навыки публичных выступлений, участия в дискуссии, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и работать в команде.

Одним из наиболее перспективных вариантов решения очерченного класса задач на уровне общего среднего образования является организация единого информационного пространства школы.

В целом, единое информационное пространство трактуется как совокупность следующих компонентов:

  • информационных ресурсов, содержащих данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

  • организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

  • средств информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающих им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий — программно-технических средств и организационно-нормативных документов.

В научной педагогической литературе множество работ посвящено уточнению и разведению понятий «компетенция», «компетентность». Не повторяя многочисленные энциклопедические и словарные статьи, а также различные авторские интерпретации этих понятий, остановимся на варианте, более близком нам, автором которого является А.В. Хуторской.

«Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Для разделения общего и индивидуального будем отличать синонимически используемые часто понятия «компетенция» и «компетентность»:

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности».

Вслед за А.В. Хуторским мы будем разводить эти понятия, имея в виду под компетенцией некоторое отчужденное, наперед заданное требование в образовательной подготовке обучающегося, а под компетентностью – уже состоявшееся его личное качество (характеристику).

С позиций системного повышения квалификации профессионализм учителя рассматривают как синтез компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие.

Формированию ИКТ – компетентности учителей-предметников уделяется в последнее время пристальное внимание.

Под компетенцией (подразумевая ИКТ-компетенции) А.А. Елизаров понимает совокупность знаний, умений и опыта деятельности, причем именно наличие такого опыта, является определяющим по отношению к выполнению профессиональных функций. О.Н. Шилова и М.Б. Лебедева определяют ИКТ-компетентность как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Компетентность педагогов в области ИКТ рассматривается Л.Н. Горбуновой и А.М. Семибратовым «как готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать эти технологии в своей профессиональной деятельности»

Проанализировав теоретические источники (Босова Л.Л., Добудько Т.В., Кузнецов А.А., Ракитина Е.А, Роберт И.В., Хуторской А.В. и др.) мы выбрали для себя следующее определение понятия «ИКТ-компетентность учителя»:

  • комплекс качеств личности, обеспечивающих гибкость и готовность личности быстро приспосабливаться к любым изменениям в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования, перемещать идеи из одной области в другую, стремление к творческому самовыражению, а именно:

  • понимание закономерностей и особенностей протекания информационных процессов в педагогической деятельности, ориентированной на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, управление системой образования на основе автоматизации процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

  • знание свойств и характеристик профессионально важной информации, использование средств ИКТ для отбора профессионально-значимых ресурсов ИКТ;

  • знание основных типов средств ИКТ систем, используемых в образовании, и владение навыками работы с ними, готовность к освоению новые возможности ИКТ для совершенствования механизмов управления системой образования на основе использования средств ИКТ, совершенствовании методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания, соответствующего задачам развития личности;

  • сформированная потребность в использовании средств ИКТ при решении профессиональных задач, базирующаяся на осознанном владении информационными технологиями и навыками информационного взаимодействия образовательного назначения в условиях использования средств информационных и коммуникационных технологий.

В условиях современной школы учитель должен быть готов:

  • организовывать учебно-воспитательный процесс на основе программ информатизации образования;

  • использовать средства информатизации и информационные технологии в профессиональной деятельности;

  • разрабатывать аудиовизуальные, электронные дидактические и педагогические программные средства обучения;

  • разрабатывать и внедрять инновационные педагогические технологии, развивать методическую систему обучения на базе информационных технологий;

  • реализовывать потенциал распределённого информационного ресурса локальных и глобальных информационных сетей для решения образовательных, воспитательных и развивающих задач;

  • повышать квалификацию в области автоматизации информационно-методического обеспечения образовательного процесса, а также информационного взаимодействия различных субъектов учебно-воспитательного процесса;

  • проводить педагогико-эргономическую оценку технических средств информатизации, используемых в образовательном процессе;

  • проектировать и разрабатывать информационную учебную среду.

  • Отслеживание уровня повышения ИКТ – компетентности педагогов проводится посредством мониторинга, который включает в себя вопросы, связанные с использованием педагогами ИКТ в разных формах учебной работы, применением различных цифровых инструментов и технологий.

  • Изучение потребностей педагогов проводится также посредством проведения мониторинга. Именно он позволяет определить профессиональные проблемы, степень готовности к каким-либо изменениям, готовность педагога к трансляции опыта работы.

  • По результатам анкетирования педагогов составляется план повышения ИКТ грамотности и ИКТ компетентности школы и аналитическая справка, отражающая динамику развития ИКТ компетентности педагогов школы.

Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ по всем предметам, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете.

Концепция мониторинга построена на основе научных разработок Л.В.Кочегаровой, и выполняет функции контроля за качеством обучения педагогов в области информатизации:

  • информационная функция - позволяет фиксировать результаты обучения и судить об успеваемости каждого педагога, его достижениях и затруднениях;

  • контрольно-корректирующая или диагностическая - обеспечивает объективные данные по уровню информатизации образовательного учреждения в целом, ИКТ - компетентности отдельного педагога, что служит основанием для внесения корректив в методику обучения, выбора индивидуальной образовательной траектории. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию положительной мотивации и комфортных условий для каждого педагога, учету аксеологических аспектов обучения взрослых;

  • мотивационная функция стимулирует к совершенствованию и углублению своих знаний, развивает умения самоконтроля и самооценки.

^ Результаты диагностики уровня ИКТ-компетентности педагогов

В исследовании приняли участие 22 педагога школы

Ответы на вопрос по использованию педагогами школы в своей деятельности информатизационных технологий распределились следующим образом:



Рисунок 2. Использование ИТ

Диаграмма на рисунке 3. показывает результаты данного исследования:

  1. выступление и работа с классом с использованием проектора (интерактивной доски, документ-камеры) - 48%;

  2. размещение материалов в информационной среде (сервер школы, сайт школы, рассылка по электронной почте и т.п.) - 48%;

  3. рассмотрение материалов, размещенных учащимися в Интернете – 20%;

  4. формирование и рассылка информации родителям (в том числе работа в Электронном журнале) формирование и рассмотрение портфолио учащихся (в электронном виде) – 12%;

  5. тестирование с использованием мобильного кабинета или в компьютерном кабинете – 8%;

  6. рекомендую учащимся для самостоятельной работы ссылки на информационные ресурсы в Интернете – 52%;

  7. использование виртуальных лабораторий (в том числе ресурсы, предлагаемые «Единой коллекцией ЦОР»; в том числе для самостоятельной работы учащихся при отсутствии технических средств в классе) – 4%;

  8. использование устройствами сбора данных (в том числе видеокамера, фотокамера и т.п.)

  9. создание и работа дистанционного курса – 64%;

  10. подготовка к уроку (мероприятию) с использованием Интернета – 92%;

  11. разработка дидактических материалов на компьютере - 80%;

  12. интернет-олимпиады и игры по предмету – 28%;

  13. ученический проект с использованием ИТ - 24%;

  14. дистанционные конкурсы по предмету - 24%;

  15. дистанционные курсы – 8%;

  16. электронное портфолио – 12%;

  17. профессиональный сайт – 8%.

Использование при работе с учащимися различной проекционной техники:

  1. Показ презентации (на уроке)- 68%:

  2. Использование для демонстраций на классных часах - 44% ;

  3. Использование демонстраций на родительских собраниях - 32%;

  4. Просмотр видео – 52%;

  5. Проведение тестирования со всем классом – 12%;

  6. Работа с тренажерами – 24%;

  7. Проектная деятельность учащихся - 16%;

  8. Собственная проектная деятельность - 16%;

  9. Ничего из перечисленного, т.к. у меня в кабинете нет проекционной техники - 8%.

Данное распределение ответов педагогов можно увидеть на диаграмме рисунка 3



^ Рисунок 3. Работа с учащимися с использованием проекционных систем

Педагоги оценили свою готовность к работе с Интерактивной доской следующим образом:

Из диаграммы рисунка видно, что только 16% педагогов школы полностью готовы к работе с Интерактивной доской, 24% педагогов потенциально готовы к такому виду деятельности и к обучению работы с доской. 28% респондентов отмечают, что не готовы к такому виду деятельности, а 8% не испытывают необходимости внедрения в свою педагогическую деятельность работу с Интерактивной доской.



^ Рисунок 4. Готовность к работе с Интерактивной доской

Изучение готовности работы педагогов с интерактивными средствами выявило следующее:

  • Полностью готова/готов работать в Интерактивном пространстве (в т.ч. - у меня уже он есть) -0 % педагогов;

  • Есть готовые программные средства: электронные тренажеры, тесты, необходимые Интернет-сайты - 28 % педагогов;

  • Полностью готова/готов работать с Интерактивным пространством. Но пока не знаю как его организовать (в т.ч. - в техническом аспекте) - 24 % педагогов;

  • Не готова/готов работать с Интерактивным пространством – 36 % педагогов;

  • Нет необходимости в Интерактивном пространстве учителя - 12 % педагогов.



Рисунок 5. Готовность к работе с интерактивными средствами

Цели посещения Интернет-сайтов педагогами школы:

  • работа в Электронном журнале - 0 % педагогов;

  • посещаю сайт школы (в т.ч. фотоальбом, страницы служб) - 68 % педагогов;

  • сайты подготовки к ГИА, ЕГЭ (в т.ч. ФИПИ) - 36 % педагогов;

  • посещаю официальные сайты города и края - 60 % педагогов;

  • сайт с цифровыми образовательными ресурсами (чтобы в т.ч. скачать для урока) - 68% педагогов;

  • для общения (социальные сети, в т.ч. Одноклассники) – 32 % педагогов;

  • для просмотра on-line фильмов, радио - 32 % педагогов;

  • для самообразования (педагогического) – 72 % педагогов;

  • Не работаю в Интернете - нет необходимости - 0% педагогов;

  • Не работаю в Интернете - не умею/плохо умею - 0 % педагогов;

  • другое - 1% педагогов.

Работа педагогов на сайтах профессиональных сообществ:

  • Про Школу – 9 % педагогов;

  • Педсовет -5 % педагогов;

  • Социальная сеть педагогических работников - 5 % педагогов;

  • Клуб учителей школ для незрячих детей - 5 % педагогов;

  • Педагогический форум -5 % педагогов;

  • Нет регистрации – 71 % педагогов.



Рисунок 6. Работа педагогов на сайтах профессиональных сообществ

Публикации педагогов, размещенные на сайте школы:

  • Имеют публикации – 14 % педагогов;

  • Не имеют публикаций – 86 % педагогов.



Рисунок 7. Публикации педагогов, размещенных на школьном сайте

Публикации педагогов, размещенные на других сайтах в сети Интернет:

  • Имеют публикации14 % педагогов;

  • Не имеют публикации - 86 % педагогов.



Рисунок 8. Публикации педагогов, размещенных на других сайтах сети Интернет

Курсы повышения квалификации по направлениям, связанным с применением современных средств ИКТ:

  • Прошли курсы -5 % педагогов;

  • Не прошли - 95 % педагогов.



Рисунок 9. Курсы повышения квалификации педагогов

Что для Вас является самым сложным при работе на компьютере:

  • отправка писем по электронной почте - 16 % педагогов;

  • поиск информации в Интернете – 0 % педагогов;

  • создание презентаций -8 % педагогов;

  • создание текстовых документов - 0 % педагогов;

  • работа с электронными таблицами - 32 % педагогов;

  • нет проблем - 32 % педагогов.



Рисунок 10. Сложности при работе с компьютером

Курсы (семинары), связанные с обучением компьютера и применения ИТ на уроке, в 2013-2014 уч.г. , которые хотели посетить педагоги школы:

  • Работа с Электронной почтой (создание, правила пользования) - 16 % педагогов;

  • Создание и функционирование дистанционного курса своего учебного курса - 16 % педагогов;

  • Работа с интерактивной доской - 44 % педагогов;

  • Создание планирования урока с ИТ (систематизация ЭОР к уроку) - 12 % педагогов;

  • Создание мультимедийных продуктов (презентации, фильм или фотоальбом) - 36 % педагогов;

  • Создание собственного профессионального сайта (портфолио) - 44 % педагогов;

  • Создание электронного учебного ресурса – 12 % педагогов;

  • курсы не нужны - 8 % педагогов.



Рисунок 11. Необходимые курсы для педагогов

При анализе результатов анкетирования были выделены четыре группы педагогов, характеризующихся разным уровнем принятия значимости информационно-компьютерных технологий в непрерывном повышении педагогической компетентности в зависимости от уровней информационно-компьютерной компетентности и мотивации применения данных технологий образовательном процессе.

Группа 1 (уровень работы на компьютере – низкий, мотивация – низкая) – если высокое качество обучения достигается традиционными формами обучения, то нет необходимости в решении педагогических задач с привлечением информационно-компьютерных технологий.

Причины личной заинтересованности педагога в повышении уровня ИКТ-компетентности данной группы педагогов:

  • экономия времени при разработке дидактических материалов;

  • перенос акцента на презентабельность оформления материалов;

  • переход на новый уровень педагогического мас­терства.

Группа 2 (уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – низкая) – технологии настолько разнообразны и динамичны, что требуют больших временных (и не только) затрат, чем традиционные формы обучения (лекция, семинары и др.). Для примера: необходимую информацию педагоги предпочитают искать в библиотеке (64%), поскольку теряются при организации поиска необходимой информации. Педагогам групп 1 и 2 необходимо эффективное повышение мотивации, т. к. открываются возможности личностного и профессионального роста.

Группа 3 (уровень работы на компьютере – низкий, мотивация – высокая) – информационно-компьютерные технологии позволяют реализовать индивидуальный стиль преподавания и личный профессиональный рост, но нет представлений о возможных формах внедрения их в ­образовательный процесс.

Группа 4 (уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – высокая) – существует непосредственная связь между успешностью педагогической деятельности и уровнем ИК-компетентности педагога, поэтому есть потребность в непрерывном развитии информационной культуры.

Готовность применять новые технологии в воспитательно-образовательном процессе определило выбор форм управления повышением ИК-компетентности. Поскольку группы 1 и 2 отличались скептическим отношением к возможностям информационно-компьютерных технологий, поэтому педагогам данных групп необходимы непродолжительные по времени и проблемные по содержанию формы повышения квалификации, например мастер-классы о применении информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе, общении и самообразовании; практические семинары, на которых демонстрируются возможности и преимущества использования ИКТ.

Для групп 3 и 4 необходимы индивидуальные образовательные стратегии. Критериями сформированности стратегий могут быть: осведомленность в области информационно-компьютерных технологий, внедрение их в образовательный процесс, эффективность выбора форм самообразования в области ИКТ, трансляция полученного педагогами полученного опыта. Педагогическое управление необходимо рассматривать с позиции содействия и взаимодействия, через вовлечение педагогов в работу творческих групп, профессиональных интернет-сообществ.

Таким образом, для подготовки личности к непрерывному развитию ИК-компетентности необходимо создать систему повышения квалификации, через создание в школе творческих групп, постоянно действующих практических семинаров, проведение групповых и индивидуальных консультаций. Темы деятельности творческих групп, постоянно действующего практического семинара, групповых и индивидуальных консультаций определяются по результатам проведенной диагностики.

Справку подготовила методист ИКТ Прудникова Е.В.




Похожие:

Кгкс(К)оу «Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV вида» Аналитическая справка по проведению диагностики икт – компетентности педагогов школы icon«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №101, VIII вида» Тема: Школа парикмахерского искусства
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями...
Кгкс(К)оу «Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV вида» Аналитическая справка по проведению диагностики икт – компетентности педагогов школы iconОтчет за 2011/2012 учебный год директора гбс(К)оу «Нижнекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида»
«Нижнекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида»
Кгкс(К)оу «Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV вида» Аналитическая справка по проведению диагностики икт – компетентности педагогов школы iconТема: Школа экономики
Маралихинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
Кгкс(К)оу «Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV вида» Аналитическая справка по проведению диагностики икт – компетентности педагогов школы iconТема: Школа экономики
Маралихинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
Кгкс(К)оу «Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV вида» Аналитическая справка по проведению диагностики икт – компетентности педагогов школы iconМбс(К)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» Обобщение опыта работы учителя биологии по теме
«Использование активных методик в формировании экологических компетенций у обучающихся с овз на уроках биологии и во внеурочной деятельности...
Кгкс(К)оу «Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV вида» Аналитическая справка по проведению диагностики икт – компетентности педагогов школы iconУстный журнал Портнова Т. И
Кгбс(К)оу «Маралихинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
Кгкс(К)оу «Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV вида» Аналитическая справка по проведению диагностики икт – компетентности педагогов школы iconДрузья Вода и Мыло
Кгс(К)оу «Маралихинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Кгкс(К)оу «Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV вида» Аналитическая справка по проведению диагностики икт – компетентности педагогов школы iconЧас общения для учащихся 6-7 классов
Мскоу тисульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
Кгкс(К)оу «Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV вида» Аналитическая справка по проведению диагностики икт – компетентности педагогов школы iconВнеклассное мероприятие по правилам дорожного движения
Гбс(К)оу "Мамадышская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида"
Кгкс(К)оу «Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV вида» Аналитическая справка по проведению диагностики икт – компетентности педагогов школы iconГоу республики Марий Эл «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида для детей, воспитанников с ограниченными возможностями
Гоу республики Марий Эл «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида для детей, воспитанников...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты