|
Тема эксперимента : Оптимизационная модель организации внеурочной деятельности младших школьников Актуальность эксперимента Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Проблема организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО заключается в отсутствии Модели для сельских школ. А ведь практика работы сельских школ показывает, что вопрос организации внеурочной деятельности более остро стоит именно перед сельскими школами, так как большую часть мероприятий им приходится брать на себя из-за отсутствия детских досуговых учреждений, то есть школа по сути является единственным культурным центром села. Все это также определяет необходимость разработки Модели по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в сельской школе. Таким образом, актуальность данного проекта обусловливается:
Идея проекта:
Объект: процесс организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в сельской школе. Предмет: педагогические условия реализации модели по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в сельской школе. Цель: разработать и внедрить оптимизационную модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта и тем самым оптимизировать процесс воспитания и социализации младших школьников в условиях сельского социума. Задачи: 1. Изучение психолого-педагогических подходов и существующего опыта по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта, определение стратегии их усовершенствования и апробации в условиях сельской школы; 2. Определение условий и требований к созданию и внедрению модели внеурочной деятельности сельской школы в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта; 3. Выявление эффективных форм и способов создания развивающей среды для младших школьников в условиях сельского социума посредством организации внеурочной деятельности; 4. Теоретическое и экспериментальное обоснование применения оптимизационной модели по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в сельской школе, разработка и апробация Модели в МБОУ Семёновская ООШ:
Гипотеза: если применить оптимизационную модель по организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО к условиям сельской школы и рассмотреть ее как процесс вхождения учащихся в инновационную активную деятельность, то произойдет оптимизация процесса воспитания и социализации младших школьников в условиях сельского социума. Диагностический инструментарий:
Методы оценки процесса и результата:
Предлагаемая оптимизационная модель организации внеурочной деятельности в сельской школе предполагает глубокую интеграцию основного и дополнительного образования детей сельского социума. Определение содержания их деятельности и способов ее организации строится на основе единых концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом. Направления проекта:
Следует рассматривать обозначенные выше направления внеурочной деятельности как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ. А разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на выделенных девяти видах внеурочной деятельности
Методический конструктор для разработки программ внеурочной деятельности
На Модели видно, что образовательные результаты внеурочной деятельности могут быть трёх уровней. ^ – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. ^ – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). ^ – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Сроки реализации проекта: 2011-2012 учебный год Этапы эксперимента: Первый этап - диагностико-конструирующий (сентябрь-октябрь 2011) 1. Анкетирование родителей и детей, с целью выявления социального заказа. 2.Разработка и экспертиза программы опытно-экспериментальной работы. 3. Разработка Программы внеурочной деятельности. 4. Подбор диагностических методик для отслеживания сравнительных результатов эксперимента. Второй этап - реализация (ноябрь 2011 - май 2012) 1.Утверждение Программы внеурочной деятельности. 2. Построение здоровьесберегающего режима дня учащихся. Утверждение режима работы внеурочной деятельности 1 класса. 3. Расширение спектра образовательных услуг. 4. Представление учредителю и общественности информации о состоянии дел в начальной школе в конце учебного года. 5. Промежуточное отслеживание результатов опытно-экспериментальной работы. Третий этап - полная реализация (май 2012 года)
Оформление и описание результатов работы в эксперименте. ^
1. Учитель – экспериментатор Учитель начальных классов Смирнова Лидия Фёдоровна - Стаж работы : 29 лет. - Квалификационная категория – 1 (2009г.) ^ Заместитель директора по УВР Смирнова Валентина Дмитриевна - стаж работы 27 лет Материально-техническое обеспечение Материальная база эксперимента: классная комната, библиотека, спортивный зал, спортивная площадка, учреждения социального окружения. Кабинет оснащен компьютером, музыкальным центром, мультимедийным проектором, имеются настольные и развивающие игры. Информационное обеспечение Кабинет информатики подключен к сети Интернет, имеется медиатека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний, библиотечный фонд, включающий учебную и художественную литературу. Научно-методическое обеспечение проекта
- Закон об образовании; - Конституция РФ; - Концепция модернизации российского образования ; - Проект современной модели образования; - Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года; - Конвенция о правах ребенка; - Нормативно-правовая база школы :Устав МБОУ Семёновская ООШ, , локальные акты школы по введению ФГОС НОО второго поколения. Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции, компенсации Среди основных факторов, способных повлиять на результаты апробации Проекта ФГОС можно выделить следующие:
|
![]() | Программа эксперимента Тема эксперимента: духовно-интеллектуальное воспитание в условиях гимназического образования | ![]() | Структура программы эксперимента Затруднения, проблемы, противоречия практики, из которых вытекает необходимость эксперимента по данной теме |
![]() | Структура программы эксперимента Затруднения, проблемы, противоречия практики, из которых вытекает необходимость эксперимента по данной теме | ![]() | Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального... |
![]() | Проект педагогического эксперимента: «Исследовательская деятельность младших школьников как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве» ... | ![]() | Информация об инновационной деятельности мкоу «Озерская сош» Тальменского района в рамках эксперимента Тема: «Реализация задач формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников через проектную деятельность» |
![]() | «Формирование коммуникативных ууд у младших школьников на занятиях по психологии во внеурочной деятельности через тренинговые занятия» Формирование коммуникативных ууд у младших школьников на занятиях по психологии во внеурочной деятельности | ![]() | План работы с гоу скоши №101. Тема эксперимента: «Верботональный метод и современные подходы к интегрированному обучению и воспитанию детей с нарушением слуха» Предложения цпприК «Логотон» по организации инновационной деятельности на 2010-2011 учебный год |
![]() | Внеурочная деятельность младших школьников Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в учреждении,... | ![]() | Программа факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее... |