Web-квест как инновационная форма проектно-исследовательской деятельности
Панфилова Ирина Юрьевна, МБОУ СОШ № 156 г.о. Самара irex171@gmail.com
Ключевое условие реализации ФГОС – это системно-деятельностный подход в образовании. В связи с этим, педагоги должны использовать современные образовательные технологии деятельностного типа. К ним можно отнести проектно-исследовательскую деятельность и образовательные веб-квесты. Проектная деятельность изначально ориентирована на формирование метапредметных навыков. Даже поверхностный анализ основных этапов проектной деятельности и сформулированных в ФГОС основного общего образования второго поколения метапредметных результатов показывает дидактический потенциал этой технологии. Анализируя эту таблицу, мы получаем наглядное доказательство того, что значимость проектной технологии как личностно-ориентированной технологии деятельностного типа в условиях внедрения ФГОС переоценить сложно.
^
Основные этапы проектной деятельности | Метапредметные результаты (ФГОС ООО) | ^ | М1: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | ^ | М2: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач М3: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией | ^ | М9: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстникамии; работать индивидуально и в группе, находить общее решение на основе согласования позиций и учета интересов |
Сбор и изучение информации | М6: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы ^ : смысловое чтение М11: формирование и развитие ИКТ-компетентности | Определение способа представления продукта проектной деятельности и требований к продукту | М 7: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач М11: формирование ИКТ-компетентности |
Выполнение исследования | М 4: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения М 5: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в процессе учебной и познавательной деятельности |
Представление результатов проекта | М 10: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; М 11: формирование ИКТ-компетентности |
Анализ результатов проведенного исследования | М 3: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией |
^ – проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого требуются ресурсы Интернета. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Впервые термин “веб-квест” (WebQuest) был предложен летом 1995 года Берни Доджем (Bernie Dodge), профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Ученый разрабатывал инновационные приложения Интернета для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения. Различают два типа веб-квестов: для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний обучающихся, рассчитаны на длительный срок - может быть, на семестр или учебный год). Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы обучающихся с ним находится на различных веб-сайтах. Результатом работы с веб-квестом, как правило, является публикация работ в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет). Также материалы могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, мультфильма и т.д. [1,6,8]. ^ Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников (например, "Ты - детектив, пытающийся разгадать загадку таинственного происшествия" и пр.) или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста. ^ , которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации). ^ (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса Веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания. Этот список должен быть аннотированным. ^ , которую необходимо выполнить каждому участнику квест-проекта при самостоятельном выполнении задания (этапы). Описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте. ^ (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением "заготовок" веб-страниц и др.). Заключение, в котором суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность студентов продолжить свои опыты в дальнейшем [3, 4].
Рассмотрим, как соотносится технология Web-квеста с требованиями ФГОС по формированию личностных и метапредметных результатов.
^ | Формируемые личностные или метапредметные результаты | Начальный этап (командный) Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами | смысловое чтение (М8); формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности (Л7); формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции) (М11); | ^ Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта. Задачи: 1)поиск информации по конкретной теме; 2) разработка структуры сайта; 3) создание материалов для сайта; 4) доработка материалов для сайта. | умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (М2); умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (М3); умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (М9) | ^ Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования. По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования. Реальное размещение веб-квестов в сети позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов. | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (М4); владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности (М5); умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (М10); | ^ | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания (Л4); формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде (Л2); |
https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0AkqKpCJGZN65dHYzODdwcDFVdFNqeUJJSFdpQzlvYVE
Очевидно, что технология Web-квеста не только не противоречит проектно-исследовательской технологии, но и дает ей современное прочтение.
Как пример из практики можно привести исследовательский Web-квест «Изучение адаптаций аквариумных рыб к различной окраске грунта». Предмет биология / экология – 7 класс. Образовательная модель: Проектная деятельность Тип учебной ситуации: исследование проблемы, эксперимент Длительность: 3 недели (2 недели эксперимента, 1 неделя – на обработку и презентацию материала). ^ Выяснение актуальности проблемы приспособленности организма рыбы к различным абиотическим факторам среды. Изучение источников по проблеме влияния цвета грунта на изменение пигментации рыб. Экспериментальное доказательство возможности адаптации рыб к различному цвету грунта. Анализ полученных данных и формулировка выводов об адаптации рыб к различному цвету грунта и о влиянии этого фактора на их жизнеспособность
Внутри- и межпредметные связи (знания): Экология - биология - биохимия ^ , его дидактические возможности: Google -документы, Google –таблица, интерактивная презентация, Google- сайт, сервис для создания облака тегов: http://www.imagechef.com/ic/word_mosaic/
^ : информационно-поисковая, информационно-познавательная, учебно-исследовательская, аналитическая, экспериментальная, продуктивная), ее характер - работа в микрогуппах;
^ Самоопределение
| Смыслообразование | Ценностная и морально-этическая ориентация | освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах (Л5); | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования (Л2);
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки (Л3);
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности (Л7); | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания (Л4);
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах (Л5).
| Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Познавательные УУД | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (М1); умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (М2); умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (М3); умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (М4). формирование и развитие экологического мышления умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике. | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (М9); умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (М10); формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (М11).
| умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы (М6);
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (М7); смысловое чтение (М8). | Описание учебной ситуации: • Задание
• Реализация (анализ деятельности и способов достижения планируемых результатов)
Продукт деятельности учащихся (описание, URL-адрес, скрин-шот и т.п.):
Точка входа – Google-сайт https://sites.google.com/site/biologpanfilova/home.

Учителем разработан план Web-квеста – маршрутный лист, воплощенный в Google–таблице (таблице продвижения, которая, в свою очередь, является элементом формирующего оценивания) https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0AkqKpCJGZN65dFZZdjVudHdDVS14MElNc25ieXFiUGc  При конструировании заданий, направленных на формирование метапредметных результатов, актуальным видится использование социальных сервисов Web 2.0, позволяющих использовать различные техники визуализации результатов интеллектуальной деятельности (ментальные карты, кластеры, диаграммы «фишбоун», облака тегов др.) и априори ориентированных на коллективный подход к разработке интеллектуальных продуктов при децентрализованном участии большого количества участников образовательного процесса. Познавательная, творческая и учебная деятельность школьников на основе этих сервисов приобретает сетевой и коллективный характер. Облако тегов представляет собой визуальное представление ключевых слов текста, содержания блога, и именно тех слов, которые выбираете вы. Пример облака тегов, созданного в рамках Web-квеста: https://sites.google.com/site/biologpanfilova/home/gruppa-1

Итоговая работа размещена на последней странице сайта: https://sites.google.com/site/biologpanfilova/home/itogovaa-rabota |