Формирование ключевых компетенций младших школьников средствами внеурочной проектной деятельности icon

Формирование ключевых компетенций младших школьников средствами внеурочной проектной деятельности



НазваниеФормирование ключевых компетенций младших школьников средствами внеурочной проектной деятельности
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Формирование ключевых компетенций младших школьников средствами внеурочной проектной деятельности.

Я – учитель начальных классов Целинной средней школы №2. В этом году я работаю с 4 классом, а на следующий год набираю 1 класс. У меня, как и у многих, наверно, коллег, начинающих работать по Стандартам II поколения, возникло много вопросов, на которые необходимо ответить в течение этого года. Это и организация учебной деятельности на уроках, формирование универсальных учебных действий, выбор УМК, но много вопросов связано с внеурочной деятельностью младших школьников. Как заинтересовать детей? Как организовать внеурочную деятельность детей без ущерба для их здоровья, особенно в первом классе? Какой вид работы выбрать для формирования универсальных учебных действий? Каким образом отслеживать результативность внеурочной деятельности?

Одна из форм организации внеурочной деятельности, которую предполагают Стандарты 2 поколения – проектно-исследовательская деятельность. У меня есть некоторый опыт в этой сфере, которым я хочу поделиться.

Я работаю по организации проектно-исследовательской деятельности уже три года. Всё началось с того, что на семинаре я услышала об опыте работы в этом направлении Омских коллег. Понимая актуальность данной темы, я определила тему самообразования «Формирование ключевых компетенций средствами проектно-исследовательской деятельности», изучила теоретическую основу и начала работать по этой теме. Уже в том же году продуктом работы были два ученических проекта, руководителем которых я была, один из которых стал призёром 2 степени в краевом конкурсе «Я – исследователь». Кроме того, у нас в школе сформировалась творческая группа учителей, работавших по формированию проектно-исследовательских навыков учащихся, также мы создали творческий клуб учащихся «Исследователь» и организовали ученическую конференцию исследовательских и творческих работ младших школьников «Мы - дети 21 века».

В рамках Стандартов 2 поколения предполагается такой вид внеурочной деятельности – проектная деятельность.

Цели, задачи внеурочной проектной деятельности:

Формирование ключевых компетенций младших школьников, а в рамках ФГОС 2 поколения – формирование универсальных учебных действий.

Развитие личности и создание творческого потенциала учащихся.


Задачи:

1) Формирование ценностно-смысловых компетенций: позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения, воспитание целеустремлённости и настойчивости, а в контексте ФГОС 2 поколения – это блок личностных УУД;

2) Формирование коммуникативной компетенции в сотрудничестве:

Умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнёров

Способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать

Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстоять свою точку зрения.( в рамках стандартов 2 поколения – это блок коммуникативных УУД).

3) Формирование умения работать с информацией (информационные компетенции)

Сбор, систематизация, хранение, использование информации – в стандартах 2 поколения -блок познавательных УУД.

4) Формирование учебно-познавательных компетенций, способности к организации деятельности и управлению ею:

Формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;

Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени; - в контексте ФГОС 2 поколения - это блок регулятивных УУД.

В результате проектно-исследовательской деятельности дети получают продукт – творческий или исследовательский проект.

Каковы этапы работы над проектом:

  1. Подготовка.

  2. Организация исследовательской деятельности; (деятельность учащихся и учителя вы можете увидеть на слайде)

Хочется сказать о роли учителя на втором этапе подготовки – это наставник, координатор, наблюдатель, помощник. Вся исследовательская деятельность – это прежде всего деятельность детей.


  1. Представление готового продукта.

Это очень важная составляющая часть проектной деятельности и её необходимо чётко организовать, чтобы ребёнок почувствовал ответственность, важность своего труда. Мы, например, в школе организовали ученическую конференцию, на которой дети предоставляют свои проекты. А если это мини- исследования по определённой теме, то их защищают на уроках. Нужно настроить детей не только выступить, но и защитить, отстоять своё мнение, ответить на предполагаемые вопросы.

  1. Оценка процессов и результатов работы.



^ Этапы работы над проектом или исследованием.


^ Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

^ 1 Этап: подготовка

Проведение вводной беседы с целью:

-формирования первичного представления об изучаемом объекте

-формирования интереса к данной теме

-создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности

^ 2Этап: организация проектной и исследовательской деятельности

Актуализация знаний

1.Выбор темы и целей проекта через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.п.

2.Определение количества участников проекта, состава исследовательской группы.

Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели.

Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п. для каждого ученика-исследователя. Помощь в постановке целей.

Плановые работы

1.Определение источников информации.

2.Планирование способов сбора и анализа информации.

3.Планирование итогового продукта (формы представления результата).

Продукт:

-отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов)

-фильм, макет, сборник и т.д.

-конференция, праздник и т.д.

4.Выработка критериев оценки результатов работы.

5.Распределение обязанностей среди членов команды.

Выработка плана действий (как можно это сделать?).

Определение основных методов:

-прочитать в книге

-понаблюдать

-посмотреть в компьютере

-задать вопросы родителям, специалистам

-подумать самостоятельно

-посмотреть в книгах

-посмотреть по телевизору и т.д.

Формулировка задач (для чего?)

Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы, ее этапов.

Исследовательская деятельность

Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, опыты, изучение научных и литературных источников и т.д. Организация экскурсий, проведение экспериментов и т

Проведение исследований, решение промежуточных задач. Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, символы

Наблюдение, советы, косвенное руководство деятельностью, организация и координирование отдельных этапов проекта.

Результаты и выводы

Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результатов.

Анализ информации. Оформление результатов.

Наблюдение, советы.

^ 3 Этап: представление готового продукта (презентация).

Представление результата работы в разнообразных формах.

Отчет, ответы на вопросы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов.

Знакомство с готовой работой, формулировка вопросов как от рядового участника.

^ 4 Этап: оценка процессов и результатов работы.




Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

Оценивание усилий учащихся, креативности мышления, качества использования источников информации, потенциала продолжения работы по выбранному направлению.


Также нужно сказать о этапах формирования проектно-исследовательской деятельности с учётом их возрастных особенностей

Задачи

Урочная деятельность

^ Внеурочная деятельность

1 этап – 1 класс

· поддержание исследовательской активности школьников;

· развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать;

· формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

Коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование;

Игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

На 1 этапе я использую тренинговые игры – занятия, которые направлены на формирование УУД,

1) Развитие умений видеть проблемы

2) Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное).

3) Развитие умений задавать вопросы - это развитие учебно-познавательных компетенций(блока регулятивных УУД)

4).Подбор литературы по заданной теме

5).Ориентировка в словаре, справочной литературе

6).Ориентировка в тексте, ключевые слова, ответы на вопросы к тексту - это развитие информационной компетенции, или в стандартах 2 поколения - формирование познавательных УУД.

Также на первом этапе можно создавать простейшие проекты для формирования первоначальных представлений о деятельности исследователя.

2 этап – 2 класс

· приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;

· развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;

· поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников

Учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования, знакомство со структурой проектно–исследовательской работы,

Экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты, работа над простыми исследовательскими проектами (коллективными и индивидуальными)

Во втором классе я уже предлагала учащимся “пробные” исследования, учащиеся работали над творческими работами, рефератами, делали мини-проекты по предметам.

Предлагаю образец работы с рефератом «Пингвины»

Мини-проект «Дикие животные Алтайского края»

На данном этапе делается акцент на развитие умений определять тему исследования, анализировать, формулировать выводы, оформлять результаты.

3 этап – 3 и 4 класс

-обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах,

-увеличение сложности учебно-исследовательских задач, развернутость и осознанность рассуждений, обобщений и выводов

мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие.

различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников, подготовка, презентация и защита проектно- исследовательских работ на конференциях, участие в конкурсах

Этот возраст – поле деятельности для проектно-исследовательской работы. Здесь уже увеличение сложности проектов и тем для исследования, развёрнутость суждений , выводов, повышение уровня формирования коммуникативных компетенций.



Продуктом проектно-исследовательской деятельности в нашей школе является конференция исследовательских и творческих работ учеников младших классов «Мы – дети 21 века!». Её мы проводим уже два года.

Мы разработали положение, оценочные листы, создали свою эмблему, бейджики, программу работы конференции. В первой школьной конференции участвовали 11 учащихся, они защищали 10 проектов (2, 3,4 классы).

Вторая конференция была проведена на уровне округа, были ребята и из школы раннего развития «Малышок». В течение двух дней 24 участника представляли свои работы на суд жюри и зрителей. Было подготовлено всего 19 проектов, причём 12 из них приготовили учащиеся 1-2 классов.

Результативность.

Есть у нас и результаты работы по проектно-исследовательской деятельности – это активное участие и победы в краевых муниципальных конкурсах.

Но главный результат – это то, что в процессе проектно-исследовательской деятельности школьник учится

  • вести наблюдения, ясно и коротко излагать свои мысли, выделять главное, отстаивать свою точку зрения, делать выводы;

  • работать со справочной литературой, словарями;

  • предоставлять результаты в виде публичного выступления.

Также формируется умение выдвигать гипотезу, планировать свою деятельность ;

  • Развиваются коммуникативные умения ;

Исследовательская деятельность мотивирует детей к учёбе, стимулирует творчество и самостоятельность

  • Даёт возможность в самореализации, самовыражении.

  • Позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей

Всё это – формирование ключевых компетенций учащихся, а в рамках стандартов 2 поколения – формирование УУД.

В своём выступлении я не сказала о примерных темах проектов в рамках курса «Математика», «Окружающий мир», «Литературное чтение», но я предоставлю этот материал в папке с выступлением. Также я предлагаю исследовательские работы детей с конференции, программу конференции.

Рекомендации по внеклассной проектной деятельности можно найти в методическом пособии «Примерные программы начального общего образования» (в 2-х частях) часть 1, серия «Стандарты второго поколения», опытом своей работы могу поделиться на сайте Целинной средней школы №2



Похожие:

Формирование ключевых компетенций младших школьников средствами внеурочной проектной деятельности icon«Формирование коммуникативных ууд у младших школьников на занятиях по психологии во внеурочной деятельности через тренинговые занятия»
Формирование коммуникативных ууд у младших школьников на занятиях по психологии во внеурочной деятельности
Формирование ключевых компетенций младших школьников средствами внеурочной проектной деятельности iconВнеурочная деятельность младших школьников
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в учреждении,...
Формирование ключевых компетенций младших школьников средствами внеурочной проектной деятельности iconФормирование ключевых компетенций обучающихся средствами географии. Гладкова Любовь Тарасовна, учитель географии, мкоу «Восходская сош»
Одним из перспективных направлений развития ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках географии является использование...
Формирование ключевых компетенций младших школьников средствами внеурочной проектной деятельности iconСеминар. Ноябрь 2012. Формирование нравственных качеств у младших школьников средствами программы внеурочной деятельности «Дорога Добра»
Начав работу в пилотном режиме в 2010/2011 учебном году внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению осуществлялась...
Формирование ключевых компетенций младших школьников средствами внеурочной проектной деятельности iconФормирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Формирование ключевых компетенций младших школьников средствами внеурочной проектной деятельности iconПлан работы методического объединения учителей начальных классов на 2012- 2013 учебный год
Проектировать образовательное содержание, направленное на формирование у младших школьников системы ключевых компетенций
Формирование ключевых компетенций младших школьников средствами внеурочной проектной деятельности iconАнализ воспитательной деятельности на 1 ступени обучения моу «Средняя общеобразовательная школа №9 г. Надыма» за 2011/2012 учебный год
Воспитательная работа в начальном звене школы проходила в рамках реализациипроектаорганизации внеурочной деятельности младших школьников«Школа...
Формирование ключевых компетенций младших школьников средствами внеурочной проектной деятельности iconФормирование личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности

Формирование ключевых компетенций младших школьников средствами внеурочной проектной деятельности iconПроект на тему: «Формирование представлений младших школьников о правильном питании во внеурочной деятельности по программе «Разговор о правильном питании»
«Формирование представлений младших школьников о правильном питании во внеурочной деятельности по программе «Разговор о правильном...
Формирование ключевых компетенций младших школьников средствами внеурочной проектной деятельности iconПрограмма по внеурочной познавательной деятельности Курс: «Эрудит»
Цель программы: развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти,...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты