Пояснительная записка Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы» icon

Пояснительная записка Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы»



НазваниеПояснительная записка Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы»
Дата17.10.2016
Размер
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка


Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, культурного характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, оформление патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Литература помогает познать край, а край в свою очередь,- познать литературу и тех, кто создает ее: ведь именно в крае, где жил и творил писатель, в первую очередь хранятся многие документы и свидетельства, которые способствуют уяснению тех или иных сторон биографии, его творчества.

Порой приходится сталкиваться с односторонним толкованием понятия «русская провинция». С ним соотносят представление об ограниченности. Отсталости провинциальной жизни, о вторичности ее культурного существования. «Представление о провинции только как о темном захолустье, лишенном общественно - гражданских, нравственных и культурных исканий, было несостоятельным в самом корне. Провинциальная жизнь являлась неиссякаемым источником изображения русской действительности, что видно из произведений русских писателей провинции», - пишет В.П. Куприяновский. И сегодня становится все более ясным, что общероссийская культура всегда была связана с культурой провинции и в известной степени зависит от нее. Именно провинция представляла и представляет в России ту почву, писательскую среду, без которой было бы невозможно возникновение вершинных явлений отечественной культуры.

За основу изучения в курсе литературного краеведения взята литература местная. Этот курс призван дать достаточно полное целостное представление о литературном процессе Оренбургского края и выявить связь известных русских писателей с этим краем, привить учащимся чувство гордости за свою малую родину. В основе программы А.Г. Прокофьевой «Оренбургский край в русской литературе» лежит местный фольклор, литературная жизнь Оренбургского края, произведения, написанные о нем. В построении программы присутствует и тематический принцип, и жанровый, и хронологический, и историко-литературный, но связующим звеном является Оренбургский край.

Цели регионального литературного образования:

- интеллектуальное и эмоциональное освоение литературы, искусства, культуры;

- формирование нравственно-эстетического идеалов личности, ее жизненных ориентаций;

- расширение и углубление жизненного и художественного опыта учащихся.

Задачи курса:

- чтение и обсуждение отдельных художественных произведений или отрывков из них об Оренбургском крае;

- формирование знаний и умений, обеспечивающих освоение культурных ценностей края;

- формирование представлений о литературе как социокультурном явлении;

- развитие у учащихся художественно-творческих способностей, образного мышления, эстетического вкуса.

Начиная с 5 класса, рассматривается литературная жизнь большого и своеобразного в плане культурных традиций региона, расположенного на стыке разных культур и литератур. Курс строится таким образом, чтобы соответствовать эпохам, а где возможно, и творчеству отдельных писателей, изучающихся в основном курсе, что дает возможность основному и региональному компонентам литературного краеведения, пересекаясь, представить художественное произведение как явление непрерывно развивающейся культуры России.

Основная задача – литературно развивать учащихся на краеведческом материале, учить видеть творчество писателя в контексте создавшей его культуры. Материал помогает в решении эстетических, экологических, нравственных проблем, в развитии исследовательских умений. В курсе выделяются как монографические, так и обзорные темы. Литературно-краеведческий материал дается двупланово: писатели в Оренбургском крае и Оренбургский край в творчестве писателей.

Программа литературного краеведения носит и практический, прикладной характер, так как предполагает различные виды деятельности, связанные с поиском материала, расширением представления учащихся о том или ином писателе. В этих условиях особую роль играет культурно -развивающий потенциал среды, в которой формируются подобные навыки, причем важнейшим развивающим фактором может оказаться внесением в практику освоения школьниками социокультурного аспекта текстов, связанных с литературными местами.

Данный курс призван решить важные задачи: развивать коммуникативные умения через освоения социокультурного пространства, обеспечивать преимущественное внимание к изучению культуры своего края, способствовать воспитанию любви к Родине; играет большую роль в эстетическом воспитании. Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Занимаясь краеведением, учащиеся развивают индивидуальные склонности и способности. Большие возможности у краеведения для эстетического воспитания. Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжут незабываемые образы родного края, что имеет огромное значение для воспитания патриотизма.


Методы работы: исследовательский, эвристический, проблемный, поисковый.


Формы контроля: рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения – отзывы, сочинения – рецензии, чтение наизусть и другие.


Формы занятий данного курса как традиционные – практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: музейный калейдоскоп, устный журнал, литературная гостиная, конференция, презентация, защита творческого проекта, исследовательская деятельность, заочные экскурсии и другие.

Курс литературного краеведения рассчитан на 35 часов, 1 час в неделю.


^ Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения дисциплины «Оренбургский край в русской литературе» учащиеся должны знать и понимать:


1) взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;

2) историю создания произведений;

3) биографии писателей, названия и содержание изученных произведений;

4) характеристику героев;

5) характерные особенности эпохи и жизни Оренбургского края, отраженные в изученных произведениях;

6) жанровые особенности произведений;

7) тексты, рекомендованные учителем для заучивания наизусть.


Уметь:

1) анализировать и оценивать произведения как художественное целое;

2) выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению личную оценку;

3) пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произведения;

4) давать устный и письменный развернутые, аргументированные ответы на конкретные вопросы о сюжете произведения и его составляющих;

5) писать отзыв о самостоятельно прочитанной книге;

6) составлять рассказ об авторе книги;

7) подготовить доклад, сообщение, эссе об авторе и его произведении;

8) выразительно читать произведение или их фрагменты, в том числе выученные наизусть;

9) делать обзор публикаций по литературному краеведению и анализировать их;

10) работать со справочной и критической литературой.



№ п\п

Тема урока

Дата

Предполагаемые результаты

Повторение

Средства

оснащения

урока

1.

Введение в литературное краеведение. Историческое и культурное развитие Оренбуржья




Знать основные темы и проблемы литературного краеведения, историю Оренбуржья, его культурное развитие

Уметь владеть монологической и диалогической речью.

Литературное краеведение, архитектура

Презентация,

песня об Оренбурге

^ ИЗ ОРЕНБУРГСКОГО ФОЛЬКЛОРА

2.

Предания. «Поход на Хиву», «Атаманская гора»




З н а т ь: понятие «предание», тексты

У м е т ь: владеть различными видами пересказа, раскрывать «вечные темы» в преданиях.

Предание, легенда




презентация

3.

Продолжение изучения преданий Оренбргского края. «Тайна горы», «Голубево ущелье»




У м е т ь: делать сообщение, работать с текстами; владеть монологической и диалогической речью, выразительное чтение наизусть

Предание, легенда




Фотографии ущелья

4.

Исторические песни. « Из краев родных далеких», «Как за батюшкой. За Яикушкой»




З н а т ь исторические источники; содержание изучаемого произведения.

У м е т ь: участвовать в диалоге по изученному произведению; выявлять авторскую позицию

Русские народные песни

Музыкальное сопровождение

5



Урок-концерт. Исполнение песен, частушек, прибауток оренбургского края




З н а т ь:изученный материал.

У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки; соблюдать нормы литературного языка.




Диск с музыкой

^ ИЗ ПРОШЛОГО ОРЕНБУРГСКОГО КРАЯ

6

Жизнь и творчество

С. Т. Аксакова. Аксаков в Оренбургском крае.




З н а т ь: основные факты жизни и творческого пути писателя

У м е т ь: раскрывать «вечные темы» в творчестве писателя; природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия.




презентация

7

«Семейная хроника». Глава «Переселение» как рассказ о заселении и освоение дедом писателя мест в Бугурусланском районе.




З н а т ь: содержание прочитанного произведения, проводить информационно-смысловой анализа текста

У м е т ь: делать сообщение, работать с текстами; владеть монологической и диалогической речью

Семейная хроника, пространство и время в произведении




8


«Семейная хроника». Глава «Новые места» как рассказ о красоте новых мест.




Знать основные образы, своеобразие жанра и композиции произведения

У м е т ь: делать сообщение, работать с текстами; владеть монологической и диалогической речью







9

Жизнь и творчество В.И.Даля. Жизнь и быт оренбуржцев глазами писателя.




З н а т ь: основные факты жизни и творчестваписателя.

У м е т ь: делать синтез и анализ изучаемого материала, владеть речью

Быт казаков

презентация

10

Тема плена в рассказе «Осколок льду»




У м е т ь: находить и раскрывать основные темы и проблемы в тексте, выразительно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки; соблюдать нормы литературного языка

Тема, проблема, идея




11

Нравственные устои и быт уральских казаков в рассказе В.И. Даля «Полунощник»




Знать сюжет произведения.

Уметь раскрывать особенности композиции рассказа, систему образов уральских казаков, их быт, нравы




презентация

12

Тема любви и ненависти в повести В.И. Даля «Бикей и Мауляна»




Знать: особенности стиля В.И.Даля, своеобразие его творческой манеры.

Уметь: анализировать прозаическое произведение







13


Изображение набегов кочевников и столкновений их с казаками, защищавшими оренбуржцев, в сборнике В.И.Даля «Солдатские досуги».




З н а т ь: содержание прочитанного произведения.

Уметь проводить информационно-смысловой анализ текста, самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы.








14

Простой и чудесный мир В.П. Правдухина. Жизнь и творчество.




З н а т ь: основные факты жизни и творческого пути писателя

У м е т ь: раскрывать «вечные темы» в творчестве писателя

Обычаи казаков

Портрет писателя

15

Роман «Яик уходит в море» как художественная летопись жизни оренбургского казачества.




Знать: текст произведения.

Уметь: анализировать прозаическое произведение на основе художественного концепта и проблематики.

Роман, летопись




16

В. П. Правдухин. «Яик уходит в море» - историческиое произведение (1-4 главы)




З н а т ь: содержание произведения; нравственную проблематику,

владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению;

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы.







17

Р/Р Сочинение «Из истории моего города»




У м е т ь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное.

План, тема, идея, цитаты, тезисы




^ ПРИРОДА, ЖИЗНЬ, ТРАДИЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ЖИТЕЛЕЙ ОРЕНБУРЖЬЯ

18

С.Т.Аксаков «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии»- как научно-художественные очерки об оренбургских реках, озёрах, рыбах, птицах




Знать: о личности и судьбе писателя, жанр записок, стиль писателя.

Уметь: делать сообщение о писателе и его творчестве, анализировать главы произведения, находить выразительные средства

Выразитель-

ные средства




19


Описание природы в «Записках ружейного охотника Оренбургской губернии» С.Т.Аксакова




Уметь: делать сообщение о писателе и его творчестве, анализировать главы произведения, находить выразительные средства







20

Р/Р Сочинение-описание оренбургской степи, рек, гор, дорог в разное время года и суток




Уметь: определить основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой; составить план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы







21

С.Т.Аксаков «Записки об уженье рыбы»- как научно-художественные очерки об оренбургских реках, озёрах, рыбах, птицах




Уметь: анализировать прозаическое произведение на основе художественного концепта и проблематики.

Выразительн. средства, очерк




22

Описание занятий охотой в рассказе В.А.Даля «Охота на волков»




Уметь, работая с текстом, составлять подробную характеристику образа.

Свободная работа с текстом художественного стиля, понимание его специфики







23

Описание занятий торговлей в произведении В.И.Даля «Бикей и Мауляна» (1 глава)




Знать: содержание произведения.

Уметь: составлять сравнительную характеристику героев

топоним




24


В.П.Правдухин «Яик уходит в море» (22глава)- описание ловли рыбы




Уметь: анализировать прозаическое произведение на основе художественного концепта и проблематики.

Описание, выразительн. средства




25

Р\Р Сочинение «Как я ловил рыбу»




Владение навыками создания собственного текста и его редактирования







26


В.П.Правдухин. Книга очерков «Годы, тропы, ружьё» (гл. «Запахи детства», «Моя юность», «По Уралу на лодке»)




З н а т ь: содержание прочитанного произведения, проводить информационно-смысловой анализа текста

У м е т ь: делать сообщение, работать с текстами; владеть монологической и диалогической речью







27

А.Н.Толстой. Очерк «Из охотничьего дневника» - результат поездки по Уралу




У м е т ь: находить и раскрывать основные темы и проблемы в тексте, выразительно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки; соблюдать нормы литературного языка

очерк

Портрет писателя

28


Оригинальность ремесла Оренбургского края в рассказе Н.Струздюмова «Дело в руках»




У м е т ь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.


Быт и нравы казаков

Портрет писателя

29

И.Уханов «Оренбургский платок» как описание работы пуховязальщиц.




У м е т ь: находить и раскрывать основные темы и проблемы в тексте, выразительно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки; соблюдать нормы литературного языка




Портрет писателя

30

Исследование «Улицы города, названные по ремеслу», «Улица, на которой я живу»




Уметь находить нужный материал по теме, исследовать и презентовать его




презентации

31

Размышления о земле, детстве, о смысле жизни в произведении П.Н.Краснова «На грани»




У м е т ь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.





Портрет, презентация

32

Нравственные и экологические проблемы в рассказе П.Н.Краснова «Шатохи»




З н а т ь: содержание произведения; нравственную проблематику,

участвовать в диалоге по прочитанному произведению;

У м е т ь: самостоятельно делать выводы

Проблемы, нравствен-ость




33

Проект «Моя родословная»




Уметь находить нужный материал по теме, создавать проект и презентовать его




презентации

34

Урок-концерт «Цвети - расцветай, Оренбургский край»




Уметь организовать себя, применить знания для выступления




презентация

35

Резервный урок















Похожие:

Пояснительная записка Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы» iconНьютон (1643-1727) Был этот мир глубокой тьмой окутан
Понятие "физика" уходит своими корнями в глубокое прошлое, в переводе с греческого оно означает "природа". Основной задачей этой...
Пояснительная записка Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы» iconГде взять их? Все посвящены!
«Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу». Мы не в праве забывать свое страшное прошлое, потому что оно касается...
Пояснительная записка Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы» iconПояснительная записка Тема: «Путешествие в прошлое своей семьи»
Характеристика аудитории: обучающиеся 8 класса, родители обучающихся, классный
Пояснительная записка Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы» iconТема: «Занятие декоративно – прикладным искусством как фактор развития творческих способностей детей»
«Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых всё удается и спорится и наоборот,...
Пояснительная записка Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы» icon«считай, смекай, отгадывай»
Давайте начнем увле­кательное путешествие в мир математики. Не за­будьте с собой взять смекалку, сообразительность, они вам пригодятся....
Пояснительная записка Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы» iconОпыт работы по теме: «Роль учебного – опытного участка в учебно – воспитательном процессе школы»
Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых всё удаётся и спорится, которые...
Пояснительная записка Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы» iconВыступление на педсовете по теме
Речь идет об идейной политике Советского Союза. Но те времена уже ушли в прошлое, стали историей, которую теперь изучают наши дети....
Пояснительная записка Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы» iconТема XXI век время новых технологий
Поймём ли мы друг друга? Думаю, что поймём. Ведь есть жизненные категории, которые не подвластны времени. Это дружба, любовь, честь,...
Пояснительная записка Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы» iconЭлективный курс «Краеведение» Пояснительная записка в настоящем курсе "Краеведение"
Мы живем в России”, “Край, в котором мы живем”, “Село в котором я живу”. Каждый раздел поделен на темы – модули, каждая тема ежегодно...
Пояснительная записка Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы» iconПрограмма в области музыкального искусства «музыкальный фольклор»
Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты