Маоу сош №47 Сафронова Н. В icon

Маоу сош №47 Сафронова Н. В



НазваниеМаоу сош №47 Сафронова Н. В
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

МАОУ СОШ № 47

Сафронова Н.В.

Руководитель областной экспериментальной площадки «Формирование общекультурной компетенции обучающихся через интеграцию различных областей знаний»


Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Актуальность проблемы культуры и воспитания «человека культурного в современном обществе вызвана глобальными изменениями в политической, экономической, жизни многих стран мира. Такие понятия, как «свобода» и «демократия», не получив конкретного научного разъяснения, зачастую стали превращаться в синонимы «вседозволенности».

Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведёнными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования.

Базовый документ ФГОСа «Фундаментальное ядро содержания общего образования» определяет состав состав ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов действий, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.

В « Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» указывается, что модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».

По мнению многих исследователей, на современном этапе происходит поиск нового типа взаимоотношений между людьми, нового статуса человека в окружающем мире. Отмечая особый интерес исследователей к вопросам культурного развития человека, следует подчеркнуть, что проблема будущего человечества отчётливо выражается в феномене детства, потому что культурное развитие рассматривается, как фундаментальный процесс, критериями которого выступают совершенствование качества и образа

жизни людей.

Исследования показали, что общекультурная компетенция является основополагающей ключевых компетенций.

Под общекультурной компетентностью (ОКК) личности мы понимаем совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать его элементами. Компетентность включает в себя следующие аспекты:

  • смысловой аспект – адекватное осмысление ситуации на основе имеющихся культурных образцов понимания, оценки такого рода ситуаций;

  • проблемно-практический аспект – адекватность распознания ситуации, постановки и эффективного выполнения целей, задач, норм в данной ситуации;

  • коммуникативный аспект – адекватное общение с учётом соответствующих культурных образцов общения и взаимодействия.

Человек имеет общекультурную компетентность, если он способен к адекватному осмыслению, практическому решению и коммуникативному выражению ситуаций, выходящих за приделы его профессиональной сферы.

Содержание критериев ОКК отражает духовно нравственное развитие личности, его общую культуру, личную этическую программу направленные на формирование основы успешной саморазвивающейся личности в мире человека, природы и технике.

Показатели по критерию могут быть следующими:

формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи;

-осознание важности культурного многообразия для самореализации личности;

-воспитание позитивного отношения к культурным различиям;

-развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.

В МАОУ СОШ №47 данная проблема решалась через предмет технология при изучении раздела «Основы художественного ремесла» в рамках работы областной экспериментальной площадки «Формирование общекультурной компетенции через интеграцию различных областей знаний» в период 2009-2012гг. Полученный опыт позволил сделать вывод, что более эффективное развитие ОКК у школьников будет осуществляться через интеграцию общего и дополнительного образования. Участники эксперимента посчитали необходимым продолжить работу по данной теме и расширить рамки эксперимента, охватывая предметы: «Технология», «Литература», «Русский язык», «Английский язык», «Биология», «Химия», «Музыка», «ИЗО».

Для решения задач эксперимента необходима заинтересованность учителей предметников в проблеме выхода междисциплинарных связей до уровня интегрированных уроков и внеклассных мероприятий. Возникла необходимость расширения поля деятельности участников ЭП. Сейчас работаем над создание межпредметного (метопредметного) объединения, с соответствующей программой, ориентированной на формирование общекультурной компетенции обучающихся.

Сотрудничество с педагогами дополнительного образования – это возможность для углубления духовно-нравственной составляющей ОКК.

В 2013-2014 году рамках ЭП планируется запуск совместной программы с дополнительным

образованием в рамках ОУ.

Перед современной школой ставится важнейшая образовательная задача – сформировать у ребёнка представления о целостной картине мира. С нашей точки зрения, в основу такого комплексного образования ложится идея интеграции. Именно интеграция в единое целое общего и дополнительного образования наиболее эффективна, так как ребёнок целостно воспринимает окружающий мир. Благодаря этому процессу в сознании учеников формируется более активная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер, и учитель по – новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками. Под влиянием такого обучения активизируется вся познавательная деятельность ученика в целом и психические процессы, лежащие в основе творческой, поисковой, исследовательской деятельности, активней протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется память, интенсивнее работает воображение. Важно наполнить познавательную деятельность ребёнка новым содержанием, сохраняя его мотивацию.

Какие средства и формы обучения мы используем для интеграции знаний? Это:

1.Интегрированный курс (элективные курсы, курсы по выбору, дополнительные учебные предметы и так далее) – автономная учебная дисциплина со своим специфическим предметом изучения, которая включает в себя элементы разных дисциплин, но в комплексе, и на качественно ином уровне. В рамках эксперимента работает два элективных курса: «Основы художественного ремесла», «Дизайн изделий для интерьера дома».

2.Интегрированный урок – особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Интеграция проходит в рамках заявленных предметов. Разработаны и проведены такие интегрированные уроки: « Моделирование изделий» (технология-информатика); «Моделирование и изготовление бисерных изделий» (технология-информатика); «Народная кукла» (литература, русский язык-технология); «Этюд в живописи и музыке», «В мире красок и мелодий» (музыка-ИЗО); «Нет святой Руси без звону колокольного» (музыка-технология); «Истории о правильном питании» (технология-ОБЖ) и др.

3. Интегрированные внеклассные мероприятия – вид совместной деятельности обучающихся и учителей предметников, работающих над одним проектом и презентующими его результаты.

Нами разработаны и традиционно проводятся внеклассные мероприятия в рамках интеграции предметов: технология, литература, русский язык, английский язык, музыка. Осенью ежегодно проводим внеклассные мероприятия, посвящённые цветам «Цветов таинственная сила», «Цветы Туманного Альбиона», «Цветы полей России»; посвящённые Хелоуину: « Английские традиции», «О, праздник ВЕДЬМ и ПРИВЕДЕНИЙ». Зимой наши мероприятия посвящены Рождеству и Новому году: «Рождество на Руси и в Англии»; «Вертеп»; «Волшебный Новый год» и др.

Весной: К международному женскому дню. « О матерях можно говорить до бесконечности…»; «Некрасивых женщин не бывает…»; « Что в имени тебе моём…»; к пасхальным дням «Светлое Воскресение», «Праздники и традиции», «Пасхальный сувенир».

Ежегодно на базе МАОУ СОШ №47проводятся областные и городские семинары, работает секция технологии, географии и экологии в рамках Кирилло-Мефодиевских чтений. Где учителя совместно с педагогами дополнительного образования готовят литературно-музыкальные композиции, проводят музыкальные гостиные, участвуют в работе секций.

Работа в рамках заявленного эксперимента, желание участников продолжать двигаться дальше дают возможность продолжить инновационную деятельность. Так же возникла необходимость расширения поля деятельности, создание метопредметного объединения (с соответствующей программой).

Сотрудничество с педагогами дополнительного образования способствует углублению духовно-нравственной составляющей общекультурной компетенции.

^ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Литература:

  1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования под ред.: А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 36 с. - (Стандарты второго поколения : осн. в 2008 г.)

  2. Фундаментальное ядро содержания общего образования.-М: Просвещение,2011.

  3. Положение компетентностного подхода в образовании (проект Совета Европы «Среднее образование», материалы «Компетенции модернизации Российского образования до 2010 года»,

  4. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования.-М.:2001.

  5. И.А.Зимняя – Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. - М.:2006.

  6. А.В. Хуторский. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя.- М.:Владос, 2005. (Серия «Педагогическая мастерская»).

  7. А.В. Хуторский. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005.

  8. М.М. Поташник, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский. Организация экспериментальной работы в школе. М.:Владос, 2006.

  9. Ю.И. Дик, А.А. Пинский, В.В. Усанов. Интеграция учебных предметов. Советская педагогика. 1987. № 9.

  10. И.Д.Зверев. Взаимосвязь учебных предметов. М.: 1987.

  11. И.Д. Зверев, В.Н. Максимова. Межпредметные связи в современной школе. М.: 1991.

10. А.С. Сиденко, И.Д. Чечель, Е.А. Генике, Е.А. Трифонова, И.А. Загашев,

С.И. Заир-Бек. Современные педагогические технологии. М.: 2007.



Похожие:

Маоу сош №47 Сафронова Н. В iconВыбор экзаменов учащимися 9А класса маоу сош №15 на 29. 01. 13 г

Маоу сош №47 Сафронова Н. В iconПрограммно методическое сопровождение учебного плана маоу сош №17 г. Тюмени на 2010

Маоу сош №47 Сафронова Н. В iconМаоу «Лицей №1», г. Стерлитамак Адрес: Пр. Октября, 16а Лицейское братство на все времена, Школа и мною гордиться должна (из гимна лицея) маоу «Лицей №1»
В 1994 году на базе школы №27 был создан лицей №1, который добился стабильных результатов, обеспечив высокое качество обучения и...
Маоу сош №47 Сафронова Н. В iconС. В. Силуянова, маоу «сош №16» г. Перми
В связи с этим актуальным становится вопрос о том, как можно и нужно развивать универсальные учебные действия
Маоу сош №47 Сафронова Н. В iconСафронова Ю. В
Бухгалтерская отчетность организаций: состав, содержание и использование в анализе и оценке деятельности организации
Маоу сош №47 Сафронова Н. В icon"Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе"
Выступление на мо учителей обществоведческого цикла маоу сош №13 г. Тамбова с углубленным изучением отдельных предметов 08. 11. 2010...
Маоу сош №47 Сафронова Н. В iconПрограмма по математике для 3 класса (умк «Начальная школа 21 века»)
Составитель: Плех Наталья Вадимовна, учитель начальных классов маоу сош №2 уиия г. Ноябрьск
Маоу сош №47 Сафронова Н. В iconФормирование читательской культуры как условие личностного развития современного школьника
Петухова Екатерина Владимировна, учитель русского языка и литературы маоу «сош №116» г. Пермь
Маоу сош №47 Сафронова Н. В iconПрограмма по русскому языку для 3 класса (умк «Начальная школа 21 века»)
Составитель: Плех Наталья Вадимовна, учитель начальных классов маоу сош №2 уиия г. Ноябрьск
Маоу сош №47 Сафронова Н. В iconРезультаты районного конкурса «Люблю тебя, мой край родной», посвященного 70-ти летию Кемеровской области. В конкурсе приняли участие 13 ть образовательных учреждений Гурьевскаго района: мбоу «сош №5», мбоу «оош №10»
Оу «оош №15», мбоу «оош №16», мбоу «сош №25» города Салаира, «Раздольнинская оош», «Горскинская оош», «Новопестеревская оош», «Малосалаирская...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты