«Профессионально ориентированные проекты на уроках английского языка как фактор успешной подготовки специалиста» Пятайкина О.И., преподаватель английского языка ГОУ СПО «Кузнецкий индустриальный техникум», Новокузнецк Направление: Интернет конференция по учебной работе Тема конференции: Педагогические методы и технологии обучения в профессиональном образовании Государственный образовательный стандарт требует учета профессиональной специфики при обучении иностранному языку, нацеленности на реализацию задач будущей профессиональной деятельности выпускников. Сейчас обществу нужен не просто грамотный специалист, а работник, стремящийся к самообразованию, креативно мыслящий, способный к быстрой перестройке в течение трудовой деятельности, поэтому в педагогической деятельности нельзя делать акцент только на усвоение определенных знаний. Они должны стать основой для развития личности. И задачей преподавателя, следовательно, является научить молодого человека умению учиться всю жизнь. В Кузнецком индустриальном техникуме (г. Новокузнецк) наряду с техническими специальностями электрика, электронщика, механика, программиста, ведется подготовка студентов по специальностям 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» и 080114 «Экономика и бухучет», которые востребованы сегодня на рынке труда. Иностранный язык принадлежит к числу тех дисциплин общеобразовательного блока, которые имеют большие возможности для развития личности. Имея особую специфику своего содержания, данная учебная дисциплина формирует способность к усвоению новой информации, умение планировать, адекватно оценивать свои способности. В программах по иностранному языку акцент ставится на развитие языковой компетенции студентов с учетом профессиональной направленности. Обучение в техникуме для многих студентов – первая профессиональная ступень. Дальнейшая конкурентоспособность будет зависеть от того, какие качества личности он приобретет в ходе учебы, какие профессиональные черты он усвоит от курса к курсу. Не секрет, что многие студенты, приходя из школы после девятого класса, и даже проучившись год в техникуме, представляют свою будущую работу не совсем определенно. У них отсутствуют знания о предстоящей профессиональной деятельности, поэтому вместе с преподавателями спецдисциплин мы стараемся создать эмоциональный настрой по отношению к избранной специальности. Работа в этом направлении осуществляется на протяжении всего курса обучения. Это можно проследить по тематике уроков по дисциплинам «Иностранный язык» и «Английский язык (профессиональный): «Рабочий день секретаря», «Офис и его оснащение», «Обсуждение деловых вопросов», «Этика делового общения», «Собеседование с работодателем» и другие. Исходя из нашего опыта (подготовка студентов этих специальностей в техникуме ведется почти 20 лет) можно с уверенностью сказать, что средствами английского языка, применяя разнообразные технологии, мы положительно влияем на формирование готовности студентов к профессиональной деятельности. Применение активных форм и методов обучения создают благоприятные условия для усвоения студентами изучаемого материала. Такие уроки проходят живо, эмоционально, в непринужденной обстановке, при высокой активности студентов. Несколько лет назад мы чаще использовали деловые игры: «Рабочий день в фирме», «Деловая поездка», «Посещение выставки», «Устройство на работу». Опыт подготовки и проведения деловых игр, особенно совместно с преподавателями специальных дисциплин, подтверждает их важную роль в подготовке современного специалиста, развития его профессионально-деловых качеств. На данном этапе работы мы стали чаще обращаться к проектной технологии в обучении иностранному языку. Среди средств, активизирующих процесс обучения студентов, повышающих его качества и мотивацию к учебному предмету, одно из ведущих мест в последнее время занимает использование метода проектов. Этот метод наиболее полно отображает два основных принципа коммуникативного подхода к обучению иностранному языку: мотивация к учению и личный интерес. Мы не только изучили теоретические вопросы, но также имеем большой практический опыт. Метод проектов является стимулом для изучения языка, для совместного творчества. Но также необходимо учитывать некоторые обязательные условия реализации проектной деятельности: определение интересной тематики, степень готовности студентов к осуществлению данного вида деятельности, умение работать в группах и самостоятельно, планировать свою работу, следить за соблюдением намеченных сроков; наличие методических рекомендаций по осуществлению различных типов проектных заданий. Метод проектов используется нами при изучении нескольких профессионально – ориентированных тем, которые имеют практическую значимость для студентов. Одним из наиболее удачных проектов стал проект «Офис». Работа по данной теме является профессионально – значимой. Как выяснилось из бесед со студентами (при изучении темы «Профессии») родители, знакомые и друзья из их окружения работают в офисах. Что же собой представляет современный офис? Люди каких профессий работают в офисе? Какие технические средства помогают эффективной работе в офисе? На эти и другие вопросы нам предстояло ответить в ходе предстоящей проектной работы. Все учебные задачи прежде всего, ориентированы на студента и учитывают его жизненный опыт, интересы и индивидуальные способности. До того как предложить студентам темы для разработки на занятиях была отработана лексика по таким мини–темам: офисная мебель, офисное оборудование, компьютеры в офисе, безопасность и охрана офиса, путеводитель по офису. Таким образом, первым составляющим успеха является языковой компонент: без знания слов и владения грамматическими формами была бы невозможна никакая коммуникация. Лексика данной темы отрабатывалась при ознакомительном и изучающем чтении текстов – описаний разных офисов. Значительное место заняло на занятиях и обучение диалогической речи: в микродиалогах: «Как пройти в офис компании?», «Как представить нового работника?», использовались знание правил речевого этикета. Поэтому этап создания микрогрупп и распределения заданий обычно проходит организованно. Студенты в основном предпочитают выполнить индивидуальные проекты, в парах и лишь изредка в группах, что связанно с большой учебной загруженностью и сложностью собираться вместе. Итак, темы определены. Как творчески и с выдумкой оформляют они названия своих работ! «Мой офис – моя крепость» (“My Office is My Castle”) «Офис моей мечты» (“The Office of My Dream”) «Кабинет администрации техникума» (“Offices in the Technical School”) «Современные бизнес – центры города» (“Modern Business Centers in Novokuznetsk”) и совсем фантастические: «Офис в волшебном лесу» (“Office in the Magic Wood”), где главными героями стали животные, свободно владеющие современной офисной техникой и защищающие экологию своего леса. Практическая деятельность студентов в рамках проекта заставила их обратиться за помощью к преподавателям спецдисциплин «Основы секретарского обслуживания», «Технические средства управления в офисе», «Основы безопасности жизнедеятельности» и др. При знакомстве с современными бизнес–центрами города «City» и «Форум» была проведена экскурсия по зданиям, сделан фоторепортаж не только о кабинетах, но также и о зонах отдыха, приема посетителей. Из общения с офисными работниками ребята усвоили новые для себя понятия «девелопер», «ресепшен», «бизнес–ланч» и другие, и составили целый список заимствованных слов, не требующих в настоящее время перевода. В проекте «Offices Abroad» (Зарубежные офисы) студенты использовали подборы текстов и фотографий из сети Интернет. Тексты сопроводили переводом и интересным комментарием, провели сравнительный анализ особенностей работы в отечественных и зарубежных офисах. Как видно из этих примеров, на данном этапе студентами выполнялся самый большой объем работы. Тоже самое можно сказать и о роли преподавателя. Это была роль координатора, участника помощника, иногда генератора новых идей. Вместо контролера приходилось становиться равноправным партнером и консультантом. На данном этапе преподаватель помогает организовать самостоятельную работу, учит работать с источниками, развивает умение добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. Много времени занимает также работа по адаптации учебного материала: замена сложных слов, упрощение конструкций, сложных для восприятия на слух. Работа с группами студентов, естественно, ведется дифференцированно: у студентов в микрогруппах разный уровень подготовки и мотивации для участия в проектной работе, поэтому различался объем, содержание и степень трудности работ. Исходя из данных фактов, различной была и помощь преподавателя. И в итоге – защита результатов проекта. Были выбраны разнообразные формы презентации своего проекта: постеры, рекламы о работе офиса, рассказы об экскурсиях, репортаж о работниках техникума (кабинет директора, главного бухгалтера, методиста), эссе – мечта об идеальном офисе, встреча двух охранников, составивших свою памятку о поведении в офисе для офисных работников; рекламный стенд магазина, продающего современные канцтовары; рассказ системного администратора о своей работе по обслуживанию оргтехники и т. д. Во время презентации кабинет английского языка был стилизован под мини-офис (с учителем в роль менеджера) с тремя основными зонами: рабочая, уголок для проведения совещания (гости презентации) и зона отдыха. По возможности поставили образцы различной оргтехники, на столах у студентов – органайзеры с современными канцелярскими принадлежностями. Студентам в ходе занятия можно предложить разные роли: менеджера по персоналу, секретаря приемной, секретаря машинистки, посетителей, служащих, заказчиков, охрану. На итоговом занятии была четко видна роль каждого в результатах проекта. На этапе рефлексии чувствовалась удовлетворенность студентов от проделанной совместной работы, толерантное отношение к результатам работы других групп, положительная оценка их работ, доброжелательность, заинтересованность. Как видно выполнение заданий проекта выходит за рамки урока и требует достаточно много времени и усилий, но эти затраты оправдывают себя, т.к. они играют важную роль в становлении будущих секретарей–референтов, экономистов–бухгалтеров. «Профессиональные» достижения на занятии проявляются в желании применить их на практике. И высшим удовлетворением от проделанной работы можно считать высказывание одного из слабых студентов: «Вот теперь я понимаю, что значит современный офис и как многому еще предстоит научиться!». Для эффективной работы на всех этапах использовалась специальная литература: Письменная О.А. «Английский для офиса» М, 2004 Дюканова Н.М. «Английский язык для секретарей - референтов» М, 2005 и аудиокассеты «English for Secretaries». Такие уроки – презентации мы проводим уже не один год и каждая группа секретарей и экономистов вносит свой творческий вклад в пополнение наглядных пособий по теме, докладов, экспонатов на выставке. К каждому проекту можно рекомендовать составление паспорта проекта с указанием темы, времени работы над проектом, целей и задач, перечислением информационно-технического обеспечения, этапов работы над проектом и др. Он необходим как для планирования деятельности преподавателя, так и для студентов. Таким образом, мы считаем, что успешность проектной работы, несомненно, оказывает влияние на уровень профессиональной подготовки и развивает профессиональное самосознание студентов. Тема «Офис» является стартовой для студентов данных специальностей. Приобретя навык проектной работы, студенты с желанием выполняют и другие проекты по профессионально–ориентированным темам. Так, например, на третьем курсе для будущих секретарей становиться значимым такая профессиональная компетенция как обеспечение работы офиса руководителя (организация работы, прием посетителей, деловые встречи руководителя, работа с документами, их создание и др.). Для этого нужно научиться выполнять каждый конкретный шаг и будущий специалист может овладеть этими приемами, выполняя проекты «Мои обязанности в офисе», «Работа секретаря» и др. Уроки английского языка представляют своеобразное введение в специальность, если оно снабжено лексическими и грамматическим моделям для иноязычного общения. Профессионально-ориентированные проекты проводятся и для студентов других специальностей. «Компьютеры в нашей жизни», «E–mail», «Возможности сети Интернет» и другие – для электронщиков и программистов. «Деловая поездка», «Заключение контракта», «История знаменитых компаний», «Мой бизнес», «Создание своего предприятия» – для экономистов. Именно в таком контексте обучения становится возможным формирование всех базовых компетенций, без которых выпускник чувствует себя беззащитным в реальном мире современных профессий. Мы считаем важным в творческой работе при выполнении профессионально ориентированного проекта придерживаться определенной системы:
Одной из целей при выполнении таких проектных заданий является повышение мотивации (изучение языка, овладение будущей специальностью) через коммуникацию. Студенты, приобретая опыт работы над проектом, также приобретают и другие способности (социальные, коммуникативные, организационные, творческие), повышают профессиональный уровень подготовки, более уверенно смотрят в будущее. А междисциплинарные связи, которые прослеживаются при изучении практически всех тем курса, помогают будущему специалисту представить свою работу более полно. Таким образом, обучение иностранному языку в техникуме предполагает приобретение специальных знаний, умений и навыков, профессионально значимой информации и формирование готовности к профессиональной деятельности. Использованная литература Письменная, О.А. Английский для офиса: Учебное пособие /О.А. Письменная. К: ООО «ИП Логос-М», 2006 – 224 с. |
![]() | Тема «Специфика реализации фгос на уроках английского языка в 5 классе» Гончарова А. В., учитель английского языка мбоу «Гимназия» г. Моршанск Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, что является одной из ключевых компетентностей... | ![]() | Информация об опыте Тема опыта: «Игровые технологии на уроках английского языка на начальном этапе как средство формирования коммуникативных навыков учащихся» Условия возникновения, становления опыта Ки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение английского языка как средства общения и обобщения духовного наследия стран... |
![]() | Программа по использованию икт на уроках английского языка руководитель оэп гиту : Н. Ю. Андронова «Формирование иноязычной коммуникативной компетенции на основе реализации информационных технологий современным учителем английского... | ![]() | Игровые технологии на уроках английского языка как фактор развития универсальных учебных действий младших школьников Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, использование новых информационных технологий требуют повышения коммуникативной... |
![]() | Кожаева Наталья Георгиевна Учитель английского языка, моу муниципального общеобразовательного учреждения Комсомольской средней общеобразовательной школы муниципального района Кинельский Самарской области статья «Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий» | ![]() | Муниципальное общеобразовательное учреждение «школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда выступление на мо по теме: «Специфика реализации фгос на уроках английского языка в начальной школе» Выступление на мо по теме: «Специфика реализации фгос на уроках английского языка в начальной школе» Тен Елены Евгеньевны, учителя... |
![]() | Подготовила: учитель английского языка «Информационные и коммуникационные технологии в непосредственной образовательной деятельности английского языка» | ![]() | Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка «Компетентностный подход в обучении иностранному языку или как добиться того, чтобы наши ученики стали практическими пользователями... |
![]() | Удк 811. 111: 378. 662. 147 Формирование профессионально-коммуникативной компетенции как фактор повышения качества образования инженеров сунцова Евгения Николаевна Сунцова Евгения Николаевна, доцент кафедры английского языка и технической коммуникации, кандидат педагогических наук | ![]() | Тема заседания «Медиа на уроке английского языка: техническое средство обучение или медиаобразование?» Тема выступления «Формирование иноязычной коммуникативной компетенции на основе реализации информационных технологий современным учителем английского... |