|
Элективный курс «Основы семейной экономики» Пояснительная записка Курс «Основы семейной экономики» представляется особенно актуальным, так как рассматривается как набор умений и навыков грамотного потребительского поведения, как осмысление роли и места потребителя в социально-экономической системе общества. Данный курс является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый (профильный) компонент, обеспечивает интеграцию необходимой информации не только экономического, но и технологического, правового, культурологического характера. Предлагаемый модуль должен стимулировать интерес к продолжению образования в рамках социально-экономического, гуманитарного и технологического профиля. Основная цель – формирование экономического мышления и потребительской культуры учащихся и привитие навыков в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях. В ходе занятий по данному курсу решаются следующие задачи:
Особенности курса:
Программа состоит из двух разделов: «Домашняя экономика» и «Основы потребительской культуры». Все вопросы сгруппированы по темам с обобщающим названием. Описание каждого раздела делится на две части. В первой части излагается собственно содержание, пункты раздела программы. Во второй части указаны практикумы, деловые игры, конкурсные задания, творческие задачи и практические ситуации, уроки – тесты, которые рекомендуются использовать при изучении данного раздела для более активного вовлечения ученика в процесс познания предмета, опираясь на аналогии, примеры, реальную действительность. Раздел «Домашняя экономика» является логическим продолжением первого уровня программы «Технология» - элементы домашней экономики и основы предпринимательства. Раздел «Основы потребительской культуры» составлен на основе программы «Основы потребительский знаний», авторы Мишин Б.И., Симоненко В.Д., Степченко Т.А. Содержание учебного материала программы обладает новизной для учащихся. Раздел «Домашняя экономика» представляет собой ряд тем: «Я и наша семья», «Семья и бизнес», «Трудовые отношения в семье», «Экономика приусадебного участка» и др. Раздел «Основы потребительских знаний» состоит из тем: «Потребитель и его потребности», «Источники информации для потребителей», «Маркировка товаров», «Защита прав потребителей» и др. Курс включает практическую (70%) и теоретическую (30%) части. При планировании и организации уроков следует иметь в виду, что теоретический материал должен осознаваться и усваиваться преимущественно в процессе выполнения практических работ. Курс «Основы семейной экономики» соприкасается со многими предметами школьного курса, среди которых экономика, математика, экология. Внутрипредметные связи по предмету «Технология» - «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства». При изучении данного курса учащиеся пользуются следующими источниками: 1. Основы потребительских знаний: Учебник для старших классов общеобразовательных учреждений. / Виноградова И., Кокорев Р., Колосова М. И др. 2. Технология: Учебник для учащихся 8-го класса общеобразовательной школы. / В.Д. Симоненко. При изучении теоретического материала используются:
Во время изучения программы осуществляется промежуточный контроль. После прохождения каждой темы программы проводится одновременно: рубежный контроль по теории и выполнение практических работ по пятибалльной системе. Итоговой зачетной работой по курсу является конкурс «Грамотный потребитель». Сегодняшний деловой мир нуждается в людях, способных принимать экономические грамотные решения и нести ответственность за их проведения в жизнь. Овладение школьниками содержанием данной программы позволит решать не только образовательные задачи, но и подготовит учащихся к конкуренции на рынке труда и профессий: менеджер, маркетолог, предприниматель, бухгалтер, экономист и др. ^
^ 1 раздел. Семейная экономика (9ч.) Введение в экономику. Я и наша семья (1ч.) Основные теоретические сведения Понятие о домашней экономике. Роль экономики в ведении домашнего хозяйства, роль потребителя, производителя, гражданина в экономике. Цели и задачи экономики. Семья – первичная социально – экономическая ячейка общества. Состав семьи. Функции семьи. Экономические связи в семье. ^ . Развивающие процедуры: игра «Кто ты, мой компаньон?». Семья и бизнес (1ч.) Основные теоретические сведения Понятие о благосостоянии семьи. Предпринимательство как сфера человеческой деятельности. Факторы предпринимательской деятельности. Взаимосвязь государства, фирмы и домашнего хозяйства. Бизнес и его разновидности. ^ Диагностические процедуры: «Способны ли Вы вести самостоятельное дело?». Составление перечня товаров и услуг, которые могут производить школьники в свободное от учёбы время. Составление перечня товаров и услуг, которые можно производить в условиях семьи. Потребности семьи (1ч.) Основные теоретические сведения Понятие о потребности семьи. Структура потребностей и характеристика их видов. «Пирамида» человеческих потребностей по А. Маслоу. Требования, предъявляемые к покупке. Свойства товаров и правила покупки. Советы покупателю. ^ Диагностические процедуры: тест «Потребности» или «Парные сравнения». Ресурсы семьи (1ч.) Основные теоретические сведения Понятие о ресурсах семьи. Виды ресурсов. Ресурсы семьи. ^ Описание ресурсов семьи, выявление возможности их увеличения. Бюджет семьи. Доходы семейного бюджета (1ч.) Основные теоретические сведения Понятие о бюджете семьи. Виды бюджета. Анализ и планирование семейного бюджета. Источники дохода бюджета семьи. Роль школьника в увеличении доходной части семейного бюджета и его законном использовании. ^ Деловая игра «Бюджет семьи». Расходы семейного бюджета (1ч.) Основные теоретические сведения Постоянные, переменные и непредвиденные расходы. Экономия средств. Распределение бюджета. Подоходный налог, кредит. Расчёт потребительской корзины. ^ Планируемый месячный бюджет. Расходы на питание и составление меню (1ч.) Основные теоретические сведения Расходы на питание. Физиологически обоснованные нормы расхода продуктов питания на человека, семью. Меню семьи. Учет биологических требований к питанию семьи и её экономических возможностей. Затраты на питание. Что значит «правильно питаться»? ^ Составление меню семьи на день, неделю и его экономическое обоснование. Трудовые отношения в семье (1ч.) Основные теоретические сведения Понятие о комфортности семьи. Задачи трудовых отношений в семье. Принципы организации труда в семье. Способы организации домашнего хозяйства в семье. ^ Составление таблицы семейных обязанностей членов семьи. Разрабатывание графика недельной занятости членов семьи. Внесение предложения по рационализации занятости членов семьи. Экономика приусадебного (дачного) участка (1ч.) Основные теоретические сведения Понятие о приусадебном (дачном) участке. Задачи приусадебного участка. ^ . Расчёт площади, необходимой для выращивания садово-огородных культур для вашей семьи.Расчёт прибыли, которую можно получить, если реализовать выращенную продукцию. Раздел 2. Основы потребительской культуры (8ч.) Потребитель и его потребности (1ч.) Основные теоретические сведения Понятия о потребителе. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». Суверенитет потребителя. Права и обязанности потребителя. Психология потребителя. ^ Чтение и обсуждение газетных статей. Источники информации для потребителей (1ч.) Основные теоретические сведения Информация. Источники информации. Информация изготовителя. Анализ информации. Понятия о сертификате. Сертификация продукции. ^ . Диагностические процедуры: тест «Информация». Маркировка товаров (1ч.) Основные теоретические сведения Маркировка товаров. Символы на этикетках, упаковках и вкладышах. Товарные знаки и их назначение. Стандарты качества и безопасности. Экологические символы. Международные стандарты размеров одежды. Штриховой код. Индекс Е. Классификация пищевых добавок. ^ Определение пищевых добавок в продуктах. Реклама и ее регулирование (1ч.) Основные теоретические сведения Понятие о рекламе. Рекламное объявление. Рекламодатель, рекламораспространитель, рекламопроизводитель. Достоинства и недостатки рекламы. Рекламное преувеличение. Рекламные приемы. Регулирование рекламы. Недобросовестная реклама. Скрытая реклама. Социальная реклама. Роль социальной рекламы. Требования к оформлению рекламы. ^ Составление рекламы товару или услуге (по выбору). Конкурс «Реклама и её обыгрывание». Обмен качественного и некачественного товара (1ч.) Основные теоретические сведения Качество товаров. Недостатки: явные, скрытые, существенные. Специальные сроки: гарантийный срок, срок годности, срок службы. Замена недоброкачественного товара. Обмен товара надлежащего качества. Особенности продажи товаров: в кредит, по образцам, по заказам и на дому у покупателя, по почте, в комиссионном магазине. Преимущества и недостатки указанных видов продажи. ^ . Деловая игра «Как я покупаю товар». Что должен знать потребитель о службе быта (1 ч.) Основные теоретические сведения Предприятия службы быта. О правилах бытового обслуживания населения. Договор. Что должно быть указано в договоре? Поведение потребителей: в химчистке, в ремонтной мастерской, в ателье. Сроки выполнения работ (услуг) и какова ответственность за их несоблюдение. Устранение недостатков в выполненной работе. Условия выполнения работ из материала исполнителя и (или) заказчика. ^ . Решение практических ситуаций. Защита прав потребителей (1ч.) Основные теоретические сведения Органы по защите прав потребителей. Общественные организации потребителей: их функции и полномочия. Правила обращения в суд. Как обжаловать решения суда? Кассационная жалоба. Что должно быть указано в исковом заявлении? Кто может определить размер морального вреда? Как возмещается моральный вред? ^ Составление текста делового письма в комиссию по защите прав потребителей на некачественно приобретённую продукцию. Конкурс «Грамотный потребитель» (1ч.) ^ В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать: - основные экономические понятия; - цели и значение домашней экономике; - роль экономики в ведении домашнего хозяйства; - функции семьи, экономические функции семьи; - роль членов семьи в формировании семейного бюджета; - экономическую взаимосвязь семьи, предприятий, государства и общества; - виды предпринимательской деятельности и бизнеса; - пирамиду потребностей по А.Маслоу; - составляющие семейного бюджета и источники его доходной и расходной частей; - возможности рационального использования средств и пути их увеличения; - три вида бюджета; - постоянные, переменные и непредвиденные расходы семьи; - что такое кредит и при каких условиях он выдается; - физиологические обоснованные нормы расхода продуктов питания на человека, семью; - права и обязанности потребителя; - источники и средства информации; - признаки определения качества товаров; - виды рекламы и его цели; - требования к оформлению рекламы; - иметь представление о способах воздействия бизнеса на потребителей (через рекламу, особые способы продажи и т. п.); - систему и правила действий потребителя при защите своих прав; - правила приобретения товаров; - оформление заказов на услуги; - источники и средства информации; - принципы организации труда в семье; - что такое приусадебный (дачный) участок и его задачи; - роль приусадебного участка в экономии средств семейного бюджета. На основе полученных знаний учащиеся должны уметь: - оперировать экономическими терминами; - анализировать и планировать семейный бюджет; - различать виды потребностей, объяснять причины возникновения проблемы выбора; - определять источник образования доходов в семье; - определять расходы учащегося и находить способы их уменьшения; - учитывать свойства товаров при покупке; - найти способы снижения расходов в семье путём соизмерения потребностей с материальными доходами и возможностями семьи, экономии электроэнергии, бережного отношения к продуктам и одежде; - разрабатывать график недельной занятости членов семьи; - рассчитывать прибыль, которую можно получить при реализации выращенной продукции; - пользоваться законом «О защите прав потребителей»; - определять информацию, необходимую для компетентного выбора товаров и услуг; - искать и анализировать потребительскую информацию; оценивать достаточность информации, возможность её недостоверности; - определять качество товара; - читать знаки на упаковке товара; - различать символы на этикетках, упаковках, вкладышах; извлекать из них необходимую и важную для себя информацию; - определять пищевые добавки в продуктах; - читать штриховой код; - составлять рекламу товару или услуге; - анализировать рекламу потребительских товаров; - отстаивать свои права при покупке товара или оказании услуги; - разумно потреблять имеющиеся блага; - читать договор на услуги; - составить текст делового письма в комиссию по защите прав потребителя на некачественно приобретённую продукцию; - уметь грамотно вести себя в типичных потребительских ситуациях: при покупке товара, пользовании услугами службы быта; - умение интерпретировать и использовать знания в конкретных ситуациях. ^ I. Дидактические материалы 1.1 Схемы: - основные роли семьи в рыночной экономике; - взаимосвязь домашнего хозяйства, государства и предприятия; - иерархия человеческих потребностей по А. Маслову. 1.2. Таблицы: - свойства товаров; - бюджет семьи; - классификация расходов; - планируемый месячный бюджет; - расчет площади, необходимой для выращивания садово-огородных культур для вашей семьи; - международные стандарты размеров одежды; - достоинства и недостатки рекламы. 1.3. Учебники: - Основы потребительских знаний: Учебник для старших классов общеобразовательных учреждений. / Виноградова И., Кокорев Р., Колосова М. и др. Под общ. ред. П. Крючковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Вита- Пресс,ИИФ «СПРОС» КонфОП, 2001.- 272 с.: ил.; - Технология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы./ Под ред. В. Д. Симоненко. – М.:«Вента-Графф», 2002. – 240.: ил. 1.4. Словари: - Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. – М.: Сов. энциклопедия, 2001. – 863с.: ил. 1.5. Законы: - Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002. – 48с.; - Федеральный закон «О рекламе». – 2-е изд. – М.: Ось-89, 2004. – 32с. (Актуальный закон). 1.6 Периодические издания: газетные статьи. 1.7. Поурочные разработки. 1.8. Аудиоматериалы: магнитофонные записи телефонных звонков. 1.9. Видеофрагменты: отрывки из мультфильмов. II. Методические материалы 2.1. Программно - методические материалы: Технология. 5 - 11 кл. / Сост. А. В. Марченко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дрофа, 2000. – 192с. 2.2. Программно - методические материалы: Экономика. 8-11 кл./ Сост. Б.И. Мишин. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001. – 192с. 2.3. Романова Н. И. Экономическая игротека. – М.: Финансы и статистика, 1994. – с.: ил. 2.4. Тесты. Вы джентльмен? Вы бизнесмен? Вы семьянин? / Сост. В. Ю. Лившиц. – Донецк: ПКФ «БАО», 1998. –192 с. (Серия «Вам, джентльмены»). 2.5. Фирсов Е. Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников / Художники М.В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 208 с., ил. – (Серия «Минута на размышление»). 2.6. Шахурина Ф.Р., Цыкоза Г.Н. Защита прав потребителей: Учебно- практическое пособие / Под общ. ред. Доктора экономических наук, профессора Л.П. Дашкова. – Ростов н / Д: Феникс, 2002. - 256с. Литература для педагога 1. Автономов В.С. Введение в экономику: 9-10 кл. – М.: Вита-Пресс, 1998. – 256с.:ил. 2. Александрова А.Л. и др. Основы потребительской культуры: Пособие для учителя. – Екатеринбург: Сред. – Урал, кн. изд-во, 1995. – 112с. 3. Дидактический материал по курсу « Твоя профессиональная карьера »: Кн. для учителя. / И.П.Арефьев, Т.В.Васильева, А.Я.Журкина и др.; Под ред. С.Н.Чистяковой.– М.: Просвещение, 1998. – 112с. 4. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002. - 48с. 5. Защита прав потребителей. 100 вопросов и ответов. / Под ред. В. И.Таланцева. – М.: Кросналекс, 1996. –168с. 6. Кушина А.П., Кушин М.А. Семейная экономика. – Тула, 1991. – 225с. 7. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике: 9-11кл. – М.: Вита-Пресс, 1996. – 544с.: ил. 8. Основы потребительских знаний: Учебник для старших классов общеобразовательных учреждений. / Виноградова И., Кокорев Р., Колосова М. и др. Под общ. ред. П. Крючковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Вита- Пресс, ИИФ «СПРОС» КонфОП, 2001.- 272 с.: ил. 9. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии. / Авт. - сост. В.М.Казакевич, А.В.Марченко. – М.: Дрофа, 2000. – 256с. 10. Правила торговли. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 64с. 11. Программно - методические материалы: Технология. 5 - 11 кл. / Сост. А.В.Марченко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дрофа, 2000. – 192с. 12. Программно - методические материалы: Экономика. 8-11 кл. / Сост. Б.И. Мишин. – 3-е изд., сте реотип. - М.:Дрофа, 2001. – 192с. 13. Романова Н. И. Экономическая игротека. – М.: Финансы и статистика, 1994. – с.: ил. 14. Симоненко В.Д. Основы домашней экономики. – Брянск: БГПУ, 1995. – 190с. 15. Симоненко В.Д., Степченко Т.А. Потребитель в экономике. – Брянск, 1996. – 243с. 16. Тесты. Вы джентльмен? Вы бизнесмен? Вы семьянин? / Сост. В. Ю. Лившиц. – Донецк: ПКФ «БАО», 1998. –192с. (Серия «Вам, джентльмены»). 17. Технология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. / Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: «Вента-Графф», 2002. – 240с.: ил. 18. Федеральный закон «О рекламе». –2-е изд. – М.: Ось-89, 2004. – 32с. (Актуальный закон). 19. Фирсов Е. Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 208 с., ил. – (Серия: «Минута на размышление»). 20. Шахурина Ф.Р., Цыкоза Г.Н. Защита прав потребителей: Учебно- практическое пособие / Под общ. ред. доктора экономических наук, профессора Л.П. Дашкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.- 256с. Литература для учащихся 1. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002.-48с. 2. Основы потребительских знаний: Учебник для старших классов общеобразовательных учреждений. / Виноградова И., Кокорев Р., Колосова М. и др. Под общ. ред. П. Крючковой. – 3-е изд.,перераб. и доп. – М.: Вита- Пресс, ИИФ «СПРОС» КонфОП, 2001.- 272 с.: ил. 3. Романова Н. И. Экономическая игротека. – М.: Финансы и статистика, 1994. – с.: ил. 4. Тесты. Вы джентльмен? Вы бизнесмен? Вы семьянин? / Сост. В. Ю. Лившиц. – Донецк: ПКФ «БАО», 1998. – 192 с. (Серия «Вам, джентльмены»). 5. Технология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: «Вента-Графф», 2002. – 240с.: ил. 6. Федеральный закон «О рекламе». –2-е изд. – М.: Ось-89, 2004. – 32с. (Актуальный закон). 7. Фирсов Е. Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 208 с., ил. – ( Серия: «Минута на размышление»). |
![]() | Пояснительная записка элективный курс «Золотые руки работника: основы потребительской культуры» Элективный курс «Золотые руки работника: основы потребительской культуры» представляется особенно актуальным, так как рассматривается... | ![]() | Лисун Н. М. Актуальные вопросы органической химии Пояснительная записка Элективный курс Элективный курс является курсом профильной подготовки, предметно-ориентированным, сопровождает учебный предмет «химия» в общем образовании... |
![]() | Элективный курс «Практикум по Основы логики в офисных приложениях Word, Excel, Access». Изучение курса «Практикум по Основы логики в офисных приложениях Word, Excel, Access» в 9 классе направлено на достижение следующих целей Элективный курс «Практикум по Основы логики в офисных приложениях Word, Excel, Access» | ![]() | Пояснительная записка курс «Я и мир вокруг» Специфика курса окружающего мира состоит в формировании целостной картины мира. В курс интегрированы такие предметы, как ознакомление... |
![]() | Элективный курс Химия элементов 9 класс Пояснительная записка. Данный элективный курс предназначается для учащихся 9 классов естественно-научного направления, а также для желающих углубить свои знания по химии Способствование более осознанному выбору естественно-научного профиля для дальнейшего обучения | ![]() | 2 Пояснительная записка Если ваша школа стала профильной и вы преподаете профильный предмет, этот элективный курс сможет по настоящему увлечь своим предметом,... |
![]() | Обозрение российской экономики (за период с 1 по 19 мая 2006 г.) Примечание. Курс рубля – средневзвешенный курс етс (today) ммвб; курс евро – закрытие торгов по данным агентства «Рейтер» | ![]() | Обозрение российской экономики (за период с 19 июня по 3 июля 2006 г.) Примечание. Курс рубля – средневзвешенный курс етс (today) ммвб; курс евро – закрытие торгов по данным агентства «Рейтер» |
![]() | 7 Квалификационные требования Цель: Формирование у учителей, классных руководителей, ведущих курс «Основы безопасности жизнедеятельности» Учителя 1-4 классов, классные руководители 5-9 классов, ведущие курс «основы безопасности жизнедеятельности» | ![]() | Пояснительная записка Целью учебно – воспитательного процесса является Курс «Обществознание» способствует реализации этой цели и содержит основы знаний следующих наук |