«Социокультурный аспект формирования целостной личности» icon

«Социокультурный аспект формирования целостной личности»



Название«Социокультурный аспект формирования целостной личности»
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Прочитайте текст «Социокультурный аспект формирования целостной личности» по концепции А. Дж. Баама, изложенной в его работе «Why be moral?». Ответьте на вопросы.

  1. Каковы условия становления полноценной личности по Бааму?

  2. Как формируется культурное богатство и в связи с ним осуществляется формирование личности в обществе?

  3. Как, согласно Бааму, вырабатываются идеалы личности?

  4. Что является условием формирования человеческого разума?

«Социокультурный аспект формирования целостной личности»


Человек проявляет себя, прежде всего, как член различных социальных объединений и групп. Поэтому особенно важным является социокультурный аспект формирования и воспитания гармоничной целостной личности, в структуре которого представитель современного американского органицизма философ-гуманист А.Дж. Баам (1907-1996) выделяет следующие три аспекта: 1) «Я» Идеалы; 2) Источники «Я»; 3) Культурное богатство «Я».

1. «Я» Идеалы. «Идеал» - понятие многофакторное как по входящим в него компонентам, так и по его функциям в духовном мире человека. В специфически этическом (читай - воспитательном), смысле идеал есть некоторый универсальный, не изменяющийся в зависимости от обстоятельств, лиц, индивидуальных вкусов стандарт. Идеалы личности строятся на основе ее понимания действительности и отношения к ней. Вырабатываются они в типических чертах (как представления об идеально нравственных обществе и личности) через осознание социальной общности. Под влиянием этих представлений индивид персонифицирует их, т. е. из более общих переводит в более конкретные, личные модели поведения.

Подобной точки зрения придерживается и А. Баам. «Обычно, - полагает он, - мы описываем себя и думаем о себе в терминах той группы, членом которой являемся и в которой выполняем определенные социальные роли». Происходит частичное отождествление нашего «Я» с группой, принуждающее нас вести себя требуемым образом. Т. е. человек смотрит на то, как к нему относятся, и старается соответствовать ожиданиям. В данном случае речь идет об оценочном отношении, возникающем в процессе воспитания по формуле «Я - и другой», о котором писал М.М. Бахтин.

2. Источники «Я». Как биологический вид человек не является личностью, а приобретает личностные черты в процессе взаимодействия с обществом. По словам А.Н. Леонтьева, «личностью не родятся, личностью становятся». Человеческое существо, по мнению А. Баама, по своей природе есть социальное животное. Сразу же после рождения ребенок ^ включается в отношения по приобщению к системе общественных связей. Ему предстоит пройти сложный процесс биологического, психологического и социального развития, гуманизации (т. е. очеловечивания), чтобы превратиться в гармонично развитую личность. Становление «Я» личности осуществляется в ходе восприятия опыта, ценностных ориентации данного общества в целом. Этот процесс Баам называет социализацией. Материальной базой социализации выступает практическая деятельность, а механизмом реализации - коммуникация индивидов (в том числе и межъязыковая) в социальной и культурной среде.

Ребенок начинает приобретать личностные черты в ходе постоянного взаимодействия с взрослыми, копируя их поведение. В процессе общения он не только обучается разным действиям, но и знакомится с новыми вещами и их свойствами. Включение людей и вещей в новые действенные и воображаемые связи требует от ребенка создания такой позиции, которая предполагает наличие в его сознании такого элемента, как собственное «Я».

3. Культурное богатство «Я». Идеалы «Я» зарождаются и формируются не только вследствие взаимодействия людей в обществе, но также через «культуру» или, как пишет американский философ, социально врожденные черты, являющиеся результатом длительного совместного проживания на одной территории. При создании культурной; предметности человек «опредмечивает», «превращает в предмет» свои духовные силы и способности. А при освоении культурного богатства человек «распредмечивает», выявляет духовное содержание культурной предметности и превращает его в собственное достояние. Поэтому бытие культуры возможно лишь в диалоге тех, кто создал, и тех, кто воспринимает явление культуры. Диалоговый характер культуры неустанно подчеркивал в своих работах выдающийся мыслитель М. М. Бахтин.

И хотя А. Баам специально не выделяет важности диалогичности культуры, в своих рассуждениях он приходит к выводу о невозможности стать полноценной личностью в рамках одной лишь национальной культуры. По его словам, «человек, который знает только одну культуру, не знает ничего». Поэтому для того чтобы расширить представления о самих себе, люди, считает американский исследователь, должны приобщиться к культурному наследию других цивилизаций, т. е. как представители своей культуры вступать в процесс интенсивного диалога с культурами других народов.

Приобщение к своей культуре, равно как и к чужой, во многом зависит от такого феномена, как «язык». А. Баам пишет: «Человек - не просто социальное животное; он является лингвистическим или символическим животным». Символы, необходимые для взаимодействия в группе, предназначенные для наследования культуры и формирования абстрактного мышления, становятся основными элементами, структурирующими наш разум: «Не только наше "Я", но и наш разум (не путать с мозгом) формируется в процессе социализации, в котором главенствующую роль играет язык». Аналогичное можно сказать и о процессе культурации.

Таким образом, «слово является средством познания мира». Т. е. оно позволяет человеку не только утверждать себя как личность, но также многократно воспроизводить духовный продукт, превращая последний в субъективное достояние многих и, таким образом, устанавливать взаимосвязь человека со всем человечеством.



Похожие:

«Социокультурный аспект формирования целостной личности» icon01. 03. 2012г г. Фрязино Социокультурный аспект в обучении диалогической речи на английском языке на старшем этапе общеобразовательной школы
Не владея социокультурной информацией, учащиеся в процессе иноязычного общения могут допустить ошибки социокультурного характера,...
«Социокультурный аспект формирования целостной личности» iconПедагогическое общение как аспект психологической культуры педагога
России выдвигает вопросы формирования профессионально-психологической культуры педагога на одно из ведущих мест. Педагог-профессионал...
«Социокультурный аспект формирования целостной личности» iconПриложение 3 План деятельности региональной инновационной площадки
Тема проекта Школа как социокультурный центр развития личности в условиях сельского поселения
«Социокультурный аспект формирования целостной личности» iconИсследование выполнено при финансовой поддержке ргнф в рамках научно-исследовательского проекта ргнф «Проблемы формирования целостной макроэкономической инфраструктуры и Банк капиталов»
Исследование выполнено при финансовой поддержке ргнф в рамках научно-исследовательского проекта ргнф «Проблемы формирования целостной...
«Социокультурный аспект формирования целостной личности» iconСоздание воспитательной среды для формирования личности младшего школьника
Целью нашего исследования является обоснование и возможности создания воспитательной среды для формирования личности младшего школьника...
«Социокультурный аспект формирования целостной личности» iconФормирования здорового образа жизни у детей в образовательном учреждении
Каждый сегодня знает, что полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности
«Социокультурный аспект формирования целостной личности» iconПроблемы и способы стимулирования процессов формирования гражданского общества в России Аннотация
...
«Социокультурный аспект формирования целостной личности» iconОбразовательный аспкт: вывести формулу успеха Воспитательный аспект: формировать чувство ответственности, через осознание «я делаю свою жизнь сам»
Развивающий аспект: развивать коммуникативные умения и навыки, умении анализировать, аргументировать свой ответ, вести диалог. Провести...
«Социокультурный аспект формирования целостной личности» icon«Формирование креативных способностей, влияющих на развитие творческой личности»
Начальная школа – наиболее ответственный период жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение...
«Социокультурный аспект формирования целостной личности» iconФормирование ууд в начальной школе
Цель: обеспечивают развитие таких качеств личности как способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими нормами, нормами...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты