Пояснительная записка Данная рабочая программа по музыке составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-8 классы» icon

Пояснительная записка Данная рабочая программа по музыке составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-8 классы»



НазваниеПояснительная записка Данная рабочая программа по музыке составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-8 классы»
Дата17.10.2016
Размер
ТипПояснительная записка


c:\documents and settings\admin\local settings\temporary internet files\content.word\img_20131212_0013.jpg


Пояснительная записка


Данная рабочая программа по музыке составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-8 классы», рекомендованной Министерством образования Р.Ф.,Москва, «Просвещение», 2009 год, в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по музыке, определяет содержание, формы и методы музыкального образования в основной школе. Рабочая программа разработана, приминительна к учебной программе по музыке для общеобразовательных учреждений под руководством Д.Б.Кабалевского.

Изучение предмета «Музыка» на основной ступени направлено на формирование представлений о музыке как виде искусства, а также представлений о богатстве и многообразии музыкальной жизни страны, изучение народного музыкального творчества в его взаимосвязях с профессиональной композиторской русской и зарубежной музыкой от эпохи средневековья до рубежа ХХ века в контексте стилевого подхода. При обращении к отечественному и зарубежному музыкальному искусству ХХ века в центре внимания оказывается многообразие его стилевых направлений, традиции и новаторство в музыке академической направленности и современной популярной музыки.

Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствует дальнейшему развитию у обучающихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки обучающихся к музыкальному самообразованию. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения.

^ Изучение музыки направлено на достижение следующей цели:

Формирование представлений о музыке как виде искусства, а также представлений о богатстве и многообразии музыкальной жизни страны, изучение народного музыкального творчества в его взаимосвязях с профессиональной композиторской русской и зарубежной музыкой от эпохи средневековья до рубежа ХХ века в контексте стилевого подхода.

Обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и знаний музыки в период обучения в основной школе осуществляется в первую очередь за счет расширения диапазона изучаемых произведений в жанрово-стилевом отношении, более широкого представления в музыкальном репертуаре образцов народной и профессиональной (классической и современной) музыки как светской, так и духовной. При этом произведения духовной религиозной музыки рассматриваются в культурологическом аспекте.


Задачи

  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.



^ Учебно-тематический план.





Содержание разделов и тем

Кол-во часов

I

Взаимосвязь музыки и , литературы

9

II

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы

7

III

Можем ли мы увидеть музыку?

10

IV

Можем ли мы услышать живопись?

9




ИТОГО

35



^ Содержание тем учебного курса.

1 «Взаимосвязь музыки и литературы»(9)

Программа музыкальных занятий в 5 классе направлена на установление внутренних связей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством. Учащиеся должны почувствовать, что эти три искусства не только не отделены друг от друга, но, напротив, связаны многими нитями. Первое полугодие посвящено выяснению связей между музыкой и литературой. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это, прежде всего, такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера.

^ 2 «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»?(7)

Учащиеся постигают значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Учащимся предлагается целый ряд произведений, в которых нашли отражение незабываемые образы выдающихся музыкальных сочинений или жизнь и творчество знаменитых композиторов,

музыкантов – исполнителей. Еще одной важной линией реализации темы «Музыка и литература» становится выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.

^ 3 «Можем ли мы увидеть музыку»? (10)

Задача этой четверти – выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. В результате изучения материала этой четверти ребята должны почувствовать, что у них есть не только внутренний слух, но и внутреннее зрение, способность мысленно, внутри себя, услышать то, что в действительности в данный момент не звучит, и увидеть то, что в действительности в данный момент они не видят.

Развитие этих чувств - основа творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но и в любой области, в какой бы он ни работал. Работа по этой теме направлена на формирование у учащихся умения вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ.

^ 4 «Можем ли мы услышать живопись»(9)

Продолжается развитие умения внимательно всматриваться в произведения живописи, а всматриваясь, услышать в своем воображении ту или иную музыку; выявлять сходство и различие жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения (сходные и отличительные черты в средствах выразительности обоих искусств).

Наряду с этим продолжается процесс формирования исполнительских навыков учащихся: совершенствование выразительности звучания голоса, свободное дирижирование, различного рода импровизации. В 5 классе расширяются интонационно – жанровые, образно – стилевые представления учащихся. Это осуществляется путем повторения уже знакомых сочинений (концентрический принцип) на уровне темы и включения новых содержательных линий, связанных с восприятием, осознанием и исполнением музыки прошлого и настоящего.


^ Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения музыки должны :

- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

- знать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

- знать основоположника русской классической музыки, композиторов «Могучей кучки»;

- уметь находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

- размышлять о знакомом музыкальном произведении, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

- уметь творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально – ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

- уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);

- развивать умения и навыки музыкально – эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, посещение концертов, театров и др.;

- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально – эстетической жизни класса, школы, поселка.


Перечень учебно-методической литературы

1.Программа «Музыка» 1 – 8 классы. Москва «Просвещение» 2007 Автор: Д.Б.Кабалевский.

2.Фонохрестоматия к программе «Музыка» ред, Кабалевский;

3.«Музыка» 5 класс, поурочные планы по программе Д.Б.Кабалевского,

Волгоград. Издательство «Учитель», 2010.

4.Музыка: Учебник для обучающихся 5 класса общеобразовательных учреждений. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. М.: Просвещение, 2010

5.Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 5 кл.:

6.Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.

7.Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 5 кл.:

8.Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.

9.Программа «Музыка» 1 – 7 классы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская

Г.П.СергееваЕ.Д.Критская «Уроки музыки» 5 – 6 классы. Пособие для учителя. Москва «Просвещение» 2010.

Дополнительная литература:

1.Асафьев Б.В. «О симфонической и камерной музыке» М. 2010;

2.Иванченко Г.В. «Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы».М.:2010;

3.Медведева Е.А. «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании М.:2010;

4.Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке» - М., 2010;

5.Назайкинский Е.В. «Стиль и жанр в музыке» - М., 2010;

6.Рапацкая Л.А. «Русская музыка в школе» - М.,2009;


Учебно-тематическое планирование


по искусству (музыке)

Классы __5____________

Учитель Сергеева Наталья Сергеевна_________________

Количество часов

Всего 35 часов; в неделю 1_ час.


Плановых практических работ-




Планирование составлено на основе рабочей программы основного общего образования утверждённой Министерством образования и науки РФ в2009 году

Программа «Музыка1-8 классы» Москва Просвещение ,2009

Автор: Д.Б.Кабалевский.


Дополнительная литература: Учебник «Музыка» 5 класс,

Просвещение 2010 Авторы: А.Г.Крицкая,Г.П. Сергеева.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 5 класс

М. Просвещение.2009.



№ п/п

Наименование тем и разделов

Кол- час

Дата примерная

Дата

фактическая




«Взаимосвязь музыки и литературы»

9







1-2

Взаимосвязь музыки и литературы. Вокализ

2

05-12.09




3-4

Либретто. Поэма-кантата С.Есенина «Поет зима .аукает».

2

19-26.09




5-6

Либретто.Его значение в музыке и литературе.

2

03-1010




7-8

Народные мелодии в произведениях русских композиторов.

2

17-24.10




9

Обобщение темы.

1

31.10







Что стало бы с музыкой ,если бы не было литературы..

7







10-11

Взаимосвязь литературы и музыки .

2

14-21.11




12-13

Музыка в произведениях К.Паустовского и А.Гайдара.

2

28.11

05.12




14-15

Музыка в кино. Ее роль и значение в музыкальных фильмах, театре.

2


19-26.12




16

Обобщение изученного материала.

1

16.01







Можем ли мы увидеть музыку?

10







17-18

Связь музыки с ИЗО .Ее различие от связи с литературой.

2

23-30.01




19-20

«Богатырская» тема в русском искусстве.

2

06-13.02




21

Музыка композиторов «Могучей кучки». Интонации русской народной песенности.

1

20.02




22

М.П.Мусоргский. Жизнь и творчество.

1

27.02




23

«Хованщина» Мусоргского, »Война и мир» Прокофьева.

1

06.03




24

Связь музыки с природой.

1

13.03




25

Связь формы и содержания предмета произведения.

1

20.03




26

Обобщение темы.

1

03.04







Можем ли мы услышать живопись?

9







27

Связь музыки и живописи. 11 симфония Д.Шостаковича.

I

10.04




28

Тема героического прошлого нашей родины в музыке и живописи.

I

17.04




29

Яркие зрительные образы природы в произведениях Д.Кабалевского и французского композитора К.Дебюси.

I

24.04




30

Искусство русских художников .Левитан «Вечерний звон».

I

01.05




31

Хоровые поэмы Д.Шостаковича.

I

08.05




32-33

Творчество русского композитора И.Стравинского. Балет »Петрушка»

2

15-22.05




34

Обобщение изученного материала

I

23.05




35

Урок-концерт.

Итого: 35 часов

I

29.05








Похожие:

Пояснительная записка Данная рабочая программа по музыке составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-8 классы» iconПояснительная записка Данная рабочая программа по музыке составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-8 классы»
«Музыка. 1-8 классы», рекомендованной Министерством образования Р. Ф., Москва, «Просвещение», 2009 год, в соответствии с Федеральным...
Пояснительная записка Данная рабочая программа по музыке составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-8 классы» iconПояснительная записка Рабочая программа составлена на основе региональной программы для общеобразовательных учреждений 1-11 классы
Рабочая программа составлена на основе региональной программы для общеобразовательных учреждений 1-11 классы. Под редакцией доктора...
Пояснительная записка Данная рабочая программа по музыке составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-8 классы» iconПояснительная записка данная рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5 11 классы
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования...
Пояснительная записка Данная рабочая программа по музыке составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-8 классы» iconПрограмма по литературе 7 класс Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией В. Я. Коровиной Литература. Программы общеобразовательных...
Пояснительная записка Данная рабочая программа по музыке составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-8 классы» iconАннотация к рабочей программе по русскому языку 5, 7, 10 классы Рабочая программа 5- классы составлена на основе программы М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского «Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы»
Рабочая программа 5- классы составлена на основе программы М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского «Русский язык. Программы...
Пояснительная записка Данная рабочая программа по музыке составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-8 классы» iconАннотация к рабочей программе по русскому языку 5,6, 8 классы Рабочая программа 5-8 классы составлена на основе программы М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского «Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы»
Рабочая программа 5-8 классы составлена на основе программы М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского «Русский язык. Программы...
Пояснительная записка Данная рабочая программа по музыке составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-8 классы» iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д. Б. «Музыка»
Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Шмагина Т. С. «Музыка» 6 класс; Алеев В. В., Науменко Т. И., Кичак Т. Н. «Музыка» 6 класс) и вспомогательная...
Пояснительная записка Данная рабочая программа по музыке составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-8 классы» iconПояснительная записка Рабочая программа составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений по литературе
Рабочая программа составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В. Я. Коровиной....
Пояснительная записка Данная рабочая программа по музыке составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-8 классы» iconЛ. Я. Желтовская Пояснительная записка Рабочая программа
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, «Программы...
Пояснительная записка Данная рабочая программа по музыке составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-8 классы» iconПрограмма по технологии (базовый уровень). 11 класс пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. Д. Симоненко по технологии (базовый уровень), 10-11 классы. Рабочая...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты