Тема эксперимента : Оптимизационная модель организации внеурочной деятельности младших школьников Актуальность эксперимента icon

Тема эксперимента : Оптимизационная модель организации внеурочной деятельности младших школьников Актуальность эксперимента



НазваниеТема эксперимента : Оптимизационная модель организации внеурочной деятельности младших школьников Актуальность эксперимента
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Тема эксперимента : Оптимизационная модель организации внеурочной деятельности младших школьников

Актуальность эксперимента

Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Проблема организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО заключается в отсутствии Модели для сельских школ. А ведь практика работы сельских школ показывает, что вопрос организации внеурочной деятельности более остро стоит именно перед сельскими школами, так как большую часть мероприятий им приходится брать на себя из-за отсутствия детских досуговых учреждений, то есть школа по сути является единственным культурным центром села. Все это также определяет необходимость разработки Модели по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в сельской школе.

Таким образом, актуальность данного проекта обусловливается:

  • мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;

  • необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей;

  • спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие;

  • необходимостью создания и апробирования модели по организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО в условиях сельской школы.


Идея проекта:

  • Создание оптимизационной модели по организации внеурочной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС НОО в сельской школе;

  • Осуществление комплексной работы с использованием управляющих информационных ресурсов Модели;

Объект: процесс организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в сельской школе.

Предмет: педагогические условия реализации модели по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в сельской школе.

Цель: разработать и внедрить оптимизационную модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта и тем самым оптимизировать процесс воспитания и социализации младших школьников в условиях сельского социума.

Задачи:

1. Изучение психолого-педагогических подходов и существующего опыта по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта, определение стратегии их усовершенствования и апробации в условиях сельской школы;

2. Определение условий и требований к созданию и внедрению модели внеурочной деятельности сельской школы в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта;

3. Выявление эффективных форм и способов создания развивающей среды для младших школьников в условиях сельского социума посредством организации внеурочной деятельности;

4. Теоретическое и экспериментальное обоснование применения оптимизационной модели по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в сельской школе, разработка и апробация Модели в МБОУ Семёновская ООШ:

  • отработка механизма, обеспечивающего выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями;

  • разработка рабочих программ для реализации направлений внеурочной деятельности;

  • овладение педагогическими работниками методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения;

  • эффективное использование имеющейся в школе учебно-методической и материально-технической базы, информационных ресурсов, методического потенциала.

Гипотеза: если применить оптимизационную модель по организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО к условиям сельской школы и рассмотреть ее как процесс вхождения учащихся в инновационную активную деятельность, то произойдет оптимизация процесса воспитания и социализации младших школьников в условиях сельского социума.

Диагностический инструментарий:

  1. Входящее, промежуточное и итоговое тестирование учащихся на выявление особенностей характера, направленности интересов и склонностей младших школьников;

  2. Анкетирование, направленное на выявление образовательных запросов учащихся;

  3. Тематические листы-вкладыши в портфолио учащихся.

Методы оценки процесса и результата:

  1. Теоретические (изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме, моделирование).

  2. Эмпирические (анкетирование, тестирование, беседа, анализ продуктов деятельности детей, анализ документации и др.)

  3. Математические (ранжирование, статистическая обработка данных и др.).

Предлагаемая оптимизационная модель организации внеурочной деятельности в сельской школе предполагает глубокую интеграцию основного и дополнительного образования детей сельского социума.

Определение содержания их деятельности и способов ее организации строится на основе единых концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом.

Направления проекта:

  • Гражданско-патриотическое

  • Научно-познавательное

  • Спортивно-оздоровительное

  • Общественно-полезная деятельность

  • Художественно-эстетическое

  • Проектное

Следует рассматривать обозначенные выше направления внеурочной деятельности как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ. А разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на выделенных девяти видах внеурочной деятельности


  • игровой;

  • познавательной;

  • проблемно-ценностном общении;

  • досугово-развлекательной деятельности;

  • художественном творчестве;

  • социальном творчестве;

  • трудовой (производственной) деятельности;

  • спортивно-оздоровительной деятельности;

  • туристско-краеведческой деятельности.

Методический конструктор для разработки программ внеурочной деятельности


Вид внеурочной

деятельности

^ Образовательные формы

Уровень результатов внеурочной деятельности

Игровая

Ролевая игра

Деловая игра

Социально-моделирующая игра

1. Приобретение школьником социальных знаний

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Познавательная

Викторины, познавательные игры, познавательные беседы. Дидактический театр, общественный смотр знаний. Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)

1. Приобретение школьником социальных знаний


2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Проблемно-ценностное общение

Этическая беседа, дебаты, тематический диспут, проблемно-ценностная дискуссия

1. Приобретение школьником социальных знаний

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Досугово-развлекательная деятельность

Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки.

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.

Школьные благотворительные концерты, выставки

1. Приобретение школьником социальных знаний

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Художественное творчество

Кружки художественного творчества.

Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.

Социальные проекты на основе художественной деятельности

1. Приобретение школьником социальных знаний

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Социальное творчество

Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми).

КТД (коллективно-творческое дело).

Социальный проект.

1. Приобретение школьником социальных знаний

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Трудовая (производственная) деятельность

Кружки технического творчества, домашних ремесел.

Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно-ролевые игры «Почта», «Фабрика». Субботник, детская производственная бригада.

1. Приобретение школьником социальных знаний

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Спортивно-оздоровительная

деятельность

Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.

Школьные спортивные турниры.

Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.

1. Приобретение школьником социальных знаний

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Туристско-краеведческая деятельность

Образовательная экскурсия

Туристический поход

Краеведческая экспедиция

Туристско-краеведческая экспедиция

1. Приобретение школьником социальных знаний

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

На Модели видно, что образовательные результаты внеурочной деятельности могут быть трёх уровней.

^ Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

^ Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

^ Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.


Сроки реализации проекта: 2011-2012 учебный год


Этапы эксперимента:

Первый этап - диагностико-конструирующий (сентябрь-октябрь 2011)

1. Анкетирование родителей и детей, с целью выявления социального заказа.

2.Разработка и экспертиза программы опытно-экспериментальной работы.

3. Разработка Программы внеурочной деятельности.

4. Подбор диагностических методик для отслеживания сравнительных результатов эксперимента.

Второй этап - реализация (ноябрь 2011 - май 2012)

1.Утверждение Программы внеурочной деятельности.

2. Построение здоровьесберегающего режима дня учащихся. Утверждение режима работы внеурочной деятельности 1 класса.

3. Расширение спектра образовательных услуг.

4. Представление учредителю и общественности информации о состоянии дел в начальной школе в конце учебного года.

5. Промежуточное отслеживание результатов опытно-экспериментальной работы.

Третий этап - полная реализация (май 2012 года)

  1. Отслеживание, корректировка и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы.

Оформление и описание результатов работы в эксперименте.


^ Кадровая обеспеченность

Рабочая группа

Функции

Административно-координационная

Координирует деятельность всех участников образовательного процесса, участвующих в апробации ФГОС второго поколения, обеспечивает своевременную отчетность о результатах апробации, делает выводы об эффективности проделанной работы, вносит коррективы, обеспечивает создание условий для организации внеурочной деятельности, проводит мониторинг результатов апробации, вырабатывает рекомендации на основании результатов апробации.

Консультативно-методическая

Обеспечивает предоставление всех необходимых для апробации содержательных материалов, изучение всеми участниками апробации документов ФГОС второго поколения, проведение семинаров и совещаний с участниками апробации в рамках инструктивно-методической работы на опережение, распространение опыта участников апробации на районном уровне, оказание консультативной и методической помощи учителям, апробирующим ФГОС второго поколения.

Педагоги школы

Изучают документы ФГОС нового поколения, используют новые технологии в учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающие результаты, обозначенные в стандарте нового поколения, организуют проектную и исследовательскую деятельность учащихся, обеспечивают взаимодействие с родителями

Привлеченные специалисты сельского социума

 

Организация внеурочной деятельности по направлениям:

  • Гражданско-патриотическое

  • Научно-познавательное

  • Спортивно-оздоровительное

  • Общественно-полезная деятельность

  • Художественно-эстетическое

  • Проектное


1. Учитель – экспериментатор

Учитель начальных классов Смирнова Лидия Фёдоровна

- Стаж работы : 29 лет.

- Квалификационная категория – 1 (2009г.)

^ 2.Руководитель эксперимента

Заместитель директора по УВР Смирнова Валентина Дмитриевна

- стаж работы 27 лет


Материально-техническое обеспечение

Материальная база эксперимента: классная комната, библиотека, спортивный зал, спортивная площадка, учреждения социального окружения. Кабинет оснащен компьютером, музыкальным центром, мультимедийным проектором, имеются настольные и развивающие игры.


Информационное обеспечение

Кабинет информатики подключен к сети Интернет, имеется медиатека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний, библиотечный фонд, включающий учебную и художественную литературу.


Научно-методическое обеспечение проекта

  1. Нормативно-правовая база:

- Закон об образовании;

- Конституция РФ;

- Концепция модернизации российского образования ;

- Проект современной модели образования;

- Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года;

- Конвенция о правах ребенка;

- Нормативно-правовая база школы :Устав МБОУ Семёновская ООШ, , локальные акты школы по введению ФГОС НОО второго поколения.

Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции, компенсации

Среди основных факторов, способных повлиять на результаты апробации Проекта ФГОС можно выделить следующие:

^ Фактор риска

Возможные пути разрешения

Интенсификация учебного процесса в начальной школе увеличивает нагрузку на растущий организм школьника.

  1. Оптимальное сочетание всех видов деятельности.

2. Строгое соблюдение режимных моментов.

Снижение уровня здоровья детей.


Мониторинг здоровья детей

Организация просветительской работы с родителями.

Отсутствие или недостаточное количество в школе необходимых специалистов

Привлечение специалистов сельского социума

Дефицит учебно-методических пособий

Ресурсы Интернет-пространства

Недостаточная методическая подготовка педагогов

Проведение методических занятий, участие в форуме апробации ФГОС, связи с другими участниками апробации



Похожие:

Тема эксперимента : Оптимизационная модель организации внеурочной деятельности младших школьников Актуальность эксперимента iconПрограмма эксперимента
Тема эксперимента: духовно-интеллектуальное воспитание в условиях гимназического образования
Тема эксперимента : Оптимизационная модель организации внеурочной деятельности младших школьников Актуальность эксперимента iconСтруктура программы эксперимента
Затруднения, проблемы, противоречия практики, из которых вытекает необходимость эксперимента по данной теме
Тема эксперимента : Оптимизационная модель организации внеурочной деятельности младших школьников Актуальность эксперимента iconСтруктура программы эксперимента
Затруднения, проблемы, противоречия практики, из которых вытекает необходимость эксперимента по данной теме
Тема эксперимента : Оптимизационная модель организации внеурочной деятельности младших школьников Актуальность эксперимента iconПрограмма организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность»
Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального...
Тема эксперимента : Оптимизационная модель организации внеурочной деятельности младших школьников Актуальность эксперимента iconПроект педагогического эксперимента: «Исследовательская деятельность младших школьников как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве»
...
Тема эксперимента : Оптимизационная модель организации внеурочной деятельности младших школьников Актуальность эксперимента iconИнформация об инновационной деятельности мкоу «Озерская сош» Тальменского района в рамках эксперимента
Тема: «Реализация задач формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников через проектную деятельность»
Тема эксперимента : Оптимизационная модель организации внеурочной деятельности младших школьников Актуальность эксперимента icon«Формирование коммуникативных ууд у младших школьников на занятиях по психологии во внеурочной деятельности через тренинговые занятия»
Формирование коммуникативных ууд у младших школьников на занятиях по психологии во внеурочной деятельности
Тема эксперимента : Оптимизационная модель организации внеурочной деятельности младших школьников Актуальность эксперимента iconПлан работы с гоу скоши №101. Тема эксперимента: «Верботональный метод и современные подходы к интегрированному обучению и воспитанию детей с нарушением слуха»
Предложения цпприК «Логотон» по организации инновационной деятельности на 2010-2011 учебный год
Тема эксперимента : Оптимизационная модель организации внеурочной деятельности младших школьников Актуальность эксперимента iconВнеурочная деятельность младших школьников
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в учреждении,...
Тема эксперимента : Оптимизационная модель организации внеурочной деятельности младших школьников Актуальность эксперимента iconПрограмма факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников
Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты