|
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№7 имени В.Н.Пушкарева» МО «Островский район» Приложение X «Я – исследователь» (Информационно - методические материалы для школьников по научно-исследовательской деятельности) Составитель: Н.О.Ананьева, заместитель директора МБОУ «СОШ№7 имени В.Н.Пушкарева» МО «Островский район» Псковской области Памятки «Юному исследователю» №1. Словарь юного исследователя ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать. ^ – отражает характерные черты проблемы. ЦЕЛЬ исследования - это прогнозированный результат исследовательской деятельности. Сформулировать цель - значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим. ЗАДАЧИ исследования – это более частные цели. Задачи уточняют цель. Задачи описывают основные шаги достижения цели. Обычно для формулировки задач используют глаголы: раскрыть, рассмотреть, выявить, выяснить, обосновать, определить и другие. ГИПОТЕЗА - это предположение, догадка, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом (предполагаемый результат). Обычно гипотеза начинается со слов «предположим», «возможно». ^ – эта та область, в рамках которой содержится то, что будет изучаться, исследоваться. ПРЕДМЕТ исследования – конкретная часть объекта или процесс, в нем происходящий, аспект проблемы, который исследуется. ЭКСПЕРИМЕНТ – от латинского слова «experimentum» (проба, опыт). Это самый главный метод познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые различные явления. №^ ВВЕДЕНИЕ: 2-3 абзаца, где раскрывается актуальность темы, ее значение для науки, для автора работы, дается предмет и объект исследования, цели и задачи работы, методы исследования. ^ : обычно состоит из 2 -3 глав. В главе 1 дается описание и классификация предмета исследования (явлений, событий, фактов, процессов), почерпнутое из научной литературы. В главе 2, 3 –дается описание своих экспериментов, исследований, наблюдений по теме. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: даются основные выводы по теме, по проблеме, выдвинутой в цели исследования, указываются возможные пути применения данной работы (выводы не должны расходиться с задачами). ^ приводится список используемой литературы и ресурсов Интернета в соответствии с ГОСТОМ. ПРИЛОЖЕНИЕ: даются схемы, таблицы, анкеты и т.д., используемые в ходе исследования. ОБЪЕМ работы учащегося рекомендуется от 15 до 20 страниц печатного текста (оптимальный объем – 10-12 страниц). Страницы должны быть пронумерованы, внесены в оглавление ^ содержит: название темы исследования, сведение об авторе, руководителе, месте, где предполагается защита работы, год защиты. №3. Выбор темы исследования Проведение научного исследования – это процесс создания человеком новых знаний о мире и о себе для того, чтобы получить ответ на какой-то его заинтересовавший вопрос. Источником идеи может быть увлечение или проблема, которая интересна и важна для ученика. При этом проблема может быть стара как мир, но пути ее решения могут быть самыми разнообразными. Помочь выбрать и сформулировать тему может школьный учитель (научный руководитель). Не надо брать тему очень широкую, так вы просто не сможете ее раскрыть. Тему научной работы надо правильно сформулировать, чтобы она звучала научно. Конечно, интересны новые, не избитые темы. Ранее разработанные темы можно использовать, например, ради тренинга, на первых шагах своей научно-исследовательской деятельности. И, несомненно, тема НИР должна подразумевать исследование, а не быть реферативной (пересказом уже известных мыслей, идей). №4. Этапы проведения исследования
Рассматривание и оценка возможных решений, формулировка научной догадки (гипотезы).
4. Оценка результатов экспериментов и выводы, основанные на полученных данных.
№5. Особенности НИР по разным научным направлениям 1.Научно- исследовательская работа (НИР) по физике, химии, биологии и экологии носит, в основном, экспериментальный характер и часто проводится на базе научных лабораторий. При выполнении работ по экологии рекомендуется рассматривать проблемы окружающей среды своего региона, населенного пункта. 2. По истории и краеведению чаще проводят исследования, связанные с изучением истории своего родного края, школы, семьи. Такие работы надо выполнять с привлечением архивных данных, библиотек. 3. По математике исследовательские работы делятся на 2 группы: 1) изучение материала, не входящего в школьную программу, и решение, на его основе рядя задач; и 2) практическое применение математики в других областях знаний. 4. По информатике НИР можно разделить на 3 группы: 1) Поиск необходимого материала и представление его в виде слайд-фильма (можно его разместить в Интернете); 2) Изучение и обзор новых программных средств; 3) Программирование алгоритмом математических задач, результатом которых является отлаженная программа. №^ На защиту работы на конференции обычно дается не более 10 минут. За это время нужно изложить суть работы. По исследованиям психологов внимание человека при слушании другого составляет 7 минут! Поэтому для доклада надо отобрать самое важное, исключив лишние слова. Примерное содержание доклада:
После доклада вам необходимо ответить на вопросы, касающиеся вашей работы. Не надо бояться вопросов, если их задают - значит ваша работа заинтересовала слушателей. Основные оценки (критерии) исследовательской работы («секреты» жюри):
Победителем признается тот, кто наберет наибольшую сумму баллов. |
![]() | Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я исследователь» пояснительная записка «Я – исследователь» Программы внеурочной деятельности. Система Л. В. Занкова/П78 Сост. Е. Н. Петрова. Самара: Издательство Учебная... | ![]() | Конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я исследователь» Муниципальный конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь» |
![]() | Научно-практическая конференция учащихся «юнис: юный исследователь» Тема проекта: «Определение хладопроизводительности и холодильного коэффициента компрессорного холодильника» | ![]() | Матрица автоматизмов материи The matrix of automatisms of matter ... |
![]() | Секция «Естественнонаучная. Неживая природа»» Список участников муниципального отборочного этапа Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников... | ![]() | Выполнил Стефанов В. И., лаборант-исследователь На этот регион приходится наибольшая часть мировой торговли и производства, он является наиболее динамично развивающимся регионом... |
![]() | Конкурс для школьников «Химия настоящего и будущего» Мбоу «сош №170», 8Б класс, лаборатория «Исследователь» моу дод цдод «Центр экологии, краеведения и туризма» | ![]() | Программа по внеурочной деятельности «я- исследователь» Содержание Пояснительная записка Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета |
![]() | Изучение распределения политических ценностей в России, Франции, Германии и США Миголь Екатерина Владимировна, гу-вшэ, лаборатория политических исследований, стажер-исследователь | ![]() | Решение о направлении лучших работ для внеконкурсного участия в краевых образовательных программах на 2012-2013 учебный год Доп по учебно-исследовательской деятельности «дистанционная школа «Юный исследователь» |