|
Профилактика и коррекция плоскостопия у детей младшего школьного возраста. Актуальными задачами физического воспитания являются правильное формирование опорно-двигательного аппарата, а также профилактика и коррекция возможных нарушений. Это обусловлено тем, что среди функциональных отклонений, выявляемых у детей, наибольший удельный вес составляют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата, в частности нарушение осанки и уплощение стоп. Стопа человека осуществляет опорную, рессорную и локомоторную функции. Вследствие этого в строении стопы имеются существенные особенности, обусловленные, прежде всего вертикальным положением туловища. Пальцы стопы короткие и менее подвижные; плюсна мощная и прочная; кости располагаются в разных плоскостях и образуют продольный и поперечный своды. Укрепляют своды стопы туго натянутые связки, называемые пассивными «затяжками» стопы. В укреплении сводов стопы важную роль выполняют мышцы, которые являются активными «затяжками» стопы. Таким образом, конструкция стопы в виде сводчатой арки поддерживается благодаря форме костей, прочности связок и тонусу мышц (М. Сапин, Г. Былич). Детская стопа по сравнению с взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. На подошве у детей сильно выражена подкожная клетчатка, заполняющая свод стопы, что приводит нередко к диагностическим ошибкам (И.Ловейко). Кости стоп почти целиком состоят из хрящевой ткани, поэтому они более мягкие, эластичные, легко поддаются деформациям. Мышцы стопы, которые, как уже отмечалось выше, играют важную роль в укреплении сводов стопы, относительно слабо развиты. Суставно-связочный аппарат стоп еще не сформирован, суставы в сравнении с суставами взрослых более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы, менее прочны и более эластичны. Объем движений детской стопы больше, чем взрослой, вследствие большей эластичности мышечно-связочного аппарата, поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам. При нагрузке своды стопы несколько уплощаются, но по ее окончании тотчас же, с помощью активного сокращения мышц, возвращаются в исходное положение. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и стойкому опущению сводов (И.Ловейко). Таким образом, в младшем школьном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. В МАОУ «СОШ №99» организована работа профилактической и коррекционной направленности на уроках физической культуры что свидетельствует о том, что успешная профилактика и коррекция плоскостопия у детей возможны на основе комплексного подхода, который заключается, с одной стороны, в использовании всех средств физического воспитания (гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений), с другой стороны - в преемственности различных его видов и форм. Создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего укреплению мышц стопы и голени и оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты). Поскольку важными условиями предупреждения деформации стоп являются гигиена обуви и правильный ее подбор, учителя обращают внимание на обувь, в которой дети находятся в помощении, на улице, на занятиях физическими упражнениями, и дают соответствующие рекомендации родителям. Специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы, применяются в различных формах физического воспитания. Особенностью комплексов является использование игровых упражнений с привлекательными для детей образами («Котята», «Утята», «Матрешки» и др.), а также упражнений с предметами - мячом, обручем, скакалкой. Подобные упражнения профилактической и коррекционной направленности воспринимаются детьми как часть игры и включаются ими и в самостоятельную двигательную деятельность, что чрезвычайно важно. Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе совместной деятельности педагогического коллектива и семьи. Для привлечения родителей к активному участию применяются различные формы работы: родительские собрания; тематические консультации; педагогические беседы. Это позволяет обеспечить преемственность в развитии и обучении ребенка в условиях школьного учреждения и семьи, а также повысить осведомленность родителей в коррекционно-профилактических вопросах воспитания детей. Комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стоп. Они могут применяться в различных частях занятия по физической культуре, а также в других формах работы по физическому воспитанию. Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений до 10-12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса. С целью создания положительного эмоционального фона следует выполнять упражнения под музыку. Кроме того, необходимо применять наглядные пособия (различные картинки, рисунки), а также загадки, песни, стихотворения, соответствующие сюжету комплекса. Это будет способствовать повышению интереса и активности детей и, следовательно, более качественному выполнению упражнений. Комплексы упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия у детей младшего школьного возраста. ^ 1. «Котята идут мимо спящего пса» И.п. стоя на носках, руки внизу Ходьба на носках. Примечание: для создания у детей игровой мотивации в определенном месте зала ставят ориентир. Проходя мимо собаки-ориентира, дети стараются еще выше подняться на носки, и жестом (поднося указательный палец к губам) показывают друг Другу - "Тише! ' 2. «Котята греют на солнышке лапки» И.п. - сидя, руки в упоре сзади, носки натянуть 1 - согнуть вперед правую стопу 2-и.п. 3-4 - то же левой 3. «Лапки замерзли» И.п. - то же Поочередно потирать правой стопой левую голень и наоборот. 4. "Лапки танцуют" И.п. то же 1 - носки в стороны, пятки вместе 2-и.п. 3 - пятки в стороны, носки вместе 4 - и.п. 5. «Котята показывают коготочки» И.п. - сидя, согнув ноги, пальцы ног согнуты, руки в упоре сзади 1 - разгибая правую вперед, растопырить пальцы («показали коготочки») 2 и.п. («спрятали коготочки») 3-4-то же левой ^ 1. «Утята шагают к реке» И.п. - сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади Ходьба на месте, не отрывая носки от пола. 2. «Утка ходит вразвалочку-спотыкалочку» И.п. то же 1-2 - поднимая внутренние своды опереться на наружные края стоп 3-4 - и.н. 3. "Утята встретили на тропинке гусеницу" И.п. - то же Ползающие движения стоп вперед и назад с помощью пальцев. 4. "Утка крякает И.п. - то же 1-2 - отрывая пятки от пола, развести их в стороны («клюв открылся»), произнести "кря-кря" 3-4 - и.п. 5. "Утята учатся плавать" И.п. - сидя, руки в упоре сзади, носки натянуть 1 - согнуть правую стопу вперед 2 - разгибая правую стопу, согнуть вперед левую стопу ^ 1. «Танцующий верблюд» И.п. - стоя ноги врозь, стопы параллельно, руки внизу Ходьба на месте, поочередно поднимая пятки, не отрывая носки от пола. 2. «Забавный медвежонок» И. п. - стоя на наружных краях стоп, руки на пояс Ходьба на наружных краях стоп, поворачивая носки вовнутрь ( «по-медвежьи»). 3. «Смеющийся сурок» И.п. ~ стоя ноги вместе, руки согнуты перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами вниз 1-2 - полуприсед на носках, улыбнуться 3-4 - и.п. 4. «Тигренок потягивается» И.п. - сидя на пятках, руки в упоре впереди 1-2 - выпрямляя ноги, упор стоя согнувшись на носках 3-4 - и.п. 5. «Обезьянки-непоседы» И.п. - сидя по-турецки (согнув ноги коленями в стороны, стопы крест-накрест, наружные края стоп одинаково ровно опираются об пол), руки произвольно 1-2-встать 3-4 - стойка ноги скрестно на наружных краях стоп 5-6 - сесть 7-8 - и.п., сохранять положение правильной осанки 6. «Резвые зайчата» И.п. - стоя ноги вместе, руки на пояс 1-16 - подскоки на носках (пятки вместе) ^ 1. «Мы - веселые матрешки, на ногах у нас сапожки» И.п. - стоя ноги вместе, руки на пояс 1 - правую вперед на пятку 2-3 - покачать носком вправо-влево 4 - приставляя правую, и.п. 5-8 - то же с левой 2. «Красные сапожки, резвые ножки» И.п. то же 1 - правую вперед-в сторону на пятку 2 - правую на носок 3 - правую на пятку 4 - с притопом приставляя правую, и.п. 5-8 - то же с левой 3. «Танец каблучков» И.п. - то же 1-2 - поочередно шаг правой, затем левой вперед на пятку, руки в стороны ладонями вверх 3-4 - поочередно шаг правой, затем левой назад на носок, полуприсед, руки на пояс 4. «Гармошка» И.п. - стоя пятки вместе, носки врозь, руки на пояс 1 - слегка приподнять пятку правой и носок левой и скользящим движением перевести вправо 2 - опуская пятку правой и носок левой на пол, стойка носки вместе, пятки врозь 3 - слегка приподнять носок правой и пятку левой и скользящим движением перевести вправо 4 - опуская носок правой и пятку левой на пол, и.п. 5-8 - то же, что 1-4 1-8 - то же, передвигаясь влево 5. "Елочка" И.и. ~ то же 1 - слегка приподняв носки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол 2 - слегка приподняв пятки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол 3-8 ~ продолжать передвигаться таким образом вправо 1-8-то же влево 6. «Присядка» И.п. - то же 1 - присед на носках, колени в стороны, руки вперед-в стороны ладонями вверх 2 ~ и.п. 3 - правую в сторону на пятку 4 - приставляя правую, и.п. 5-8 - то же с другой ноги ^ 1. «Пингвины» И.п. - стоя ноги вместе, руки внизу, кисти согнуть 1 - не отрывая пятку, носок правой в сторону 2 - то же левой 3-6 - стоять, опираясь на наружный край стоп 7 ~ не отрывая пятку, носок правой в и.п. 8 - то же левой 2. «Попугай» И.п. - стоя ноги врозь, стопы параллельно, руки к плечам 1 - слегка приподняв носки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол 2 - слегка приподняв пятки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол 3-8 - продолжать передвигаться таким образом вправо («попугай ходит по веточке») 1-8-то же влево 3. «Фламинго» И. п. - стоя ноги вместе, руки в стороны 1 - согнуть правую вперед, стопа согнута, пальцы стопы согнуты и сжаты 2-3 - держать 4 - и.п. 5-8 - то же с другой ноги 4. «Журавли» И.п. - стоя ноги вместе, руки внизу 1 - поднимаясь на носки, взмах руками в стороны-вверх 2 - опускаясь на пятки, взмах руками вниз, и.п. 3-4 - то же, что на 1-2 То же поднимаясь на носок одной, сгибая другую вперед. 5. «Цапля» И.п. - стоя на носках, руки внизу Ходьба на носках, высоко поднимая колени, со взмахами рук вверх-вниз, имитируя движения крыльев птиц. 6. «Пеликан идет к воде» И.п. - присед на носках, руки на коленях Ходьба в приседе на носках. КОМПЛЕКС № 6 (с гимнастической палкой) 1. И.п. - сидя, согнув ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади, палка на полу под серединой стоп. Катать палку вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно. 2. И.п. - то же 1-2 - сгибая пальцы ног, обхватить ими палку 3-6 - держать 7-8 - и.п. 3. И.п. -то же 1-2 - поднять пятки, опираясь пальцами ног об пол 3-4 - и.п. 4. И.п. - сидя по-турецки, палка вертикально на полу между стоп, придерживая хватом двумя руками за верхний конец Движениями стоп вперед-назад вращать палку вокруг вертикальной оси. 5. И.п. -то же Стараясь обхватить палку стопами, поочередно перемещать их по палке вверх и вниз. 6. И.п. - стоя ноги вместе на палке, лежащей на полу, руки на пояс Ходьба по палке приставным шагом вправо и влево, палка под серединой стоп; то же, но пятки на палке, а носки на полу; то же, но носки на палке, а пятки на полу. Примечание: лучше всего использовать деревянные гимнастические палки длиной 80 см, диаметром 2 см. КОМПЛЕКС№7 (с мячом) 1. И.п. - сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, мяч под стопами Катать мяч вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно. 2. И.п. - то же Катать мяч вправо-влево двумя стопами вместе и поочередно. 3. И.п. - тоже Круговые движения двумя стопами вместе и поочередно, вращая мяч вправо и влево. 4. И.п. - лежа на спине, руки внизу, мяч между лодыжками 1-2 ноги вперед, поднимая мяч и удерживая его стопами 3-4 - й.п. 5. И.п. - сидя ноги врозь, мяч внутри на полу у носка правой Движением носка внутрь одной стопы перекатить мяч к другой стопе и наоборот. Примечание: рекомендуется использовать резиновые мячи диаметром 8-12 с КОМПЛЕКС № 8 (со скакалкой) 1. И.п. - о.с., скакалка на полу, расправленная по всей длине Разновидности ходьбы по скакалке, стараясь сохранять равновесие и не наступать на пол: ставя пятку одной перед носком другой; разворачивая носки в стороны, скакалка под серединой стоп («елочка»); разворачивая пятки в стороны, скакалка под серединой стоп; приставными шагами вправо и влево. 2. И.п. - скакалка на полу, расправленная по всей длине, стоя ноги врозь на скакалке, стопы параллельно (скакалка под серединой стоп) Перекаты с пяток на носки обратно. 3. И.п. - сидя согнув ноги врозь, стопы параллельно, на скакалке, лежащей расправленной па полу Захватывая скакалку пальцами ног, приподнимать ее вверх и снова опускать на пол. 4. И.п. - то же. Собирать и расправлять скакалку пальцами ног. 5. И.п. - стоя ноги вместе, скакалка хватом двумя руками за концы впереди 1-2 - поднимая носки с опорой на пятки, перевести скакалку под стопы 3-4 - поднимаясь на носки, перевести скакалку назад 5-6 - опускаясь на всю стону, стойка ноги вместе, скакалка сзади 7-8 - перемах скакалки через голову вперед, и.п. 6. И.п. - скакалка на полу, расправленная по всей длине, стоя ноги врозь на скакалке, стопы параллельно (скакалка под серединой стоп) Легкие подскоки на месте и с небольшим продвижением вправо-влево по скакалке. Примечание: рекомендуется использовать веревочные скакалки, концы которой обматываются изоляционной лентой; длина скакалки должна соответствовать росту упражняющегося: ребенок встает на скакалку, ноги на ширине стопы (продольно) и натягивает ее кверху, при этом концы скакалки должны касаться подмышечных впадин. КОМПЛЕКС № 9 (с обручем) 1. И.п. - стоя ноги вместе, обруч на полу, руки на пояс Ходьба по обручу приставным шагом вправо и влево, обруч под серединой стоп, обхватывая края обруча пальцами стоп; то же, но пятки на обруче, а носки на полу; то же, но носки на обруче, а пятки на полу. 2. И.п. - стоя ноги врозь, стопы параллельно на обруче, лежащем на полу, руки на пояс 1-2 - сгибая пальцы ног, обхватить ими край обруча 3-4 - и.п. 3. И.п. - то же 1-2-полуприсед 3-4 - и.п. 4. И.п. - то же 1-2 - присед 3-4 - и.п. 5. И.п. - стоя ноги вместе, обруч впереди вертикально на полу, хватом двумя руками снаружи за верхний край 1-2 ~ поднимая носки с опорой на пятки, перевести обруч под стопы 3-4 - вставая на носки, перевести обруч назад за пятки 5-6- опуститься на всю стопу (стоять в обруче, обруч наклонно) 7-8 - поворачивая обруч, перевести его через голову, и.п. Примечание: наиболее практичны и удобны обручи из пластмассы диаметром 80 см. КОМПЛЕКС №10 «Загадки» Перед выполнением каждого упражнения преподаватель загадывает детям загадки, а они должны «нарисовать» то, что загадано, движениями правой, затем левой стопы. Загадки, а также последовательность упражнений желательно варьировать через каждые одно-два занятия, чтобы стимулировать мыслительные процессы у детей. 1. «Месяц». За домам у дорожки висит пол-лепешки. И.п. - сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади. Несколько раз нарисовать полукруг правой, левой стопой и двумя стопами одновременно. 2. «Солнце». В дверь, в окно стучать не будет, а взойдет и всехразбудит. И.п. - то же. Несколько раз нарисовать круг и отходящие от него лучи правой, левой стопой и двумя стопами одновременно. 3. «Туча». По небу ходила, солнышко закрыла. Только солнце спряталось - и она расплакалась. И.п. - то же. Несколько раз нарисовать очертания тучи правой, левой стопой и двумя стопами одновременно. 4. «Молния». Летит огненная стрела, никто ее не поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица. И.п. - то же. Несколько раз зигзагообразными движениями нарисовать молнию правой, левой стопой и двумя стопами одновременно. 5. «Дождь». Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет. И никуда я не иду, покуда он идет. И.п. - сидя, согнутые ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади. Постукивать о пол носком одной ноги, другой и носками обеих ног одновременно («дождь барабанит по стеклам»), оставляя пятки плотно прижатыми к полу. То же, только постукивать пятками, а носки плотно прижаты к полу. 6. «Радуга». Крашеное коромысло над рекой повисло. И.п. - сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади. Несколько раз нарисовать радугу правой, левой стопой и двумя стопами одновременно. |