
Содержание 1. Пояснительная записка………………………………………………… 3 2. Учебный план............................................................................................ 7 3. Перечень примерных программ учебных курсов, предметов, модулей основного общего образования.................................................... 11 4. Список учебников, используемых в образовательном процессе.......................................................................................................... 14 5. Перечень рабочих программ, учебных курсов, предметов, модулей ……………………….………......................................................... 18 6. Другие материалы, обеспечивающие развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся 6.1. Система оценки учебных достижений обучающихся......................... 20 6.2. Дополнительные программы основного общего образования……..21
1.Пояснительная записка 1.1. Пояснительная записка Образовательная деятельность в МКОУ СОШ п. Юбилейный осуществляется на основании лицензии № 001624 серия 43 , регистрационный № 0590 от 15.03.2012 г Место нахождения Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы п. Юбилейный Котельничского района Кировской области – 612649 Кировская область, Котельничский район, п. Юбилейный, ул. Хитрина , дом 4. МКОУ СОШ п. Юбилейный имеет право в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности по следующим образовательным программам: общеобразовательная программа основного общего образования. Нормативный срок освоения – 5 лет; Содержание и качество подготовки обучающихся основной школы соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, что подтверждается результатами государственной аккредитации МКОУ СОШ п. Юбилейный подтверждёнными свидетельством о государственной аккредитации от 16 мая 2012 года, регистрационный № 797, серия 43 № 000477, выданным департаментом образования Кировской области. Свидетельство действительно по 15 мая 2024 года. Цель реализации основной образовательной программы основного общего образования: обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости. Задачи реализации образовательной программы основного общего образования: обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта:
- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования; обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников, единства учебной и внеурочной деятельности; взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами (как внутри системы образования, так и в рамках межведомственного взаимодействия); выявление и развитие способностей обучающихся, их профессиональной склонностей, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей; организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектной и учебно-исследовательской деятельности; участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада; включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района,) для приобретения опыта реального управления и действия; социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональную ориентацию обучающихся при поддержке педагогов, социального педагога, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы; сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Основными целями МКОУ СОШ п. Юбилейный Котельничского района являются: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ; адаптация обучающихся к жизни в обществе; формирование личности, способной к непрерывному образованию, к активному творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Для достижения целей МКОУ СОШ п. Юбилейный Котельничского района решает следующие задачи: формирует у обучающегося адекватную современному уровню знаний картину мира на основе усвоения обязательного минимума основных и дополнительных общеобразовательных программ; обеспечивает права обучающихся на качественное образование и полноту разнообразия образовательных услуг; осуществляет образовательный процесс на принципах уровневой и профильной дифференциации на основе федеральных государственных образовательных стандартов; обеспечивает самоопределение личности, создает условия для ее самореализации и социализации; создает благоприятные условия для физического, духовно-нравственного и психического развития личности обучающегося.
Образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (2004 г.). Продуктивное завершение подросткового возраста происходит с появлением способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире, основываясь не только на видении собственного действия безотносительно к возможности его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему действию. Поведение человека становится поведением для себя, человек осознает себя как некое единство.
^ Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.). ^ , ориентированная на получение социально-значимого продукта. Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения. ^ (техническими объектами, группами людей). Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самоосознание. ^ , направленная на построение образа себя, самоизменение.
Основное общее образование направлено на реализацию следующих основных целей: - формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; - приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; - подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории
^
Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности. Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности. Освоить разные способы представления результатов своей деятельности. Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла. Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию. Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства. Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.
^
Реализовать образовательную программу основной школы в разнообразных организационно-учебных формах (уроки одновозрастные и разновозрастные, занятия, тренинги, проекты, практики, конференции и пр.), с постепенным расширением возможностей школьников осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы. Сфера учения должна стать для подростка местом встречи замыслов с их реализацией, местом социального экспериментирования, позволяющего ощутить границы собственных возможностей. Подготовить учащихся к выбору и реализации индивидуальных образовательных траекторий в заданной образовательной программой области самостоятельности. Организовать систему социальной жизнедеятельности и группового проектирования социальных событий, предоставить подросткам поле для самопрезентации и самовыражения в группах сверстников и разновозрастных группах. Создать пространство для реализации разнообразных творческих замыслов подростков, проявления инициативных действий. На второй ступени обучения, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится: заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимый для продолжения образования на третьей ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей; создать условия для самовыражения учащихся на уроках и внеурочных занятиях в школе. На это нацелен учебный план основного и дополнительного образования. В рамках дополнительного образования функционируют кружки различной направленности и специфики. Педагогический коллектив стремиться заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимый для продолжения образования и выбора своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей. Образ выпускника 9-го класса как главный целевой ориентир в образовательной деятельности на данной ступени. Нравственный потенциал: Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «коллектив», «доверие», «выбор». Стремление и желание проявить сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы. Умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело. Познавательный потенциал: формирование индивидуального стиля учебной деятельности, выработка устойчивых учебных интересов и склонностей. умение управлять подсознательными процессами личности. Способность адекватно действовать в ситуации выбора на уроке Коммуникативный потенциал: усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, овладение навыками неконфликтного общения способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, взглядам, социальному положению. Эстетический потенциал: способность видеть и понимать гармонию и красоту окружающей действительности. знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства апробация своих возможностей в музыке, литературе, изобразительном искусстве, прикладном творчестве. Физический потенциал: дальнейшее развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости. Знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями
Учебный план основного общего образования
Нормативно-правовой основой формирования учебного плана является: 1.Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 01.02.2012 №74) 2.Приказа Министерства образования от 6 ноября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении образовательных стандартов начального общего образования» 3.Приказ Департамента образования Кировской области № 5- 1204 от 13.06.2012 года «О региональном компоненте в структуре федерального базисного учебного плана» 4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189 об утверждении Сан ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» 5.Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 г. № 1008 (в редакции Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 № 216).
Учебный план содержит механизмы, позволяющие создать условия для: обеспечения государственных гарантий доступности и равных возможностей получения общего образования; дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, усиления гибкости в его построении, использования перспективных методов и форм проведения занятий, технологий обучения; усиления в содержании образования деятельностного компонента, практической деятельности школьников, активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся путем выделения специального времени на организацию проектной деятельности; обеспечения целостности представлений учащихся о мире путем интеграции содержания образования, усиления интегративного подхода к организации образовательного процесса; усиления роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся – экономики, истории, права, литературы, русского и иностранного языков, технологии; формирование информационной культуры учащихся; организации предпрофильной подготовки учащихся.
Учебный план ориентирован на следующие нормативные сроки освоения общеобразовательных программ: основное общее образование – 5 лет;
Продолжительность учебного года: 5 - 9 класс – 34 учебные недели. Продолжительность урока: 5 – 9 класс – 40 минут, в режиме модульного обучения. Это дает возможность осваивать учебный материал посильного уровня трудности и в оптимальном для каждого темпе, устранение калейдоскопичности занятий в течение дня, возможность углубленно работать с меньшим набором учебных предметов в течение недели, сокращение затрат времени на приготовление домашних уроков, что позволяет снизить «физиологическую стоимость» обучения.
^ 5 - 9 класс – шесть дней.
В учебном плане определено, что при проведении учебных занятий по предметам: иностранный язык, технология, информатика и ИКТ в 9 классе осуществляется деление на две подгруппы. Деление осуществляется в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 196 от 19.03. 2001года. Одночасовые курсы и предметы (основы проектной деятельности, ОБЖ 5 – 7 классы) предназначаются для крупноблочной подачи в I или II полугодии с удвоением числа часов, что способствует созданию здоровьесберегающей образовательной среды.
^ : инвариантной и вариативной.
Инвариантная часть обеспечивает реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта. ^ включает в себя перечень учебных предметов, предметных областей обеспечивающих единство школьного образования, и создает условия для развития учащихся, овладения выпускниками образовательных организаций необходимым минимумом знаний, умений и навыков. ^ направлена на реализацию регионального компонента и компонента, формируемого участниками образовательного процесса. Региональный компонент отвечает потребностям и интересам образования области и включает следующие учебные предметы и курсы:
^ . 1 час в неделю в 6, 8, 9 классах, обучающихся по основной общеобразовательной программе основного общего образования. В 6 классе – один недельный час представлен учебным курсом географическое краеведение. Преподавание курса ведется по учебной программе элективных курсов географического краеведческого содержания, Киров, 2009 год. В 8 классе – один недельный час представлен учебным курсом художественное краеведение. Преподавание курса ведется по программе: Кривицкая Л.А. Художественное краеведение, Киров, 2005 год. В 9 классе – один недельный час представлен курсом историческое краеведение. Преподавание курса ведется по программе: Клестова Г.А. Вятский край с древнейших времен до начала XXI века, Киров, 2009 год. ^ . 1 час в неделю в 5, 6, 7, 9 классах. Преподавание ОБЖ ведется в целях обеспечения преемственности в преподавании предмета при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, развития черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
^ обеспечивает вариативность образования, и позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги.
^ Компонент учебного плана, формируемый участниками образовательного процесса, включает следующие учебные предметы, курсы: ^ 3 часа в неделю в 5,6 классах, 1 час в неделю в 7, 8 классах для усиления предмета инвариантной части. В результате предмет Русский язык изучается в 5, 6 классах по 6 часов в неделю; в 7,8 классах по 4 часа в неделю. Увеличение количества часов на предмет Русский язык вызвано тем, что он является обязательным при проведении государственной (итоговой) аттестации в 9, 11 классах и в связи с пожеланиями учащихся и их родителей (законных представителей). Литература. 1 час в неделю в 5 классе, для усиления предмета инвариантной части, с целью формирования более глубокого личностного отношения к прочитанному, развитию речи учащихся. ^ 1 час в неделю в 5,6, 7 классах осуществляется для реализации непрерывного курса информатики, а также учитывая необходимость обеспечить преемственность и логическое завершение данного учебного курса в 9 классе и в связи с запросами учащихся и их родителей (законных представителей) для формирования компьютерной грамотности учащихся, Химия. 1 час в неделю в 8 классе, для усиления предмета инвариантной части, практической части программы, овладения и расширения специальных учебных умений. Биология. 1 час в неделю в 6 классе, для усиления предмета инвариантной части, практической направленности предмета. ^ 1 час в неделю в 5, 6, 7 классах. Курс направлен на формирование у учащихся универсальных способов деятельности, необходимых для выполнения ими различных проектов. Он создает условия для более осознанного усвоения содержания предметных областей в основной школе. Построение содержания курса осуществляется в соответствии с программой «Основы проектной деятельности: программа курса регионального компонента базисного учебного плана: 5-9 классы»/ под ред. С.И. Мелехиной. – Киров: КИПК и ПРО, 2007. Курсы по выбору учащихся. Профориентационные и информационные курсы 2 часа в неделю в 9 классе для организации предпрофильной подготовки обучающихся и представлены курсами «Профессиональное самоопределение» и «Твоя профессиональная карьера», которые охватывают основные сферы социально-трудовой деятельности человека, являются основой развивающего обучения и предпрофильного самоопределения к окончанию основной школы. 1 час в неделю «За страницами учебника математики» в 5 классе; «Геометрия в задачах» в 9 классе; «К тайнам русского языка» в 9 классе дополняют содержание базовых предметов, способствуют удовлетворению познавательных интересов в конкретной предметной области. Учебная практика проводится в летнее каникулярное время в соответствии с Положением об учебно-опытном участке и предусматривает углубление практических знаний и умений учащихся по технологии сельскохозяйственного труда, способствует формированию экологической культуры и эстетическому воспитанию. Возможности учебного плана школы существенно расширяются за счет реализации программ дополнительного образования предметной и развивающей направленности путем введения курсов по выбору учащихся и кружков по предметам.
^
Изучение общеобразовательных дисциплин предполагается на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования. За основу приняты федеральные программы. Для реализации общеобразовательных программ будут использоваться учебные пособия рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013 /2014 учебный год). Образовательное учреждение полностью укомплектовано педагогическими кадрами. Материально- техническая база позволяет реализовать настоящий учебный план в полном объеме. ^ | Количество часов в неделю | Всего | Классы | Федеральный компонент | V | VI | VII | VIIIА | VIII Б | IX | Русский язык | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 17 | Литература | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 13 | Иностранный язык | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 18 | Математика | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 30 | Информатика и ИКТ |
|
|
| 1 | 1 | 2 | 4 | История | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 12 | Обществознание (включая экономику и право) |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | География |
| 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 9 | Природоведение | 2 |
|
|
|
|
| 2 | Физика |
|
| 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | Химия |
|
|
| 2 | 2 | 2 | 6 | Биология |
| 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 9 | Искусство (Музыка) | 1 | 1 | 1 |
|
|
| 3 | Искусство (ИЗО) | 1 | 1 | 1 |
|
|
| 3 | Искусство |
|
|
| 1 | 1 | 1 | 3 | Технология | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 |
| 8 | Основы безопасности жизнедеятельности |
|
|
| 1 | 1 |
| 2 | Физическая культура | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 18 | Итого: | 24 | 25 | 29 | 31 | 31 | 30 | 170 | Региональный компонент (6-дневная учебная неделя): |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
8 | Основы безопасности жизнедеятельности | 1 | 1 | 1 |
|
| 1 | 4 | Географическое краеведение |
| 1 |
|
|
|
| 1 | Художественное краеведение |
|
|
| 1 | 1 |
| 2 | Историческое краеведение |
|
|
|
|
| 1 | 1 | ^ (6-дневная учебная неделя) |
7 | 6 | 3 | 2 | 2 | 4 |
24 | ^ | 3 | 3 | 1 | 1 | 1 |
| 9 | Литература | 1 |
|
|
|
|
| 1 | ^ | 1 | 1 | 1 |
|
|
| 3 | Химия |
|
|
| 1 | 1 |
| 2 | Биология |
| 1 |
|
|
|
| 1 | Основы проектной деятельности | 1 | 1 | 1 |
|
|
| 3 | Курсы по выбору учащихся |
|
|
|
|
|
|
| За страницами учебника математики | 1 |
|
|
|
|
| 1 | Профессиональное самоопределение |
|
|
|
|
| 1 | 1 | Твоя профессиональная карьера |
|
|
|
|
| 1 | 1 | ^ |
|
|
|
|
| 1 | 1 | ^ |
|
|
|
|
| 1 | 1 | ИТОГО | 32 | 33 | 33 | 34 | 34 | 36 | 202 | |