Конкурс исследовательских работ учащихся Всероссийский заочный конкурс проектов созидания и творчества icon

Конкурс исследовательских работ учащихся Всероссийский заочный конкурс проектов созидания и творчества



НазваниеКонкурс исследовательских работ учащихся Всероссийский заочный конкурс проектов созидания и творчества
Дата17.10.2016
Размер
ТипКонкурс


Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся

Всероссийский заочный конкурс проектов созидания и творчества


Направление: Технология

Учебный проект


Тема: «Художественна обработка дерева. Набор для меда»


Гущин Алексей

МКОУ СОШ №4 г. Артема

9 класс


Научный руководитель:

Казаков А.В. учитель технологии


г. Артём 2012/2013 учебный год

.

Содержание


1.

Введение (художественная обработка дерева)…………………...

3

2.

Обоснование выбора проекта……………………………………...

3-4

3.

Перечень первоначальных идей…………………………………..

4

4.

Варианты изготовления…………………………………………….

4-5

5.

Технология изготовления бочонка для меда……………………..

5-6

6.

Техника выполнения контурной резьбы…………………………

6-7

7.

Технологическая карта изготовления набора для меда………..

7-10

8.

Отделка резных изделий………………………………………

10

9.

Экономическое обоснование …………………………………........

10-11

10.

11.

12.

13.

14.

Экологический анализ

Анализ процесса творчества

Литература

Рецензия

Приложения

а) Свойства древесины, характеристика и использование для художественных работ…………………………

11

11

12

12


13-14




б) Сравнительная характеристика различных пород древесины

14-15




в) Инструменты и приспособления………………………………..

15-17




г) Правила техники безопасности при работе на СТД 120 М, при резьбе …………………………………………………………..


17-18




д) Возможные пороки инструмента, материала и ошибки резчика……………………………………………………………


18-20







































Введение

Резьбой по дереву люди начали заниматься с древних времён, изготавливая зверей, птиц, луну и солнце, различные тотемные фигуры, которым они поклонялись, полагая, что эти фигуры способны принести в дом счастье, уберечь от злых духов и несчастных случаев. Изделия из древесины давно заняли прочное место в нашей повседневной жизни, так как область их применения очень обширна. Из дерева можно изготовить практически всё, начиная с домов и заканчивая мелкими поделками. Каждый из мастеров, делая из древесины ту или иную вещь, стремился к тому, чтобы она получилась как можно более красивой. Наиболее древним способом украшения деревянных изделий является резьба. Резьбой на Руси были украшены избы, посуда, мебель, ограды и т.д. Техника изготовления резьбы была совершенно различной. К примеру, прорезная или ажурная резьба чаще всего применялась в отделке домов, мебели либо посуды, а скульптурную резьбу использовали для украшения кораблей. Кроме того, скульптурная резьба нашла применение в изготовлении детских игрушек и различных сувениров. На токарных станках, которые тоже были сделаны из дерева, точили различную посуду: чаши, миски, блюда, братины и кубки. Деревянных дел мастера из древесных наплывов резали ложки, совки, ковши и т.д. Порой дерево имело совсем неожиданное применение. Например, из него делали хитроумные и вполне надёжные дверные замки или колокольчики, подвешиваемые на шею корове, издававшие мягкий приглушенный звон. В старину большинство изделий из дерева имело чисто практическое назначение, и в каждое из них мастер старался внести частицу красоты. Большое внимание уделялось форме, пропорциям и красоте материала. В наши дни резьбу по дереву чаще используют для украшения дач, коттеджей, беседок и детских площадок, а также при изготовлении домашней утвари: подсвечников, хлебниц, вазочек, шкатулок и сувениров, которые могут служить украшением квартиры или дачи.

В старину древесина считалась наиболее доступным и дешёвым материалом, однако в настоящее время с появлением металлов и пластмасс древесина стала высоко цениться. Её рассматривают как привлекательный материал, который можно легко обрабатывать самыми простыми инструментами, поэтому заниматься резьбой по дереву можно даже новичку в домашних условиях. Для изготовления изящных вещей не нужно сложных и дорогих инструментов, Это позволит создавать вещи, давая волю фантазии и изобретательности. Резьба по дереву носит также развивающий и воспитательный характер, так как резьбой с огромным удовольствием занимаются подростки.

^ Обоснование выбора проекта

Голова всему начало

Природа — это настоящая кладезь для вдохновения, для поиска нового, необычного. Иногда даже самые обыкновенные вещи могут навести на мысль, подать неожиданную идею. Для этого надо быть просто наблюдательным и внимательным к окружающему миру. Я часто хожу в лес за грибами, ягодами и неоднократно наблюдал диких пчёл, собирающих мёд. И это стало отправной точкой для работы над проектом. Основное правило при создании резных изделий - это рисунок. Конечно, для того чтобы работать с древесиной, не надо обладать талантом художника, надо просто иметь навыки рисования. При изготовлении деревянных изделий потребуется немного терпения, внимания и усидчивости, и будет результат. Имея определённые навыки, я решил сделать набор для мёда и украсить его контурной резьбой. Набор сделан из древесины липы, так как она легко поддаётся точению и хорошо режется. И большой плюс в пользу липы она единственная из всех пород не пропускает мёд. Набор для мёда сделал в подарок маме, потому что она любит изделия из дерева, к тому же мёд из липового бочонка вкуснее и по времени хранится больше и не засахаривается.

При наличии токарного станка процесс изготовления набора займёт меньше времени, хотя его можно сделать и вручную, но это будет более трудоёмкий процесс. Для выполнения резьбы потребуется один резец и небольшое количество материала. Выбранное мною изделие не очень сложное как в токарной обработке, так и при выполнении резьбы, но потребовало от меня максимального внимания, аккуратности и точности, а также знание материала. В процессе изготовления практической части проекта на практике применил и закрепил умения и навыки токарной обработки древесины и выполнения резьбы. Набор понравился моим родным и близким и это я считаю главным результатом своей работы.

^ Перечень первоначальных идей

Выдумка дороже работы

Работа по художественной обработке дерева требует большого терпения, внимания и усидчивости. Работы надо делать по возрастающей, постепенно усложняя их, должно быть поступательное движение вперёд, от простого к более сложному, как при точении, так и при выполнении резьбы. Контурная резьба это огромное разнообразие форм, а сочетание и повторение отдельных элементов создают поистине неисчислимое сочетание вариантов орнаментов. Поменяв элементы местами, можно получить совершенно другой узор.

Первоначально я хотел сделать кухонный набор из трёх разделочных досок, имеющих прямоугольную форму, на них гораздо проще нанести разметку и выполнить резьбу, потому что рука имеет хороший упор, по всей длине локтя. Но так как раньше я уже вырезал разделочные доски, этот вариант пришлось отложить. У меня уже был опыт выполнения резьбы на точёных изделиях, и я решил сделать набор для мёда, так как эта работа более сложная и интересная. Сложность состоит не сколько в форме выточенного изделия, а в основном в технике выполнении резьбы на точёной поверхности. Все детали набора точил по старой технологии, не вдоль волокон, а поперёк. Изделия выточенные по такой технологии будут прочнее и прослужат дольше.

В заключение хочу сказать, что своей работой удовлетворён, то что задумал, сделал, и время, затраченное на изготовление набора для мёда использовал с пользой для себя и не считаю потерянным зря.

^ Варианты изготовления деталей набора для мёда

Сначала думай, потом делай

Вариантов изготовления набора было несколько, но так как я уже имел опыт точения изделий с фасонной поверхностью в итоге остановился на 2-ом варианте, как наиболее интересном, который потребовал от меня внимания и сосредоточенности.

^ Варианты изменения конфигурации

Вариант 1. Бочонок имеет цилиндрическую поверхность, верх и дно бочонка имеют один диаметр. Крышка имеет сферическую поверхность. Выполняется работа полукруглой и косой широкой стамесками. Чашки имеют цилиндрическую форму, ложки стандартные.

Вариант 2.Второй вариант бочонка имеет фасонную поверхность более сложной конфигурации, в верхней и нижней части бочонка выточил закруглённые пазы с полочкой. Выполнение этих операций требует внимания и аккуратности при выполнении. Крышка имеет фасонную поверхность, а ручка имеет сферическую поверхность. Подумав, я решил сделать чашки с фасонной поверхностью


^ Варианты декоративного оформления

Вариант 1. В первом варианте хотел выполнить на изделиях набора хохломскую роспись, но потом решил отказаться от этого варианта, так как кисточкой владею хуже чем резцом.

Вариант 2. Я живу в Приморском крае, рядом находится море, поэтому вариант рисунка появился как бы сам собой. На детали набора нанёс рисунок рыб и водорослей и вырезал в стиле контурной резьбы.


Бочонок

Вариант 1 Вариант 2







Чашка

Вариант 1 Вариант 2




Ложки

Вариант 1 Вариант 2


Технология изготовления набора для меда

Люби дело – мастером будешь

Точение - это часто встречающийся вид обработки древесины. Выточенное изделие выгодно отличается от других изделий законченностью своей формы, гладкой отшлифованной поверхностью и богатой игрой света и тени. Набор украшен контурной резьбой - это один из самых древних и распространенных видов резьбы, в силу своей простоты и возможности выполнения одним инструментом- резцом со скошенной режущей кромкой, так называемым ножом - косяком. Набор для меда сделан из древесины липы и состоит из бочонка, двух чашек и двух ложечек. Для изготовления бочонка я взял липовую заготовку длиной 400 мм, диаметром 130мм. Рубанком придал заготовке форму близкую к цилиндрической, для того, чтобы устранить биение заготовки во время работы. На торцевых частях заготовки при помощи линейки и карандаша произвёл разметку окружностей. Для того чтобы трезубец передней бабки плотнее удерживал заготовку, в её торце сделал небольшой пропил. Полукруглой стамеской (рейером) выполнил черновое точение заготовки до диаметра 120 мм. Заготовку разделил на две части, одну для точения бочонка, а вторую для крышки. Бочонок имеет расточенную внутреннюю поверхность, для растачивания внутренней полости использовал трубчатый патрон. Для закрепления заготовки в патроне выточил конус, для этого использовал полукруглую и широкую косую стамески.

Бочонок имеет фасонную поверхность, в средней части больше диаметром, горловина и основание меньше диаметром. После растачивания наружной поверхности приступил к растачиванию внутренней поверхности бочонка, предварительно просверлив отверстие сверлом 30мм, на глубину 125мм. Размеры бочонка: без крышки 150мм, с крышкой 200 мм, диаметр 115 мм.

После выполнения точения зачистил бочонок шлифовальной шкуркой и потом отрезал готовую деталь. При выполнении изделий, которые проходят обработку на токарном станке, а затем подвергаются резьбе, не должны быть слишком вычурными или иметь сложную конфигурацию. Поэтому для изготовления бочонка я выбрал простую форму с несложным профилем, так как на подобной поверхности резьба будет лучше восприниматься.

Зачистив основание бочонка шлифовальной шкуркой, приступил к выполнению рисунка. Для нанесения рисунка использовал карандаш. Элементы контурной резьбы выполнил ножом-косяком. Первоначально выполнил резцом надрезку, а затем поэтапно подрезал все элементы рисунка. После выполнения резьбы покрыл изделие лаком. На изготовление бочонка мне потребовалось 16 часов:

- на подготовку заготовки к точению и точение — 9 часов;

- на разметку — 1час;

- на резьбу —4часа.

Чашки. Для изготовления чашек использовал заготовку липы длиной 400мм, диаметром 100мм. Выполнив черновое точение заготовки до диаметра 90мм, дальнейшее точение выполнял в трубчатом патроне. Полукруглой и косой стамесками выполнил фасонное точение. Просверлил отверстие сверлом на 30мм на глубину 65мм, затем расточил внутреннюю полость изделия. Зашлифовал поверхность чашки и отрезал. Параметры чашки: высота-75мм, диаметр-82мм, глубина расточенной полости-65мм. Время изготовления двух чашек составило: точение – 5 часов, рисование – 1час, резьба – 2часа. Общее время изготовления чашек -7 часов.

Ложки. Для изготовления ложек взял чурак размерами 280-180-180мм, расколол его на обрубки. Из обрубков вытесал осколки на 170-50-25мм. При помощи лобзика придал осколкам форму лопаточки. Затылку черпачка ножом-резаком постепенно придаётся округлая форма, а черенку плоская. Выборку черпачка выполнил клюкарзой, а черенок ложки вырезал ножом-резаком. Сначала обрезал нижнюю и лицевую, а затем боковые стороны черенка, придавая им необходимую форму. Завершающая операция – скобление. Она производится ножом, снимающим тонкую стружку с затылка и черенка ложки. Изготовление ложек заняло у меня 8 часов.

^ Техника выполнения контурной резьбы

Резьбу по дереву полюбишь – себе терпение добудешь

Контурная резьба по технике выполнения является самой простой.

Контурная резьба, несмотря на простоту рисунка, требует навыков свободного владения резчицким инструментом, аккуратности и внимания. Для выполнения контурного рисунка, в зависимости от его сложности, применяют ножи-косяки различных углов заточки, резаки, стамески уголки, полукруглые стамески. В отдельных операциях используют и прямые стамески.

Начинающему резчику лучше выполнять, контурную резьбу на древесине мягких пород – липе, осине, а затем после приобретения навыков- на более твердых. Работать следует стоя, так как это дает большую свободу движения. Правой рукой держат инструмент за черенок, а левой придерживают и направляют лезвие.

^ Резьба косячком. Резьба выполняется в два приема – надрезание и подрезание. Нож-косяк держат лезвием на себя и несколько наклонно, вводят лезвие в древесину и с усилием ведут по линии рисунка, направляя движение лезвия большим пальцем левой руки.

Надрезав линию с одной стороны, приступают к подрезанию. Положение ножа в руке не меняется, только рука наклоняется в противоположную сторону, и также с усилием делается подрезка уже надрезанного контура. В результате из-под ножа выходит трехгранная полоска – "соломка", а на заготовке получается двухгранная выемка. Для получения закруглений разных радиусов нужно использовать косячки и резачки с маленьким углом заточки клинка. Ножом косячком можно резать во всех направлениях: на себя, от себя, наклоняя его во все стороны. Двухгранную выемку режут стамесками уголками. Резьба крупных орнаментов с более глубокими выемками с использованием киянок. В этом случае стамески должны быть особенно острыми. Следует также непременно учитывать строение слоев древесины. Подчистку стыков линий резьбы удобнее делать двумя руками, направляя лезвие стамески левой рукой, а правой делая нажим и надрез. Подправлять и подчищать двухгранную выемку при резьбе уголком хорошо ножами косячками и резачками. Освоив отдельные приемы выполнения контурной резьбы, можно резать орнаменты любой сложности для украшения дома снаружи или в интерьере. Чеканка фона. При выполнении контурной резьбы в композиции нередко используют растительные и животные мотивы. В этом случае вокруг контура рисунка делают чеканку фона, т. е. фон режут полукруглыми стамесками в виде неглубоких линий или хаотических выемок, что придает резьбе весьма живописный вид. Если орнамент имеет крупный и глубокий контур, то иногда фон делают в виде мелкой сетки из порезок, что лучше выявляет рисунок. Приемы резания косяком

а – одной рукой с наклоном ножа вправо

б - с наклоном ножа влево

в – положение косяка в конце резания

г – двумя руками


^ Технологическая карта изготовления бочонка

Наименование операции

Графическое изображение

^ Инструменты и приспособления

1. Закрепить заготовку и обточить диаметр на 120 мм.



Полукруглая и плоская стамески, штангенциркуль

2. Обточить поверхность




Косая стамеска, штангенциркуль, измерительная линейка

3. Снять заготовку, навинтить патрон, установить на станок



Верстак, патрон

4. Выполнить конические и фасонные поверхности



Полукруглая и косая стамески, универсальная стамеска, штангенциркуль, измерительная линейка

5. Просверлить отверстие диаметром 30мм на глубину 125мм



Сверло 30 мм, задняя бабка, штангенциркуль

6. Расточить внутреннюю поверхность, обработать наждачной шкуркой, отрезать



Универсальная и косая стамески, кронциркуль, наждачная бумага, ножовка

7. Разметить и выполнить резьбу, покрыть лаком




Карандаш, нож-косяк,

кисть

^ Технологическая карта изготовления крышки

Наименование операции

Графическое изображение

^ Инструменты и приспособления

1. Закрепить заготовку и обточить диаметр на 110 мм. Длиной 80мм



Полукруглая и плоская стамески, штангенциркуль

2. Обточить коническую поверхность




Косая стамеска, штангенциркуль, измерительная линейка

3. Снять заготовку, навинтить патрон, установить на станок



Верстак, патрон

4. Выполнить конические и фасонные поверхности



Полукруглая и косая стамески, универсальная стамеска, штангенциркуль, измерительная линейка

5. Покрыть лаком



Измерительная линейка,

резцы, кисть

^ Технологическая карта изготовления чашки

Наименование операции.

Графическое

изображение.

Инструменты и приспособления.

1. Закрепить заготовку и обточить диаметр на 105мм.



Полукруглая и плоская стамески, штангенциркуль.

2. Обточить коническую поверхность.




Косая стамеска, штангенциркуль, измерительная линейка.

3. Снять заготовку, навинтить патрон, установить на станок.






Верстак, патрон.

4. Выполнить фасонные поверхности.



Полукруглая и косая стамески, универсальная стамеска, штангенциркуль, измерительная линейка.

5. Просверлить отверстие диаметром 30 мм на глубину 52мм.



Сверло 30 мм, задняя бабка, штангенциркуль.

6.Расточить внутреннюю поверхность, обработать наждачной шкуркой, отрезать.



Универсальная и косая стамески, кронциркуль, наждачная бумага, ножовка.

7. Нарисовать и выполнить резьбу, покрыть лаком.




Карандаш, резец, кисть.

^ Технологическая карта изготовления ложки

Наименование операции.

Графическое

изображение.

Инструменты и приспособления.

1. Нанести на заготовку контур ложки.




Карандаш, линейка.

2. Выпилить болванку по размеченным линиям.




Лобзик.

3. По шаблону разметить боковые контуры и вырезать форму ложки.






Нож-резак,

богородский нож, полукруглый резец.

4. Обработать внутри и снизу наружную поверхность.




Клюкарза,

богородский нож.

5. Зашлифовать ложку и нанести резьбу.






Шлифовальная шкурка, линейка, карандаш, нож-косяк.

^ Отделка резных изделий

Почин – делу, конец делу венец

Важным завершающим этапом работы является отделка, которая придаёт изделиям законченный вид, способствует выявлению резного узора или текстуры дерева. Поэтому от качества отделки зависит и качество изделия. Существует два вида отделочного покрытия – прозрачное и непрозрачное. В зависимости от характера изделия для отделки применяют предварительную тонировку и подцветку. Прежде чем приступить к отделке, надо тщательно зачистить поверхность. Изделие под прозрачную отделку лаком тщательно шлифуют, чтобы чистота поверхности соответствовала высшему - десятому классу.

Лакирование. Слой лака, нанесённый на поверхность, образует блестящую, иногда матовую плёнку. Перед лакированием поверхность грунтуют. Лакирование выполняют тампоном, кистью или пульверизатором. Тампоном, пропитанным лаком, наносят лёгкие параллельные мазки, сначала в одну сторону, потом в другую повторяя несколько раз. После наложения лака поверхность изделия шлифуют мелкой шкуркой, затем накладывают ещё один слой грунта. Лак должен ложиться ровным слоем, без потёков. Для того, чтобы покрытие получилось ровным, надо нанести 3-4 слоя лака.

^ Экономическое обоснование

На что спрос, на то и цена

Для изготовления бочонка для меда потребуется заготовка липы размерами 400мм -130мм - 130мм. Переведём линейные размеры из миллиметров в метры:

400 = 0,40 м 130 = 0,13м

Найдём объём древесины: V = 0,50 * 0,13* 0,13=0,00845м3

Цена 1м3 липы стоит 1700 рублей. С (заготовки) = 0,13* 1700 = 221 рубль.

Изготовление бочонка производилось в светлое время суток, поэтому затраты электроэнергии на освещение не рассчитываются. Бочонок изготовлен на токарном станке, поэтому рассчитаем затраченную электроэнергию. Время работы на станке 9 часов, мощность станка 0,40 кВт. Цена 1кВт электроэнергии - 2 рубля 68 копеек.

А = w*t

Где, А - Количество электроэнергии, V/ - Мощность, Т - Время. А (м) = 0,40*0,9 = 3,6 кВт

С (э) =3,6*2,68 =9 рублей 64копеки.

Чашки. Для изготовления чашек потребуется заготовка размерами 400*100*100мм. Переведём линейные размеры из миллиметров в метры: 400=0,40м 100=0,10м Найдём объём древесины: W=0,40*0,10*0,10=0,004м3

С(заготовки)= 0,004* 1700=6 рублей 80копеек. Время работы на станке 5 часов, мощность станка 0,40 кВт, цена 1кВт-2 рубля 68 копеек. А= w*t А(э) = 0,40*5 =2кВт С(э) = 2*2,68 = 5 рублей 36 копеек.

Ложки. Для изготовления ложек потребуется заготовка липы размерами 280-180-180мм. Переведём линейные размеры из миллиметров в метры: 280 = 0,28 180 = 0,18

Находим объём древесины: W= 0,28*0,18*0,18 = 0,009м3 Цена липы 1700рублей С(заготовки)=0,009*1700= 15 рублей 30 копеек. Для шлифовки деталей набора было израсходовано 2 листа наждачной бумаги по цене 10 рублей за лист. Цена 2х листов 20 рублей.

Изделие покрываем лаком ПФ-231.Цена 1го литра 150 рублей. Лака израсходовано 50 грамм- 7 рублей 50 копеек. Общие затраты на изготовление набора для мёда составили: С(заготовки)=221+6,80+15,30=243 рубля 10 копеек. С(электроэнергии)=9,64+5,36=15 рублей. С=С(з)+С(э)+С(л)+С(н.б)= 243,10+15+7,50+20= 285 рублей 60 копеек. Итог: на изготовление набора я затратил 285 рублей 60 копеек. Общее время изготовления набора-

24часа.

^ Экологический анализ

Природа – это огромная кладоавя ресурсов, которые необходимы человеку в производственной деятельности и в повседневной жизни. Проирода служит естественной основой жизнедеятельности человеческого общества, и общество должно думать и заботиться о влиянии хозяйственной деятельности человека на природные процессы и на окружающую среду.

Охрана природы – это система научно обоснованных международных, государственных и общественных мер, направленных на рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов, на защиту природной среды от загрязнения и разрушения в интересах существующих и будущих поколений людей. Весной и осенью каждого года, начиная с 6-го класса, я с одноклассниками принимаю активное участие в посадке деревьев на пришкольном участке, всем классом принимаем участие в прополке саженцев в Артёмовском лесничестве.

Липа для изготовления набора была спилена в Заводском лесничестве, квартал №30, почвы бурые лесные. Экспозиция: юго-запад 12 градусов. Леса второй группы, дубняки, горные леспедецовые. Район экологически чистый.

Основная цель охраны природы состоит в поддержке динамического равновесия естественных природных процессов, сохранении биологического разнообразия растений, животных, микроорганизмов, обеспечивающих благоприятные условия для жизни.

^ Анализ процесса творчества

Дорога не работа дорого уменье. У каждого мастера своё видение предметов, поэтому делая изделие он привносит в него, что-нибудь своё, присущее только ему. Для проявления творчества необходим источник вдохновения. Мой источник — это природа, деревья, когда находишься в лесу чувствуешь тепло которое исходит от деревьев, и от этого единения с природой появляются новые образы, идеи.

К выбору изделия и способам его обработки надо подходить обдуманно. Для того чтобы работать с деревом, надо иметь небольшие навыки владения карандашом. Надо набросать эскиз и он поможет лучше понять природу и структуру выбранного вами сюжета. Нарисовав эскиз деталей будущего набора для мёда я приступил к его изготовлению.

Я часто бываю летом в лесу, и неоднократно видел как дикие пчёлы собирают мёд и уносят его в дупло, и идея сделать набор для меда возникла сама собой.

Выточив бочонок и чашки на токарном станке по дереву, приступил к нанесению рисунка на бочонок и выполнению контурной резьбы. По ходу работы могут возникнуть сомнения, но если любишь то, что делаешь, то это придаёт уверенности, что всё получится. Занимаясь резьбой по дереву, я получаю удовольствие от работы. Взяв грубую необработанную болванку, используя несложный набор инструментов, в конце работы видишь конечный результат , который радует глаз. Работая над изготовлением набора для мёда я на практике применил и закрепил известные мне приёмы разметки, пиления, строгания, точения и резьбы по дереву. Занятия резьбой по дереву требуют терпения и внимания, а также усидчивости и аккуратности. По мере совершенствования умений и навыков, работа продвигается быстрей и работается ещё с большим желанием, в работе появляются элементы творчества. Как говорил К. Симонов «Самое главное мерило ценности любой работы – это её нужность людям».

^ Рекомендуемая литература

Книга мала, а ума придала

  1. Золотая книга Русской литературы. Владимир Соловьёв. Москва. Белый город. 2007 г.

  2. Резьба по дереву. А. П. Левин. Москва. Всесоюзное кооперативное издательство. 1957 г.

  3. Краткая энциклопедия художественных работ по дереву. В. И. Рыженко. Москва. Издательство Онис. 2007 г.

  4. Академия мастерства. Дерево. Г. Федотов. Москва. Эксмо 2007 г.

  5. Резьба по дереву. К.В.Балашов. «Мир книги». Москва. 2010 г.

  6. Деревья лечат. Л. Жиляева. «Ленинград» 2005 г.

  7. Русские пословицы и поговорки. В. П. Аликин. Москва «Художественная литература» 1988 г.

  8. Введение в обществознание. Учебник 8-9 кл. А.Н. Боголюбов. Москва. «Просвещение».2001г.

Рецензия

(Набор для мёда)

“ Художественная обработка древесины „

Автор:

Гущин Алексей

ученик 9 класса МКОУСОШ № 4

Артёмовского городского округа.

Для выполнения проекта автор использовал многовековой опыт и национальные традиции, которые присущи только русским мастерам декоративно – прикладного искусства. Природные характеристики липы позволяют качественно изготовить изделие, поэтому для изготовления набора для мёда автор правильно выбрал древесину липы. При изготовлении набора была соблюдена технологическая последовательность выполнения операций: разметка, пиление, строгание, черновое и чистовое точение, растачивание внутренней поверхности, выполнение резьбы по дереву.

На деталях набора симметрично расположен рисунок и выполнена контурная резьба. В рисунках, схемах были представлены различные варианты конфигурации форм деталей набора, разнообразие применяемых инструментов. В полном объёме сделан экономический расчёт и экологический анализ. Проект отличается правильным подбором материала, хорошо выполнен с эстетической точки зрения, актуальность проекта заключается в его практическом применении.

При изготовлении набора для мёда автором была проведена поисково — исследовательская работа, в ходе которой происходит знакомство с предметами домашнего обихода, различными видами резьбы по дереву, инструментами и материалами, необходимыми для выполнения резьбы. В проекте были оригинально вставлены стихи, высказывания, поговорки, что делает его более интересным и познавательным.

Всё это способствует развитию творческих фантазий, обладанию чувством прекрасного. В процессе выполнения автор использовал знания по математике, экономике, истории, литературе, на практике применял умения и навыки по черчению, рисованию, технологии. В процессе изготовления набора для мёда совершенствовались умения и навыки владения токарным инструментом и инструментами резчика по дереву.

Выполнение высокохудожественных изделий способствует гармоничному развития учащихся, удовлетворяя их тягу к знаниям и занятиям декоративно-прикладным творчеством.

Рецензент:

Казаков А. В. -

Учитель технологии

^ МКОУСОШ № 4

Приложение 1

Свойства древесины, характеристика и использование для художественных работ

Липы растут всюду на земле,

Все отдают должное их красоте.

В лесах, скверах, парках и садах,

Долго живут, как древний мир наш

Выбор древесины для художественных работ обусловлен целым рядом особенностей. В зависимости от характеристики материала и вида предстоящих работ резчик определяет, какое дерево ему требуется.

Все деревья и кустарники делятся на хвойные и лиственные. Хвойные породы обладают чешуйчатыми или пластинчатыми хвоинками, их древесина (кроме можжевельника, ели и тиса) пронизана смоляными ходами. Практически все хвойные породы меняют хвою один раз в три года, и только лиственница делает это каждый год.

Лиственные породы (кроме субтропических вечнозеленых) ежегодно сбрасывают листву – пластинчатые листья разнообразной формы.

У древесины лиственных пород нет смоляных ходов, зато имеются сосуды, являющиеся частью сокопроводящей системы. Есть деревья, у которых на защищенном торце четко видны эти сосуды. Такие породы называют крупнососудистыми. Их разделяют на кольцесосудистые (вяз, дуб, каштан съедобный, ясень, ильм и др.) и рассеянно-сосудистые (хурма, грецкий орех).

Большинство произрастающих в средней полосе пород деревьев являются мелкососудистыми. Это береза, осина, тополь, ива, яблоня, рябина, ольха, клен и др.

Среди лиственных особо выделяются породы с твердой древесиной: груша, клен, бук, граб, орех. К твердым мелкососудистым относятся также породы, произрастающие в южной зоне: лимон, самшит, белая акация, тис, мандарин.

Чтобы выбрать нужный материал, узнать, будет ли он пригоден для данного вида работы, необходимо знать, какими свойствами обладает та или иная порода. Например, для рельефной и мелкой плоскорельефной резьбы мягкие хвойные породы не подойдут. Изящная резьба на фоне красочной текстуры, которая и сама по себе является украшением, просто «потеряется».

Кроме того, у хвойных пород плотность ранних и поздних слоев древесины разнится, и ровно вести резец не так-то просто. Мешает обработке и смолистость древесины. Чаще всего хвойные породы используются для создания монументальных работ.

Липа

Белая с розовым или слабым красноватым оттенком древесина липы относится к мягким безъядровым породам. Годичные слои на всех срезах видны не очень четко, сердцевинные лучи тоже слабо различимы. На поперечном срезе они имеют вид тонких блестящих линий, на радиальном представляют собой темноватые пятна. Древесина легкая и пластичная и потому прекрасно подходит для мелкой резьбы. Она хорошо поддается распиловке, обработке резцом, легко окрашивается. Если брать сравнительную характеристику различных пород древесины, то по шкале твёрдости из 50 европейских и экзотических пород древесины липа занимает первое место. При сушке древесина липы сильно усыхает и коробится.

Луб старой коры применяют для производства бумаги, столярных, резных и точеных изделий.

^ Применение в других областях. Древесина используется для производства фанеры, карандашей, мебели, кадок, ульев и других изделий. Липовая стружка - хороший упаковочный материал для фруктов. Отходы древесины размолачивают и скармливают скоту (в них много крахмала). Деготь из стволов и веток обладает бактерицидными свойствами, эффективен при лечении у животных экзем и их осложнений пиодермией. Луб (лыко) идет для изготовления циновок, рогож, мочалок. Липовый цвет употребляют в косметике для смягчения кожи, для уменьшения потливости. Его используют в парфюмерной промышленности (для ароматизации), в производстве ликеров, кюрасо и бенедиктина, а также вместо чая. Из молодых листьев и распустившихся почек весной готовят салаты, маринуют. Семена придают печенью вкус орехового или миндального. Масло из семян - пищевое, близкое по качеству к прованскому. Медонос. С одного дерева пчелиная семья собирает в день до 5,5 кг меда, а за все время цветения - до 50 кг. Один цветок липы дает 0,15-0,20 мг нектара с содержанием сахара до 35%.

У липы крона пышная, как лес,

Стремится в небо все вверх и ввысь.

Имеет пышную, зеленую листву,

Переносит хорошо жару


Приложение 2

^ Сравнительная характеристика различных пород древесины

Древесина

Плотность

г/см³

Сравнительная светлота

Твёрдость при резьбе

^ Предел прочности при сжатии вдоль волокон кг/см²

Берёза

0,65





500

Берёза железная

0,73

3С-4С



-

Бук

0,64



МТ

490

Вишня

0,68-0,9

СТ

МТ-Т

-

Вяз

0,6

С



-

Граб

0,7-0,9





-

Груша

0,7

С

М-2М

-

Дуб

0,7

С

3Т-2Т

540

Ель

0,46





320

Ива

0,45-0,5





-

Каштан

0,57-0,66



-

-

Квебрахо

1,2-1,4

Т-2Т



-

Кедр сибирский

0,44





-

Клён

0,57-0,67

3С-2С



-

Лимонное дерево

0,7-0,9





-

Ливанский кедр

0,5-0,6





-

Липа

0,4-0,5



4М-2М

315

Лиственница

0,68

С

МТ

420

Махагони

0,56-1,06

2С-2Т

3М-2М

-

Можжевельник

0,7





-

Олива

0,7-0,95

СТ



-

Ольха

0,5

С-СТ



350

Орех

0,6

С-СТ

Т-МТ

500

Осина невыдержанная

0,49





400

Осина выдержанная

-





-

Палисандр

0,9-1,2

Т-3Т



-

Пихта

0,37-0,44



4М-3М

290-340

Платан

0,55-0,58

С

Т

-

Рябина

0,6-0,7

С

М

-

Самшит

0,97





720

Сандаловое дерево

0,76-0,8

СТ



-

Слива

0,7-0,9

СТ



-

Сосна

0,52



М-2Т

340-370

Тополь

0,42

3С-2С

4М-3М

-

Тутовое дерево

0,65-0,78

СТ



-

Эвкалипт

0,8-0,9

2С-2Т



-

Эбеновое дерево

1,2-1,3

Т-3Т



-

Яблоня

0,66-0,84

4С-СТ

Т-2Т

-

Ясень

0,68

С



350-400


Условные обозначения:

4С, 3С, 2С, С, СТ, Т, 2Т, 3Т – постепенный переход от очень светлой к очень тёмной древесине.

4М, 3М, 2М, М, МТ, Т, 2Т, 3Т, 4Т – постепенный переход от очень мягкой к очень твёрдой древесине.


Приложение 3

^ Вспомогательный инструмент





Без труда ничего не даётся


Ножовка – в зависимости от формы зубьев может служить для поперечного, продольного или смешанного пиления.






Рубанок – предназначен для строгания тонких стружек и получения гладких поверхностей на древесине, а так же для сострагивангия заготовки в нужный размер.




Топор – незаменим при процессе изготовления столярных и резных изделий, а так же в процессе изготовления или отделки дома, приходится древесину тесать, колоть перерубать. Для выполнения этих работ необходим топор средних размеров.



Приложение 4

^ Режущий инструмент

И клин тесать – мастерство казать




Нож-косяк используется как для черновой работы, так и для зачистки резьбы. Этот нож используется в прорезной и контурной резьбе для закруглений и изгибов, для профильных работ, для геометрической резьбы, а также для выполнения элементов с кривыми линиями.






Приложение 5

^ Заточка резца

Точи инструмент острей, работать будет веселей

а - Положение стамески при заточке со стороны фаски;

б - Положение стамески относительно бруска;

в - Положение стамески при заточке с лицевой стороны;


Режущая часть косяка

1 – передняя (задняя) поверхность

2 - носок;

3 – режущая кромка

4 - пятка;

.


Приложение 6

^ Инструменты для обработки цилиндрических и конических поверхностей




а) Рейер – полукруглый (желобчатый) резец, по форме похож на обыкновенную полукруглую столярную стамеску. Он имеет полукруглую заточку с внешней стороны с фаской под углом 25 – 30°. Инструмент служит для первоначальной грубой обточки, рейер так же применяют для протачивания полукруглых канавок.

б) Желобчатая полукруглая вогнутая применяют черновой обработки заготовок.

в) Майзель, плоская косая – резец, имеющий вид плоской стамески с лезвием, косо срезанным в плоскости инструмента под углом 15 – 30°. Инструмент предназначен для гладкой обточки заготовок и срезов.


Приложение 7

^ Измерительный инструмент

Отмерил точней, отпилил ровней





Штангенциркуль – инструмент применяется для измерения наружных и внутренних размеров деталей.




^ Линейка – измерительный инструмент




Угольник – его осевая линейка направлена по биссектрисе угла обхвата, проведя вдоль нее две пересекающиеся линии по плоскости торца заготовки, находят центр заготовки.


Приложение 8

^ Правила техники безопасности при работе на СТД – 120 м

Порядок – душа всякого дела

Перед началом работ

1.Правильно наденьте спецодежду, застегните обшлага рукавов на пуговицы, избегайте завязывать их тесемкой, спрячьте волосы под головной убор;

2.Проверите наличие и надежность крепления защитных ограждений и соединения защитного заземления (зануления) с корпусом станка;

3.Расположите инструменты в определенном порядке на приставочной тумбочке или на особом приспособлении, уберите все лишнее со станка;

4.Проверите, нет ли в заготовке сучков и трещин, обстругайте заготовку до нужной формы, после чего надежно закрепите заготовку во вращающихся центрах на станке;

5.Установите подручник с зазором 2-3 мм от обрабатываемой детали и закрепите его по высоте центровой линии заготовки;

6.Проверите исправность режущего инструмента и правильность его заточки;

7.Проверите работу станка на холостом ходу, также исправность пусковой коробки путем включения и выключения ее кнопок;

8.Перед самым началом работы наденьте защитные очки;

Во время работы

1.Производите подачу режущего инструмента на материал только после того, как рабочий вал наберет полную скорость вращения;

2.Подавайте инструмент плавно, без сильного нажима;

3.Своевременно подвигайте подручник к обрабатываемой детали, не допуская увеличения зазора;

4.Во избежание травм во время работы на станке:

- не наклоняйте голову близко к станку;

- не принимайте и не передавайте предметы через работающий станок;

- не замеряйте обрабатываемую деталь только после полной остановки ее вращения;

- не останавливайте станок путем торможения рукой обрабатываемой детали;

- не отходите от станка, не выключив его;

После окончания работы

1. Остановите станок;

2. Уложите инструменты на свои места;

3. Удалите стружку со станка при помощи щетки. Не сдувайте стружку ртом и не сметайте ее рукой;

4. Сдайте станок дежурному или учителю;

5. Приведите в порядок себя;


Приложение 9

Правила техники безопасности при выполнении резьбы

  1. Инструмент для резьбы должен быть очень острым! При работе тупым инструментом требуется гораздо больше усилий и существенно повышается риск срыва инструмента с заготовки. И по какой траектории пойдет сорвавшееся острие – предугадать невозможно!

2.Берегите инструмент от чрезмерно любопытных посторонних, привыкших к тому же смотреть не глазами, а руками!

3.Заготовка при резьбе должна быть надежно зафиксирована, особенно при работе стамесками! Не держите левую руку на траектории движения инструмента! Поверьте, заготовку всегда можно закрепить (или зафиксировать в упоре) таким образом, что руки будут в безопасности!

4.Инструмент должен быть АБСОЛЮТНО НЕДОСТУПЕН ДЕТЯМ!

5.Старайтесь лишний материал не скалывать, а именно срезать. Неизвестно, как пойдет линия скола и насколько легко расколется древесина. Если неожиданно легко, так это и будет то неконтролируемое движение инструмента, которое чревато не только затуплением, но и поломкой лезвия.

6.Не старайтесь снять за один раз весь “лишний” объем древесины! Помните, что в руках у вас стальной инструмент, а не гиперболоид инженера Гарина!


Приложение 10

^ Возможные пороки инструмента, материала и ошибки резчика

Сложности, возникающие при резьбе

Причины возникновения порока

^ Способы устранения


Инструмент не захватывает материал под рекомендованным углом к плоскости заготовки

Неправильный угол заточки инструмента

Уменьшить угол заточки (увеличить фаску)

Заовалена фаска в процессе правки

Инструмент переточить


Инструмент входит в материал с большим усилием; срез шероховатый

Инструмент недостаточно зашлифован (правлен)


Править на оселке с нанесенной пастой ГОИ

Полосы и следы на всем протяжении среза, повторяющиеся при каждой порезке

Заусенец на режущей кромке инструмента

Удалить заусенцы правкой на оселке

Металл выкрошился на режущей кромке инструмента

Заточить на мелкозернистой шкурке, незначительно снимая кромку, затем зашлифовать

Сколы при резьбе вдоль волокон (прежде чем срезать древесину, инструмент ее скалывает)

Большой угол заточки инструмента


Инструмент переточить, уменьшить угол его заточки




Слишком резкие, быстрые движения

Инструмент вести медленно, прижимая к материалу

Инструмент быстро тупится (не держит жало)

Слишком маленький, угол заточки

Инструмент переточить, увеличить угол заточки

Металл недокалён

Инструмент закалить и заточить

Режущая кромка инструмента крошится

Неправильное обращение с инструментам

Резко не изменять угол резаная при нахождении инструмента в материале

Инструмент перекален

Инструмент отпустить или сточить перекаленный участок

Инструмент изготовлен из неподходящей марки стали

Инструмент необходимо заменить


Инструмент мнет древесину на отдельном участке заготовки

Порок древесины (слишком рыхлая или гнилая)

Пораженный участок удалить, сделать вставку


Инструмент скалывает древесину на отдельных участках заготовки

Рисунок нанесен без учета расположения волокон древесины

Изменить расположение рисунка на заготовке


Слишком резкие движения инструмента


Инструмент вести медленно, прижимая левой рукой плотно к заготовке

Инструмент плохо режет по торцевому срезу древесины

Инструмент недостаточно острый

Поправить на оселке с пастой ГОИ

Древесина при резьбе (в том числе и стружка) сильно крошится

Древесина пересушена


Увлажнить поверхность древесины

Древесина повреждена трещинами и порезами


Удалить строганием поврежденный слой древесины

Скалы, трещины при изменении направления инструмента при резьбе

Инструмент недостаточно правлен (зашлифован)

Инструмент зашлифовать


Инструментом захватывается слишком большая толщина материала


Уменьшить угол резания инструмента к плоскости заготовки


Остатки древесины в углублениях резьбы на стыках порезок


Надрезки и порезки состыкованы неточно


Повторить движения инструмента, максимально точно повторяя первые порезки






Похожие:

Конкурс исследовательских работ учащихся Всероссийский заочный конкурс проектов созидания и творчества iconКонкурс фестиваль исследовательских работ и проектов младших школьников «Я познаю природу». Тема работы : «Чистый город». Работу
Областной конкурс – фестиваль исследовательских работ и проектов младших школьников
Конкурс исследовательских работ учащихся Всероссийский заочный конкурс проектов созидания и творчества iconА. Н. Неверова Дзержинского района Волгограда Областной конкурс
Областной конкурс учебно-исследовательских работ и творческих проектов учащихся “ Царицын-Сталинград-Волгоград”
Конкурс исследовательских работ учащихся Всероссийский заочный конкурс проектов созидания и творчества iconИнформация об участии обучающихся мбоу военно-морского лицея имени адмирала флота Н. Д. Сергеева в конференциях и конкурсах исследовательских работ
Всероссийский конкурс научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «Юность, наука, культура»
Конкурс исследовательских работ учащихся Всероссийский заочный конкурс проектов созидания и творчества iconМбудод руководителям оу «дом детского творчества» сакмарского района оренбургской области
Районный заочный конкурс детского творчества «Зелёная планета» (далее Конкурс) проводится в соответствии с планом мбудод «ддт» на...
Конкурс исследовательских работ учащихся Всероссийский заочный конкурс проектов созидания и творчества iconКонкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я исследователь»
Муниципальный конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь»
Конкурс исследовательских работ учащихся Всероссийский заочный конкурс проектов созидания и творчества iconМир денег
Республиканский конкурс исследовательских работ и проектов младших школьников «Дебют в науке»
Конкурс исследовательских работ учащихся Всероссийский заочный конкурс проектов созидания и творчества iconТема работы
Областной конкурс-фестиваль исследовательских работ и проектов младших школьников «Я познаю природу»
Конкурс исследовательских работ учащихся Всероссийский заочный конкурс проектов созидания и творчества iconКонкурс исследовательских проектов для учащихся 8-11 классов «Изучить себя смогу и здоровье сберегу»
Областной конкурс исследовательских проектов для учащихся 8-11 классов «Изучить себя смогу и здоровье сберегу»
Конкурс исследовательских работ учащихся Всероссийский заочный конкурс проектов созидания и творчества iconОбразовательная программа «интеллектуально-творческий потенциал россии» Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся "юность, наука, культура"
К сожалению, не все взрослые понимают, что ребенку в первую очередь нужен рядом сильный и уверенный в себе близкий человек, а не...
Конкурс исследовательских работ учащихся Всероссийский заочный конкурс проектов созидания и творчества iconУчастие членов ноу «поиск юных» в конкурсах исследовательских работ
Открытый конкурс научно-исследовательских и творческих работ молодежи «Меня оценят в 21 веке»
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты