|
МОУ Урлядинская оош Заседание МО классных руководителей февраль Тема Формирование социальных навыков учащихся Теория вопроса Докладчик Овчинникова Г.А. о ![]() Формирование одной из ключевых компетенций, необходимой для успешной социализации личности, - социальную компетенцию.Важно отметить, что понятие «социальная компетенция» - способность ориентироваться в повседневных жизненных ситуациях, решать возникающие типичные и нестандартные задачи, опираясь на присвоенные социальные ценности и развитые личностные ориентации, используя приобретенные умения и навыки, учебный и жизненный опыт.Конкретизируем выделенные показатели применительно к каждому компоненту социальных компетенций, рассмотренных нами выше. Так к когнитивному компоненту социальных компетенций у детей младшего школьного возраста могут быть отнесены:1.знание основных этических норм общения и поведения в обществе;2.знание о способах предотвращения и конструктивного разрешения конфликта. Второй компонент - мотивационно-ценностный - включает в себя следующие показатели:
Следующий компонент социальных компетенций учащихся начальных классов – деятельностный – предполагает:
С учетом данных показателей, выделяются следующие уровни развитости социальных компетенций: - низкий, характеризующийся низкой степенью сформированности необходимых для продуктивного социального взаимодействия личностных новообразований; - средний, когда отдельные показатели социальных компетенций сформированы на достаточном уровне и могут создать основу для достижения успеха в социально-значимой деятельности или взаимодействии, а другие находятся на низком уровне развития и затрудняют социальное взаимодействие; - высокий, для которого характерно достижение устойчивого развития всех личностных новообразований возраста, обеспечивающих успех в социальной деятельности, то есть высокие показатели развития всех важнейших для возраста составляющих социальных компетенций. Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме и диагностическое обследование, проведенное нами в ходе опытно-экспериментальной работы с младшими школьниками позволил выявить, что слабая сформированность социальных компетенций у детей проявляется в следующем:
Таким образом, необходима специально организованная социально-педагогическая деятельность, направленная на формирование и развитие социальных компетенций младших школьников.Также необходимо отметить особенности работы с учащимися на каждом году обучения в начальной школе. Так, при работе с первоклассниками педагогу необходимо обратить внимание на вовлечение ребёнка в школьную деятельность, формирование доверительных отношений между учеником и педагогом. Поэтому важно большее внимание уделить общению в малых группах, индивидуальных беседах. Итогом первого года должно стать осознания себя как ученика. Мероприятия, проводимые со второклассниками, нацелены на пресечение детской эгоистичности, созидание положительных черт характера. Итогом второго года должно стать формирование устойчивых дружеских отношений в классном коллективе. Осознанию детьми, что их класс – дружный коллектив способствуют совместные игры, беседы, инсценировки.Третий год является наиболее ответственным. Дети должны самостоятельно принимать решения, анализировать свою деятельность, поступки. Наиболее актуальны здесь беседы «Я и другие. Я глазами других», «Добрый человек в доброте проживет век», «Как мы решаем конфликты». Итогом работы с третьеклассниками и всей воспитательной работы по формированию социальных компетенций у учащихся является овладение детьми системой знаний о способах и правилах поведения в обществе, умений устанавливать доброжелательные отношения между людьми, опыта позитивного социального взаимодействия между собой. ^ заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для успешной социализации младшего школьника путем формирования у него социальных компетенций, а именно таких показателей как: - способности понимать других людей; - способности выражать адекватную эмоциональную реакцию на происходящие события; - способности действовать в соответствии с наличной ситуацией; - способности следовать правилам, принятым в группе; - способности принимать на себя ответственность и контролировать свои поступки. ^ – разработать систему социально-педагогической работы по формированию социальных компетенций учащихся начальных классов. Объект исследования – процесс формирования социальных компетенций у учащихся начальных классов. ^ – социально-педагогические условия формирования социальных компетенций учащихся начальных классов. Гипотеза исследования: деятельность педагога по формированию социальных компетенций у учащихся начальных классов будет эффективна, если:
- знания о способах и нормах поведения в обществе, доброжелательное отношение к себе и другим; - умения самоорганизации и самоконтроля в поведении; - навыки конструктивного социального взаимодействия и умение эффективно разрешать конфликты.
В процессе реализации программы решаются следующие задачи:
Эти задачи можно решить в процессе специальных занятий с детьми, которые строятся по трем направлениям«Мы и наш класс», «Если добрый ты…», «Учимся жить без конфликтов». На первом этапе «Мы и наш класс» дети активно сотрудничают друг с другом в совместной деятельности, в жизни класса, школы; каждый ребенок изучает другого, сравнивает его с собой, учится навыкам товарищества, заботы, взаимопомощи. На втором этапе «Если добрый ты…» дети получают возможность осознать свои эмоции и попробовать управлять ими, анализируют собственное поведение и поступки других; в детях воспитывается взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека; развивается умение вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения. Занятия следующего этапа «Учимся жить без конфликтов» помогают детям усвоить некоторые правила бесконфликтного общения и выхода из конфликта, способствуют приобретению детьми позитивного опыта социального взаимодействия. Значимой для усвоения детьми является идея о том, что человеку хорошо в том коллективе, где люди умеют договариваться между собой. Как правило, структура каждого занятия состоит из трех частей:
3. Заключительная часть: подведение итогов (рефлексия), ритуал прощания. Данная программа рассчитана на один учебный год, предлагается для учащихся 3-х классов общеобразовательной школы и реализуется в ходе учебно-воспитательного процесса. В реализации программы участвуют: учащиеся, классные руководители, социальный педагог, психолог. ^ представлено нами в следующей таблице:
В процессе реализации данной программы в работе класса создается атмосфера сотрудничества, которая помогает детям ощутить собственную значимость, способствует укреплению дружбы, уважению других детей. На это направлена организация специальных реальных и воображаемых ситуаций, включающих такие виды деятельности, как посредничество при разрешении конфликтов между сверстниками, инсценировка, обсуждение проблемных ситуаций, игры. На занятиях педагог моделирует поведение, направленное на развитие позитивной самооценки, конструктивное отношение к конфликтам, сотрудничество. Необходимо также отметить, что в общении педагога с детьми должны соблюдаться следующие нормы:
Мониторинг результатов предполагает: во-первых, отслеживание (выявление) уровня сформированности мотивации к обучению учащихся, навыков самоконтроля, самоорганизации, навыков конструктивного неконфликтного взаимодействия со сверстниками и взрослыми; во-вторых, изучение межличностных отношений в классном коллективе. Диагностический блок представлен основными методами изучения личности и классного коллектива, а именно:
Критерием эффективности программы служат качественные изменения в развитии уровня сформированности у детей способов конструктивного поведения, повышение мотивации к обучению, доброжелательные взаимоотношения в классном коллективе. Ожидаемымирезультатами данной программы осознание учащимися норм социального поведения; снижение уровня конфликтности учащихся; повышение мотивации к обучению; сформированность у детей навыков саморегуляции, самоконтроля. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, уметь принимать самостоятельно решение, уметь конструктивно взаимодействовать со сверстниками и разрешать конфликты и использовать свой опыт правильного социального взаимодействия в дальнейшем. При эффективной работе дети не употребляют оскорбительных выражений, относятся друг к другу с уважением, каждый может выразить свое мнение по поводу классных дел, свои взаимоотношения дети строят не на агрессии, а стараются разобраться, используют совет, предложение, согласие. Подводя итог, необходимо отметить, что социально-педагогическая деятельность по формированию социальных компетенций предполагает такую организацию учебно-воспитательного процесса, которая направлена на всестороннее развитие и воспитание социально компетентной личности, готовой к конструктивному взаимодействию и социально-значимой деятельности. Педагогу очень важно осознать необходимость работы по формированию социальной компетентности учащихся с начальной ступени обучения. Сформированность социальных компетенций позволяет учащимся приобрести опыт успешного социального взаимодействия как в учебной деятельности, так и в общественной жизни. От того, насколько эффективно учащийся может проявлять сопряженность личных интересов с потребностями социума, формировать собственную систему ценностей, сотрудничать с людьми и окружающим миром, зависит его становление как гражданина. Таким образом, дальнейшее изучение социальных компетенций учащихся начальных классов является весьма актуальным и требует поиска новых форм, методов их формирования в воспитательной практике общеобразовательной школы. ЛИТЕРАТУРА
|
![]() | Положение о методическом объединении классных руководителей Методическое объединение классных руководителей (далее «мо классных руководителей») – структурное подразделение внутришкольной системы... | ![]() | Заседание М. О. классных руководителей: "Воспитательная система класса" Цель: оказать методическую помощь классным руководителям в формировании воспитательной системы класса, научить моделированию системы,... |
![]() | План методических семинаров классных руководителей в северном цвр на 2013-2014 учебный год методическая тема семинаров классных руководителей: «Развитие и реализация воспитательной компоненты в оу северного района» Цель: Повышение профессионального мастерства классных руководителей в укреплении и развитии воспитательного потенциала в социокультурном... | ![]() | План работы методического объединения классных руководителей на 2013- 2014 г. Огарь Татьяна Владимировна, учитель начальных классов, вторая категория Анализ работы мо классных руководителей за 2012-2013 учебный год В 2012-2013 учебном году мо классных руководителей работало над темой «Инновационная деятельность классного руководителя как условие... |
![]() | Планирование воспитательной работы классных руководителей на 2012-2013 учебный год Администрация школы, заместитель директора по увр, председатель мо классных руководителей | ![]() | Планирование воспитательной работы классных руководителей на 2011-2012 учебный год Администрация школы, заместитель директора по увр, председатель мо классных руководителей |
![]() | План работы мо классных руководителей на 2012/2013 год Повышение методической культуры классных руководителей и, как следствие, повышение уровня воспитанности учащихся | ![]() | План работы мо классных руководителей на 2013-2014 учебный год Повышение методической культуры классных руководителей и, как следствие, повышение уровня воспитанности учащихся |
![]() | План работы мо классных руководителей на 2010-11 учебный год Цель: Совершенствование форм и методов внеаудиторной воспитательной работы, повышение качества и эффективности системы воспитания... | ![]() | Заседание классных руководителей Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый в себе может выработать. Способность к творчеству, к созиданию является... |