Пояснительная записка данная рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5 11 классы icon

Пояснительная записка данная рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5 11 классы



НазваниеПояснительная записка данная рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5 11 классы
Г. И. Беленького
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

7 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основе «Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2009. – 110с. и ориентирована на использование учебника «Литература». Начальный курс. 7 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2013., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

^ Достижение этих целей предполагает:

  • чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;

  • формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;

  • формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

  • развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;

  • развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.


^ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004; (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1487/)

  • Примерная программа по литературе за курс полного (среднего ) образования

(http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3838/)

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;

( http://www.websib.ru/noos/director/baza/22.html )

  • Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Московской области, реализующих программы общего образования;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего Образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год. Утвержден приказом Минобразования РФ № 822 от 23.12.2009 ( http://www.fsu-expert.ru/doc/2009/prikaz-822.htm)


^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Школьный курс литературы, с учетом возрастных особенностей учащихся, складывается из нескольких этапов.

Курс 5-9 классов, когда литература становится самостоятельным учебным предметом, можно назвать начальным курсом литературы.

Каждое произведение, предназначенное для изучения в этих классах, разбирается с учетом его идейно-художественного своеобразия, интересов и возрастных возможностей учащихся. Вместе с тем, объединяя произведения не только хронологически, но и проблемно-тематически ( к историко-хронологическому курсу учащиеся этого возраста еще не готовы), программа фиксирует внимание учителя на некоторых важных нравственных и художественных проблемах.

В 7-м классе учащиеся знакомятся с проблемой художествен­ного пространства и времени. Она раскрывается в произведениях об историческом прошлом, о современной писателям жизни и о будущем.

В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений (на уроках и дома) - выразительному (вслух) и «тихому» (про себя). Именно чтение и связанная с ним работа по интерпретации художественных произведений — основа изучения литературы в школе.

В настоящее время на уроках литературы все большее место занимают электронные средства обучения. Их применение желательно, а в некоторых случаях бесспорно эффективно, когда речь идет о каких-то фактах биографии писателя, особенностях исторической эпохи, творческой истории произведения или когда требуется провести углубленные наблюдения над художественным текстом. Но и в этих случаях главным остается внимание к слову писателя, к смыслу его творения.

Отметим также, что теоретико-литературные знания, которыми учащиеся должны овладеть по рекомендациям программ, при всей их важности не имеют самодовлеющего значения, их задача — способствовать глубокому восприятию и самостоятельной, обоснованной оценке художественных произведений.

Ограниченность учебного времени не позволяет изучать все произведения многосторонне, поэтому программа намечает три списка произведений: для чтения и изучения, для чтения и бесед, для самостоятельного чтения. Произведения, входящие в первый и второй списки, читаются и анализируются обязательно с опорой на художественный текст, но в первом случае они рассматриваются подробнее, во втором — более общо, с позиций главной идеи или каких-то идейно-художественных особенностей; возможны беседы о героях произведения, сопоставление произведения с экранизациями и театральными постановками и т. д. В рубриках «Для самостоятельного чтения» после определенных тем указаны произведения, которые примыкают к изучаемым, а в конце разделов или в конце каждого курса — произведения для свободного чтения по выбору учащихся. О тех и других может идти речь на специальных уроках по руководству внеклассным чтением, которые желательно предусматривать при планировании работы на год.

Учителю предоставлено право определять последовательность изучения тем и отдельных произведений; переносить некоторые произведения из разделов «Для чтения и изучения» в разделы «Для чтения и бесед» и наоборот; решать вопрос о глубине знакомства учащихся с тем или иным произведением; заменять произведения современной отечественной литературы, рекомендованные для свободных бесед, другими, избранными по своему усмотрению; проводить беседы по современной литературе как в течение, так и в конце года; избирать методы, приемы и формы занятий; распределять учебное время на освоение программного материала; определять виды и систему устных и письменных работ в связи с изучением курса.

Ориентиры в изучении произведений условно намечены в аннотациях к ним, где названы те стороны содержания (проблематика, герои, события) и формы (композиция, жанр, язык), на которые следует обратить наибольшее внимание при разборе произведений. В рубриках «Для чтения и бесед» аннотации предлагаются только в сложных случаях.

Комментарии к программе не предопределяют ни единственно возможной литературоведческой трактовки художественных произведений, ни последовательности изучения тем. Учитель может, исходя из данных науки и критики, самостоятельно избирать аспекты анализа предлагаемых программой произведений и с учетом конкретных условий намечать последовательность их изучения.

Вместе с тем любой выбор, сделанный учителем, любое его методическое решение должны быть оправданны и должны соотноситься с образовательным эффектом, предусмотренным обязательным минимумом литературного образования.

В среднем и старшем звене по-разному представлены теоретико-литературные понятия, которыми необходимо овла­деть учащимся. В 5—7-м классах они включены в общие анно­тации, поскольку освоение литературоведческой терминологии на этом этапе тесно связано с изучением и анализом конкретных произведений. С 8-го класса работа по теории литературы начи­нает приобретать относительно самостоятельное значение и вы­деляется в программе с помощью специальных рубрик.


^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

7 класс

(68 часов)

Введение. Художественное время и художественное пространство в литературе. Роды и виды (жанры) литературы.

  1. «Минувшее проходит предо мною...»

(Писатели о прошлом нашей Родины)

^ М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Историческая тема в творчестве поэта.

Для чтения и изучения

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным (честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и деспотизма). Сила и цельность характера Калашникова.

Поэма Лермонтова и устное народное творчество. Оценка персонажей поэмы с позиций народа (гусляры в поэме). Композиция поэмы, ее язык, ритмика.


^ А. К. ТОЛСТОЙ.

Для чтения и бесед

«Василий Шибанов». Три героя баллады. Роль главного героя.


Н. В. ГОГОЛЬ. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи.

^ Для чтения и изучения

«Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи. Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров. Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. Остап и Андрий. Трагедия Тараса Бульбы. Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувств писателя. Повесть Гоголя и устное народное творчество.

Понятие о литературном характере.


^ А. С. ПУШКИН. Прошлое Родины, тема Петра I в творчестве поэта.

Для чтения и изучения

«Полтава». Историческая основа поэмы, роль художественного вымысла. Исторический и личный конфликт в поэме. Трагические судьбы ее героев (Кочубея, Марии, Искры). Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев — Петра I и Карла XII. Роль Мазепы. Утверждение правого дела, осуждение коварства и предательства. Картины украинской природы. Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха.

Поэма как жанр. Метафора.


^ Н. С. ЛЕСКОВ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Человек на часах» — «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот». Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей. Постников — лесковский герой-праведник. Его доброта, бескорыстие, способность сострадать, совестливость как выражение лучших черт русского народа. Карьеризм, чинопочитание, предельный эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц. Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования.

^ Для чтения и бесед

И. С. Никитин. «Русь»; К. М. Симонов. «Тарас Бульба».

Для самостоятельного чтения (к разделу I)

Н. В. Гоголь. «Миргород»; А. С. Пушкин. «Арап Петра Великого», «Пир Петра Великого», «Жених», «Вурдалак»; ^ Н. С. Лесков. «Левша», «Тупейный художник»; Д. Б. Кедрин. «Зодчие»; А.К. Толстой. «Князь Серебряный».

II. «Художник — голос своей эпохи»

(Писатели-классики о своем времени)

^ И. С. ТУРГЕНЕВ. Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника».

Для чтения и изучения

«Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Сложность и противоречивость натуры Бирюка, обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер. Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании.

^ Для чтения и бесед

Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Два богача», «Щи», «Воробей», «Как хороши, как свежи были розы...», «Памяти Ю. П. Вревской».


^ Н. А. НЕКРАСОВ. Картины народной жизни в творчестве поэта.

Для чтения и изучения

«Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда. Мысль о величии народа, создателя всех духовных и материальных ценностей. «Благородная привычка» к труду как образец для подражания. Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор. Роль пейзажа. Значение эпиграфа в раскрытии идейного смысла стихотворения.

Для чтения и бесед

«Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская...», «Мороз, Красный нос» (отрывки).


^ М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика. Осуждение его рабской покорности. Приемы сказочного повествования. Условность, заостренная сатирическая форма повествования. Гротеск.

Для чтения и бесед

«Дикий помещик».


^ А.П. ЧЕХОВ. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное.

Для чтения и изучения

«Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина. Особенности композиции. Смысл названия рассказа.

^ Для чтения и бесед

«На мельнице».

«Тоска». Внешний юмор и глубокий трагизм рассказа.

Для самостоятельного чтения (к разделу II)

И. С. Тургенев. «Записки охотника»; ^ Н. А. Некрасов. «С работы», «Калистрат», «Дедушка», «Русские женщины; М. Е. Салтыков-Щедрин. «Коняга»; А. П. Чехов. «Предложение» (шутка в одном действии), «Злоумышленник», «Репетитор», «Гриша», «Юбилей» (пьеса-шутка); Т. Г. Шевченко. «Завещание» и другие стихотворения.



  1. ^ ЗЗапечатленные мгновения

(Художественное время в лирике)

Для чтения и бесед

Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Как неожиданно и ярко...»; А.А. Фет. «Мотылек мальчику», «Сосны», «Осенняя роза»; Я. П. Полонский. «Дорога», «Зимний путь».


  1. ЧЧеловек в движении времени

(Тема становления личности)

^ Л. Н. ТОЛСТОЙ — автор повестей о становлении характера человека (автобиографическая трилогия).

Для чтения и бесед

«Детство» (главы из повести). Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева. Чувство сострадания — важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя.

Повествование от лица героя-рассказчика.

«Отрочество» (главы из повести). Нравственный рост Николеньки Иртеньева. Мысль Толстого о самосовершенствовании и самовоспитании как основе становления личности. Особенности построения повести (рассказ от лица героя; изображение событий отрочества и оценка их взрослым рассказчиком).


^ Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы» в издании для детей). Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке. Обостренное восприятие писателем страданий, особенно ребенка (Илюшечка Снегирев). Коля Красоткин — рождающаяся сильная, незаурядная личность. Осуждение в нем самомнения и самолюбования.


^ МАКСИМ ГОРЬКИЙ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Детство». Автобиографическая основа повести. Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горького. Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алешу, на формирование его характера, отношения к людям. Мастерство писателя в изображении быта и человеческих характеров. Вера писателя в творческие силы народа.

^ Для самостоятельного чтения (к разделу IV)

А. Солоухин. «Закон набата», «Моченые яблоки»; А. Г. Алексин. «Мой брат играет на кларнете» (сборник повестей); А. М. Володин. «Старшая сестра»; И. А. Ефремов. «Лезвие бритвы»; В. А. Каверин. «Два капитана»; Л. Пантелеев, Г. Г. Белых. «Республика Шкид»; Е. И. Носов. «Потрава».

  1. ССодружество искусств

(Художественное время и пространство в музыке, живописи, поэзии)

^ Для чтения и бесед

С. П. Шевырёв. «Звуки»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Левитан» (в сокращении); стихи русских поэтов об искусстве: А. А. Блок. «Я никогда не понимал...»; К. Д. Бальмонт. «Грусть»; К. М. Фофанов. «Художник», «Уснули и травы, и волны,,.».


  1. ППерекличка эпох

^ Ж. Б. МОЛЬЕР. Сведения о жизни комедиографа.

Для чтения и бесед

«Мещанин во дворянстве». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен).

^ И. А. КРЫЛОВ. Крылов-драматург.

Для чтения и бесед

«Урок дочкам». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен).

Сходство и различие проблематики комедий Мольера и Крылова.

Комедия как литературный жанр.


  1. ФФантастика. Тема будущего

Для чтения и бесед

В. А. Рождественский. «Над книгой».


^ А. ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Маленький принц» (избранные страницы). Иносказательный смысл сказочных историй. Истинные и мнимые ценности жизни. «Взрослость» и «детскость» как критерии человечности. Смысл афоризмов в сказке: «Зорко одно лишь сердце», «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил».

Р. Брэдбери.

Для чтения и бесед

«Каникулы», «Земляничное окошко».

***

Для самостоятельного чтения (ко всему курсу)

^ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В. П. Беляев. «Старая крепость»;

А. Н. Толстой. «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»;

Г. Н. Троепольский. «Белый Бим Черное ухо»;

Р. И. Фраерман. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»;

Н. Бараташвили. «Голубой цвет».

^ ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

К. Гольдони. «Слуга двух хозяев»;

П. Беранже. Избранная лирика;

Р. Бернс. Избранная лирика;

Г. Гейне. Избранная лирика;

А. Доде. «Последний урок», «Плохой зуав»;

О. Генри. «Дары волхвов», «Последний лист», «Родственные души»;

^ Джером К. Джером. «Трое в лодке, не считая собаки»;

А. Маршалл. «Я умею прыгать через лужи»;

Ж. Верн. «Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров»;

В. Гюго. «93-й год»;

Ч. Диккенс. «Дэвид Копперфильд»;

^ Г. Джованьоли. «Спартак»;

А. Дюма. «Три мушкетера»;

Ш. де Костер. «Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке...»;

Ф. Купер. «Зверобой», «Следопыт», «Последний из могикан»;

^ М. Рид. «Оцеола, вождь семинолов», «Всадник без головы»;

Р. Сабатини. «Одиссея капитана Блада»;

Г. Р. Хаггард. «Копи царя Соломона», «Дочь Монтесумы»;

^ Г. Лонгфелло. «Песнь о Гайавате» (пер. И. А. Бунина);

Р. Брэдбери. «Все лето в один день», «Лед и пламя» и другие рассказы;

Дж. Лондон. «Сердца трех», «Поселок Труляля», «Мексиканец»;

^ У. Коллинз. «Лунный камень»;

Э. Колдуэлл. «Мальчик из Джорджии»;

А. Кристи. «Убийство на поле для гольфа»;

С. Лем. «Магелланово облако»;

Г. Уэллс. «Машина времени»;

Д. Филипс. «Город слухов»;

Б. Флеминг. «Ловушка»;

О. Хаксли. «Улыбка Джоконды».


^ СТРУКТУРА КУРСА

Введение – 1 час.

«Минувшее проходит предо мною…» - 20 часов.

  • М.Ю.Лермонтов – 4 часа

  • А.К.Толстой – 1 час

  • Н.В.Гоголь – 7 часов

  • А.С.Пушкин – 5 часов

  • Н.С.Лесков – 3 часа

«Художник – голос своей эпохи» – 13 часов.

  • И.С.Тургенев – 2 часа

  • Н.А.Некрасов – 4 часа

  • М.Е.Салтыков-Щедрин – 3 часа

  • А.П.Чехов – 4 часа

Запечатленные мгновенья – 1 час.

«Хочу, чтоб каждый из людей был человеком» – 17 часов.

  • Л.Н.Толстой – 4 часа

  • Ф.М.Достоевский – 6 часов

  • М.Горький – 7 часов

Содружество искусств – 5 часов.

  • С.П.Шевырев – 1 час

  • К.Г.Паустовский – 3 часа

  • Страницы поэзии – 1 час

Перекличка эпох – 5 часов.

  • Ж.Б.Мольер – 3 часа

  • И.А.Крылов – 2 часа

В мире фантастики и приключений – 5 часов.

  • А. де Сент-Экзюпери – 3 часа

  • Рэй Брэдбери – 2 часа

Заключение – 1 час.

ИТОГО: 68 часов.


^ МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Программа по литературе для 7 класса рассчи­тана на 68 часов (2 часа в неделю).

Тематическое планирование, предлагаемое в програм­ме, не носит жесткого характера: учитель может выби­рать, варьировать темы, устанавливать в ряде случаев количество часов, необходимое для их изучения, в зави­симости от уровня класса, характера подготовки учащих­ся, типичных для них ошибок.


^ КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Формами контроля являются:

  1. подготовка и защита проектов по литературе,

  2. тест;

  3. проверочная работа с выборочным ответом;

  4. комплексный анализ текста;

  5. публичное выступление;

  6. сочинение по изученному произведению;

  7. устное высказывание на заданную тему;

  8. ответ на проблемный вопрос.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе

  1. Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  1. знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  2. умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  3. понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  4. знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  5. умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  6. уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.


При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

^ Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

^ Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

^ Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

^ Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.


  1. ^ Оценка сочинений

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

  • умение раскрыть тему;

  • умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

  • соблюдение языковых норм и правил правописания.


Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Первая отметка считается отметкой по литературе, вторая – по русскому языку.

 Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  1. соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  2. полнота раскрытия темы;

  3. правильность фактического материала;

  4. последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  1. разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  2. стилевое единство и выразительность речи;

  3. число речевых недочетов.


Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

^ В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 негрубая орфографическая, или 1 негрубая пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

^ В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. Отметка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

^ В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. Отметка «3» может выставляться при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

^ В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.













Примечание:

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения  распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.


  1. Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %. 


  1. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ


Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

  2. допустил не более одного недочета.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  2. или не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  1. не более двух грубых ошибок;

  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”;

  2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание:

1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.


  1. ^ Оценка обучающих работ

    Обучающие работы (проверочная работа с выборочным ответом, комплексный анализ текста, публичное выступление, зачёт) неконтрольного характера оцениваются более строго, чем контрольные работы.

    При оценке обучающих работ учитывается:

  • доля самостоятельности учащихся;

  • этапы выполнения работы;

  • объем работы;

  • четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

    Если возможные ошибки были и учащиеся предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок.

    Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида. 


^ УРОВНИ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ

(ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ)


Литературные произведения, предназначенные для обязательного изучения


Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпрета­ция базируются на системе историко- и теоретико-литературных зна­ний, на определенных способах и видах учебной деятельности.

Основными критериями отбора художественных произведений для изу­чения являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-ис­торические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам разви­тия русской литературы. Хронологическая последовательность пред­ставления художественных произведений в перечне обусловлена структурой документа и не является определяющей для построения ав­торских программ литературного образования. На завершающем этапе основного общего образования усиливается исторический аспект изу­чения литературы, художественные произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный материал, вводятся произведения крупных жанров.

Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую фе­деральный компонент основного общего образования. Перечень до­пускает расширение списка писательских имен и произведений в ав­торских программах, что содействует реализации принципа вариатив­ности в изучении литературы. Данный перечень включает три уровня детализации учебного материала:

  • названо имя писателя с указанием конкретных произведений;

  • названо имя писателя без указания конкретных произведений (определено только число художественных текстов, выбор которых предоставляется автору программы или учителю);

  • предложен список имен писателей и указано минимальное чис­ло авторов, произведения которых обязательны для изучения (выбор писателей и конкретных произведений из предложенного списка предоставляется автору программы или учителю).


^ Русский фольклор

Русские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных — по одной сказке).

Народные песни, загадки, пословицы, поговорки1.

Былины (одна былина по выбору).

Древнерусская литература

«Слово о полку Игореве».

Три произведения разных жанров по выбору.

^ Русская литература XVIII века

М. В. Ломоносов

Одно стихотворение по выбору.

Д. И. Фонвизин

Комедия «Недоросль».

Г. Р. Державин

Два произведения по выбору.

  1. ^ Н. Радищев

«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).

Н. М. Карамзин

Повесть «Бедная Лиза».

Русская литература XIX века

И. А. Крылов

Четыре басни по выбору.

В. А. Жуковский

Баллада «Светлана».

Одна баллада по выбору.

Два лирических стихотворения по выбору.

^ А. С. Грибоедов

Комедия «Горе от ума».

А. С. Пушкин

Стихотворения: «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» («Роня­ет лес багряный свой убор...»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воз­двиг нерукотворный...», а также три стихотворения по выбору.

Одна романтическая поэма по выбору.

«Повести Белкина».

^ Повесть «Пиковая дама».

«Маленькие трагедии» (одна трагедия по выбору).

Романы: «Дубровский», «Капитанская дочка».

Роман в стихах «Евгений Онегин».

^ М. Ю. Лермонтов

Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люб-лю...», «Родина», «Пророк», а также три стихотворения по выбору.

Поэмы: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри».

Роман «Герой нашего времени».

^ Поэты пушкинской поры

Е. А. Баратынский, К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг, Д. В. Давыдов, А. В. Кольцов, Н. М. Языков.

Стихотворения не менее трех авторов по выбору (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).

Н. В. Гоголь

Повести: «Вечера на хуторе близ Диканьки» (одна повесть по выбору), «Тарас Бульба», «Шинель».

Комедия «Ревизор».

Поэма «Мертвые души» (первый том).

^ А. Н. Островский

Одна пьеса по выбору.

И. С. Тургенев

«Записки охотника» (два рассказа по выбору).

«Стихотворения в прозе» (два стихотворения по выбору).

Одна повесть по выбору.

^ Ф. И. Тютчев

Стихотворения: «С поляны коршун поднялся...», «Есть в осени первоначальной...», а также три стихотворения по выбору.

А. А. Фет

Стихотворения: «Вечер», «Учись у них — у дуба, у березы...», а также три стихотворения по выбору.

^ A. К. Толстой

Три произведения по выбору.

Н. А. Некрасов

Стихотворения: «Крестьянские дети», «Железная дорога», а также два стихотворения по выбору.

^ Одна поэма по выбору.

Н. С. Лесков

Одно произведение по выбору.

М. Е. Салтыков-Щедрин

Три сказки по выбору.

Ф. М. Достоевский

Одна повесть по выбору.

^ Л. Н. Толстой

Одна повесть по выбору.

Один рассказ по выбору.

B. М. Гаршин

Одно произведение по выбору.

A. П. Чехов

Рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», а также два рассказа по выбору.

^ B. Г. Короленко

Одно произведение по выбору.

Русская литература XX века

И. А. Бунин

Два рассказа по выбору.

А. И. Куприн

Одно произведение по выбору.

М. Горький

Два произведения по выбору.

A. А. Блок

Три стихотворения по выбору.

B. В. Маяковский

Три стихотворения по выбору.

^ C. А. Есенин

Три стихотворения по выбору.

А. А. Ахматова

Три стихотворения по выбору.

Б. JI. Пастернак

Два стихотворения по выбору.

М. А. Булгаков

Повесть «Собачье сердце».

М. М. Зощенко

Два рассказа по выбору.

А. П. Платонов

Один рассказ по выбору.

А. С. Грин

Одно произведение по выбору.

К. Г. Паустовский

Один рассказ по выбору.

М. М. Пришвин

Одно произведение по выбору.

Н. А. Заболоцкий

Два стихотворения по выбору.

А. Т. Твардовский

Поэма «Василий Теркин» (три главы по выбору).

^ М. А. Шолохов

Рассказ «Судьба человека».

В. М. Шукшин

Два рассказа по выбору.

А. И. Солженицын

Рассказ «Матренин двор».

^ Русская проза второй половины XX века

Ф. А. Абрамов, Ч. Т. Айтматов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, В. В. Быков, Ф. А. Искандер, Ю. П. Казаков, В. JI. Кондратьев, Е. И. Носов, В. Г. Распутин, А. Н. и Б. Н. Стругацкие, В. Ф. Тендряков, В. Т. Шаламов.

Произведения не менее трех авторов по выбору.

^ Русская поэзия второй половины XX века

И. А. Бродский, А. А. Вознесенский, В. С. Высоцкий, Е. А. Евтушенко, Б. Ш. Окуджава, Н. М. Рубцов.

Стихотворения не менее трех авторов по выбору.

^ Литература народов России2

Героический эпос народов России. «Гэсэр», «Джангар», «Калевала», «Маадай-Кара», «Меге Баян-Тоолай», «Нарты», «Олонхо», «Урал-батыр».

^ Одно произведение по выбору во фрагментах.

Г. Айги, Р. Гамзатов, С. Данилов, М. Джалиль, Н. Доможаков, М. Ка­рим, Д. Кугулыпинов, К. Кулиев, Ю. Рытхэу, Г. Тукай, К. Хетагуров, Ю. Шесталов.

^ Произведения не менее двух авторов по выбору.

Зарубежная литература

Гомер

«Илиада», «Одиссея» (фрагменты).

Античная лирика

Два стихотворения по выбору.

^ Данте

«Божественная комедия» (фрагменты).

М. Сервантес

Роман «Дон Кихот» (фрагменты).

У. Шекспир

Трагедии: «Ромео и Джульетта», «Гамлет».

Два сонета по выбору.

Мольер

Одна комедия по выбору.

И. В. Гёте

«Фауст» (фрагменты).


Ф. Шиллер

^ Одно произведение по выбору.

Э. Т. А. Гофман

Одно произведение по выбору.

Дж. Г. Байрон

Одно произведение по выбору.

П. Мериме

Одно произведение по выбору.

Э. А. По

Одно произведение по выбору.

О. Генри

Одно произведение по выбору.

Дж. Лондон

Одно произведение по выбору.

А. Сент-Экзюпери

Сказка «Маленький принц».

X. К. Андерсен, Р. Бернс, У. Блейк, Р. Брэдбери, Ж. Верн, Ф. Вийон, Г. Гейне, У. Голдинг, В. Гюго, Д. Дефо, А. К. Дойл, Р. Киплинг, Л. Кэрролл, Ф. Купер, Дж. Свифт, Дж. Сэлинджер, В. Скотт, Р. Л. Стивенсон, М. Твен, Э. Хемингуэй.

Произведения не менее трех авторов по выбору.


^ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ»

(ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ)


В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять те­зисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобра­зительно-выразительных средств; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе вы­ученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, со­чинения (сочинения — только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).



^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература для учителя:


  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.

  2. Таблицы и раздаточный материал по литературе для 7 класса (электронный вариант)

  3. ЦОР по всем темам (http://school-collection.edu.ru/)

  4. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1996

  5. В.П.Журавлев. Читаем, думаем, спорим… 7 класс.- М.: Просвещение, 2008.

  6. Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 7 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2008.

  7. Егорова Н.В. Поурочные разработки 7 класс. - М.: Вако, 2007.

  8. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.



Литература для учащихся:


  1. Литература. Начальный курс. 7 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2011.



^ Основные историко-литературные сведения

Художественная литература как одна из форм освоения мира, от­ражение в ней богатства и многообразия духовной жизни человека. Литература и другие виды искусства. Влияние литературы на форми­рование нравственного и эстетического чувства учащегося.

Место художественной литературы в общественной жизни и культу­ре России. Национальные ценности и традиции, формирующие пробле­матику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Обращение писателей к универсальным кате­гориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедли­вость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность. Тема детства в русской литературе.


^ Русский фольклор

Устное народное творчество как часть общей культуры народа, вы­ражение в нем национальных черт характера. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Народ­ное представление о героическом. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы. Жанры фольклора.

^ Древнерусская литература

Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духов­ные корни. Патриотический пафос и поучительный характер древне­русской литературы. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвеннос­ти. Связь с фольклором. Многообразие жанров древнерусской литера­туры (летопись, слово, житие, поучение).

^ Русская литература XVIII века

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просве­щения. Нравственно-воспитательный пафос литературы. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, про­славление величия и могущества Российского государства. Класси­цистическая комедия. Сентиментализм как литературное направле­ние. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, новое в ос­воении темы «человек и природа». Зарождение в литературе антикре­постнической направленности.

^ Русская литература XIX века

Влияние поворотных событий русской истории (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права) на русскую литературу. Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в. Осмысление русской литературой ценностей евро­пейской и мировой культуры. Романтизм в русской литературе. Новое понимание человека в его связях с национальной историей. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Романтиче­ский пейзаж. Формирование представлений о национальной самобыт­ности. А. С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы.

Проблема личности и общества. Тема «маленького человека» и ее развитие. Образ «героя времени». Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенден­ций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философ­ские искания русских писателей.

Русская классическая литература в оценке русских критиков (И. А. Гончаров о Грибоедове, В. Г. Белинский о Пушкине).

Роль литературы в формировании русского языка.

Мировое значение русской литературы.

^ Русская литература XX века

Классические традиции и новые течения в русской литературе конца XIX — начала XX в.

Эпоха революционных потрясений и ее отражение в русской лите­ратуре. Русская литература совет­ского времени. Проблема героя. Тема родины. Исторические судьбы России. Годы военных испытаний и их отражение в русской литерату­ре. Нравственный выбор человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллек­тивизация, Великая Отечественная война).

Обращение писателей второй половины XX в. к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в на­родной жизни, раскрытие самобытных национальных характеров.

^ Литература народов России

Мифология и фольклор народов России как средоточие народной мудрости.

Общее и национально-специфическое в лите­ратуре народов России. Контактные связи русских писателей с писате­лями — представителями других литератур народов России.

^ Зарубежная литература

Взаимодействие зарубежной, русской литературы, отражение в них «вечных проблем» бытия.

Античная литература. Гуманистический пафос литературы Воз­рождения. Европейский классицизм. Романтизм и реализм в зарубеж­ной литературе. Сложность и противоречивость человеческой личнос­ти. Проблема истинных и ложных ценностей. Соотношение идеала и действительности.

Многообразие проблематики и художественных исканий в литера­туре XX в. Сатира и юмор, реальное и фантастическое. Постановка ост­рых проблем современности в литературных произведениях.

Основные теоретико-литературные понятия

  • Художественная литература как искусство слова.

  • Художественный образ.

  • Фольклор. Жанры фольклора.

  • Литературные роды и жанры.

  • Основные литературные направления: классицизм, сентимента­лизм, романтизм, реализм.

  • Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспо­зиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступле­ние; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-вырази­тельные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

  • Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

  • Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур.

  • Общее и национально-специфическое в литературе.


Основные виды деятельности по освоению литературных произведений

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

  • Анализ и интерпретация произведений.

  • Составление планов и написание отзывов о произведениях. Написание изложений с элементами сочинения.

  • Написание сочинений по литературным произведениям и на осно­ве жизненных впечатлений.

  • Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источ­ников и умения работать с ними.




1Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

2Предлагаемый список произведений является примерным и может варьироваться в разных субъектах Российской Федерации.



Похожие:

Пояснительная записка данная рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5 11 классы iconПояснительная записка Данная рабочая программа по музыке составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-8 классы»
Рабочая программа разработана, приминительна к учебной программе по музыке для общеобразовательных учреждений под руководством Д....
Пояснительная записка данная рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5 11 классы iconПояснительная записка Рабочая программа составлена на основе региональной программы для общеобразовательных учреждений 1-11 классы
Рабочая программа составлена на основе региональной программы для общеобразовательных учреждений 1-11 классы. Под редакцией доктора...
Пояснительная записка данная рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5 11 классы iconПрограмма по литературе 7 класс Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией В. Я. Коровиной Литература. Программы общеобразовательных...
Пояснительная записка данная рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5 11 классы iconПояснительная записка Рабочая программа составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений по литературе
Рабочая программа составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В. Я. Коровиной....
Пояснительная записка данная рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5 11 классы iconПояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с программой общеобразовательных учреждений Литература 5 11 классы (базовый уровень)
Рабочая программа составлена в соответствии с программой общеобразовательных учреждений Литература 5 – 11 классы (базовый уровень)...
Пояснительная записка данная рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5 11 классы iconАннотация к рабочей программе по русскому языку 5,6, 8 классы Рабочая программа 5-8 классы составлена на основе программы М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского «Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы»
Рабочая программа 5-8 классы составлена на основе программы М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского «Русский язык. Программы...
Пояснительная записка данная рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5 11 классы iconАннотация к рабочей программе по русскому языку 5, 7, 10 классы Рабочая программа 5- классы составлена на основе программы М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского «Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы»
Рабочая программа 5- классы составлена на основе программы М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского «Русский язык. Программы...
Пояснительная записка данная рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5 11 классы iconПояснительная записка Данная рабочая программа по музыке составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-8 классы»
«Музыка. 1-8 классы», рекомендованной Министерством образования Р. Ф., Москва, «Просвещение», 2009 год, в соответствии с Федеральным...
Пояснительная записка данная рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5 11 классы iconЛ. Я. Желтовская Пояснительная записка Рабочая программа
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, «Программы...
Пояснительная записка данная рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5 11 классы iconПрограмма по технологии (базовый уровень). 10 класс пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. Д. Симоненко по технологии (базовый уровень), 10-11 классы. Рабочая...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты